Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детство»
«Центр развития ребенка» города Калуги
(МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги)
«Принят»
протокол педагогического совета
МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги
от 23.08.2024 г. № 7

Приложение 4
«Утвержден»
приказом директора МБДОУ
«Детство» «ЦРР» г. Калуги
от 26.08.2024 г. № 377

Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в
МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги
Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на
изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей,
личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она
позволяет выявлять особенности и динамику развития ребёнка, составлять на основе
полученных

данных

образовательной

индивидуальные

программы,

образовательные

своевременно

вносить

маршруты

изменения

в

освоения

планирование,

содержание и организацию образовательной деятельности.
Педагогическая диагностика в ДОО — инструмент, который позволяет изучить
умения, интересы, склонности и личностные особенности дошкольников, а также
проанализировать способы, которые они используют для взаимодействия со взрослыми.
Цель диагностики — выявить динамику и особенности развития ребенка и на
основе этих данных составить индивидуальный образовательный маршрут освоения
образовательной программы. Кроме того, по результатам такой диагностики педагоги
могут изменять рабочие программы, планы, содержание и организацию образовательного
процесса.
Диагностику познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития
проводят воспитатели дошкольных групп. Музыкальный руководитель, педагог по
изодеятельности, инструктор по физкультуре также участвуют в этом процессе, оценивая
развитие ребенка в соответствующих областях.
Чтобы выявить индивидуальные психологические особенности ребенка и
определить причины затруднений в освоении программы, требуется психологическая
диагностика. Ее может провести только квалифицированный специалист — педагогпсихолог.

Результаты

такой

диагностики

используют,

чтобы

решить

задачи

психологического сопровождения ребенка и оказать ему коррекционно-развивающую и
психологическую помощь. Психологическая диагностика ребенка проводится только с
согласия его родителей.
Принципы педагогической диагностики
ФГОС ДО закладывает в программу дошкольного образования планируемые
результаты ее освоения. Стандарт задает целевые ориентиры — социально-нормативные
возрастные характеристики, которых ребенок может достигнуть на разных этапах вплоть
до поступления в школу.
•

Планируемые результаты не подлежат непосредственной оценке, в том

числе и в виде педагогической диагностики.
Задача педагогической диагностики — изучить индивидуальное развитие детей не
с целью дать оценку каждому ребенку, а чтобы определить эффективность педагогических
действий и образовательного процесса в целом.
•

Развитие эмоционального интеллекта дошкольников — одно из важнейших

требований госстандарта.
Педагогическая диагностика не происходит произвольно — проводить ее нужно с
учетом следующих принципов:
1.

Принцип целенаправленности и адресности диагностики.

2.

Принцип обязательного учета результатов диагностики в деятельности

3.

Принцип

ДОО.
соответствия

диагностических

процедур

современным

достижениям педагогической науки и практики.
4.

Принцип системности и непрерывности.

Данные положения подчеркивают направленность педагогической диагностики
на оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой
определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее
планирование.
Результаты
используются

педагогической

диагностики (мониторинга)

исключительно для решения следующих образовательных задач:

l) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения
его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Периодичность проведения педагогической диагностики определяется ВСОКО
МБДОУ

«Детство» «ЦРР» г. Калуги. Педагогическая диагностика проведется на
начальном этапе освоения ребёнком образовательной программы в зависимости от
времени его поступления в дошкольную группу (стартовая диагностика) и на
завершающем этапе освоения программы его возрастной группой (заключительная,
финальная диагностика). При проведении диагностики на начальном этапе учитывается
адаптационный период пребывания ребёнка в группе. Сравнение результатов стартовой и
финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребёнка.
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится
педагогом в произвольной форме на основе малоформализованных диагностических
методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, диагностические ситуации, анализа
продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок
и тому подобное), специальных диагностических ситуаций. При необходимости педагог
может использовать специальные методики диагностики физического, коммуникативного,
познавательного, речевого, художественно-эстетического развития.
Основным методом педагогической диагностики является наблюдение.
Наблюдение — основной метод педагогической диагностики, он информативен
и универсален. Педагог может изучить почти любой процесс или явление, не искажая
естественное поведение детей и практически не используя дополнительных средств.
Применяя этот метод, педагог:
изучает педагогические явления в динамике;
непосредственно наблюдает поведение детей в конкретных условиях и реальном
времени;
оперативно получает информацию и связь с ребенком или группой;
фиксирует факты: характер взаимодействия и стиль поведения детей, их
движения, мимику, жесты.
Ориентиры для наблюдения возрастные характеристики развития ребёнка. Они
выступают как обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах
дошкольного детства в соответствующих образовательных областях. Педагог наблюдает
за

