Рабочая программа учителя - логопеда для детей в возрасте от 3 до 7 лет, нуждающихся в особых образовательных услугах, дошкольной образовательной организации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детство»
«Центр развития ребенка» города Калуги НСП «Улыбка»

Принята
на педагогическом совете №1

Утверждена
приложение №1

от 31.08.2022г
Протокол №1от 31.08.2022г.

к приказу № 143 от 31.08.2022г.

Рабочая программа учителя-логопеда
для детей в возрасте от 3 до 7 лет, нуждающихся в особых образовательных услугах, дошкольной образовательной организации
(Срок реализации от 3-х месяцев до 1 года)

Разработали:
Учителя - логопеды
Сенькевич Н.П.
Скворцова А.Л.
Калуга, 2023

Содержание
Пояснительная записка ………………………………………………...……………….
Принципы и подходы к организации коррекционной работы ………………………….
Цели и задачи коррекционной работы …………………………………………………….
Возрастные и образовательные особенности детей, направленных на индивидуальные
занятия с учителем-логопедом……………………………………………………………
Особенности организации коррекционной работы ……………………………………..
Содержание коррекционной работы с детьми с ЗРР ……………………………………..
Предполагаемые результаты развития речи детей с ЗРР………………………………...
Содержание коррекционной работы с детьми с ФНР…………………………………….
Предполагаемые результаты развития речи детей с ФНР…………………….………….
Содержание коррекционной работы с детьми с ФФНР……………………….………... ..
Предполагаемые результаты развития речи детей с ФФНР……………………………..
Целевой раздел. Проектирование образовательного процесса…………………...
График работы учителя-логопеда на _____________ уч. год ……………………………
Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда на _________учебный год ………...
Расписание индивидуальных занятий с детьми групп № ………………………
Календарно-тематический план индивидуальных и подгрупповых занятий с учителемлогопедом на ________ учебный год………………………………………………………
Журнал учета посещаемости индивидуальных и подгрупповых занятий с учителемлогопедом на _________учебный год………………………………………………………
Речевая карта………………………………………………………………………………....
Индивидуальный план работы с ребенком на _________учебный год………………….
Приложение ……………………………………………………………………………….
Индивидуальные маршруты образовательной деятельности для детей с ЗРР, ФН,
ФФН…………………………………………………………………………………………..
Документация учителя-логопеда …………………………………………………………..
Перечень литературы………………………………………………………………………..

Пояснительная записка
Актуальность написания данной программы обусловлена тем, что существующие вышеуказанные программы рассчитаны на работу в условиях групп компенсирующей направленно2

сти ДОУ, компенсирующего или комбинированного вида, в связи с чем, не подходят для использования МБДОУ общеразвивающей направленности.

В группах общеразвивающей

направленности находится масса детей с особыми образовательными потребностями, которым
необходима помощь в освоении основной образовательной программы.
Применение этой программы позволит учителям-логопедам организовать и структурировать свою работу с детьми с особыми образовательными потребностями и поможет детям освоить фонетическую систему языка, своевременно сформирует у них полноценную фонематическую базу, автоматизирует слухопроизносительные умения и навыки, что позволит детям
успешно овладевать школьной программой.
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.12 № 273-ФЗ и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.13 г., разработана на базе основной
общеобразовательной программы дошкольного образования от 19.01.11 № 14-п. и СанПиН
2.4.1.3648-20 от 28 сентября 2020 г., и на основании приказа Министерства образования и
науки Калужской области от 16.03.16 № 07-022/ 778-16 «Об оказании

коррекционно-

развивающей помощи обучающимся в образовательных организациях».
Основная образовательная программа дошкольного образования НСП «Улыбка» 109 разработана в соответствии: с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013 №1155, с Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), с обязательной частью образовательной программы дошкольного образования /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.:
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 352 с. (далее – программа «Детство»).
Для обеспечения высокой результативности коррекционно-развивающей работы с воспитанниками частично используются современные методические разработки: В.К. Воробьевой,
О.С. Гомзяк, О.В. Егоровой, Л.А. Комаровой, В.В. Коноваленко, Н.Ю. Костылевой, Е.Н. Спивак.
В основу рабочей программы положен многолетний опыт работы с детьми, имеющими
ФНР и ФФНР, ЗРР, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами
рекомендованными ученым советом Учреждения Российской академии образования «Институтом коррекционной педагогики», научно-методическими рекомендациями.
В частности, «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего
вида для детей с нарушениями речи» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова
С.А., Лагутина А.В., М.: Просвещение, 2010. – 272 с. «Программа коррекционно-развивающей
3

работы в младшей логопедической группе детского сада» Нищева Н. В. - СПб.; ДЕТСТВОПРЕСС: 2007. – 192 с., «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Каше Г.А., М.: - Просвещение, 1985. – 207 с.
Принципы и подходы коррекционной работы учителя-логопеда
Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и опирается на следующие принципы.
1. Принцип научности и системности – данный принцип является базовым для всех видов
образовательной деятельности. Содержание учебного материала научно обоснованно и практически апробировано. Без системного подхода в коррекционной работе достижение положительных результатов сводится к минимуму.
2. Принцип всестороннего развития личности ребенка. Реализация этого принципа актуальна в связи с решением задачи обеспечения интеллектуального, личностного и физического
развития ребёнка, осуществления необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка, воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности в целях успешной социализации ребёнка
в обществе.
3. Принцип активности и сознательности должен реализовываться на каждом занятии с
детьми, имеющими ЗРР, ФН, ФФН
4. Принцип комплексности и интегративности. Успех коррекционного воздействия становится возможным только при наличии комплексного психолого-медико-педагогического подхода, который выражается в следующем:
 коррекционная помощь,
 психологическая помощь,
 взаимосвязь в работе всех специалистов МБДОУ.
5. Принцип учета возрастных особенностей и доступности материала. Данная программа
составлена с учетом речевых и возрастных особенностей детей с ЗРР, ФН и ФФН.
6. Принцип наглядности особенно важен в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
7. Принцип учета индивидуального и дифференцированного подхода. В состав одной подгруппы включаются дети с одинаковым дефектом и одного возраста. Речевой материал для занятий подбирается логопедом с учетом речевых особенностей детей.
8. Принцип учета зоны ближайшего развития. Учебный материал, предлагаемый детям на
занятиях должен содержать посильную трудность, которую дети преодолевают самостоятельно
либо с помощью логопеда (данный принцип разработан Л.С. Выготским).

4

9. Принцип связи речи с другими психическими процессами. Этот принцип раскрывает
взаимосвязь формирования отдельных компонентов речи с другими психическими процессами
(восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления).
10. Принцип воспитывающего характера обучения. На каждом занятии решаются не только образовательные и коррекционные, но и воспитательные задачи.
11. Принцип ведущей роли учителя-логопеда в организации и координации коррекционной работы.

