СОГЛАСОВАНО Педагогический Совет Протокол №16 от 31.08.2022 УТВЕРЖДЕНО Приказ директора МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги № 136 од от 31.08.2022 ПОЛОЖЕНИЕ О ПЛАНИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИСМОТРУ И УХОДУ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСТВО» «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» ГОРОДА КАЛУГИ (МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги) I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о порядке планирования образовательной деятельности и деятельности по присмотру и уходу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детство» «Центр развития ребенка» города Калуги (далее – Положение) разработано в соответствии Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304-ФЗ, Федеральным законом от 14.07.2022 г. № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее - ФГОС ДО), Примерной основная образовательная программа дошкольного образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15, Примерной рабочей программой воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от «23» июня 2022 № 3/22), Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Планом мероприятий по реализации в 20212025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации, Устав МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги. 1.2. Настоящее Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения планирования образовательной деятельности и деятельности по присмотру и уходу воспитанников МБДОУ «Детство» «ЦРР» г.Калуги (далее – ОО). 1.3. Рабочая программа педагога ОО - локальный нормативный документ ОО, характеризующий систему организации образовательной деятельности, разработанный на основе основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детство» «ЦРР» г.Калуги (далее - ОПДО), применительно к конкретной возрастной группе, с учетом ФГОС ДО, национально - регионального компонента, индивидуальных особенностей воспитанников. 1.4. Рабочая программа является неотъемлемой частью ОПДО, разрабатывается педагогами всех возрастных групп самостоятельно, а также узкопрофильными специалистами ОО, включает обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. 1.5. Структура Рабочей программы является единой для всех педагогических работников, работающих в ОО. 1.6. Рабочая программа составляется педагогом на учебный год. 1.7. Проектирование содержания образовательной деятельности и деятельности по присмотру и уходу осуществляется педагогами в соответствии с уровнем их профессионального мастерства, нормативными и локальными актами ОО, методическими рекомендациями. 1.8. За полнотой и качеством реализации Рабочей программы осуществляется должностной контроль заместителем директора ОО, заместителем заведующего по воспитательной и методической работе (старшим воспитателем). 1.10. Срок данного Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового. II. Цели и задачи Рабочей программы воспитания 2.1. Цель Рабочей программы – планирование образовательной деятельности и деятельности по присмотру и уходу, организация и управление воспитательным процессом. 2.2. Рабочая программа воспитания регламентирует деятельность педагогических работников. 2.1. Рабочая программа: конкретизирует цели и задачи обучения и воспитания; определяет объем и содержание материала, умений и навыков, которыми должны овладеть воспитанники определенной возрастной категории с учетом индивидуальных и психологических характеристик; оптимально распределяет время по изучению тем (принцип комплексно тематического планирования); способствует совершенствованию методики проведения непрерывной образовательной деятельности с учетом особенностей детей данной возрастной группы; активизирует познавательную деятельность обучающихся, развитие их творческих способностей; отражает специфику региона; применяет современные образовательные технологии; предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования. III. Требования к структуре Рабочей программы 3.1. Структура Рабочей программы: Пояснительная записка Раздел I. Целевой 1.1. Цель и задачи обучающихся 1.2. Методологические основы и принципы построения Рабочей программы; 1.2.1. Воспитывающая среда группы; 1.2.2. Общность (сообщество) группы; 1.2.3. Социокультурный контекст; 1.2.4. Деятельность и культурные практики группы. 1.3. Целевые ориентиры результатов ОПДО 1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3х лет); 1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8¬ми лет). Раздел II. Содержательный 2.1. Уклад ОО 2.2. Виды, формы и содержание деятельности 2.1.1. 2.2. Особенности реализации педагогического процесса. 