Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детство»
«Центр развития ребенка» города Калуги
(МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги)
«Принят»
протокол педагогического совета
МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги
от 23.08.2024 г. № 7
Приложение 4
«Утвержден»
приказом директора МБДОУ
«Детство» «ЦРР» г. Калуги
от 26.08.2024 г. № 377
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в
МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги
Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на
изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей,
личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она
позволяет выявлять особенности и динамику развития ребёнка, составлять на основе
полученных
данных
образовательной
индивидуальные
программы,
образовательные
своевременно
вносить
маршруты
изменения
в
освоения
планирование,
содержание и организацию образовательной деятельности.
Педагогическая диагностика в ДОО — инструмент, который позволяет изучить
умения, интересы, склонности и личностные особенности дошкольников, а также
проанализировать способы, которые они используют для взаимодействия со взрослыми.
Цель диагностики — выявить динамику и особенности развития ребенка и на
основе этих данных составить индивидуальный образовательный маршрут освоения
образовательной программы. Кроме того, по результатам такой диагностики педагоги
могут изменять рабочие программы, планы, содержание и организацию образовательного
процесса.
Диагностику познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития
проводят воспитатели дошкольных групп. Музыкальный руководитель, педагог по
изодеятельности, инструктор по физкультуре также участвуют в этом процессе, оценивая
развитие ребенка в соответствующих областях.
Чтобы выявить индивидуальные психологические особенности ребенка и
определить причины затруднений в освоении программы, требуется психологическая
диагностика. Ее может провести только квалифицированный специалист — педагогпсихолог.
Результаты
такой
диагностики
используют,
чтобы
решить
задачи
психологического сопровождения ребенка и оказать ему коррекционно-развивающую и
психологическую помощь. Психологическая диагностика ребенка проводится только с
согласия его родителей.
Принципы педагогической диагностики
ФГОС ДО закладывает в программу дошкольного образования планируемые
результаты ее освоения. Стандарт задает целевые ориентиры — социально-нормативные
возрастные характеристики, которых ребенок может достигнуть на разных этапах вплоть
до поступления в школу.
•
Планируемые результаты не подлежат непосредственной оценке, в том
числе и в виде педагогической диагностики.
Задача педагогической диагностики — изучить индивидуальное развитие детей не
с целью дать оценку каждому ребенку, а чтобы определить эффективность педагогических
действий и образовательного процесса в целом.
•
Развитие эмоционального интеллекта дошкольников — одно из важнейших
требований госстандарта.
Педагогическая диагностика не происходит произвольно — проводить ее нужно с
учетом следующих принципов:
1.
Принцип целенаправленности и адресности диагностики.
2.
Принцип обязательного учета результатов диагностики в деятельности
3.
Принцип
ДОО.
соответствия
диагностических
процедур
современным
достижениям педагогической науки и практики.
4.
Принцип системности и непрерывности.
Данные положения подчеркивают направленность педагогической диагностики
на оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой
определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее
планирование.
Результаты
используются
педагогической
диагностики (мониторинга)
исключительно для решения следующих образовательных задач:
l) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения
его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Периодичность проведения педагогической диагностики определяется ВСОКО
МБДОУ
«Детство» «ЦРР» г. Калуги. Педагогическая диагностика проведется на
начальном этапе освоения ребёнком образовательной программы в зависимости от
времени его поступления в дошкольную группу (стартовая диагностика) и на
завершающем этапе освоения программы его возрастной группой (заключительная,
финальная диагностика). При проведении диагностики на начальном этапе учитывается
адаптационный период пребывания ребёнка в группе. Сравнение результатов стартовой и
финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребёнка.
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится
педагогом в произвольной форме на основе малоформализованных диагностических
методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, диагностические ситуации, анализа
продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок
и тому подобное), специальных диагностических ситуаций. При необходимости педагог
может использовать специальные методики диагностики физического, коммуникативного,
познавательного, речевого, художественно-эстетического развития.
Основным методом педагогической диагностики является наблюдение.