Цели и задачи программы
Цель программы – освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с
возрастными нормативами и с учетом ФГОС ДО.
Задачи программы:
 выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОУ;
 формирование профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере эффективного
взаимодействия с детьми, имеющими речевые и другие нарушения в развитии;
 обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями и организация коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.
Возрастные и образовательные особенности детей, направленных на индивидуальные занятия с учителем-логопедом
На индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем–логопедом зачисляются дети с ЗРР (задержка речевого развития), с ФНР (фонетическое недоразвитие речи), с
ФФНР (Фонетико-фонематическое недоразвитие речи).
ЗРР – это замедление темпа речевого развития ребенка, при котором уровень сформированности спонтанной речи не соответствует возрастной норме (далее N). Термин задержка речевого развития широко применяется в логопедической практике. Этот диагноз уместен по отношению к детям раннего возраста (до 3-х лет).
ФНР (Фонематическое недоразвитие речи) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка при сохранном фонематическом слухе и восприятии,
полноценном словаре и сформированном грамматическом строе.
Данное речевое нарушение определяется у детей с 5-ти летнего возраста. Для детей с ФН
характерен сохранный фонематический слух, сформированная слоговая структура сложных
слов, грамотная, развитая согласно возрасту речь. Страдает только звуковая сторона речи: ис5

кажение звуков и возрастные замены отдельных групп звуков. У ребенка складывается и закрепляется неправильное произношение отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность
речи и не мешает нормальному развитию других ее компонентов.
Чаще бывают нарушены группы свистящих или шипящих, или соноров. Они обычно не
оказывают влияния на усвоение детьми знаний, но иногда могут влиять на коммуникативные
процессы.
Процесс коррекции звукопроизношения у детей с ФН занимает более краткие сроки, чем
у детей с ФФН и составляет от 3-х до 6-ти месяцев. К школьному возрасту речь детей соответствует возрастной норме. Они имеют достаточные представления о звуковом составе слова,
правильно соотносят звуки и буквы и не допускают в письменных работах ошибок, связанных с
недостатками произношения соответствующих звуков.
ФФНР (Фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Для детей, которые принесли направления с ТПМПК ДОУ пишет программу АОП ДО в
соответствии с заключениями и рекомендациями ТПМПК.
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (далее ТПМПК) рекомендует детям с ФФН срок обучения не менее года, т.к. ФФН – это более сложное нарушение речи
по сравнению с ФН и требует более углубленной и продолжительной коррекционной работы
(те же рекомендации по срокам обучения детей с ФФН у Г.А. Каше в книге «Подготовка к школе детей с ФФН» и в программе Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.В.Тумановой, С.А. Мироновой, А.В. Лагутиной «Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи»).
Особенности организации коррекционной работы
Учителем-логопедом назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов по подготовке учителей-логопедов, приравненных к высшему дефектологическому образованию.
На коррекционные занятия принимаются дети с диагнозом ЗРР с 3-х летнего возраста на 1
год диагностики, с диагнозом ФН с 5-6 лет на срок коррекционного обучения от 3до 6 месяцев
(до одного года при диагнозе дизартрия), с диагнозом ФФН с 5-6 лет на 1 год, посещающие
учреждение и не получающие логопедическую помощь в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями. Коррекционные занятия проводятся два раза в неделю с диагнозами ЗРР и ФФН и 1-2 раза в неделю с диагнозом ФН.

6

Дети со сложной речевой патологией: с тяжелой формой заикания, ОНР I и ОНР II, ОНР
III – подлежат обучению в специализированных группах компенсирующей направленности. В
случае отказа от перевода ребенка в группы компенсирующей направленности, на основании
заключения ТПМПК МБДОУ составляет на ребенка адаптированную программу, раздел «коррекция речи» составляет учитель-логопед.
На коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом в первую очередь должны
быть зачислены дети подготовительного дошкольного возраста в связи с тем, что у этих детей
остается всего 1 год для подготовки к школе, а также дети младшего дошкольного возраста,
нуждающиеся в более точной диагностике (для выявления ведущего дефекта) и требующие
длительной коррекционной работы.
Зачисление ребенка на коррекционные занятия производится на основании заключения
территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, или ППК образовательного
учреждения, в котором указывается речевое заключение и срок обучения; на основании заявления родителей (или законных представителей ребенка).
Утверждение списочного состава детей, зачисленных в логопункт на текущий учебный
год, осуществляется руководителем учреждения по положению на 1 сентября. Прием детей в
логопункт осуществляется в течение всего учебного года по мере освобождения мест. Выпуск
детей производится по мере устранения у них речевых дефектов на основании решения ПМПК
учреждения.
Участниками коррекционно-образовательного процесса являются: ребенок, педагогические работники (учитель-логопед, психолог, воспитатели, другие специалисты), родители (законные представители). Формами организации коррекционной работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Подгрупповые занятия организуются на этапах разучивания артикуляционных и дыхательных упражнений и этапе автоматизации звуков с детьми, имеющими
сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. В соответствии с СанПиНом 2.4.1.3648-20 от 28.09.2020. № 28 длительность подгрупповых занятий с детьми 4-го года
жизни – 15 минут, 6-го года жизни – 25 минут, 7-го года жизни – 30 минут. Состав подгрупп
является открытой системой. Количество детей в подгруппах меняется по усмотрению логопеда
в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения. Продолжительность индивидуальных занятий зависит от возрастных и психофизиологических способностей ребенка и составляет 10-20 минут.

7

В 2022-2023 учебном году на занятия зачислены 50 детей с различными речевыми нарушениями на разные сроки обучения.
Распределение по диагнозам.
DS

ОНР

ФФНР

ФН

Другие наруше-

Кол-во

ния речи

детей
Гр. №3,№4,№5 -- __________

46 человек

4 человек

___________

50 человек.
Распределение по срокам обучения.
Период
обучения

3 месяца

6 месяцев

1 год

2 года

_______

50 человек

________

№ группы
Кол-во детей
Группы №3,4,5,

Структура индивидуального занятия
 Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной
струи для правильного произношения звуков).
 Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата).
 Развитие фонематического восприятия.
 Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук).
 Постановка звуков разными способами.
 Автоматизация звуков в речи.
 Дифференциация звуков в речи.
Некоторые этапы работы можно опускать, если в них нет необходимости.
Коррекционная работа проводится как в часы, свободные от образовательной деятельности в режиме дня, так и во время их проведения, по согласованию с администрацией учреждения и родителями детей (исключение составляет непосредственно-образовательная деятельность коммуникация и плавание). График занятий может быть составлен в зависимости от занятости детей, как в первую, так и во вторую половину дня.
Учитель-логопед в течение учебного года проводит обследование всех дошкольников, достигших 3-х летнего возраста, и заносит результаты в журнал обследования речевого развития
воспитанников МБ ДОУ.
8

Обследование речи детей и оформление документации осуществляется учителемлогопедом в первые 2-е недели сентября (заполнение речевых карт и составление индивидуального коррекционного марщрута) и в течение первых двух недель февраля. Итоговый мониторинг планируется в последние 2 недели мая.
Воспитатели групп под руководством учителя – логопеда проводят работу с детьми по
профилактике недостатков речевого развития в рамках общеобразовательной программы учреждения. Воспитатель планирует свою работу с учетом индивидуальных отклонений в формировании речи ребенка, посещающего логопедические занятия.
Родители (законные представители) знакомятся с материалами диагностических обследований ребенка, рекомендациями, ходом и результатами коррекционной работы, получают консультативную помощь.
Учитель-логопед и родители в равной степени несут ответственность за результаты коррекционной работы. Ответственность за посещение воспитанниками занятий несут родители
или законные представители ребенка.
Содержание коррекционной работы с детьми с ЗРР
Цель коррекционной работы с детьми, имеющими ЗРР – осуществление дифференциальной диагностики и определение индивидуального маршрута образовательной деятельности.
Задачи коррекционной работы с детьми, имеющими ЗРР:
1. выявить ведущий дефект развития ребенка в течение диагностического года;
2. выявить уровень сформированности импрессивной и экспрессивной речи;
3. формировать интерес к коррекционной образовательной деятельности;
4. развивать слуховое восприятие, импрессивную сторону речи;
5. формировать экспрессивную (фразовую) речь;
6.совершенствовать моторные функции (общую моторику, мелкую моторику, артикуляционную моторику).
Структура индивидуального маршрута ребенка 3-х летнего возраста с ЗРР определяется
по результатам диагностики (см. индивидуальный маршрут в разделе «Приложение»).
Считается, что при ЗРР наиболее эффективными оказываются стимулирующие методы
воздействия. Качественно они практически не отличают от тех, которые используются для развития речи обычных детей, но в количественном отношении должны во много раз превосходить
их и подаваться в утрированно выразительной, эмоциональной форме. Расчет при этом делается
на спонтанные компенсаторные механизмы, аналогичные тем, которые обеспечивают развитие
здорового ребенка. Коррекционно-логопедическое воздействие представляет собой сложный
педагогический процесс, направленный, прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений
9

