Рабочая программа образовательной деятельности с детьми в возрасте от 2 до 3 лет группы №2 для воспитанников на 2023-2024 учебный год

Управление образования города Калуги
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детство»
«Центр развития ребенка» города Калуги
необособленное структурное подразделение «Кораблик»
(МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП «Кораблик»)

Принята
на педагогическом совете №1 от 01.09.2023г
Протокол №1 от 01.09.2023г.

Утверждена приложение №1
к приказу № 187 от 01.09.2023г.

Рабочая программа
образовательной деятельности с детьми в возрасте
от 2 до 3 лет группы №2 для воспитанников
на 2023-2024 учебный год

Составили: Ерёмкина О.В.

г. Калуга,
2023

СОДЕРЖАНИЕ

1.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ......................................................................................3
1.1 Пояснительная записка...........................................................................3
1. 2 Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ.............4
1.3 Принципы и подходы в организации образовательного процесса:....5
1.4 Содержание психолого-педагогической работы..................................5
1.5 Особенности организации образовательного процесса в группе.......6
1.6 Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
первой младшей группы.........................................................................................6
1.7 Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых
ориентиров ФГОС ДО)...........................................................................................7
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ..............................................................8
2.1 Учебный план реализации ООП ДО в первой младшей группе.........8
2.2 Перечень методических, дидактических пособий.............................13
2.3 Формы, способы, методы и средства реализации программы..........13
2.5 Примерное годовое и календарно-тематическое планирование,
модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками
ДОУ.........................................................................................................................24
2.6 Часть ДОУ: Особенности организации образовательного процесса в
группе (климатические, демографические, национально-культурные и др.). 24
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.........................................................28
3.1 Оформление предметно-пространственной среды............................28
3.2 Режим дня, структура НОД..................................................................29
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Возрастные и индивидуальные особенности
контингента детей первой младшей группы..........................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Перспективное планирование по образовательным
областям: познавательное развитие, речевое развитие, социальнокоммуникативное развитие, физическое развитие, художественноэстетическое развитие...............................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Выписка из СапПиН 2.4.1.1249-13.................................
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Мониторинг динамики развития детей по
направлением образовательных областей..............................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ 5Перечень программ и технологий, используемых в
работе с детьми…………………………………………………………………

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет
основные ориентиры обновления содержания образования в рамках
дошкольного учреждения и дает ориентировку на личностное своеобразие
каждого ребенка, на развитие способностей, расширение кругозора,
преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и
совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и
склонностями.
Содержание рабочей программы составлено с учетом принципов и
подходов к формированию образовательных программ, отраженных в
Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования:
1)
полноценное проживание ребенком всех этапов детства
(младенческого,
раннего
и
дошкольного
возраста),
обогащение
(амплификация) детского развития;
2)
построение
образовательной
деятельности
на
основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
становится активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного
образования);
3)
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание
ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4)
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5)
сотрудничество ДОУ с семьей;
6)
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
7)
формирование познавательных интересов и познавательных
действий ребенка в разных видах детской деятельности;
8)
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9)
учет этнокультурной ситуации развития детей.
Представленная рабочая программа педагога, работающего с детьми1
младшей группы обеспечивает преемственность с примерными основными
образовательными программами дошкольного образования.
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим
документом образовательного учреждения, характеризующей систему
организации
образовательной
деятельности
педагога
в
рамках
образовательных областей ФГОС дошкольного образования.
Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий,
образовательных потребностей и особенностей развития детей 1 младшей
группы. Создание индивидуальной педагогической модели образования
осуществляется
в
соответствии
с
требованиями
федеральных
государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Нормативно-правовую основу для разработки данной рабочей
программы составили:
• Образовательная
программа
дошкольного
образовательного
учреждения
• Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
• Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г.
№1155
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования»
• «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 года № 2«Об утверждении СанПиН» 1.2.3685-21).
1.2 Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ
Цель программы — создать каждому ребенку в детском саду
возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с
миром, активного практикования в разных видах деятельности,
творческой самореализации. Программа направлена на развитие
самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности,
социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих
поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Задачи:
 охранять и укреплять физическое и психическое
здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
 обеспечивать равные возможности для полноценного
развития каждого ребенка в период дошкольного детства
независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального
статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья);
 обеспечивать преемственности целей, задач и содержания
образования, реализуемых в
рамках образовательных программ дошкольного и начального общего
образования;
 создавать благоприятные условия развития детей в

соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями, развивать способности и творческий потенциал
каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими
детьми, взрослыми и миром;
 объединять обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
 формировать общую культуру личности детей, развивать их
социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные,
физические качества, инициативность, самостоятельность и
ответственность ребенка, формировать предпосылки учебной
деятельности;
 обеспечивать вариативность и разнообразие содержания
программ и организационных форм дошкольного образования,
возможности формирования программ различной направленности с
учетом образовательных потребностей и способностей детей;
 формировать социокультурную среду, соответствующую
возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим
особенностям детей;
 обеспечивать психолого-педагогической поддержку семьи и
повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.3 Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на
разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и
образования детей:
социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие,
речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие.
Конкретное содержание образовательных областей и развивающих
направлений зависит от возраста детей, определяется целями и задачами
программы и может реализовываться в различных ведущих видах
деятельности
(общении,
игре,
познавательно-исследовательской
деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка):
в раннем возрасте (1 год — 3 года) — предметная деятельность и игры
с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с
материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение со взрослыми

и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,
самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка,
совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов,
рассматривание картинок, двигательная активность;
1.4 Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых
ориентиров ФГОС ДО)
К трем годам:
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с
ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими
предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата
своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия,
знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.)
и умеет
пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания;
стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- владеет активной и пассивной речью, включенной в общение; может
обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает
названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и
действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия
взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассмотрению картинки,
стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на
различные произведения культуры и искусства;
- у ребёнка развита крупная моторика, он стремиться осваивать различные виды
движения (бег, лазание, перешагивание и пр.).
Содержательный раздел
2.1 Учебный план реализации ООП ДО
Регламент непосредственно образовательной деятельности, организуемой в рамках
образовательных областей (в течение недели)
Образовательная деятельность в рамках образовательной
области
«Физическое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная
деятельность)

(кол-во в
неделю)
3
1
1
1
2

«Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная
2
деятельность)»
Всего
10
Примечания:
*Одно физкультурное занятие проводится на воздухе во время прогулки.
2.1 Перечень программ и технологий, используемых в работе с детьми
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ, СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И
ВОСПИТАНИЯ
ОО

Образователь Мар
ная
киро
деятельность вка
посо
бий

Методические
пособия

1.

Соц Коммуникат
иаль
ивная
ноком
мун
икат
Игровая
ивно
е
разв
итие
Позн Познаватель
ават
ноельн исследовател
ое
ьская
разв
итие

Комплексная образовательная программа дошкольного
образования
«ДЕТСТВО»
/
Т.И.Бабаева,
А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.-СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО ПРЕСС»,2017.-322 с.
2.
Комплексная образовательная программа для детей
раннего возраста «Первые шаги»/Е.О.Смирнова,
Л.Н.Галигузова, С.Ю. Мещерякова.-М.: ООО «Русское
слово», 2019
РАННИЙ ВОЗРАСТ (1,5-3 ЛЕТ)
3.
Образовательная деятельность на прогулках. Картотека
прогулок на каждый день по программе «Детство».
Первая младшая группа ( от 2 до 3 лет).
4.
Смирнова Е.О., Холмогорова В.М.Социальнокоммуникативное развитие детей: методические
материалы к комплексной образовательной программе
для детей раннего возраста «Первые шаги».-М.: ООО
«Русское слово», 2019.
5.
Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности детей:
методические материалы к комплексной
образовательной программе для детей раннего возраста
«Первые шаги».-М.: ООО «Русское слово», 2019.
6.

Смирнова Е.О., Мещерякова С.Ю., Ермолова Т.В.
Познавательное развитие детей: методические
материалы к комплексной образовательной программе
для детей раннего возраста «Первые шаги».-М.: ООО
«Русское слово», 2019.

Рече
Речевая/
вое
Восприятие
разв художествен
итие
ной
литературы
и фольклора

7.

Физ Двигательная
ичес
кое
разв
итие
Худо Конструиров
жест
ание из
венн
разного
оматериала/
эсте Изобразитель
тиче
ная
ское
разв
итие

9.

8.

10.

Мещерякова С.Ю., Галигузова Л.Н. Речевое развитие
детей: методические материалы к комплексной
образовательной программе для детей раннего возраста
«Первые шаги».-М.: ООО «Русское слово», 2019.
Хрестоматия для детского сада: группа раннего
возраста: песенки, потешки, приговорки, заклички,
колыбельные песенки, загадки, сказки, стихи, рассказы/
сост. А.Н. Печерская.-М.: ООО «Русское слово», 2019.
Мещерякова С.Ю., Галигузова Л.Н. Физическое
развитие детей: методические материалы к комплексной
образовательной программе для детей раннего возраста
«Первые шаги».-М.: ООО «Русское слово», 2019.
Мещерякова С.Ю., Галигузова Л.Н. Художественноэстетическое развитие детей: методические материалы к
комплексной образовательной программе для детей
раннего возраста «Первые шаги».-М.: ООО «Русское
слово», 2019.

2.2 Формы, способы, методы и средства реализации программы 1
младшей группы
Формы организации психолого-педагогической работы по разделу:
социально-коммуникативное развитие
Совместная
образовательная
деятельность Самостоятель Образовательн
ная
ая
педагогов и детей
деятельность
деятельность в
образовательная
непосредственно
семье
в детей
образовательная деятельность деятельность
режимных
моментах
Речевое
Предметная деятельность и
стимулирование
игры с составными и
(повторение,
динамическими игрушками;
объяснение,
экспериментирование с
обсуждение,
материалами и веществами
побуждение,
(песок, вода, тесто и пр.),
напоминание,
уточнение)
общение с взрослым и
пальчиковые игры
совместные игры со
сверстниками под руководством Наблюдения
Праздники и
взрослого, действия с бытовыми развлечения

предметами-орудиями (ложка,
совок, лопатка и пр.),

Совместная
игровая
деятельность
детей

Игры в парах и
совместные
игры
Совместная
продуктивная и
игровая
деятельность
детей

восприятие смысла музыки,
сказок, стихов, рассматривание
картинок,
Игры с предметами
Коммуникативные игры с
включением малых
фольклорных форм (потешки,
прибаутки, пестушки,
колыбельные)
Сценарии активизирующего
общения двигательная
активность;
Формы организации психолого-педагогической работы по разделу: Познавательное
развитие

Совместная
образовательная
деятельность
педагогов и детей
непосредственно
образовательная
образовательная деятельность деятельность в
режимных
моментах
Предметная деятельность и
Наблюдения
игры с составными и
динамическими игрушками;
экспериментирование с
материалами и веществами
(песок, вода, тесто и пр.),
общение с взрослым и
совместные игры со
сверстниками под руководством
взрослого, действия с бытовыми
предметами-орудиями (ложка,
совок, лопатка и пр.),
восприятие смысла музыки,
сказок, стихов, рассматривание
картинок,
Игры с предметами
Коммуникативные игры с
включением малых
фольклорных форм (потешки,
прибаутки, пестушки,
колыбельные)
Сценарии активизирующего
общения двигательная

Самостояте
льная
деятельност
ь детей

Образовател
ьная
деятельност
ь в семье

Совместная
игровая
деятельност
ь детей

Игры в парах
и совместные
игры
Совместная
продуктивная
и игровая
деятельность
детей

активность;
Формы организации психолого-педагогической работы по разделу:
Речевое развитие

Режимные
моменты

Совместная
деятельность
с педагогом

Самостоятельная
деятельность детей

Совместная
деятельность
c
семьей
Образовательная
деятельность
в
семье
Речевое
Занятия
Экспериментирован Речевые игры
стимулирование Игры с
ие и исследование
Беседы
(повторение,
предметами и
Игра-драматизация с (фактическая,
объяснение,
сюжетными
использованием
ситуативная),
обсуждение,
игрушками
разных видов
объяснение
побуждение,
Обучающие
театров (театр на
Совместное
напоминание,
игры с
банках, ложках и
творчество
уточнение)
использованием
т.п.)
рассматривание
Проблемные
предметов и
Наблюдение за
иллюстраций
ситуации
игрушек
объектами живой
Коллекционировани
Беседы с опорой Коммуникативны природы,
е
на зрительное
е игры с
предметным миром
Совместные
восприятие и без включением
Совместная
семейные проекты
опоры на него
малых
продуктивная и
Прогулки,
Хороводные
фольклорных
игровая
путешествия
игры,
форм (потешки,
деятельность детей
Посещение театров,
пальчиковые
прибаутки,
музеев, выставок
игры
пестушки,
Рассказы
Пример
колыбельные)
Домашнее
использования
Чтение,
экспериментировани
образцов
рассматривание
е
коммуникативны иллюстраций
Прослушивание
х кодов
Совместная
аудиозаписей
взрослого
продуктивная
Мимические,
деятельность
логоритмические Экскурсии
,
Дидактические
артикуляционны игры
е гимнастики
НастольноРечевые
печатные игры
дидактические
Разучивание
игры
стихотворений
Наблюдения
Речевые задания
Чтение
и упражнения

Слушание,
воспроизведение,
имитирование
Тренинги
(действия по
речевому
образцу
взрослого)
Индивидуальная
работа
Освоение
формул речевого
этикета
Наблюдение за
объектами живой
природы,
предметным
миром
Ситуативные
беседы
Дидактические,
настольнопечатные игры
Выставка в
книжном уголке

Моделирование и
обыгрывание
проблемных
ситуаций
Показ
настольного
театра, работа с
фланелеграфом
Праздники
и
развлечения
Рассказывание по
иллюстрациям

Формы организации психолого-педагогической работы по разделу:
Художественно-эстетическое развитие
Режимные
Совместная
Самостоятельная Совместная
моменты
деятельность
деятельность
деятельность
c
с педагогом
детей
семьей
Образовательная
деятельность
в
семье
Утренний
Образовательные
Решение
Ситуативное
отрезок времени ситуации
проблемных
обучение
Игровые
(«Секреты линии
ситуаций
Упражнения
упражнения
горизонта»,
Дидактические
Коллекционирова
Обследование
«Детали в
игры
ние
предметов и
картине»,
С.-р. игры
Просмотр видео
игрушек
«У природы нет
Наблюдения
Рассматривание
Наблюдение
плохой погоды»),
Рассматривание
произведений
Проблемные
Обучающие
Сбор материала
искусства
ситуации («Как
занятия («Подбери для
Обследование

раскрасить
пластилин?»,
«Какого цвета
снег?»,
«Отражение света.
Как увидеть
радугу?»)
Прогулка
Дидактические
игры
Проблемная
ситуация
Индивидуальная
работа по
развитию
зрительного
восприятия
Моделирование
Вечерний отрезок
времени,
включая
прогулку
Игры экспериментирова
ние
Упражнения по
развитию мелкой
моторики рук
Ситуативные
разговоры
Виртуальные
путешествия

палитру»,
«Волшебная
линия»,
«Фигурные
отпечатки»)
Решение
проблемных
ситуаций
Экспериментирова
ние
Наблюдение
Экскурсии
Беседы
Обсуждение
Рассматривание
объектов реального
и рукотворного
мира, их
обследование.
Виртуальные
путешествия
Рассказы
Встреча с
интересными
людьми
Дидактические
игры
Занимательные
показы
Рассматривание
альбомов
фотографий,
иллюстраций,
репродукций,
коллекций

детского дизайна,
декоративного
творчества
Экспериментирова
ние с материалами
Рассматривание
предметов
искусства

предметов
Прогулки
Домашнее
экспериментирова
ние
Совместное
творчество
Сопровождение
семьи:
Беседы
Консультации
Открытые
просмотры
Выставка работ
Встречи
по
заявкам
Интерактивное
взаимодействие
через
сайт
Совместные игры
Совместные
занятия
Мастер-классы
Опросы
Анкетирование
Информационные
листы

Формы организации психолого-педагогической работы по разделу:
Художественно-эстетическое развитие (музыка)
Режимные
Совместная
Самостоятельная Совместная
моменты
деятельность
деятельность
деятельность
c
с педагогом
детей
семьей
Образовательная
деятельность
в
семье

Использование
музыки:
-на утренней
гимнастике и
физкультурных
занятиях;
- на музыкальных
занятиях;
- во время
умывания
- на других
занятиях
(ознакомление с
окружающим
миром, развитие
речи,
изобразительная
деятельность)
- во время
прогулки (в
теплое время)
- в сюжетноролевых играх
-в
компьютерных
играх
- перед дневным
сном
- при
пробуждении
- на праздниках и
развлечениях

Игрыимпровизации:
- игра-сказка;
- игра-балет;
- игра-опера;
- игра-карнавал;
- игра-фантазия;
Двигательноигровые
импровизации(показ
пластики образов «
Мальвина»,
«Буратино»,
показ в пластике
характеров образов
(Весёлый
Буратино»,
«Сердитая
Мальвина);
Вокально-речевые
импровизации:
Интонационные
этюды(разыгрывани
е сценок из жизни
животных, птиц
предметов и
явлений);
- перевоплощение в
персонажей;
-исполнение роли за
всех персонажей в
настольном театре;
Игровые
ситуации(войти в
изображаемую
ситуацию и
вообразить куколмарионеток в
цирке);
Инструментальные
импровизации()
Сюжетосложение(*)
Музыкально игровые
композиции:

Создание условий
для
самостоятельной
музыкальной
деятельности
в
группе:
подбор
музыкальных
инструментов
(озвученных
и
неозвученных),
музыкальных
игрушек,
театральных кукол,
атрибутов,
элементов
костюмов
для
театрализованной
деятельности. ТСО
Игры
в
«праздники»,
«концерт»,
«оркестр»,
«музыкальные
занятия»,
«телевизор»
Создание условий
для
самостоятельной
музыкальной
деятельности
в
группе:
подбор
музыкальных
инструментов
(озвученных
и
неозвученных),
музыкальных
игрушек,
атрибутов
для
ряжения, ТСО.
Создание для детей
игровых
творческих
ситуаций
(сюжетно-ролевая
игра),

Изучение мнения
родителей
о
музыке
и
музыкальном
воспитании
(анкетирование,
интервьюирование
,
наблюдение)
Тематические
музыкальные
лектории;
Создание
минибиблиотеки
по
вопросам
музыкальноэстетического
воспитания детей;
Игровые
практикумы для
родителей;
Педагогические
конференции
с
приглашением
специалистов;
Клубы
по
интересам
Организация
семейных досугов;
Совместные
праздники,
развлечения
в
ДОУ (включение
родителей
в
праздники
и
подготовку к ним)
Театрализованная
деятельность
(концерты
родителей
для
детей, совместные
выступления
детей и родителей,
совместные
театрализованные
представления,

- игры –
приветствия;
- игры речевые;
- игры с палочками
- игры со
звучащими жестами
- игры-уподобления
- игры-настроения
- игры-образы
Инструментальное
музицирование:
- танцевальные
миниатюры
Компьютерные
музыкальноигровые программы

способствующих
импровизации
в
пении, движении,
музицировании
Импровизация
мелодий
на
собственные слова,
придумывание
песенок
Придумывание
простейших
танцевальных
движений
Инсценирование
содержания песен,
хороводов
Составление
композиций танца
Импровизация на
инструментах
Музыкальнодидактические
игры
Аккомпанемент в
пении, танце и др.
Детский ансамбль,
оркестр
Игры в «концерт»,
«спектакль»,
«музыкальные
занятия»,
«оркестр»,
«телевизор».
Создание системы
театров
для
театрализованной
деятельности:
театр
на
пружинках;
плоскостной
театр;
-театр масок;
-театр из клубков;
театр
из
природного

оркестр)
Открытые
музыкальные
занятия
для
родителей
Создание
нагляднопедагогической
пропаганды
для
родителей
(стенды,
папки
или
ширмыпередвижки)
Оказание помощи
родителям
по
созданию
предметномузыкальной
среды в семье
Посещения
музеев, выставок,
детских
музыкальных
театров
Прослушивание
аудиозаписей,
Прослушивание
аудиозаписей
с
просмотром
соответствующих
иллюстраций,
репродукций
картин, портретов
композиторов
Просмотр
видеофильмов

материала;
-театр из бросового
материала;
- театр моды;
- театр оригами;
- театр вязаной
игрушки;
- театр кукол из
старых газет;
- театр на ложках;
театр
из
спичечных
коробков;
-театр
«Смешарики»
Формы организации психолого-педагогической работы по разделу:
Физическое развитие
Режимные
моменты
Утренний
отрезок времени
Индивидуальная
работа
воспитателя
Игровые
упражнения
Утренняя
гимнастика:
-классическая
-игровая
-полоса
препятствий
-музыкальноритмическая
-аэробика
Подражательные
движения
Прогулка
Подвижная игра
большой и малой
подвижности
Игровые
упражнения
Проблемная

Совместная
деятельность
с педагогом
Занятия по физическому
воспитанию:
- сюжетно-игровые
- тематические
-классические
-тренирующее
-по развитию элементов
двигательной
активности
(творчества)
- комплекс с
предметами
-сюжетный комплекс
-подражательный
комплекс
Физ.минутки
Динамические паузы
Тематические
физкультурные занятия
Игровые (подводящие
упражнения)
Игры с элементами
спортивных
упражнений

Самостоятельная
деятельность детей
Игра
Игровое упражнение
Подражательные
движения
Игровое упражнение
Игра
Подражательные
движения

Совместная
деятельность c
семьей
Беседа, консультация
Открытые просмотры
Встречи по заявкам
Совместные игры
Физкультурный
досуг
Физкультурные
праздники
Консультативные
встречи
Совместные занятия
Интерактивное
общение
Мастер-класс

ситуация
Индивидуальная
работа
Занятия по
физическому
воспитанию на
улице
Подражательные
движения
Занятие-поход
Вечерний
отрезок
времени,
включая
прогулку
Гимнастика
после дневного
сна
-оздоровительная
-коррекционная
-полоса
препятствий
-корригирующие
упражнения
-классические
Физкультурные
упражнения
Коррекционные
упражнения
Индивидуальная
работа
Подражательные
движения
Занятия по
физическому
воспитанию на
улице
3. Организационный раздел
3.2 Режим дня, структура НОД
Режим дня 1-ой младшей группы (2-3 года)
Холодный период года

Мероприятия

Время проведения

Утренний приём детей.

7.00 - 7.45

Утренняя гимнастика

7.45 – 7.55

Подготовка к завтраку, завтрак

7.55 – 9.00

Организованная образовательная деятельность (по
подгруппам)

9.00 – 9.10; 9.20 – 9.30

Подготовка к прогулке

9.55 – 10.20

Прогулка (игры, наблюдения, самостоятельная
деятельность)

10.20 - 11.20

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность,
подготовка к обеду

11.20 - 11.40

Обед

11.40 - 12.20

Подготовка ко сну, дневной сон

12.20 – 15.30

Постепенный подъем, самостоятельная деятельность

15.30 - 15.50

Полдник

15.50 - 16.10

Организованная совместная деятельность педагога с
воспитанниками в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями воспитанников

16.05 – 16.35

Подготовка к прогулке

16.35 – 17.00

Прогулка, самостоятельная деятельность, уход домой

17.00 – 19.00

Теплый период года
Прием детей на улице, самостоятельная деятельность,
утренняя гимнастика на воздухе
Возвращение в группу, гигиенические процедуры,
подготовка к завтраку, завтрак
Самостоятельная деятельность, подготовка к прогулке
Прогулка (игры, наблюдения, самостоятельная
деятельность)
Возвращение с прогулки, водные процедуры,
самостоятельная деятельность
Подготовка к обеду, обед
Подготовка ко сну,
дневной сон
Постепенный подъем, самостоятельная деятельность
Полдник
Самостоятельная деятельность
Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная
деятельность, уход домой
Прогулка

7.00 - 8.20
7.55 - 9.00
9.00 - 9.30
9.55 - 11.20
11.20 - 11.40
11.40 - 12.20
12.20 - 15.30
15.30 - 15.50
15.50 - 16.10
16.10 - 16.35
16.35 - 17.00
17.00 - 19.00

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Характеристика детей раннего возраста
Значимые

для

разработки

и

реализации рабочей программы
характеристики детей раннего возраста.
Физическое развитие
Детям этого возраста непросто управлять своими движениями. Центр
тяжести у них расположен выше, чем у взрослых. Большая часть веса
приходится на верхнюю половину тела. Поэтому они быстрее теряют
равновесие, им сложно остановиться на бегу или поймать большой мяч и не
упасть. Способность совершать движения большой амплитуды: бегать,
прыгать, бросать предметы развивается быстрее. Это – так называемая грубая
моторика. Развитие мелкой моторики, то есть способности совершать точные
движения мелкой амплитуды кистями рук и пальцами (пользоваться вилкой
и ложкой, управляться с карандашом и т.д.) – происходит медленнее.
Социально-коммуникативное развитие
На протяжении раннего возраста происходит все более отчетливая
дифференциация представлений ребенка о своих возможностях,
способностях и действиях, уточняется отношение его к себе как к
действующему субъекту с одной стороны и определенной уникальной
целостности, обладающей постоянством черт и характеристик,— с другой.
Все эти изменения образа себя у ребенка наглядно проявляются в его
поведении. К концу второго года все дети безошибочно показывают свой
носик, глазки, ротик, узнают себя на фотографии, знают, где их место за
столом, какую одежду надевать на прогулку. Для формирования у ребенка
представлений о своих возможностях необходимо отмечать успехи каждого
малыша, комментировать его действия, поощрять настойчивость в
деятельности. Обращать внимание ребенка на ошибки следует деликатно;
помогая исправить их, взрослый должен обязательно поддержать в малыше
уверенность, что он вскоре все научится делать правильно.
На третьем году дети обычно имеют отчетливое представление о себе
как о мальчике или девочке, а поэтому уже в этом возрасте следует уделять
внимание формированию у ребенка поло-ролевой идентификации: указывать
на особенности прически и одежды мальчиков и девочек, предлагать в играх
девочкам быть мамой, тетей, няней, мальчикам — папой, дядей, шофером и
т.п. Как правило, в группах раннего возраста находятся преимущественно
игрушки «для девочек» (куклы и предметы ухода за ними) и игрушки,
«нейтральные» с точки зрения поло-ролевой принадлежности (кубики, мячи,
пирамидки). Такие традиционные игрушки для мальчиков, как машинки,
солдатики, рыцари, всадники, игрушечные молотки, плоскогубцы и т.п. часто
отсутствуют. Однако в групповом помещении и на участке должны быть
игрушки как для девочек, так и для мальчиков. Это не значит, что девочки
могут играть только с куклами, а мальчики с машинками. Каждый в праве
играть с теми игрушками, которые ему нравятся, но ассортимент надо

подобрать таким образом, чтобы стимулировать игры, способствующие
поло-ролевой идентификации.
Социальные навыки в раннем возрасте формируются преимущественно
в ходе ежедневных процедур, которые занимают большую часть времени,
проводимого малышом в группе полного дня. Они не должны
рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребенка.
Все процедуры и то, как они проводятся, составляют важную часть
педагогического процесса.
Познавательное развитие
На втором году жизни ребенок при помощи взрослых осваивает
способы использования предметов. Помимо предметных действий,
связанных с бытовой деятельностью, большое место в этот период отводится
обучению детей обращению с дидактическими игрушками (пирамидками,
кубиками, вкладышами), а также орудийным действиям -- умениям
пользоваться несложными предметами-орудиями: палкой, чтобы приблизить
к себе отдаленный предмет, сачком для вылавливания плавающих игрушек,
совком и лопаткой в игре с песком и снегом.
В процессе овладения действиями с предметами происходит сенсорное
развитие детей, совершенствуется восприятие предметов и их свойств
(формы, величины, цвета, положения в пространстве). Сначала по образцу, а
потом и по слову ребенок может из двух-трех цветных шариков выбрать
один требуемого цвета или из двух-трех матрешек разной величины (резко
контрастных) выбрать самую маленькую. Восприятие окружающего
становится более точным. В решении задач сенсорного развития
существенную роль играет подбор игрушек и пособий разных по цвету,
форме, материалу. Следует подбирать предметы контрастные по одному из
признаков, но сходные по другим (например, шарики, кубики одного цвета,
но разные по размеру).
Речевое развитие
Разнообразие предметов и их свойств привлекает внимание детей, а
подчеркнутое различие и сходство признаков углубляет, уточняет
восприятие. Понимание речи окружающих развивается довольно легко.
Достаточно несколько раз обозначить словом предмет или действие, как
ребенок запоминает их названия. Работа воспитателя по развитию речи и
ориентировки ребенка в окружающем должна проходить одновременно.
Художественно-эстетическое развитие
Происходят следующие изменения: овладение сенсорными эталонами,
которые помогут детям освоить цвета, формы, размеры (однако это не только
узнавание, но и развитие чувства цвета, формы, поскольку созданы условия
выбора, сравнения, предпочтения); обогащение содержания творческой
деятельности; овладение «языком» творчества;
В этот период совершается качественное изменение в творческой
деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при
создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это
собственный опыт и свое видение предмета, явления. Обычно считается, что

это период изображения детьми отдельных предметов, форм. В это время для
детей главное - выразить свое мироощущение, через цвет, форму,
композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету,
интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета,
появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.
1) Физическое развитие
формирование
начальных
представлений
о
здоровом
образе жизни.
физическая
культура.

Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе
жизни.

Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение
умственной и физической работоспособности, предупреждение
утомления.
Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование
умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты,
грациозности, выразительности движений, формирование правильной
осанки.
Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.
Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной
активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении
движений.
Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной
деятельности; интереса и любви к спорту.
Содержание психологопедагогической работы
формирование Формировать у детей представления о значении разных органов для
начальных
нормальной жизнедеятельности человека: глаза — смотреть, уши —
представлений слышать, нос — нюхать, язык — пробовать (определять) на вкус, руки
о
здоровом — хватать, держать, трогать; ноги — стоять, прыгать, бегать, ходить;
образе жизни
голова — думать, запоминать.
человека и их влиянии на здоровье.
физическая
Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правилькультура1
ную осанку.
Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать
сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с
опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер
движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.
Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать,
держать, переносить, класть, бросать, катать). Учить прыжкам на двух
ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь
двумя ногами.
Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными
движениями. Способствовать развитию умения детей играть в игры, в
ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег,
бросание, катание). Учить выразительности движений, умению
передавать простейшие действия некоторых пepcoнажей (попрыгать,
1

как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т.
п.).

2) Познавательное развитие
формирование
элементарных
математических
представлений

Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных
предметов. Учить различать количество предметов (один — много).
Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных
размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький
домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи —
маленькие мячи и т. д.).
Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик,
кирпичик, шар и пр.).
Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей
опыт практического освоения окружающего пространства
(помещений группы и участка детского сада).
Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова,
лицо, руки, ноги, спина).
Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.
познавательноЗнакомить детей с обобщенными способами исследования разных
исследовательская объектов окружающей жизни. Стимулировать любознательность.
деятельность.
Включать детей в совместные с взрослыми практические
познавательные действия экспериментального характера.
Сенсорное развитие. Продолжать работу по обогащению
непосредственного чувственного опыта детей в разных видах
деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать
обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму;
побуждать включать движения рук по предмету в процесс
знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т.
д.).
Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5-8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник,
квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2-4 частей),
складные кубики (4-6 шт.) и др.); развивать аналитические
способности (умение сравнивать, соотносить, группировать,
устанавливать тождество и различие однородных предметов по
одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина).
Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти
(«Чего не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?»
и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий
(«Чудесный мешочек», «Теплый — холодный», «Легкий —
тяжелый» и т. п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами,
крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).
ознакомление
с Вызвать интерес детей к предметам ближайшего окружения:
предметным
игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспортные средства.
окружением
Побуждать детей называть цвет, величину предметов, материал, из
которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать
знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.),
подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару),
группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.).
Раскрывать разнообразные способы использования предметов.

Способствовать реализации потребности ребенка в овладении действиями с предметами. Упражнять в установлении сходства и
различия между предметами, имеющими одинаковое название
(одинаковые лопатки; красный мяч — синий мяч; большой кубик —
маленький кубик). Побуждать детей называть свойства предметов:
большой, маленький, мягкий, пушистый и др.
Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий
(игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.).
ознакомление
с Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут.
социальным
Вызывать интерес к труду близких взрослых. Побуждать узнавать и
миром
называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя
моет посуду,
убирает комнату, приносит еду, меняет полотенца и т. д.).
Рассказать, что взрослые проявляют трудолюбие, оно помогает им
успешно выполнить трудовые действия.
ознакомление
с Знакомить детей с доступными явлениями природы.
миром природы
Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних
животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и
называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных
(медведя, зайца, лису и др.) и называть их.
Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за
рыбками в аквариуме; подкармливать птиц.
Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец,
морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).
Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам
взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных,
не нанося им вред; одеваться по погоде).
Сезонные наблюдения
Осень. Обращать внимание детей на осенние изменения в природе:
похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать
представления о том, что осенью созревают многие овощи и
фрукты.
Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях:
стало холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах
(катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).
Весна. Формировать представления о весенних изменениях в
природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые;
набухли почки.
Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко,
летают бабочки.

3) Речевое развитие
развитие речи

Развивающая речевая среда. Способствовать развитию речи как
средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые
дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми
(«Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети
Оли и расскажи мне...», «Предупреди Митю... Что ты сказал Мите? И
что он тебе ответил?»). Добиваться того, чтобы к концу третьего года
жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с
другом.
Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги,

игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с
другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также
об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних
животных); показывать на картинках состояние людей и животных
(радуется, грустит и т. д.).
Формирование словаря. На основе расширения ориентировки детей в
ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать
словарь.
Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить
предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку
для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому
медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней
полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и
движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как
медвежонок»).
Обогащать словарь детей:
• существительными, обозначающими названия игрушек, предметов
личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок),
одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло,
подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина,
автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
• глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, лечить,
поливать), действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть), действия,
характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть,
подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться,
радоваться, обижаться);
• прилагательными,
обозначающими
цвет,
величину,
вкус,
температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой,
маленький, холодный, горячий);
• наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно,
жарко, скользко).
Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи
детей.
Звуковая культура речи. Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих,
шипящих
и
сонорных),
в
правильном
воспроизведении
звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).
Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата,
речевого дыхания, слухового внимания.
Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой
голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).
Грамматический строй речи. Учить согласовывать существительные
и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и
прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи
предлоги (в, на, у, за, под).
Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что,
где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька,
куда пошла?»).
Связная речь. Помогать детям отвечать на простейшие («Что?»,
«Кто?», «Что делает?») и более сложные вопросы («Во что одет?»,

«Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»).
Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на
картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.
Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы.
Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из
хорошо знакомых сказок.
Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
приобщение
к
художественной
литературе

Читать детям художественные произведения, предусмотренные программой для второй группы раннего возраста.
Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок,
персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также
учить слушать художественное произведение без наглядного
сопровождения.
Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми
действиями.
Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при
чтении воспитателем знакомых стихотворений.
Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью
взрослого.
Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую
сказку.
Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах.
Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе
воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что
делает?».

4) Социально-коммуникативное развитие

социализация,
развитие
общения,
нравственное
воспитание

Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников,
воспитывать чувство симпатии к ним. Способствовать накоплению
опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками,
воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание
детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять
умение пожалеть, посочувствовать).
Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности;
развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе
радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя
слова «спасибо» и «пожалуйста». Формировать умение спокойно
вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать,
выполнять просьбу взрослого.
Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и
близким людям. Приучать детей не перебивать говорящего
взрослого, формировать умение подождать, если взрослый занят.

ребенок в семье и
сообществе

Образ Я. Формировать у детей элементарные представления о
себе, об изменении своего социального статуса (взрослении) в
связи с началом посещения детского сада; закреплять умение
называть свое имя.
Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и
всех детей, любят, о нем заботятся; проявлять уважительное
отношение к интересам ребенка, его нуждам, желаниям,
возможностям.
Семья. Воспитывать внимательное отношение к родителям,
близким людям. Поощрять умение называть имена членов своей
семьи.
Детский сад. Развивать представления о положительных сторонах
детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и
отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек,
самостоятельности и т. д.).
Обращать внимание детей на то, в какой чистой, светлой комнате
они играют, как много в ней ярких, красивых игрушек, как
аккуратно заправлены кроватки. На прогулке обращать внимание
детей на красивые растения, оборудование участка, удобное для
игр и отдыха.
Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на
участке.

самообслуживани
е,
самостоятельност
ь, трудовое
воспитание

Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формировать
привычку (сначала под контролем взрослого, а затем
самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой,
насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок;
пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком,
салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
Формировать умение во время еды правильно держать ложку.
Самообслуживание. Учить детей одеваться и раздеваться в
определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать
одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на
липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую
одежду. Приучать к опрятности.
Общественно-полезный труд. Привлекать детей к выполнению
простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его
контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы,
раскладывать ложки и пр.
Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании
игр расставлять игровой материал по местам.
Уважение к труду взрослых. Поощрять интерес детей к
деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает
взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными
(кормит); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр
чинит беседку и т.д.), зачем он выполняет те или иные действия.
Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия
(помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет
полотенца). Развивать интерес к различным профессиям, в
частности к профессиям родителей и месту их работы.

формирование
основ безопасности

Безопасное поведение в природе. Знакомить с элементарными
правилами безопасного поведения в природе (не подходить к
незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не
брать в рот растения и пр.).
Безопасность на дорогах. Формировать первичные представления
о машинах, улице, дороге.
Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.
Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с
предметным миром и правилами безопасного обращения с
предметами.
Знакомить с понятиями «можно — нельзя», «опасно».
Формировать представления о правилах безопасного поведения в
играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т. д.)

5) Художественно-эстетическое развитие
приобщение
искусству

к

Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию детей
произведения изобразительного искусства, литературы.
Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской
литературы. Развивать умение отвечать на вопросы по
содержанию картинок.
Знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской,

матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими
возрасту детей.
Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая,
забавная и др.), их форму, цветовое оформление.
изобразительная
деятельность

Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной.
Рисование. Развивать восприятие дошкольников, обогащать их
сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения
их по контуру поочередно то одной, то другой рукой.
Подводить детей к изображению знакомых предметов,
предоставляя им свободу выбора.
Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер)
оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным
концом карандаша (фломастером, ворсом кисти). Учить следить
за движением карандаша по бумаге.
Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге
разнообразным
линиям,
конфигурациям.
Побуждать
задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже.
Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети
нарисовали сами. Побуждать детей к дополнению нарисованного
изображения характерными деталями; к осознанному повторению
ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.
Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов.
Учить детей различать цвета карандашей, фломастеров,
правильно называть их; рисовать разные линии (длинные,
короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать
их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам,
ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к
рисованию предметов округлой формы.
Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно,
не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука
поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш.
Учить бережно относиться к материалам, правильно их
использовать: по окончании рисования класть их на место,
предварительно хорошо промыв кисточку в воде.
Учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш — тремя
пальцами выше отточенного конца, кисть — чуть выше железного
наконечника; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в
баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю
баночки.
Лепка. Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с
пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической
массой (отдавая предпочтение глине). Учить аккуратно
пользоваться материалами.
Учить дошкольников отламывать комочки глины от большого
куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между
ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки,
плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и
др.).
Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями
ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик,

яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями
(лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в
середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить
соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и
шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т. п.
Приучать детей класть глину и вылепленные предметы на
дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.
конструктивномодельная
деятельность

В процессе игры с настольным и напольным строительным
материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик,
кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами
расположения строительных форм на плоскости.
Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по
образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.
Способствовать пониманию пространственных соотношений.
Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками,
соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для
маленьких гаражей и т. п.).
По окончании игры приучать убирать все на место.
Знакомить
детей
с
простейшими
пластмассовыми
конструкторами.
Учить совместно с взрослым конструировать башенки, домики,
машины. Поддерживать желание детей строить самостоятельно.
В летнее время способствовать строительным играм с
использованием природного материала (песок, вода, желуди,
камешки и т. п.).