2.3. Особенности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в процессе реализации…… Раздел III. Организационный 3.1. Общие требования к условиям реализации Рабочей программы 3.2. Взаимодействие взрослого с детьми. События группы. 3.3. Организация информационной образовательной среды. 3.4. Нормативно-методическое обеспечение 3.6. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями 3.7. Анализ воспитательного процесса Календарный план воспитательной работы (Приложение № 1) ПРИЛОЖЕНИЯ: Приложение № 2. Перспективное планирование образовательной деятельности; Приложение № 3. Ежедневная организация жизнедеятельности детей; Приложение № 4. Режим двигательной активности; Приложение № 5. Расписание непрерывной образовательной деятельности (занятий); Приложение № 6. Циклограмма образовательной деятельности на неделю; Приложение № 7. План взаимодействия с родителями; Приложение № 8. План традиционных событий и праздников; Приложение № 9. Режим закаливания. 4. Дополнительный раздел Данный раздел может быть представлен: конструктами различных форм организации образовательной деятельности с детьми; описанием игр и упражнений; картотеками; сценариями мастер-классов для педагогов и родителей; комплексами утренней гимнастики; сценариями различных форм взаимодействия с родителями; визуальными средствами информации (материалы наглядной пропаганды, буклеты, памятки и др.) IV Требования к содержанию Рабочей программы Содержание Рабочей программы должно раскрывать, как с учетом конкретных условий, так и образовательных потребностей, особенностей развития воспитанников. Педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Содержание Рабочей программы оформляется преимущественно в табличном варианте. Пояснительная записка Раскрывает актуальность реализации содержания Рабочей программы, ее цели, задачи, основные принципы, особенности организации образовательного процесса. В пояснительной записке необходимо отразить: 1) Для какой возрастной группы детей разработана Рабочая программа. 2) На основании, каких нормативно-правовых актов разработана Рабочая программа воспитания. Нормативно-правовые акты указываются только действующие на момент составления Рабочей программы. Список нормативно-правовых актов строится в иерархическом порядке: 1) Федерального уровня: законы; Указы Президента РФ; Приказы Министерства образования и науки РФ; Нормативные акты других ведомств РФ; 2) Регионального уровня: законы; другие нормативные акты Калужской области; 3) Муниципального уровня: локальные нормативные акты, ОПДО. Настоящий перечень, указанный в пункте III. настоящего положения может быть изменен в зависимости от актуальной ситуации. Пример: на основе раздела III. п.п 2.3. Особенности взаимодействия педагогов с семьями обучающихся в процессе реализации Рабочей программы Раскрываются: 1) цели и задачи взаимодействия с родителями воспитанников (исходя из ОПДО ОО с учетом особенностей, присущих данной возрастной группе); 2) основные направления взаимодействия с родителями (исходя из ООПДО ОО с учетом особенностей, присущих данной возрастной группе); 3) особенности контингента родителей (законных представителей) воспитанников, которые являются значимыми для реализации взаимодействия; 4) как учитываются данные особенности в планировании и реализации взаимодействия с родителями. Пункт 4 целесообразно оформить в табличном варианте. Примерный вариант табличной формы: Как учитываются Особенности контингента родителей (законных представителей) Данный подраздел может содержать ссылку на соответствующее Приложение к Рабочей программе воспитания («План взаимодействия с родителями»). Пример: Раздел III. Организационный 3.1. Общие требования к условиям реализации Рабочей программы. Раскрываются вариативные формы, способы, методы и средства реализации Рабочей программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, такие как: формы работы в совместной и самостоятельной деятельности, в режимные моменты, методы, средства и педагогические технологии используются педагогами в группе для реализации образовательной деятельности по каждому из направлений развития, воспитания детей (образовательной области) относительно каждой из задач, решаемой в рамках данной образовательной области. Используемые формы работы, методы и средства целесообразно описывать с использованием табличной формы. Используемые педагогические технологии допустимо описывать как в текстовом варианте, так и в табличном. Примерные варианты табличных форм для описания используемых форм работы, методов и средств: Вариант 1: «Образовательная область «Познавательное развитие» Вид деятельности Формы работы Образовательная Самостоятельная деятельность деятельность в деятельность режимные моменты Математика Совместная Познание Окружающий мир Вариант 2: Методы реализации программы Средства реализации программы «Образовательная область «Познавательное развитие» Методы реализации программы Формы реализации программы Математика Средства реализации программы Познание Окружающий мир Раздел 3.1. Взаимодействие взрослого с детьми. События группы. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик: особенности образовательной деятельности разных видов; особенности культурных практик. 1) Особенности образовательной деятельности разных видов раскрываются через описание: а) особенностей реализации в группе различных видов образовательной деятельности (непрерывная образовательная деятельность, совместная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; б) как каждый из видов детской деятельности (игровая, коммуникативная и др.) реализуется в разных видах образовательной деятельности. 2) Особенности культурных практик: краткая характеристика тех культурных практик, которые реализуются в группе; особенности организации культурных практик. Данный пункт может содержать ссылку на соответствующее Приложение к Рабочей программе воспитания («Циклограмма образовательной деятельности на неделю»). Способы и направления поддержки детской инициативы. Раскрывается: 1) приоритетная сфера проявления детской инициативы для каждого возраста детей; 2) педагогический прием, форма взаимодействия с детьми, вид детской деятельности, который педагоги используют в целях поддержки детской инициативы в каждой возрастной группе. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; Необходимо раскрыть: 1) задачи культурно-досуговой деятельности в соответствии с возрастом детей (исходя из ОПДО); 2) какие факторы оказали влияние на формирование традиционных событий и мероприятий в группе; 3) циклограмма традиционных мероприятий (в табличной форме). Данный пункт может содержать ссылку на соответствующее Приложение к Рабочей программе воспитания («План традиционных событий и праздников»). 3.3. Организация информационной образовательной среды. Описывается: 1) организуемые в групповом помещении функциональные центры, их назначение и оснащение (в табличной форме); 2) каким образом в группе реализуются требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде (содержательная насыщенность, трасформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность). 3.4. Нормативно-методическое обеспечение реализации Рабочей программы Отдельно перечисляются имеющиеся для работы в группе средства обучения и воспитания и программно-методическое обеспечение по каждой образовательной области. Обязательным требованием при построении списка программно-методического обеспечения - правильное оформление источников (в соответствии с действующим стандартом по оформлению библиографического списка). Оформляется в табличном варианте. Календарный план воспитательной работы (Приложение № 1). ПРИЛОЖЕНИЯ Список Приложений к Рабочей программе является открытым и может быть дополнен. V. Требования к оформлению Рабочей программы воспитания 5.1. Требования к оформлению Рабочей программы воспитания являются едиными для всех педагогов. 5.2. Первый лист Рабочей программы - титульный лист (Приложение 1). Титульный лист считается первым, но не нумеруется. На титульном листе указывается: полное наименование ОО (в соответствии с Уставом; размер шрифта - 12); название Рабочей программы (размер шрифта - 14, начертание полужирное); адресность (возрастная группа; размер шрифта - 14, строчные буквы); период, на который разработана Рабочая программа (возрастная группа; размер шрифта - 14, строчные буквы); сведения об авторе (ах) (Ф.И.О., должность, квалификационная категория; размер шрифта - 12); название населенного пункта, в котором реализуется Рабочая программа (размер шрифта - 14); год разработки Рабочей программы (размер шрифта - 12). 5.3. Второй лист - содержание. Содержание соответствует структуре Рабочей программы. Расположение строк и нумерация в содержании должны отражать иерархию разделов, подразделов и пунктов. Название каждого раздела в содержании пишется прописными буквами. Оформление списка приложений в содержании: сначала прописными буквами пишется «Приложение», двоеточие не ставится; - затем указывается перечень Приложений; каждое Приложение - с новой строки. Каждое приложение нумеруется, но знак «№» не ставится, затем идет название Приложения. Нумерация Приложений выстраивается в соответствии с порядком ссылок на них по тексту. 5.1. Рабочая программа должна быть оформлена на одной стороне листа бумаги формата А 4. Поля: левое - 20 мм, правое - 20 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм. Текст следует печатать с использованием шрифта Times New Roman, размер шрифта – 12 (в таблицах размера шрифта - 12), стиль - без интервала, интервал между строками 1 или 1,5, выравнивание текста - по ширине. Каждая новая мысль начинается с абзаца, абзац - 15 мм. Каждый раздел начинается с новой страницы. Название раздела пишется прописными буквами, полужирным начертанием, размер шрифта - 14, выравнивание - по центру. Название подраздела (1.1; 1.2. и т.д.) пишется прописными буквами, полужирным начертанием, размер шрифта - 13, выравнивание - по центру. Название подраздела отделяется от названия раздела 1 отступом. Название пунктов (1.1.1; 1.1.2 и т.д.) пишется строчными буквами, полужирным начертанием, размер шрифта - 13, выравнивание - по центру. Название пункта отделяется от названия подраздела 1 отступом. Текст отделяется от названия подраздела или пункта 1 отступом. 5.2. Текст Рабочей программы может содержать ссылки на Приложения к Программе воспитания ОО, ОПДО. Слово «Приложение» в тексте программы и при оформлении ссылки пишется с прописной буквы. Ссылка на Приложение пишется в круглых скобках, после слова «Приложение» ставится пробел и пишется порядковый номер Приложения. Например, «Ежедневная организация жизнедеятельности детей (Приложение 3)». Каждое Приложение следует начинать с новой страницы. Слово «Приложение» и его обозначение располагается в верхней части нового листа, справа. Каждое Приложение должно иметь заголовок. 5.3. Нумерация страниц: арабские цифры (1, 2, 3), сквозная, выравнивание по середине страницы вверху, титульной странице присваивается номер 1, но не печатается. VI. Порядок рассмотрения и утверждения Рабочей программы 6.1. Рабочая программа разрабатывается до 15 августа будущего учебного года. 6.2 Рассматривается на Педагогическом совете Учреждения в срок до 1 сентября будущего учебного года. При несоответствии Рабочей программы установленным данным Положением требованиям, принимается решение о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения. 6.3. По результатам рассмотрения Рабочих программ оформляется протокол. 6.4. Принятая на Педагогическом совете Учреждения Рабочая программа утверждается приказом заместителя директора не позднее 1 сентября текущего учебного года. 6.5. Утвержденная Рабочая программа воспитания заверяется на титульном листе в правом верхнем углу «Утверждена приказом ОО» (№ приказа и от какого числа). 6.6. Реализация неутвержденной Рабочей программы не допускается. VII. Порядок внесения изменений и дополнений в Рабочую программу 7.1. Рабочая программа является документом, отражающим процесс реализации ОПДО ОО в любой возрастной группе с учетом всех значимых характеристик, имеющих место в данной группе. В течение учебного года педагоги систематически анализируют эффективность созданных педагогических условий. В случае, если созданные педагогические условия не способствовали получению положительных результатов или способствовали получению отрицательных результатов, педагоги вносят изменения и дополнения в Рабочую программу. 7.2. Основания для внесения изменений и дополнений в Рабочую программу: предложения педагогов, работающих в группе, по результатам анализа реализации Рабочей программы; предложения Педагогического совета ОО, администрации по результатам анализа реализации Рабочих программ, по результатам внутренней системы оценки качества образования, коррективы с учтём комплектования воспитанников, индивидуальных особенностей, мониторинга ОО. 7.3. Дополнения и изменения вносятся в Рабочую программу в виде вкладыша «Дополнения к Рабочей программе». При накоплении большого количества изменений и дополнений к Рабочей программе, последняя корректируется в соответствии с накопленным материалом. 7.4. Изменения и дополнения к Рабочей программе рассматриваются на Педагогическом часе. VIII. Контроль за реализацией Рабочей программы 8.1. Ответственность за полноту и качество реализации Рабочей программы возлагается на педагогических работников. 8.2. Контроль реализации Рабочей программы осуществляют заместитель заведующего по воспитательной и методической работе (старший воспитатель). 8.3. Контроль реализации Рабочей программы осуществляется в соответствии с годовым планом работы, Положением о внутренней системе оценки качества образования ОО. IХ. Хранение Рабочей программы 9.1. Утвержденный оригинал Рабочей программы на бумажном носителе находится на рабочем месте педагогов(а). Копия Рабочей программы в электронном варианте сдается заместителю заведующего по воспитательной и методической работе (старшему воспитателю) сразу после утверждения. 9.2. Ответственный за ведение официального сайта ОО в сети Интернет размещает Положение о порядке планирования образовательной деятельности и деятельности по присмотру и уходу ОО на официальном сайте сети «Интернет».