речевой деятельности. Следует помнить, что на данном возрастном этапе (3года) правильная
артикуляция звуков не должна быть основной задачей коррекционной работы, гораздо важнее
сформировать необходимые предпосылки для речевого общения и, что очень важно, потребность в нем. Возраст 3-х лет является периодом развития речи, когда она развивается наиболее
интенсивно и совершенствуется как деятельность.
Коррекционная работа с детьми с задержкой речевого развития должна стимулировать
моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка, должна позволить постепенно,
естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования
речевых категорий в онтогенезе.
Эффективность коррекционно-логопедической работы во многом зависит от соблюдения
следующих условий:
• обучение должно строиться с учётом онтогенетического принципа (учёт закономерностей развития детской речи в норме);
• обучение должно основывается на системно-структурном подходе к диагностике и коррекции имеющихся нарушений, на деятельностном подходе в обучении на индивидуальных
коррекционных занятиях;
• использование в качестве основы коррекционно-развивающего обучения занимательноигровых методов и приёмов;
• необходимо обеспечить ребёнку в процессе обучения субъективное переживание успеха
на фоне определённой затраты усилий;
• увеличение требований к возрастанию трудности заданий, следует осуществлять с учётом возможностей ребёнка;
• коррекционно-развивающая работа должна осуществляться на основе диагностики;
• необходимо разработать индивидуальный коррекционный план (указывается в речевой
карте ребенка), предполагающий максимальное использование потенциальных возможностей
ребёнка в зоне его ближайшего развития.
Развитие слухового восприятия
Работа по развитию слухового восприятия осуществляется по четырем разделам.
1. Воспитание неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира.
2. Игры со звучащими игрушками.
3.Воспитание речевого слуха, восприятие речи окружающих людей.
4. Формирование фонематического восприятия.
Дети раннего возраста различают неречевые звуки:
- по способу воспроизведения;
10

- по темпу повторяющихся звуковых сигналов;
-по их ритму;
-по силе звуковых раздражителей;
-по долготе звучания.
Для воспитания слухового внимания, способности дифференцировать слуховые раздражители широко используются звуковые игрушки: погремушки, колокольчики, свистульки, металлофоны, барабаны, бубны.
Играя со звучащими игрушками, ребенок учится различать следующие звуки: долгие –
короткие; высокие – низкие; громкие – тихие.
Ребенок учится передавать ритм, темп, силу звучания в соответствии с предложенным игровым образом.
Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении – обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодических компонентов.
При работе с неговорящими детьми вначале используется слухо-зрительное восприятие, т.
е. каждое слово произносится с несколько утрированной артикуляцией. Внимание ребенка привлекается к положению органов артикуляционного аппарата в процессе произнесения того или
иного слова. Далее постепенно переходим к нормальному произнесению слов, а затем прикрываем рот экраном, чтобы полностью исключить возможность узнавания слова по положению
органов артикуляционного аппарата.

Развитие импрессивной речи
На первых этапах развития понимания речи не следует требовать от детей точности понимания отдельных слов: там – тут, открой – закрой. Дети опираются в понимании речи не на
различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса. Поэтому вопросы педагога, логопеда в беседах, направленных на выявление понимания слов и предложений должны
содержать подсказывающие слова: «положи книгу на стол», «возьми книгу с полки».
Взрослый, используя ситуативные моменты, называет предметы, которые берет ребенок,
называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом. Педагог говорит короткими предложениями, состоящими из двух-четырех слов, повторяя их два-три раза.
Одни и те же слова полезно употреблять в разных грамматических формах. Все слова проговариваются с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога. Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных игр.
11

Развитие экспрессивной речи
Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития создание потребности подражать слову взрослого. Подражательные реакции могут выражаться
в любых звуковых комплексах. Необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы
желание произносить одни и те же звукосочетания неоднократно. В этот период развития речи
дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, выражать свои желания в доступной им звуковой форме. Затем необходимо перейти к обучению словесным комбинациям при
первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части
некоторых слов. Вызывание речевого подражания тесно связано с практической деятельностью
ребенка (игрой, наглядной ситуацией). При этом очень важен эмоциональный контакт с ребенком, определенный уровень понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной
мотивации. Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, следует начинать с развития подражательности вообще.
Формирование просодических компонентов речи
Просодия – общее название для сверхсегментных свойств речи, таких как повышение и
понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох,
четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Без всех этих качеств наша речь превратилась
бы в речь робота.
Отсутствие реакции на просодические свойства языка при общении с ребенком раннего
возраста говорит о неблагополучии в его речевом развитии. Если ребенок не слышит средств
речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении. Игры и задания для
решения этой задачи естественно вплетаются в канву занятий и соответствуют игровой ситуации, предложенной детям.
Развитие общей моторики
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
До трех лет ребенок должен научиться правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, управлять мышечным напряжением, организовывать
движения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками, звукоподражаниями, сопровождающими движениями.

12

В процессе движений, сопровождаемых словами, решаются задачи речевого развития малыша: развивается импрессивная речь, расширяется активный словарь, формируются грамматические формы слов.
Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр,
заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является
мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи при нормальном ее
развитии и в случаях патологического формирования речевых функций.
Развитие мелкой моторики
Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Поэтому на коррекционных занятиях рекомендуется использование упражнений пальчиковой гимнастики и игр
для развития мелкой моторики.
Формирование навыков артикуляционной моторики
Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные
навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять
органами

артикуляционного

аппарата,

уметь

«слышать»

себя

и

окружающих.

Возможность правильного, внятного произношения звуков зависит от многих факторов:
1. строения артикуляционного аппарата;
2. умения ощущать движения органов артикуляции;
3.функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.
Важной частью коррекционной работы с неговорящими детьми являются игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата,
снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения.
Через артикуляционные упражнения мы формируем корригируемые кинемы, необходимые для артикуляции того или иного звука.
Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в
игровой форме. Движения органов артикуляционного аппарата должны быть ненапряженными
(но при этом достаточно активными), ритмичными, точными. Выполнять их следует перед зеркалом. Лучше сопровождать такие упражнения стихотворным текстом. Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон занятий. Заканчивать игры необходимо до того, когда ребенок захотел бы этого сам.

Направления и этапы работы по формированию импрессивной и экспрессивной речи у детей с ЗРР
13

Произношение
Выработка дифференцированных движений
артикуляционного аппарата.

Воспитывать правильное
диафрагмальное
дыхание и длительный
речевой выдох на материале гласных и их
слияний.

Направления коррекционной работы
Фонематический слух Формирование фразои
фонематическое вой речи у неговорявосприятие
щих детей
Развитие фонематичеВыявление и развитие
ского слуха на матери- понимания обращенной
але неречевых звуков.
речи на базе глагольного словаря (по демонстрации действий, затем по картинкам).
Например,
Где киса идет?
Где киса спит? И т.п.
Упражнять различать
Выявление и развитие
на слух неречевые зву- понимания обращенной
ки, упражнять детей
речи на базе предметопределять направленого словаря.
ние источника звука
Например,
(звучащие игрушки,
Покажи, где кукла?
звуки живой и нежиПокажи, где мишка?
вой природы, музыкальные инструменты,
шумелки и др.).

Развивать динамику и
модуляцию голоса на
материале
слияний
гласных, звукоподражаний и однородных
слогов (ма-ма-ма), слогов, состоящих из одинаковых согласных и
разных гласных (мамо-му).

Упражнять детей различать на слух гласные
звуки: [а] – от других
звуков, [а] – от [у], [а] –
от [и], [и] – от [у], [и] –
от [о], [о] – от [у]. Исходя из индивидуальных возможностей детей, отличать звуки
[ы], [э] от других
гласных.

Совершенствование
слоговой структуры
слов, состоящих из
правильно произносимых звуков: двусложные слова из двух открытых слогов, трехсложные слова из открытых слогов, односложные слова, двусложные слова с одним
закрытым слогом, двусложные слова со сте-

Учить детей отраженно воспроизводить сочетания
из 2-х, 3-х
гласных звуков (АУ,
УА, АУИ, ИУА, АУЫ,
АУЭ и др.)

Выявление и развитие
понимания обращенной
речи на базе словаря
имен прилагательных.
Например,
Покажи, где красный
кубик? А где зеленый
кубик?
Затем на базе антонимов.
Например,
Покажи, где большая
кукла, а где маленькая
кукла?
Выявление и развитие
понимания предложных
конструкций и пространственной ориентировки. Сначала по
демонстрации действий, затем по картинкам.
Пример:
Покажи, где мячик лежит на стуле?
А где мячик лежит под
стулом?

Развитие
фразовой
речи у детей с лепетной речью
Употребление имен
существительных в
именительном падеже +
использование указательных слов и местоимений:
Вот киса. Там мишка.
Употребление глагола в
повелительном наклонении:
Мишка, спи! Зая, иди!

Употребление имен
существительных в винительном падеже: Кого нарисовал мальчик?
Мишу (зайку, Петю и
т.д.)

Употребление имен
существительных в дательном падеже:
Кому ты звонишь?
Мише (зайке, Пете и
т.д.).

14

чением согласных в
середине слова.
Учить воспроизводить
цепочки слогов, состоящих из разных согласных и гласных
звуков (ма – но – ту).

Около стула? За стулом? И т.п.
Выявление и развитие
понимания фраз с приставочными глаголами.
Например,
Где мишка подходит к
дому?
А где мишка отходит от
дома?
Где мишка обходит
дом?
Где мишка выходит из
дома?
Выявление и развитие
понимания значений
личных местоимений
во фразовой речи: я,
мы, ты, вы, он, она,
они.
Пример:
Покажи, где он несет
сумку?
А где она несет сумку?

Употребление имен
существительных в
творительном падеже:
Чем ест Петя?
Чем копает Катя? и
т. д.

Уточнить артикуляцию
согласных звуков раннего онтогенеза [м, н,
п, б, в, ф, т, д, к, г, х,
л`]

Выявление и развитие
понимания вопросов:
где? Куда? Кто? Что?
Кому? Для кого? Откуда?

Понимание и употребление пространственного значения предлогов: У, На, С/СО, В, ИЗ.

Усвоение ритмических
моделей слов: + +, + +
+,
++ +, + ++.

Развитие
понимания
значений указательных
местоимений: вот, тут,
туда, там, здесь; притяжательных местоимений: мой, моя, мои.

Образование множественного числа имен
существительных Пример: вот кубик. Вот кубики.

Развитие
понимания
пространственных отношений
предметов,
выраженных наречиями
(вверху – внизу, впереди – сзади, далеко –
близко, высоко – низко,
слева – справа).

Согласование имен существительных с притяжательными местоимениями: мой, моя,
моё.

Выход на лепетную
фразу

Согласование имен
прилагательных с именами существительны-

Уточнить артикуляцию
гласных звуков, используемых ребенком
в активном словаре [а,
о, у, и].
Вызывать по подражанию отсутствующие
гласные.

Упражнять детей в отраженном воспроизведении согласных звуков раннего онтогенеза
в слогах: ма – на, па –
ба, та – да, ва – фа, ка –
га, ка – ха, ля – я ( и с
другими гласными).

Употребление имен
существительных в родительном падеже:
Чего нет?
Чего не хватает? и
т.д.

15

Переход к разделу
«Формирование фразовой речи».

ми в роде и числе.
Образование имен существительных с
уменьшительноласкательными суффиксами
-ичк-, -очк-, -ечк-, -ик-,
-ек-, -ок-.

Этапность по разделам у каждого ребенка индивидуальна (т.е. ребенок может находиться
на 1-ом этапе по формированию произношения, на 2-ом по формированию фонематического
восприятия и на 3-ем по формированию фразовой речи).
Структура индивидуального маршрута ребенка 3-х летнего возраста с ЗРР определяется
по результатам диагностики (см. индивидуальный маршрут в разделе «Приложение»).
Предполагаемые результаты развития речи детей с ЗРР
Импрессивная речь
К концу года диагностического обучения дети должны:
 научиться понимать ситуативную обращенную речь, понимать и выполнять одно-,
двух, и трехступенчатые инструкции, понимать речь взрослого, не подкрепленную ситуацией;
 понимать названия окружающих предметов, устанавливать связь слова с предметом и его частями, связи между предметами и действиями;
 понимать слова-антонимы на элементарном уровне (глаголы и имена прилагательные);
 понимать личные местоимения единственного и множественного числа, притяжательные и указательные местоимения;
 понимать падежные и смысловые вопросы, показывать соответствующие предметы
или картинку;
 понимать обобщающие слова;
 понимать значение предлога;
 понимать пространственные отношения, выраженные наречиями;
 понимать и различать формы единственного и множественного числа имен существительных и имен прилагательных мужского и женского рода;
 понимать слова с уменьшительно-ласкательным значением;
 понимать содержание коротких сказок и рассказов.