поведением

ребёнка

в

деятельности

(игровой,

общении,

познавательно-

исследовательской, изобразительной, конструировании, двигательной), разных ситуациях
(в режимных процессах, в группе и на прогулке, совместной и самостоятельной
деятельности детей и других ситуациях). В процессе наблюдения педагог отмечает
особенности проявления ребёнком личностных качеств, деятельностных умений,
интересов, предпочтений, фиксирует реакции на успехи и неудачи, поведение в
конфликтных ситуациях и тому подобное.

Наблюдая за поведением ребёнка, педагог обращает внимание на частоту
проявления каждого показателя, самостоятельность и инициативность ребенка в
деятельности. Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости
показателя. Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону
актуального и ближайшего развития ребенка. Инициативность свидетельствует о
проявлении субъектности ребенка в деятельности и взаимодействии.
Результаты наблюдения фиксируются, способ и форму их регистрации педагог
выбирает самостоятельно. Оптимальной формой фиксации результатов наблюдения может
являться карта развития ребёнка. Педагог может составить её самостоятельно, отразив
показатели возрастного развития ребёнка и критерии их оценивания. Фиксация данных
наблюдения позволяет педагогу выявить и проанализировать динамику в развитии
ребёнка на определенном возрастном этапе, а также скорректировать образовательную
деятельность с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка и его
потребностей.
Диагностическая ситуация — это ситуация, возникшая естественным образом
или осознанно созданная педагогом. Такой метод позволяет выявить характерные
особенности и интересы детей. Подбирать диагностические ситуации необходимо
в соответствии с целями и задачами исследования:
ситуация выбора,
игровая ситуация,
проблемная ситуация,
ситуации,

возникающие

в процессе

проведения

мероприятий:

досуговых,

спортивных, театрализованных и других.
В ситуациях выбора детям предлагается выбрать деятельность, ее содержание,
игрушки, инструменты и материалы, партнера.
Результаты наблюдения дополняются беседами с детьми в свободной форме, что
позволяет выявить причины поступков, наличие интереса к определенному виду
деятельности, уточнить знания о предметах и явлениях окружающей действительности и
другое.
Анализ продуктов детской деятельности осуществляется также на основе
изучения материалов портфолио ребёнка (рисунков, работ по аппликации, фотографий
работ по лепке, построек, поделок и другого). Полученные в процессе анализа
качественные

характеристики

существенно

дополнят

результаты

наблюдения

за

продуктивной деятельностью детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и
другой деятельностью).

Изучая работы ребенка, педагог может установить их характерные особенности,
например техничность и оригинальность исполнения. А также составить представление о
примерном соответствии умений возрастным характеристикам развития. Информацию,
полученную в ходе педагогической диагностики, можно фиксировать в картах развития
дошкольников
Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на
основе которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует РППС,
мотивирующую

активную

творческую

деятельность

обучающихся,

составляет

индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной Программы,
осознанно ицеленаправленно проектирует образовательный процесс.
Квалифицированные

специалисты

(педагоги-психологи,

психологи)

при

возникновении у детей трудностей в освоении образовательной программы проводят
психологическую диагностику развития детей (выявление и изучение индивидуальнопсихологических особенностей детей, причин возникновения трудностей в освоении
образовательной

программы).

Участие

ребёнка

в

психологической

диагностике

допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты
психологической диагностики используются для решения задач психологического
сопровождения и оказания адресной психологической помощи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».