Приложение 2 К приказу МБДОУ «Детство» «ЦРР» г.Калуги От 02.09.2024г. № 393-од Учебный план реализации основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП «Кнопочка» на 2024/2025 учебный год г. Калуга, 2024 Пояснительная записка Учебный план реализации основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детство» «ЦРР» г.Калуги НСП «Кнопочка», на 2024/2025 учебный год является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в необособленном структурном подразделении (далее – НСП) с учетом его специфики, учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения. Нормативной базой для составления учебного плана являются следующие документы: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - «Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2; - «Санитарный правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (в ред. от 21.01.2019, Приказ Министерства просвещения РФ от 21.01.2019 № 3; - Письмо «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08- 249; − Устав МБДОУ «Детство» «ЦРР» г Калуги от 10.12.2015 г. №16053 (с изменениями в редакции от 28.06.2023г); - Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детство» «ЦРР» г Калуги НСП «Кнопочка»; (далее – Программа) В 2024/2025 учебном году в НСП функционируют 10 общеобразовательных групп, укомплектованных по возрасту: группа раннего возраста (от 1 до 1,6) – 3, группа раннего возраста (1,6-2)-2, 1 младшая группа (2-3 года) – 5; НСП работает в режиме пятидневной рабочей недели. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 августа. Учебный план предусматривает реализацию ООП ДО в полном режиме дня (12-часового пребывания). Количество часов в день, отведенных на освоение учебного плана воспитанниками составляет для детей в возрасте от 1 до 3 лет – 9 часов. Учебный план определяет распределение объёма образовательной деятельности по пяти образовательным областям в соответствии с периодами обучения годичного цикла (неделя, месяц, учебный год), а также периоды проведения мониторинговых процедур. Реализация Программы осуществляется ежедневно: − в процессе организованной образовательной деятельности с детьми (занятий) по пяти образовательным областям: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социальнокоммуникативное развитие», − в ходе режимных моментов, − в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах детской деятельности, − в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации программ(ы). В структуре учебного плана выделена обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими. Обязательная часть обеспечивает развитие детей по пяти образовательным областям: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» (составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования). Для ее реализации используется методический комплект к комплекасной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» (Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. На часть, формируемую участниками образовательных отношений, определено время (не более 40%) на реализацию содержания вариативной программы Каплунова И., Новоскольцева И, «Ладушки»: Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста, - Санкт – Петергбург,2010. Лыкова И.А. «Цветные ладошки», программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 -7 лет в изобразительной деятельности. – Москва, 2015 г. Данная часть программы позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги и учитывает специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Программа (ы) реализуется по пяти образовательным областям, в специально организованной развивающей предметно-пространственной среде с использованием разных видов детской деятельности 1. Познавательное развитие: предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.); познавательно-исследовательская деятельность. 2. Речевое развитие: общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; коммуникативная деятельность; восприятие художественной литературы и фольклора. 3. Социально-коммуникативное развитие: самообслуживание и действия с бытовыми предметами и орудиями; самообслуживание и элементарный бытовой труд; игровая деятельность. 4. Художественно–эстетическое развитие: экспериментирование с материалами и веществами; восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок; изобразительная деятельность, конструирование из разного материала, включая конструкторы; музыкальная деятельность. 5. Физическое развитие: двигательная активность. В летний период (с 01.06.2025 по 31.08.2025) реализация учебного плана предусматривает: - проведение организованной образовательной деятельности по физическому и музыкальному развитию (занятия); − организацию совместной деятельности воспитателя с детьми по теме дня (на свежем воздухе) на игровых площадках; − общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками в течение дня в различных видах детской деятельности. При благоприятных метеорологических условиях в летний период организованная образовательная деятельность по физическому развитию и музыкальному развитию организуется на открытом воздухе. Длительность занятий, продолжительность дневной суммарной нагрузки определена согласно СаПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования по обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Таблица 