16

Фонематическая сторона речи
 Дети должны научиться различать звуки живой и неживой природы, уметь определять направление источника звука.
 Уметь различать на слух гласные звуки [а, у, о, и].
 Уметь отраженно воспроизводить сочетания из 2-х, 3-х гласных звуков.
 Уметь воспроизводить слоговые ряды с оппозиционными согласными типа: ба –
па, ка – га, и т.д.
Экспрессивная речь
К концу года диагностического обучения дети должны:
 овладеть фразовой речью;
 активный словарь детей должен пополниться глаголами, именами существительными и именами прилагательными, местоимениями и наречиями по лексическим темам.
 овладеть элементарными навыками словообразования и словоизменения;
 овладеть навыками согласования, подлежащего и сказуемого, согласования имен
существительных с притяжательными местоимениями;
 частично овладеть обобщающими понятиями;
 дети должны соблюдать ритмико-интонационную структуру двух и трехсложных
слов из сохранных и усвоенных звуков;
 дети должны научиться составлять предложения из 2-х и 3-х слов по картинкам и
по демонстрации действий;
 овладеть элементарными навыками ведения диалога.
Фонетическая сторона речи
В данном возрасте дефектное произношение при сформированной фразовой речи
считается возрастной нормой. Желательно, чтобы дети верно произносили гласные [А, О,
У, И], по возможности [Ы, Э] и согласные звуки раннего онтогенеза [П, Б, Т, Д, В, Ф, М,
Н, Х], по возможности [К, Г] и свистящие звуки, вызванные по подражанию.
Дети должны научиться выполнять основные статические и динамические упражнения артикуляционной гимнастики, тем самым, подготовив артикуляционный аппарат к
постановке звуков.
Общая и мелкая моторика
К концу года дети должны:

17

 обогатить свой двигательный опыт, их движения должны стать более координированными и точными;
 научиться выполнять движения под счет и согласуют их с рифмованным текстом;
 усвоить названия пальцев рук и выполняют элементарные упражнения пальчиковой гимнастики.

Критерии оценки
Направления
работы
Импрессивная
речь
Экспрессивная
речь
Фонетическая
сторона речи

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Положительной
динамики по разделам работы не
наблюдается.
Рекомендуется
сменить образовательный маршрут.

Понимает обращенную
речь в пределах ситуации.
Овладел лепетной речью,
звукоподражаниями, словами из двух открытых
слогов.
Звуки раннего онтогенеза
произносит частично.

Понимает обращенную
речь.
Овладел фразовой речью,
близкой к возрастной
норме.
Правильно произносят
звуки раннего онтогенеза.

Общая и мелкая моторика

Движения стали более
Научились выполнять
четкими, пытается ритми- движения, согласуя со
зировать речь с движени- счетом и рифмованным
ями.
текстом.
Может показать палец по Запомнил названия пальего названию.
цев.
*Детям со средним уровнем рекомендуется сменить образовательный маршрут.

Содержание коррекционной работы с детьми с фонетическим
недоразвитием речи (далее ФН)
18

Цель коррекционной работы с детьми, имеющими ФН – формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия на базе звуков, подлежащих коррекции.
Задачи коррекционной работы с детьми, имеющими ФН:
1. Формировать интерес к коррекционной образовательной деятельности.
2. Коррекция звукопроизношения.
3. Совершенствовать фонематическую систему языка.
4. Развивать высшие психические функции (внимание, воображение, память, мышление).

Направления и этапы работы по коррекции
ФН у детей 5-6 и 6-7 лет
Коррекция произношения
Разучивание комплексов артикуляционной и дыхательной гимнастики.
Формирование правильных
артикуляционных укладов.
Постановка звуков, подлежащих коррекции.
Автоматизация звуков в
слогах.
Автоматизация звуков в
словах.
Автоматизация звуков в
словосочетаниях.
Автоматизация звуков во
фразовой речи, текстах, стихотворениях и скороговорках и др.

Развитие фонематической системы языка
Учить ребенка узнавать на слух нормативное произношение
звука.
Учить ребенка определять наличие заданного звука в слове.
Учить ребенка давать характеристику звука.
Учить ребенка определять место заданного звука в слове.
Совершенствование навыков звукослогового анализа и синтеза
(5лет) и звукобуквенного анализа и синтеза (6 лет).
Дифференциация пар звуков по твердости-мягкости (если таковые пары имеются).
Дифференциация пар звуков по звонкости-глухости (если таковые пары имеются).

Предполагаемые результаты развития речи детей с ФН
Дети к концу обучения должны:
 овладеть навыками правильного звукопроизношения;
 уметь различать правильное и дефектное произношение звуков, которые подлежали коррекции;
 овладеть навыками звукослогового анализа и синтеза слов (5-6 лет).
 овладеть навыками звукобуквенного анализа и синтеза слов (6-7 лет).
Критерии оценки
19

Направления
работы
Фонетическая
сторона речи

Низкий уровень

У детей с данным
речевым заключением низкий уровень не предполаСформированность гается
фонематических
процессов

Средний уровень

Высокий уровень

Звуки поставлены, но
дети нуждаются в
контроле за произношением.
Овладел основами
звукобуквенного анализа и синтеза.
Встречаются единичные ошибки.

Звукопроизношение в
норме, в контроле за
произношением не
нуждается.
В совершенстве владеет
навыками звукобуквенного анализа. Успешно
справляются с заданиями повышенной сложности (кроссворды, ребусы).

Содержание коррекционной работы с детьми с фонетикофонематическим недоразвитием (далее ФФНР)
Цель коррекционной работы с детьми, имеющими ФФНР – формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия на базе
звуков, подлежащих коррекции.
Задачи коррекционной работы с детьми, имеющими ФФНР:
 формировать интерес к коррекционной образовательной деятельности.
 формировать полноценные произносительные навыки;
 совершенствовать фонематическое восприятие, фонематические представления,
доступные возрасту формы звукового анализа и синтеза;
 осуществлять подготовку к обучению грамоте и овладению элементами грамоты,
с целью профилактики дислексии и дисграфии;
 совершенствовать просодическую сторону речи;


развивать высшие психические функции (внимание, воображение, память, мыш-

ление).
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная
способность к анализу и синтезу речевых звуков, которая обеспечивает восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, которые отличаются тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:
 заменой звуков более простыми по артикуляции;
20

 трудностями различения звуков;
 особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия
звуков речи, что влечѐт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи.
Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при
фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты
речи: темп, тембр, мелодика. Словарь, грамматический строй, звукослоговая структура
слов и связная речь детей с ФФН соответствуют возрастной норме N.

Направления и этапы работы по коррекции
ФФНР у детей 5-6 и 6-7 лет
Коррекция произношения

Разучивание комплексов артикуляционной и дыхательной
гимнастики.

Формирование правильных артикуляционных укладов.
Постановка звуков,
подлежащих коррекции.

Развитие фонематического слуха и
восприятия
Узнавание на слух
неречевых звуков.
Различение слов,
близких по звуковому составу.
Дифференциация
слогов.
Учить ребенка узнавать на слух нормативное произношение звука.
Учить ребенка
определять наличие
заданного звука в
слове.
Учить ребенка узнавать правильно звучащее слово среди
видоизмененных с
опорой на картинку.

Формирование
навыков звукослогового и звукобуквенного анализа и синтеза
Формирование понятия «звук».
Формирование понятия «гласные
звуки».
Учить ребенка
определять место
заданного гласного звука в звукокомплексе (типа:
а-у-и, и-а-у).
Формирование понятия «согласный
звук».
Анализ и синтез
обратного слога
типа: ап, ум.
Формирование понятий «слог, слово», деление слов
на слоги, выделение ударного
гласного.

Совершенствование
просодической стороны речи
Различение одинаковых звукокомплексов
по высоте, силе и темпу.

Учить детей различать
высокий, средний или
низкий тембр голоса
или регистр инструмента.
Учить детей воспроизводить ритмический
рисунок при отхлопывании.

21

Автоматизация звуков в слогах.

Учить ребенка узнавать правильно звучащее слово среди
видоизмененных без
опоры на картинку.
Учить ребенка давать характеристику
звука.

Учить ребенка
определять место
заданного согласного звука в слове.

Автоматизация звуков в словосочетаниях.

Учить ребенка отличать на слух и по
артикуляции гласный звук от согласного.