Наблюдение — основной метод педагогической диагностики, он информативен
и универсален. Педагог может изучить почти любой процесс или явление, не искажая
естественное поведение детей и практически не используя дополнительных средств.
Применяя этот метод, педагог:
изучает педагогические явления в динамике;
непосредственно наблюдает поведение детей в конкретных условиях и реальном
времени;
оперативно получает информацию и связь с ребенком или группой;
фиксирует факты: характер взаимодействия и стиль поведения детей, их
движения, мимику, жесты.
Ориентиры для наблюдения возрастные характеристики развития ребёнка. Они
выступают как обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах
дошкольного детства в соответствующих образовательных областях. Педагог наблюдает
за
поведением
ребёнка
в
деятельности
(игровой,
общении,
познавательно-
исследовательской, изобразительной, конструировании, двигательной), разных ситуациях
(в режимных процессах, в группе и на прогулке, совместной и самостоятельной
деятельности детей и других ситуациях). В процессе наблюдения педагог отмечает
особенности проявления ребёнком личностных качеств, деятельностных умений,
интересов, предпочтений, фиксирует реакции на успехи и неудачи, поведение в
конфликтных ситуациях и тому подобное.
Наблюдая за поведением ребёнка, педагог обращает внимание на частоту
проявления каждого показателя, самостоятельность и инициативность ребенка в
деятельности. Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости
показателя. Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону
актуального и ближайшего развития ребенка. Инициативность свидетельствует о
проявлении субъектности ребенка в деятельности и взаимодействии.
Результаты наблюдения фиксируются, способ и форму их регистрации педагог
выбирает самостоятельно. Оптимальной формой фиксации результатов наблюдения может
являться карта развития ребёнка. Педагог может составить её самостоятельно, отразив
показатели возрастного развития ребёнка и критерии их оценивания. Фиксация данных
наблюдения позволяет педагогу выявить и проанализировать динамику в развитии
ребёнка на определенном возрастном этапе, а также скорректировать образовательную
деятельность с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка и его
потребностей.
Диагностическая ситуация — это ситуация, возникшая естественным образом
или осознанно созданная педагогом. Такой метод позволяет выявить характерные
особенности и интересы детей. Подбирать диагностические ситуации необходимо
в соответствии с целями и задачами исследования:
ситуация выбора,
игровая ситуация,
проблемная ситуация,
ситуации,
возникающие
в процессе
проведения
мероприятий:
досуговых,
спортивных, театрализованных и других.
В ситуациях выбора детям предлагается выбрать деятельность, ее содержание,
игрушки, инструменты и материалы, партнера.
Результаты наблюдения дополняются беседами с детьми в свободной форме, что
позволяет выявить причины поступков, наличие интереса к определенному виду
деятельности, уточнить знания о предметах и явлениях окружающей действительности и
другое.
Анализ продуктов детской деятельности осуществляется также на основе
изучения материалов портфолио ребёнка (рисунков, работ по аппликации, фотографий
работ по лепке, построек, поделок и другого). Полученные в процессе анализа
качественные
характеристики
существенно
дополнят
результаты
наблюдения
за
продуктивной деятельностью детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и
другой деятельностью).
Изучая работы ребенка, педагог может установить их характерные особенности,
например техничность и оригинальность исполнения. А также составить представление о
примерном соответствии умений возрастным характеристикам развития. Информацию,
полученную в ходе педагогической диагностики, можно фиксировать в картах развития
дошкольников
Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на
основе которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует РППС,
мотивирующую
активную
творческую
деятельность
обучающихся,
составляет
индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной Программы,
осознанно ицеленаправленно проектирует образовательный процесс.
Квалифицированные
специалисты
(педагоги-психологи,
психологи)
при
возникновении у детей трудностей в освоении образовательной программы проводят
психологическую диагностику развития детей (выявление и изучение индивидуальнопсихологических особенностей детей, причин возникновения трудностей в освоении
образовательной
программы).
Участие
ребёнка
в
психологической
диагностике
допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты
психологической диагностики используются для решения задач психологического
сопровождения и оказания адресной психологической помощи.