1,2) Таблица 1 Количество занятий, продолжительность занятий в группах общеразвивающей, направленности Показатель 1-1,6 1,6 - 2 2-3 года Начало занятий 9.00 9.00 9.00 Окончание занятий, не позднее 9.10 9.10 9.10 10мин 10мин 10мин Продолжительность занятий Перерыв между различными видами занятий 10 мин Место проведения занятий в режиме дня Группа общеразвивающей направленности Группа общеразвивающей направленности Группа общеразвивающе й направленности Продолжительность дневной суммарной нагрузки в 1 половину дня, не более 20 мин 20 мин 20 мин Продолжительность дневной суммарной нагрузки во 2 половине дня - - - Максимальная образовательная нагрузка в день 20 мин 20 мин 20 мин Максимальный объем образовательной нагрузки в неделю 100мин 100мин 100мин В перерывах между занятиями проводятся физкультурные минутки, динамические паузы, двигательные разминки. В середине занятий статического характера проводятся физкультурные минутки. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей. Для профилактики утомления непрерывная образовательная деятельность познавательной направленности чередуется с непрерывной образовательной деятельностью художественно - эстетического и физического направлений. Таблица 3 Учебный план реализации ООП ДО на 2024/2025 учебный год Образовательная область Вид детской деятельности Направленность детской деятельности Направленность групп/Возрастные группы/ количество образовательных ситуаций в неделю по ООП Группы общеразвивающей направленности Физическое развитие Познавательное развитие Ранний возраст (1-2) 1 мл (2-3) Обязательная часть Программы Двигательная Физическая культура Предметная деятельность и игры Развитие познавательной активности, составными и динамическими игрушками практических им орудийных действий 2/20 1/10 2/10 1/10 Предметная деятельность и игры составными и динамическими игрушками 1/10 1/10 - - Познавательно-исследовательская Художественноэстетическое развитие Формирование элементарных математических представлений Экспериментирование с материалами и веществами (пластилин, бумага, конструктор, краски, карандаши, мелки и др..) Рисование, Лепка, Аппликация 2/20 2/20 Изобразительная Рисование, Лепка, Аппликация - - Конструирование - Музыкальная Восприятие смысла музыки 2/20 2/20 Коммуникативная Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание 1/10 1/10 1/10 1/10 Развитие речи*** - - * - Конструирование из разного материала Речевое развитие Развитие восприятия, мышления, целенаправленности Коммуникативная Коммуникативная Самообслуживание и действия с бытовыми предметами и орудиями Самообслуживание и элементарный бытовой труд Социальнокоммуникативное развитие Игровая - * * * Объём образовательной нагрузки по обязательной части ООП ДО Физическое развитие Художественноэстетическое развитие Познавательное развитие 6/60 (60%) Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений Двигательная Физическое развитие 1/10 Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок 6/90 (60%) 1/10 Музыка Экспериментирование с материалами и веществами 1/10 1/10 Музыкальная Музыка Познавательно-исследовательская Формирование целостной картины мира - - Патриотическое воспитание * * Безопасность * * 4/40 (40%) 10/100 100 4/60 (40%) 10/150 100 Объём образовательной нагрузки по части, формируемой участниками образовательных отношений Максимальный объём образовательной нагрузки ООП ДО (кол-во занятий/минут в неделю) Максимально допустимый объём. Кол-во мин. в неделю по СанПиН 2/30 * данные виды деятельности реализуются в совместной деятельности педагога с детьми, режимных моментах и самостоятельной деятельности детей и интеграции с другими видами деятельности. ** занятия по физическому развитию для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. ***Речевое развитие осуществляется также во всех образовательных ситуациях В группе раннего возраста (от 1 до 3 лет) – чередуется через неделю лепка/рисование, конструирование/аппликация. В младшей группе чередуются: познавательно-исследовательская деятельность (Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование, познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения) и восприятие художественной литературы и фольклора; изобразительная деятельность и конструирование (Конструирование/Аппликация и Рисование/Лепка). Учебный план фиксирует периоды организации мониторинга оценки эффективности и качества реализации ООП ДО во всех группах НСП. Учебным планом предусмотрены дополнительные процедуры по оценке качества коррекционной работы в группах компенсирующей и комбинированной направленности и оценке предпосылок учебной деятельности дошкольников старшего дошкольного возраста (предшкольный период) групп всех направленностей. Таблица 5. График периодов и сроков осуществления процедур мониторинга Процедуры Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития детей, связанная с оценкой эффективности педагогических действий) Психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуальнопсихологических особенностей детей Оценка качества коррекционной работы Оценка сформированности предпосылок учебной деятельности выпускников Периоды проведения мониторинговых процедур 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей) - - - - - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - -