Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детство» «Центр развития ребенка» города Калуги (МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги) «Принят» протокол педагогического совета МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги от 23.08.2024 г. № 7 Приложение 4 «Утвержден» приказом директора МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги от 26.08.2024 г. № 377 Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребёнка, составлять на основе полученных данных образовательной индивидуальные программы, образовательные своевременно вносить маршруты изменения в освоения планирование, содержание и организацию образовательной деятельности. Педагогическая диагностика в ДОО — инструмент, который позволяет изучить умения, интересы, склонности и личностные особенности дошкольников, а также проанализировать способы, которые они используют для взаимодействия со взрослыми. Цель диагностики — выявить динамику и особенности развития ребенка и на основе этих данных составить индивидуальный образовательный маршрут освоения образовательной программы. Кроме того, по результатам такой диагностики педагоги могут изменять рабочие программы, планы, содержание и организацию образовательного процесса. Диагностику познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития проводят воспитатели дошкольных групп. Музыкальный руководитель, педагог по изодеятельности, инструктор по физкультуре также участвуют в этом процессе, оценивая развитие ребенка в соответствующих областях. Чтобы выявить индивидуальные психологические особенности ребенка и определить причины затруднений в освоении программы, требуется психологическая диагностика. Ее может провести только квалифицированный специалист — педагогпсихолог. Результаты такой диагностики используют, чтобы решить задачи психологического сопровождения ребенка и оказать ему коррекционно-развивающую и психологическую помощь. Психологическая диагностика ребенка проводится только с согласия его родителей. Принципы педагогической диагностики ФГОС ДО закладывает в программу дошкольного образования планируемые результаты ее освоения. Стандарт задает целевые ориентиры — социально-нормативные возрастные характеристики, которых ребенок может достигнуть на разных этапах вплоть до поступления в школу. • Планируемые результаты не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики. Задача педагогической диагностики — изучить индивидуальное развитие детей не с целью дать оценку каждому ребенку, а чтобы определить эффективность педагогических действий и образовательного процесса в целом. • Развитие эмоционального интеллекта дошкольников — одно из важнейших требований госстандарта. Педагогическая диагностика не происходит произвольно — проводить ее нужно с учетом следующих принципов: 1. Принцип целенаправленности и адресности диагностики. 2. Принцип обязательного учета результатов диагностики в деятельности 3. Принцип ДОО. соответствия диагностических процедур современным достижениям педагогической науки и практики. 4. Принцип системности и непрерывности. Данные положения подчеркивают направленность педагогической диагностики на оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее планирование. Результаты используются педагогической диагностики (мониторинга) исключительно для решения следующих образовательных задач: l) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. Периодичность проведения педагогической диагностики определяется ВСОКО МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги. Педагогическая диагностика проведется на начальном этапе освоения ребёнком образовательной программы в зависимости от времени его поступления в дошкольную группу (стартовая диагностика) и на завершающем этапе освоения программы его возрастной группой (заключительная, финальная диагностика). При проведении диагностики на начальном этапе учитывается адаптационный период пребывания ребёнка в группе. Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребёнка. Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной форме на основе малоформализованных диагностических методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, диагностические ситуации, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и тому подобное), специальных диагностических ситуаций. При необходимости педагог может использовать специальные методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития. Основным методом педагогической диагностики является наблюдение. Наблюдение — основной метод педагогической диагностики, он информативен и универсален. Педагог может изучить почти любой процесс или явление, не искажая естественное поведение детей и практически не используя дополнительных средств. Применяя этот метод, педагог: изучает педагогические явления в динамике; непосредственно наблюдает поведение детей в конкретных условиях и реальном времени; оперативно получает информацию и связь с ребенком или группой; фиксирует факты: характер взаимодействия и стиль поведения детей, их движения, мимику, жесты. Ориентиры для наблюдения возрастные характеристики развития ребёнка. Они выступают как обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах дошкольного детства в соответствующих образовательных областях. Педагог наблюдает за поведением ребёнка в деятельности (игровой, общении, познавательно- исследовательской, изобразительной, конструировании, двигательной), разных ситуациях (в режимных процессах, в группе и на прогулке, совместной и самостоятельной деятельности детей и других ситуациях). В процессе наблюдения педагог отмечает особенности проявления ребёнком личностных качеств, деятельностных умений, интересов, предпочтений, фиксирует реакции на успехи и неудачи, поведение в конфликтных ситуациях и тому подобное. Наблюдая за поведением ребёнка, педагог обращает внимание на частоту проявления каждого показателя, самостоятельность и инициативность ребенка в деятельности. Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости показателя. Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону актуального и ближайшего развития ребенка. Инициативность свидетельствует о проявлении субъектности ребенка в деятельности и взаимодействии. Результаты наблюдения фиксируются, способ и форму их регистрации педагог выбирает самостоятельно. Оптимальной формой фиксации результатов наблюдения может являться карта развития ребёнка. Педагог может составить её самостоятельно, отразив показатели возрастного развития ребёнка и критерии их оценивания. Фиксация данных наблюдения позволяет педагогу выявить и проанализировать динамику в развитии ребёнка на определенном возрастном этапе, а также скорректировать образовательную деятельность с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка и его потребностей. Диагностическая ситуация — это ситуация, возникшая естественным образом или осознанно созданная педагогом. Такой метод позволяет выявить характерные особенности и интересы детей. Подбирать диагностические ситуации необходимо в соответствии с целями и задачами исследования: ситуация выбора, игровая ситуация, проблемная ситуация, ситуации, возникающие в процессе проведения мероприятий: досуговых, спортивных, театрализованных и других. В ситуациях выбора детям предлагается выбрать деятельность, ее содержание, игрушки, инструменты и материалы, партнера. Результаты наблюдения дополняются беседами с детьми в свободной форме, что позволяет выявить причины поступков, наличие интереса к определенному виду деятельности, уточнить знания о предметах и явлениях окружающей действительности и другое. Анализ продуктов детской деятельности осуществляется также на основе изучения материалов портфолио ребёнка (рисунков, работ по аппликации, фотографий работ по лепке, построек, поделок и другого). Полученные в процессе анализа качественные характеристики существенно дополнят результаты наблюдения за продуктивной деятельностью детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и другой деятельностью). Изучая работы ребенка, педагог может установить их характерные особенности, например техничность и оригинальность исполнения. А также составить представление о примерном соответствии умений возрастным характеристикам развития. Информацию, полученную в ходе педагогической диагностики, можно фиксировать в картах развития дошкольников Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует РППС, мотивирующую активную творческую деятельность обучающихся, составляет индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной Программы, осознанно ицеленаправленно проектирует образовательный процесс. Квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи) при возникновении у детей трудностей в освоении образовательной программы проводят психологическую диагностику развития детей (выявление и изучение индивидуальнопсихологических особенностей детей, причин возникновения трудностей в освоении образовательной программы). Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и оказания адресной психологической помощи.