Анализ и синтез
односложных слов
типа: кот, мак.
(К концу года для
детей старшей
группы).

Автоматизация звуков во фразовой речи, текстах, стихотворениях и скороговорках и др.

Совершенствование
навыков звукослогового анализа и
синтеза (5 лет) и
звукобуквенного
анализа и синтеза (6
лет).

Анализ и синтез
Учить детей изменять
двусложных слов с один и тот же звукооткрытым слогом. комплекс по высоте и
силе.

Автоматизация звуков в словах.

Автоматизация звуков в текстах и стихотворениях.

Дифференциация
пар звуков по твердости-мягкости (если таковые пары
имеются).
Автоматизация звуДифференциация
ков в потешках, ско- пар звуков по звонроговорках, чистого- кости-глухости (есворках и пословицах. ли таковые пары
имеются).

Анализ и синтез
прямого слога типа: пу, ма.

Учить детей узнавать
по тембру своё имя
(«Кто позвал?»), а затем сокращенного
звукокомплекса).
Учить детей различать
далеко или близко
находится звучащий
объект (игра «Громкотихо»).
Учить детей воспроизводить изменения характера, тембра и эмоционального окраски
одного и того же звука.

Анализ и синтез
двусложных слов с
закрытым слогом
(типа: за-мок, батон).
Анализ и синтез
трехсложных слов
с открытыми слогами (типа: ку-бики).
Анализ и синтез
двусложных слов с
закрытым слогом
(типа: кош-ка,
миш-ка).
(К концу года для
детей подготовительной группы).

Учить детей воспроизводить ритмический
рисунок слова при отхлопывании.
Учить детей узнавать
вопросительную, восклицательную, побудительную и повествовательную интонацию во фразовой речи.

Предполагаемые результаты развития речи детей с ФФНР
Дети к концу обучения должны:
 Овладеть навыками правильного звукопроизношения;
 Иметь достаточный уровень сформированности фонематического восприятия и
фонематических представлений;
 Овладеть навыками звукослогового анализа и синтеза слов (для детей 5- 6 лет);
22

 Овладеть навыками звукобуквенного анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры (для детей 6-7 лет);
 Овладеть навыками выразительного интонационного оформления речи;
 Овладеть навыками произношения слов различного звукослогового состава.
Критерии оценки
Направления работы
Фонетическая
сторона речи

Низкий уровень
Не предполагается низкого
уровня

Средний уровень

Высокий уровень

Звуки поставлены, но
дети нуждаются в контроле за произношением со стороны взрослого.
Сформированность Частично овлаОвладели основами
фонематических
дели навыками
звукобуквенного аналипроцессов
звукобуквенного за и синтеза.
анализа и синте- Встречаются единичза, но нуждают- ные ошибки.
ся в наводящих
вопросах и др.
помощи.

Звукопроизношение в
норме, в контроле за
произношением не
нуждаются.

Сформированность Справляются с
звуко-слоговой
произношением
структуры слов.
слов, состоящих
из нескольких
прямых слогов.
Допускают
ошибки в словах со стечением согласных.

Произносят слова
сложной звукослоговой структуры
правильно.

Частично овладели
произношением слов
сложной звукослоговой структуры.

В совершенстве владеют навыками звукобуквенного анализа.
Успешно справляются
с заданиями повышенной сложности (кроссворды, ребусы)

23

Целевой раздел. Проектирование образовательного процесса

Утверждаю
Зам. директора по НСП «…….»
__________________
« »_______________________20___ г.
График работы учителя-логопеда Сенькевич Н.П.
на 2022-2023 учебный год

Дни недели
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница

Время
08.00-16.00
08.00-16.00
11.30-16.00
08.00-16.00
08.00-16.00

Обед
13.00 – 14.00
13.00 – 14.00
13.00 – 14.00
13.00 – 14.00

Утверждаю
24

Зам.директора по НСП «…….»
___________________________
« »_____________2022-2023 г
Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда Сенькевич Н.П. на
2022-2023 учебный год.
Дни недели
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Занятия
Индивидуальные и
подгрупповые занятия. 09.00-13.00
08.00-13.00
12.00-13.00 08.00-13.00 08.00-13.00
15.30-16.00
16.30-18.00
1
Обед
13.00-14.00
13.00-13.30
13.00-14.00 13.00-14.00
Оформление документации
Пед. час. и ППк
Дополнительная образовательная деятельность
Консультации для воспитателей, специалистов, администрации
Консультации для родителей

14.00-15.00

14.00-15.00

14.00-15.00 14.00-15.00

14.00-15.00

13.30.-14.00
16.00-16.30
Азбука
дошколят

16.00-16.30
Вундеркинд

16.00-16.30 16.00-16.30
Азбука
Вундеркинд
дошколят

15.00-15.30

15.00-15.30

15.00-15.30 15.00-15.30

08.00-09.00

15.00-15.30

18.00-19.00
Учитель-логопед: ____________

Утверждаю
25

Зам.директора по НСП «……..»
___________________________
« »_______________20___ г.

Расписание индивидуальных занятий с детьми групп № ……
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.

Фамилия, имя ребенАгеев Димака
Воробьев Кирилл
Головашкин Женя
Ефремов Даниил
Ефремов Ярослав
Кобелев Артемий
Кобелев Максим
Коваленко Соня
Кондратьев Никита
Кравченко Надя
Куклин Никита
Лавриненкова Арина
Михайловская Лиза
МоисееваАнна
Мушкина Ксюша
Саидзада Самир
Санин Елисей
Степнова Алсу
Тюлюкин Дима
Тюсова Настя
Усманов Даниил
Устинова Карина
Филиппов Артём
Филиппова Даша
Шейко Ульяна
Видулина Арина
Гафаров Габиль
Горбачева Варя
Еремашвили Даниил
Ермаков Ярослав
Засов Вова
Захаров Никита
Карапетян Алекс
Королёв Даниил
Лизарков Миша
Мирзоева Аня
Перекатова Катя
Попов Тимофей
Рустамова Даша
Рыгалин Вадим
Савельев Алексей
Салимов Миша
Седова Стеша
Сладков Федор
Тарасов Тимофей
Толкачева Полина
Тригуб Настя
Трифонов Роман
Туманова Стеша
Щелоков Владик

понедельник
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+

вторник

+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+

среда

четверг
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+

пятница

+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+

26

Календарно-тематический план индивидуальных и подгрупповых занятий с учителем-логопедом
Сентябрь
Тема занятия
С,З
Этапы

С’, З’

Ц

Ш, Ж

Ч

Щ

Л

Л’

Р

Р’

К’-Г’
Или др.
звуки

Артикуляционная
гимнастика
Постановка звука
Автоматизация звука в
слогах
Автоматизация звука в
словах и словосочетаниях
Автоматизация звука в
предложениях, текстах,
чистоговорках и
скороговорках.

Дифференциация
звуков

Примечание. В графы учитель-логопед вносит фамилии и имена детей, посещающих индивидуальные и подгрупповые занятия в соответствии с темой занятия и этапом работы.

