рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детство»
«Центр развития ребёнка» города Калуги
необособленное структурное подразделение «Кнопочка»

Принята
на заседании педагогического совета
протокол № 1

Утверждена
приложение № 4 к приказу
от
04.08.2023
№ 113

Рабочая программа

психолого – педагогического сопровождения
детей дошкольного возраста
на 2023-2024 учебный год

разработала старший воспитатель
Лихенко М.В.

Калуга,
2023

Содержание
Паспорт

программы

Целевой раздел программы
1

Пояснительная записка

1.1.

Актуальность. Цели и задачи

1.2.

Принципы

1.3.1. Возрастные особенности детей
2.

Планируемые результаты освоения программы
Содержательный раздел программы

3.

Содержание образовательной деятельности

3.1.

Приоритетные направления психолого-педагогического
сопровождения

3.2.

Механизмы реализации психолого-педагогического сопровождения

3.3.

Основные направления деятельности педагога-психолога

3.4.

Проектирование психолого-педагогического сопровождения по
возрастным группам

3.5.

Система комплексного психолого-медико-педагогического
сопровождения

3.6.

Формы организации образовательной деятельности

3.7.

Методы и приемы организации образовательной деятельности
Организационный раздел программы

4.
4.1.
4.2.

Методическое, материально-техническое обеспечение
Особенности организации предметно-пространственной среды
Условия, режим реализации Программы психолого-педагогического
сопровождения образовательного процесса

Паспорт программы
Наименование
программы
Нормативно-правовая база
разработки программы

Составитель программы

Участники реализации
Цель программы
Задачи

Рабочая программа
педагога-психолога
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»
• Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г.
№1155
Москва «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»
• Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013
г. №
1014 «О порядке организации и осуществлении
образовательной
деятельности …»
• СанПиН 2.4.1.3049-13 «санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации
режима
работы в дошкольных организациях»
• Положение о Службе практической психологии в системе
Министерства образования Российской Федерации
(утверждено
• приказом Минобразования России от 22 октября
1999 г. № 636.
• Устав
муниципального
бюджетного
образовательного
учреждения «Детство» «Центр
развития ребенка» города Калуги необособленного
структурного подразделения «Кнопочка»
Старший воспитатель Лихенко М.В.
МБДОУ «Детство» «Центр развития ребенка» города
Калуги необособленного структурного подразделения
«Кнопочка»
Воспитанники МБДОУ, педагоги, родители, администрация
МБДОУ
Создание условий для наиболее благоприятных условий для
гармоничного развития, самореализации и социализации
любого ребенка.
• Содействовать
установлению
и
сохранению
социального и эмоционального благополучия детей,
обеспечивающего свободное и эффективное развитие
способностей каждого ребенка во всех возрастных
группах.
• Способствовать
формированию
социальнонормативных возрастных характеристик возможных
достижений ребенка с учетом индивидуальных
особенностей на этапе завершения уровня дошкольного
образования.
Осуществлять консультативную поддержку педагогических
работников и родителей (законных представителей) по
вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе
инклюзивного образования (в случае его организации).

Целевой раздел
1. Пояснительная записка
1.1 Актуальность
Введение федерального государственного образовательного стандарта привело к изменению
содержания и методологического основания образования, сделав его по существу образованием
психолого-педагогическим, которое позволит осуществлять позитивную социализацию, личностное
развитие, развитие инициативы, творческих способностей воспитанников.
Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение
которых требует адекватного психолого-педагогического сопровождения. Психолого- педагогическое
сопровождение образовательного процесса является требованием Федерального закона от 29.12.2012г
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного стандарта
дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.13г. №1155 и
определяет новое содержание деятельности педагога-психолога в дошкольной образовательной
организации.
Перед дошкольной организацией стоит задача объединения усилий педагогов и семьи для оказания
поддержки и помощи каждому ребенку в развитии, обучении, воспитании и социализации.
В связи с этим актуальной и востребованной становится разработка программы психолого –
педагогического сопровождения, охватывающей всех субъектов образовательного процесса в
дошкольном учреждении и направленной на создание социально-психологических условий для
полноценного проживания дошкольного детства, успешного обучения и развития детей. Построение
эффективной системы сопровождения позволит интегрировать все направления деятельности педагога
– психолога, объединить усилия взрослых участников образовательного процесса (родителей, педагогов,
специалистов) и обеспечит успешное обучение и развитие каждого воспитанника.

Главным итогом деятельности по обеспечению психолого-педагогического
сопровождения является адаптация, социализация дошкольников и обеспечение
образовательного процесса, способствующего, прежде всего, становлению личности ребенка,
формированию и развитию определённых личностных качеств на этапе завершения
дошкольного образования.
Таким образом, приоритетной задачей педагогов – психологов ДОУ является разработка и
реализация Программы психолого-педагогического сопровождения, как целостной, системно
организованной

деятельности,

в процессе которой

создаются социально-психологические и

педагогические условия, обеспечивающие полноценное развитие личности воспитанников во всех
образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к
миру, к себе и к другим людям.
Цель и задачи
Цель: обеспечение наиболее благоприятных условий для адаптации, гармоничного

развития, самореализации и социализации любого ребенка.
Задачи:

•

Содействовать установлению и сохранению социального и эмоционального

благополучия детей, обеспечивающего свободное и эффективное развитие способностей
каждого ребенка во всех возрастных группах.
•

Способствовать формированию социально-нормативных возрастных характеристик

возможных достижений ребенка с учетом индивидуальных особенностей на этапе завершения уровня
дошкольного образования.

•

Осуществлять консультативную поддержку педагогических работников и родителей (законных

представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного
образования (в случае его организации).
1.2. Принципы
В Федеральном государственном образовательном стандарте определены следующие принципы
дошкольного образования:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и

1)

дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей

2)

каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным

3)

участником (субъектом) образовательных отношений;
4)

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5)

сотрудничество Организации с семьей;

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
6)

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и

государства;
7)

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;

8)

возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития
детей.
Программа психолого – педагогического сопровождения разработана с
опорой на основные принципы дошкольного образования и на их основании
выдвигает следующие, необходимые для успешной ее реализации:
1.

Принцип единства диагностики и коррекции развития, опираясь на данные

комплексного

обследования

(медицинского,

психолого-педагогического,

логопедического, физического и музыкального развития), позволяет учитывать
уровень возможностей каждого ребёнка, уровень социальных условий.

2.

Принцип деятельного подхода в развитии психических процессов и личности

ребёнка в целом. Это является основой для взаимосвязанного становления всех видов
деятельности

детей

(игровая,

коммуникативная,

двигательная,

познавательно-

исследовательская, продуктивная и др. ).
3.

Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе

безоговорочного признания его уникальности и ценности.
4.

Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных,

личностно- ориентированных,

основанных на общечеловеческих ценностях

методов

психологического взаимодействия.
5.

Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи»

(реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных
ситуаций.
6.

Принцип

специалистов,

всех

комплексности
участников

подразумевает

учебно-воспитательного

взаимодействие
процесса

в

различных

решении

задач

сопровождения: воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, администрации и других
специалистов.
7.

Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит

непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит
внутренняя

непротиворечивость,

опора

на

современные

достижения

в

области

психологических наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.
На современном этапе развития системы образования возникает необходимость
разработки и организации системы психолого- педагогического сопровождения на первой
ступени образования, которая включала бы сопровождение всех субъектов образовательного
процесса: воспитанников, педагогов и родителей. Данная система должна обеспечить
полноценное развитие личности ребенка и формирование у него предпосылок учебной
деятельности для дальнейшего обучения в школе.
В соответствии с ФГОС ДО Программа опирается на научные принципы ее построения:
1. принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого
ребенка в зоне его ближайшего развития;
2. сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е.
соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
3. соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к
разумному «минимуму»;
4. единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе
реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное
отношение к развитию детей дошкольного возраста; 5. принцип интеграции образовательных

областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников,
спецификой и возможностями образовательных областей;
6. комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
7. решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и
детей, и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной
деятельности, при проведении режимных моментов в соответствии с условиями ДОУ;
8. построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с
детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом
деятельности для них является игра.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек
дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и
подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования
является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка,
который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы.
Соблюдение принципа преемственности ориентирован на формирование у дошкольника
качеств,

необходимых

для

овладения

учебной

деятельностью

-

любознательности,

инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
1.3.1. Возрастные особенности детей

В соответствии с периодизацией психического развития, принятой в отечественной
психологии, ранний возраст охватывает период жизни ребенка от 1 года до 3 лет. Этот
возрастной этап имеет характерные особенности, отличающие его от других периодов детства.
Основными факторами психического развития ребенка в раннем возрасте являются ведущая
предметная деятельность и ситуативно-деловое общение со взрослыми. В рамках предметной
деятельности и общения у ребенка развиваются познавательные способности, речь, игровая
деятельность, общение со сверстниками, происходит освоение новых способов деятельности,
появляется новое отношение к себе и к миру, складываются основными личностные
новообразования.
Развитие личности ребенка и кризис трех лет
На протяжении раннего возраста происходят качественные преобразования в личности
ребенка, которые выражаются в изменении отношения к предметному миру, окружающим
людям и к самому себе.
Изменение отношения ребенка к предметному миру связано с развитием его ведущей
деятельности. Под влиянием взрослого ребенок все чаще обращает внимание на результат своих
действий, начинает стремиться к достижению правильного результата. В самостоятельных

занятиях, играх малыш также все чаще руководствуется замыслом, представлением о конечном
результате действия. Ребенок становится все более настойчивым и самостоятельным при
достижении поставленной цели: сосредоточенно и упорно поворачивает ключик до тех пор,
пока не заведет игрушку, внимательно и старательно подбирает детали пазлов, стремясь
выложить целостную картинку. Интерес к экспериментированию с незнакомыми предметами,
вопросы познавательного характера свидетельствуют о возросшей любознательности ребенка.
Ранний возраст – период интенсивного моторного развития. Ребенок осваивает
различные виды движения (бег, подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.), удерживает
равновесие, учится ловко двигаться в пространстве.
Все эти достижения становятся возможными при адекватной образовательной работе.
2.Планируемые результаты программы
Планируемые результаты программы согласуются с представленными во ФГОС ДО
целевых ориентиров (раздел IV ФГОС ДО). Целевые ориентиры образования в младенческом и
раннем возрасте:
• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять
настойчивость в достижении результата своих действий;
• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает
назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.
Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в
бытовом и игровом поведении;
• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и
просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится
двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и
искусства;
• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды
движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

• Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательноисследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий,
участников по совместной деятельности;
• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам
труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться
успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается
разрешать конфликты;
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры,
различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным
нормам;
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения
речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка
складываются предпосылки грамотности;
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения
и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,
может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из
области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к
принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах
деятельности. Также планируемые результаты освоения Программы конкретизируются в

рабочих программах КРР педагога-психолога с обучающимися различных целевых групп с
учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».