Приложение 2
Выписка из СапПиН 2.4.1.1249-13
1.4. Режим дня должен способствовать гармоничному развитию.
Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей до
3 лет - в соответствии с медицинскими рекомендациями.
11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок
составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется
дошкольной образовательной организацией в зависимости от
климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 С и
скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется
сокращать.
11.6. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в
первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или
перед уходом детей домой.
11.7. При организации режима пребывания детей в дошкольных
образовательных организациях (группах) более 5 часов организуется
прием пищи с интервалом 3-4 часа и дневной сон; при организации режима
пребывания детей до 5 часов - организуется однократный прием пищи.
Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного
возраста 12 - 12,5 часа, из которых 2 - 2,5 часа отводится на дневной сон.
Для детей от 1 года до 1,5 года дневной сон организуют дважды в первую
и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часа.
Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды).
Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно
продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется
проведение подвижных эмоциональных игр, закаливающих процедур. Во
время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне
обязательно.
11.9. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность
непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна
превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную
деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут).
Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой
площадке во время прогулки.
11.13. Образовательную деятельность, требующую повышенной
познавательной активности и умственного напряжения детей, следует
организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления
детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия,
ритмику и т.п.
12.4. С детьми второго и третьего года жизни занятия по
физическому
развитию
основной
образовательной
программы
осуществляют по подгруппам 2 - 3 раза в неделю. С детьми второго года
жизни занятия по физическому развитию основной образовательной

программы проводят в групповом помещении, с детьми третьего года
жизни - в групповом помещении или в физкультурном зале.
Рекомендуемое количество детей в группе для занятий по
физическому развитию и ее длительность в зависимости от возраста детей
представлена в таблице

Приложение 3
Мониторинг
динамики
образовательных областей
1) Физическое развитие

развития

1) Физическое развитие – (3)

Ф.И. ребенка
Направления
реализации
содержания

показатели

1. формирован
ие начальных
представлений
о
здоровом
образе жизни.

представления
о
значении
разных
органов
для
нормальной
жизнедеятельности
человека
устойчивое
положение тела
ходит и бегает, не
наталкиваясь друг на
друга, с
согласованными,
свободными
движениями рук и
ног
действует сообща
ползает, лазает,
разнообразно
действует с мячом
Прыгает на двух
ногах, играет вместе
с воспитателем
Подвижные игры с
простым
содержанием

2. физическая
культура

Социально-коммуникативное развитие (1)

Социально-

Ф.И. ребенка
Направления
реализации
содержания

показатели

1. социализаци
я,
развитие
общения,
нравственное
воспитание

Проявление чувство
симпатии
к
сверстникам
умение играть не
ссорясь,
помогать
друг другу и вместе
радоваться успехам,
красивым игрушкам
и т. п.

детей

по

направлением

навыки вежливого
обращения: умение
спокойно вести себя
в помещении и на
улице
внимательное
отношение и любовь
к родителям и близким людям.
2. ребенок
в
семье
и
сообществе
3. самообслужи
вание,
самостоятельно
сть, трудовое
воспитание

Образ Я
Семья.
Детский сад.
Воспитание
культурногигиенических
навыков.
Самообслуживание.
Общественнополезный труд.
Уважение к труду
взрослых.
4. формирован Безопасное
ие
основ поведение в
безопасности
природе.
Безопасность на
дорогах.
Безопасность
собственной
жизнедеятельности.

Познавательное развитие

2) Познавательное развитие (1)

Направления
реализации
содержания

Ф.И. ребенка
направления

1. формирован
ие
элементарных
математически
х
представлений

Количество
Величина
Форма.
Ориентировка в
пространстве.
Ориентировка во
времени.
2. познавательн Познавательнооисследовательская
исследовательс деятельность.
кая
Сенсорное развитие.
деятельность.
Дидактические игры.

3. ознакомлени Называет цвет,
е с предметным величину предметов,
окружением
материал

4. ознакомлени
е с социальным
миром

5. ознакомлени
е с миром
природы

сравнивает знакомые
предметы, подбирает
предметы по
тождеству в
установлении
сходства и различия
между предметами,
имеющими
одинаковое название
называет свойства
предметов:
знает ближайшее
окружение
первичные
представления о
малой родине и
знает профессии
расширять и
обогащать
представления о
трудовых действиях,
результатах труда
Знает
доступные
явлениями природы.
Знает в натуре, на
картинках, в
игрушках домашних
животных и их
детенышей и
называет их
различает по
внешнему виду
овощи
Сезонные
наблюдения

Речевое развитие
Ф.И. ребенка
Направления
направления
реализации
содержания

3)

1. развитие
речи

Развивающая
речевая среда.
Формирование
словаря.

2. приобщение
к
художественно
й литературе

Звуковая культура
речи.
Грамматический
строй речи.
Связная речь
слушает народные
песенки, сказки,
авторские
произведения.
договаривает слова,
фразы при чтении
воспитателем
знакомых
стихотворений.
играет в хорошо
знакомую сказку
называет знакомые
предметы,
показывает их по
просьбе воспитателя,
задает
вопросы:
«Кто (что) это?»,
«Что делает?».

Художественно-эстетическое развитие (4)
Ф.И. ребенка

5)Художественно-эстетическое развитие

Направления
реализации
содержания

на
1. приобщен отзывчивость
музыку
и
пение,
ие
к
доступные пониманию
искусству:
детей
произведения
изобразительного
искусства, литературы.

знает народные
игрушки: дымковскую,
богородскую, матрешкой, ванькойвстанькой
изобразител
ьная
деятельност
ь

Рисование.
Лепка.

сооружает
элементарные
постройки по образцу,
желание строить что-то
самостоятельно.
Конструирует башенки,
домики, машины
3.
Слушание.
приобщение Пение
к искусству: Музыкальномузыкальная ритмические движения.
деятельност
ь
2. конструкт
ивномодельная
деятельност
ь


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».