27

Журнал учета посещаемости индивидуальных и подгрупповых занятий на март 2022-2023 учебный год
Фамилия, имя ребенка

5

6

7

8

12

13

19

20

26

27

1

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

2

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

3

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

4

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

5

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

6

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

7

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

8

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

9

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

10

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

11

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

12

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

13

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

14

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

15

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

16

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

17

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

18

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

19

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

20
Присутствовало

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

№

1

2

3

4

9

10

11

14

15

16

17

18

21

22

23

24

25

28

29

30

31

Отсутствовало

28

РЕЧЕВАЯ КАРТА
1. Фамилия, имя_________________________________________
2. Возраст____________________
3. Сведения о родителях: _______________________________________________________
4. Заключение ПМПК__________________________________________________________
5. Обследование артикуляционного аппарата: губы ______________ подвижность языка
____________________прикус, зубы _________ ___________________
состояние нёба _ _______________
состояние уздечки____________________________саливация_________________________
6. Состояние моторики:
тонкая моторика______________________________________________________________________
«ведущая рука_____________________________________________________________________________
7. Ознакомительная беседа с ребенком.
Как тебя зовут? ___________________________ Сколько тебе лет? ____________________________________
Где ты живешь? ______________________________________________________________________________
Как зовут твоих родителей? _____________________________________________________________________
Кем работает твоя мама? ______________________________________________________________________
8. Общее звучание речи: темп________________голос ______________внятность________________________

9. Звукопроизношение.
Гласные_______________________________________________
Согласные: М, П, Б______________ Н, Д, Т____________Г, К, X_____________В,Ф_____________
Свистящие

С

СЬ

Шипящие

Ш

Ж

Сонорные

Л

ЛЬ

ЗЬ

3

Ц

Ч

Щ
РЬ

Р

Й

10. Фонематический слух : дифференциация звуков:

Б-П
В слогах
В словах бочка-почка

Т-Д

точка-дочка

К-Г-Х

М-Н

код-год-ход

моль-ноль

В-Ф

вас-фас

11. Фонематический анализ

выделить

окна

утка

аист

кот

первый звук
последний звук
гласный звук
12. Слоговая структура повторение ритмического рисунка хлопков:

1-1-1 _______________2-2-2___________________1-2-1_____________________
29

Произношение слов сложной слоговой структуры.
пуговица

велосипед

канава

пододеяльник

библиотека

13. Состояние грамматического строя: __________________________________________________________________
Образование существительных во мн. ч.___________________________________________________
мост

утенок

стул

окно

ведро

ухо

Образование существительных во мн. ч., Р.п._________________________________________________
мост

утенок

стул

окно

ведро

ухо

Употребление предлогов ___________________________________________________________________
5 лет
6 лет

на
на

с(со)
с(со)

в
в

из
из

к
к

от
от

под
под

за
за

из-под,

из-за

14. Состояние словаря: ________________________________________________________
Объяснение значения слов_____________________________________________________
5 лет

6 лет

холодильник
пылесос

Уровень обобщений________________________________________________________________________
5 лет

6 лет

Свитер, платье, шорты, юбка, колготки
Блюдце, сковорода, ложка, тарелка
Помидор, морковь, репа, капуста
Яблоко, груша, персик, лимон
Кошка, собака, волк, ёж
Голубь, утка, воробей, ласточка
Шкаф, стол, кресло, диван
Автобус, электричка, трамвай, самолёт

Подбор прилагательных к существительным_______________________________________
5 лет

6 лет

лимон какой?
платье какое?
лиса какая?

Логопедическое заключение: _____________________________________________________________________
Дата обследования: _____________________________________________________________________________
Подпись учителя - логопеда: ______________________________________________________________________
Дата начала занятий с учителем логопедом: ____________________________________________________________
Результативность: __________________________________________________________________________________

Дата окончания занятий: _______________________________________________________

30

Вариант 2

Речевая карта
(для детей с ФФН, ФН)
1. Дата поступления ребенка__________________________________________
2. Фамилия, имя ____________________________________________________
3. Возраст__________________________________________________________
4. Домашний адрес__________________________________________________
5. Откуда прибыл___________________________________________________
6. Жалобы родителей________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Данные о ходе речевого развития____________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Состояние общей моторики_________________________________________
__________________________________________________________________
9. Слух____________________________________________________________
10. Общее развитие ребенка__________________________________________
__________________________________________________________________
11. Внимание, работоспособность_____________________________________
__________________________________________________________________
12. Общее звучание речи (темп, голос, разборчивость, артикуляция, дыхание)
__________________________________________________________________
_____________________________________________________________
________________________________________________________________
13. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность) ________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
14. Произношение и различение звуков_________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
15. Анализ и синтез звукового состава речи_____________________________
__________________________________________________________________
16. Произношение слов сложного слогового состава______________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
17. Грамматический строй речи_______________________________________
__________________________________________________________________
18. Словарь________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

31

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА.___________ уч.г.
ГРУППА ________________ Ф.И. _________________________________________
КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ:
- Развитие артикуляционной моторики;
- Массаж;
- Работа над речевым дыханием;
- группа свистящих – С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц
- группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ
- группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ
- губно-губные – П, Б, М + мягк.
- переднеязычные – Т, Д. Н + мягк.
- заднеязычные – К, Г, X + мягк.
- другие.
- Автоматизация звуков во всех позициях;
- Дифференциация звуков______________________________________________
- Развитие фонематического восприятия.
- Формирование звуко - слоговой структуры.
- Пополнение, уточнение и активизация словаря.
- Совершенствование грамматического строя речи.
- Формирование элементарных навыков звуко-слогового (старшая группа) звукобуквенного анализа (подготовительная группа).
- Развитие ВПФ.
- Дополнительная работа.
Дата

Учитель-логопед ___________
Динамика

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дата

Учитель-логопед ___________

32

Приложение
Индивидуальные маршруты образовательной деятельности для детей с ЗРР, ФН, ФФН

Индивидуальный маршрут образовательной деятельности
для детей с ЗРР
см. этап
формирование фразовой речи у неговорящих детей
не говорит
Заключение
ТПМПК

ЗРР (3-4 года)
1 диагностики

ТПМПК
говорит

норма
группа общеразвивающей направленности МБДОУ

ТПМПК

см. интегральные показатели

см. этап
развитие фразовой
речи

см. интегральные показатели

ОНР Iур., IIур., IIIур.
группа компенсирующей направленности
Задержка психического развития
МБДОУ VII-го вида
Умственная отсталость
МБДОУ VIII-го вида

33

Индивидуальный маршрут образовательной деятельности
для детей 5-6 и 6-7 лет с ФН
норма
массовая
общеобразовательная
школа

см. этап
коррекция звукопроизношения

ТПМПК

см. интегральные показатели

ФН
см. этап
развитие фонематического восприятия
и формирование фонематической системы языка

ПМПК
МБДОУ
норма
группа общеразвивающей направленности
МБДОУ

34

Индивидуальный маршрут образовательной деятельности
для детей 5-6 и 6-7 лет с ФФН
продление срока обучения
(индивидуальные занятия с
логопедом МБДОУ, логопункт школы)

коррекция
произношения
развитие фонематического слуха и
восприятия

ТПМПК

ФФН

совершенствование
звуко-слоговой
структуры
формирование
навыков звукослогового и звукобуквенного анализа и
синтеза
совершенствование
просодической
стороны речи

интегральные
показатели

ТПМПК
или ПМПк
МБДОУ

N - группа общеразвивающей направленности
МБДОУ
N - выпущен в общеобразовательную
школу

35

Документация учителя – логопеда на логопункте
Документация учителя-логопеда включает в себя:
-журнал обследования речевого развития детей ДОУ с 3-х летнего возраста;
- индивидуальные речевые карты на всех зачисленных детей;
-индивидуальный план работы с каждым ребенком;
-календарно-тематический план подгрупповых и индивидуальных занятий;
-перспективный план работы на учебный год, включающий в себя мероприятия с педагогическим коллективом, родителями, самообразование и т.п.;
-журнал учета проведения индивидуальных и подгрупповых занятий;
- журнал учета консультаций;
- индивидуальные рабочие тетради детей;
-аналитическую справку по результатам деятельности за учебный год;
-паспорт логопедического кабинета.

36

Нормативно-правовые документы
Раздел 1. Международные нормативно-правовые акты
Конвенция о правах ребёнка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от
20.11.1989 г., ратифицированная Верховным советом СССР 13.06.1990 г.
Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти 10
пересмотра (МКБ10)
Раздел 2. Законодательно-правовые акты Российской Федерации
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-Ф3 от 24.07.98 (в ред. от
20.07.2000 г.).
Инструктивное

письмо

Министерства

образования

Российской

Федерации

от

14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 07 февраля 2014 г. № 01-52-22/05382 «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 27 января 2009 г. N 03-132 «О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования
детей старшего дошкольного возраста» (поручение Правительства Российской Федерации от 22
июня 2007 г. N ДМ-П44-3035).
Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №
26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2009 г.
N 95 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 22 декабря
2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы
за ставку заработной платы) педагогических работников, оговариваемых в трудовом договоре».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014г. № 276 «Об утверждении
Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
37

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в
Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
Приказ от 25 декабря 2014 г. N 1115н «О внесении изменения в приказ Министерства
Труда и Социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544Н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»».
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 № 2562;
Раздел 3. Законодательно-правовые акты Калужской области
Закон об образовании в Калужской области, принят Постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 19 сентября 2013 г. N 895 (в ред. Закона Калужской области от 27.11.2015 N 15-ОЗ).
Методические рекомендации по использованию примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации.
Об

организации

различных

форм

присмотра

и

ухода

за

детьми

О рекомендациях по порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений.
План действий по ФГОС ДО.
План-график

по

обеспечению

внедрения

ФГОС.

План-график реализации проекта МРСДО.
Постановление Правительства Калужской области №727 от 08.12.2014 г. "О внесении изменений в постановление Правительства Калужской области от 15.10.2014 №609 "Об
утверждении распределения субсидий между муниципальными образованиями Калужской области на реализацию мероприятий по строительству, приобретению, реконструкции, капитальному и текущему ремонту здания (помещений) для реализации программ дошкольного образования в Калужской области на 2014 год за счет средств областного бюджета в рамках реализации отдельных мероприятий подпрограммы «Развитие дошкольного образования» государственной программы Калужской области «Развитие образования в Калужской области»
Постановление Правительства Калужской области №725 от 08.12.2014 г. «О внесении
изменения в постановление Правительства Калужской области от 30.04.2013 №235 «Об утвер38

ждении плана мероприятий («дорожной карты») «изменения» в отраслях социальной сферы,
направленные на повышение эффективности образования и науки Калужской области».
Приказ министерства образования и науки Калужской области от 25.07.2013 № 104
Приказ министерства образования и науки Калужской области от 17.01.2014 № 88
«Об оказании методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной
помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования".
Приказ министерства образования и науки Российской Федерации №293 от
08.04.2014 г. «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам
дошкольного образования".
Приказ министерства образования и науки Калужской области №917 от 14.05.2014 г.
"Об утверждении перечня дошкольных образовательных организаций, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в опережающем
режиме".
Приказ министерства образования и науки Калужской области от 16.01.2015 №62 "О
реализации федерального проекта "Модернизация региональных систем дошкольного образования" в 2015 году в Калужской области.
Приказ министерства образования и науки Калужской области №1242 от 06.09.2013 г.
"О координации мероприятий по вопросам модернизации региональной системы дошкольного
образования в Калужской области"
Унифицированные функционально-технические требования к региональному информационному ресурсу, обеспечивающему прием заявлений, учет детей, находящихся в очереди (электронная очередь в ДОО), постановку на учет и зачисление детей в дошкольные образовательные организации в субъектах Российской Федерации.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Раздел 4. Законодательно-правовые акты города Калуги
Российская Федерация Калужская область Городская управа города Калуги Постановление от 19 января 2011 года N 14-П «Об утверждении Положения о логопедическом пункте
муниципального образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования»
Раздел 5. Локальные акты МБДОУ
1. Положение о работе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи.
39

2. Должностная инструкция учителя-логопеда.
3. Положение о ПМП консилиуме.

40

Список литературы
1. Боровцова, Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
2. Васильева, М.А., Гербова, В.В., Комарова, Т.С. Программа воспитания и обучения в
детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
3. Взаимодействие образовательных учреждений с городской ПМПК (методические
рекомендации) /Под ред. И.И. Усановой. — Мурманск, 2009.
4. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. — СПб: Детство-пресс, 2005. – 144 с.
5. Волкова, Л.С. и др. Логопедия: 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманитар. изд. центр
ВЛАДОС, 2009. – 703 с.
6. Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная
гимнастика /Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2012. – 64 с.
7. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования. — М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
8. Жукова, Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи /Н.С. Жукова. – М.:
Эксмо, 2012. – 120 с.
9. Иванова, Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация
работы. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 160 с.
10. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда /О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2003. – 739 с.
11. Йощенко, В.О. сборник примерных форм документов и методических материалов к
организации логопедической работы в ДОУ. /В.О. Йощенко. – М.: АРКТИ, 2010. – 248 с.
12. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда.
– М.: Просвещение, 1985. – 207с.
13. Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения /В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – 3-е изд. испр. И доп. – М.:
Издательство ГНОМ, 2011. – 216 с.
14. Косинова, Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи /Е.М. Косинова. – М:
Эксмо: ОЛИСС, 2011. – 192 с.
15. Крупенчук, О.И. пальчиковые игры. /О.И. Крупенчук. – СПб.: Изд. дом «Литера»,
2012. – 32 с.
16. Куликовская, Т.А. По ладошке прокачусь. Массажные игры для рук. – М.: Карапуз,
2013. – 20 с.
17. Лопатина, Л.В. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования (для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи) /Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец,
О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др. под ред. Л.В. Лопатиной. – СПб: 2014. – 145 с.
41

18. Мелкозёрова, Е.В. Рабочая программа коррекционной деятельности по преодолению фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 5–7 лет общеразвивающего ДОУ, не имеющего в своей структуре специализированных групп //Молодой ученый. – 2015. – №18. – С. 479-490.
19. Микляева, Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 128 с.
20. Пелымская, Т. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом /Т.
Пелымская, Н. Шматко. – М.: Владос, 2008. – 224 с.
21. Рудик, О. Коррекционная работа с аутичным ребенком. Методическое пособие /О.
Рудик. – М.: Владос, 2014. – 192 с.
22. Рудик О.С. Практическая коррекционная работа с детьми с ОНР/ О.С. Рудик. – М.:
Владос, 2014. – 320 с.
23. Степанова, О.А. Дошкольная логопедическая служба. — М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128
с.
24. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста
с фонетико-фонематическим недоразвитием: Программа и методические рекомендации для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. – М.: Школьная пресса, 2002.
– 32 с.
25. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В., Туманова, Т.В. Коррекция нарушений речи: Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2010. – 272 с.
26. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа логопедической работы по преодолению
фонетико-фонематического недоразвития у детей. – М.: Просвещение, 2014.
27. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа логопедической работы по преодолению
общего недоразвития речи у детей – М.: Просвещение, 2014.

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».