Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детство» «Центр развития ребенка» города Калуги необособленное структурное подразделение «Кораблик» (МБДОУ «Детство» «ЦРР» г Калуги НСП «Кораблик») Принят на заседании педагогическим советом МБДОУ «Детство» «ЦРР» г Калуги НСП «Кораблик» протокол № 1 от 02.09.2024 Утвержден приказом МБДОУ «Детство» «ЦРР» г Калуги НСП «Кораблик» № 392-ОД от 02.09.2024 Учебный план реализации основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП «Кораблик» на 2024/2025 учебный год г. Калуга, 2024 Пояснительная записка Учебный план реализации основной общеобразовательной программы образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП «Кораблик», на 2024/2025 учебный год является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в необособленном структурном подразделении (далее – НСП) с учетом его специфики, учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения. Нормативной базой для составления учебного плана являются следующие документы: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" - «Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2; - «Санитарный правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (в ред. от 21.01.2019, Приказ Министерства просвещения РФ от 21.01.2019 № 3; - Письмо «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08- 249; − Устав МБДОУ «Детство» «ЦРР» г.Калуги от 10.12.2015 г. №16053 (с изменениями в редакции от 28.06.2022г); - Основная общеобразовательная программа-образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП «Кораблик» (далее – Программа); В 2023/2024 учебном году в НСП функционируют 18 общеобразовательных групп, укомплектованных по возрасту: 1 младшая группа (2-3 года) – 3; 2 младшая группа (3-4 года) - 3; средняя группа (4-5 лет) - 3; старшая группа (5-6 лет) - 5; подготовительная к школе группа (6-7 лет) – 4. НСП работает в режиме пятидневной рабочей недели. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 августа. Учебный план предусматривает реализацию ОООП ДО в полном режиме дня (12-часового пребывания). Количество часов в день, отведенных на освоение учебного плана воспитанниками составляет для детей в возрасте от 2 до 3 лет – 9 часов, для детей в возрасте старше 3 лет - 9,5 часов. Учебный план определяет распределение объёма образовательной деятельности по пяти образовательным областям в соответствии с периодами обучения годичного цикла (неделя, месяц, учебный год), а также периоды проведения мониторинговых процедур. Реализация Программы осуществляется ежедневно: − в процессе организованной образовательной деятельности с детьми (занятий) по пяти образовательным областям: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социальнокоммуникативное развитие», 2 − в ходе режимных моментов, − в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах детской деятельности, − в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации программ(ы). В структуре учебного плана выделена обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими. Обязательная часть обеспечивает развитие детей по пяти образовательным областям: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» (составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной общеобразовательной программы дошкольного образования). На часть, формируемую участниками образовательных отношений, определено время (не более 40%) на реализацию содержания Парциальной образовательной программы дошкольного образования «Поликультурное детство», разработанной участниками образовательных отношений; Данная часть программы позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги и учитывает специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Программа (ы) реализуется по пяти образовательным областям, в специально организованной развивающей предметно-пространственной среде с использованием разных видов детской деятельности 1. Познавательное развитие: предметная деятельность; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.); познавательно-исследовательская деятельность. 2. Речевое развитие: общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; коммуникативная деятельность; восприятие художественной литературы и фольклора. 3. Социально-коммуникативное развитие: самообслуживание и элементарные трудовые действия; элементарная трудовая деятельность; игровая деятельность; общение со взрослым и сверстниками. 4. Художественно–эстетическое развитие: изобразительная деятельность, конструирование из разного материала, включая конструкторы; музыкальная деятельность. 5. Физическое развитие: двигательная деятельность. В летний период (с 01.06.2025 по 31.08.2025) реализация учебного плана предусматривает: - проведение организованной образовательной деятельности по физическому и музыкальному развитию (занятия); − организацию совместной деятельности воспитателя с детьми по теме дня (на свежем воздухе) на игровых площадках; − общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками в течение дня в различных видах детской деятельности. При благоприятных метеорологических условиях в летний период организованная образовательная деятельность по физическому развитию и музыкальному развитию организуется на открытом воздухе. Длительность занятий, продолжительность дневной суммарной нагрузки определена согласно СаПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования по обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Таблица 1,2) 3 Таблица 1 Количество занятий, продолжительность занятий в группах общеразвивающей направленности Показатель 2-3 года 3-4 лет 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Начало занятий не ранее 8.00 8.00 8.00 8.00 8.00 Окончание занятий, не позднее 17.00 17.00 17.00 17.00 17.00 не более 10 минут не более 15 минут не более 20 минут не более 25 минут не более 30 минут Продолжительность занятий Перерыв между различными видами занятий Не менее 10 минут Место проведения занятий в режиме дня Групповая ячейка Музыкальный зал Спортивный зал Групповая ячейка Музыкальный зал Спортивный зал Бассейн Lego кабинет Групповая ячейка Музыкальный зал Спортивный зал Бассейн Lego кабинет Групповая ячейка Музыкальный зал Спортивный зал Бассейн Lego кабинет Спортивная площадка Групповая ячейка Музыкальный зал Спортивный зал Бассейн Lego кабинет Спортивная площадка Продолжительность дневной суммарной нагрузки в 1 половину дня, не более 20 мин. 30 мин. 40 мин. 50 мин. 90 мин. 25 мин. Продолжительность дневной суммарной нагрузки во 2 половине дня Максимальная образовательная нагрузка в день Максимальный объем образовательной нагрузки в неделю 20 мин. 30 мин. 40 мин. 100 мин (1 ч.40 мин) 150 мин. (2 ч. 30 мин.) 200 мин. (3 ч. 20 мин) 50 или 75 мин. 250 или 375 мин. (4ч.10 мин или 6ч. 15 мин) 90 мин. 450 мин. (7ч. 30 мин) В перерывах между занятиями проводятся физкультурные минутки, динамические паузы, двигательные разминки. В середине занятий статического характера проводятся физкультурные минутки. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей. Для профилактики утомления непрерывная образовательная деятельность познавательной направленности чередуется с непрерывной образовательной деятельностью художественно - эстетического и физического направлений. 4 Таблица 2 Учебный план реализации ОООП ДО на 2024/2025 учебный год Образовательная область Вид детской деятельности Направленность детской деятельности Направленность групп/Возрастные группы/ количество образовательных ситуаций в неделю по ООП ДО Группы общеразвивающей направленности 1 мл (2-3) 2мл (3-4) Ср (4-5) Ст (5-6) Подг (6-7) Физическая культура 3/30 3/45 3/60 3/75** 3/90** Формирование основ здорового образа жизни, активный отдых * * * * * Экспериментирование * * * * * * * * * * Исследование объектов живой и неживой природы/ Познание окружающего мира/ 0,5/5 0,5/8 0,5/10 2/50 2/60 Математическое и сенсорное развитие 1/10 0,5/7 0,5/10 1/25 1/30 Рисование/Лепка/Аппликация/Конструирование 2/20 2/30 2/40 2/50 3/90 Музыка 2/20 2/30 2/40 2/50 2/60 1/10 - - - - Развитие речи*** - 1/15 1/20 2/50 2/60 Обучение грамоте - - - 0,5/13 0,5/15 0,5/5 0,5/7 0,5/10 0,5/12 0,5/15 Обязательная часть Программы Физическое развитие Двигательная Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.) Предметная деятельность Познавательное развитие Познавательно-исследовательская Изобразительная/Конструирование Музыкальная Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого Речевое развитие Развитие речи*** Коммуникативная Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение художественной литературы 5 Социальнокоммуникативное развитие Самообслуживание и действия с бытовыми предметами и орудиями * - - - - Самообслуживание и элементарный бытовой труд - * * * * Игровая * * * * * 9,5/190 (60%) 13/325 (60%) 14/420 (60%) 0,5/7 0,5/10 1/25 1/30 10/100 0,5/7 (40%) 10/150 0,5/10 (40%) 10/200 1/30 (40%) 15/450 100 150 200 1/25 (40%) 14/350 350 или 375 Объём образовательной нагрузки по обязательной части ООП ДО 10/100 9,5/142,5 (100%) (60%) Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений Социальнокоммуникативное развитие Патриотическое воспитание Коммуникативная Объём образовательной нагрузки по части, формируемой участниками образовательных отношений Максимальный объём образовательной нагрузки ОООП ДО (кол-во занятий/минут в неделю) Максимально допустимый объём. Кол-во мин. в неделю по СанПиН * - 450 6 * данные виды деятельности реализуются в совместной деятельности педагога с детьми, режимных моментах и самостоятельной деятельности детей и интеграции с другими видами деятельности. ** занятия по физическому развитию один раз в неделю для детей 5-7 лет круглогодично организуются на открытом воздухе (при отсутствии у детей медицинских противопоказаний). ***Речевое развитие осуществляется также во всех образовательных ситуациях ****Занятия по коррекции речи проводятся индивидуально и по подгруппам. В группе раннего возраста (от 2 до 3 лет) – чередуется через неделю лепка/рисование, конструирование В младшей группе чередуются: познавательно-исследовательская деятельность (Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование, познание окружающего мира, освоение безопасного поведения) и восприятие художественной литературы и фольклора; изобразительная деятельность и конструирование (Конструирование/Аппликация и Рисование/Лепка). В средних группах чередуются: познавательно-исследовательская деятельность (Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование, познание окружающего мира, освоение безопасного поведения) и восприятие художественной литературы и фольклора; изобразительная деятельность и конструирование (Конструирование/Аппликация и Рисование/Лепка). В старшей группе чередуются: речевая деятельность (Подготовка к обучению грамоте) и восприятие художественной литературы и фольклора; изобразительная деятельность и конструирование (Конструирование/Аппликация). В подготовительной группе чередуются: познавательно-исследовательская деятельность (Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование, познание окружающего мира, освоение безопасного поведения) и восприятие художественной литературы и фольклора; изобразительная деятельность и конструирование (Конструирование/Аппликация). Учебный план фиксирует периоды организации мониторинга оценки эффективности и качества реализации ОООП ДО во всех группах НСП. Учебным планом предусмотрены дополнительные процедуры по оценке предпосылок учебной деятельности дошкольников старшего дошкольного возраста (предшкольный период) групп всех направленностей. График периодов и сроков осуществления процедур мониторинга Процедуры Психологопедагогическая диагностика динамики эффективности реализуемой ООП ДО Оценка качества коррекционной работы Оценка сформированности предпосылок учебной деятельности выпускников Интернет IX Периоды проведения мониторинговых процедур X XI XII I II III IV 04.09.18.09. 2024 08.01. -31.01. 2025 04.09.18.09. 2024 V 01.04.15.04 2025. 01.04.15.04 2025 16.1031.10. 2024 3.04.15.04 2025 15.04.- 7 анкетирование удовлетворённости родителей качеством образовательной деятельности, присмотра и ухода Самообследование 25.04. 2025 01.03.2025 по 20.04. 2025 8