Рабочая программа по организации и осуществлению образовательной деятельности в группе общераазвивающей направленнсти с детьми от 4-5 лет номер 10

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детство»
«Центр развития ребенка» г. Калуги
Необособленное структурное подразделение «Карусель»

Принята на педагогическом совете
№1 от 31.08.2023

Протокол № 1
Утверждена
Приложение №1 к приказу №392
от 31.08.2023

Рабочая программа по организации и осуществлению
образовательной деятельности с детьми
в группе общеразвивающей направленности №10
НСП «Карусель» для воспитанников
в возрасте от 4 до 5 лет
на 2023-2024 учебный год.

составили :
Журавлева М. Н.

Калуга, 2023

СОДЕРЖАНИЕ
рабочей программы:
I.

Целевой раздел

1.2

Пояснительная записка…………………………………………………
- правовые документы, на основе которых разработана рабочая
Программа................................................................................................
- цели и задачи реализации Программы средней группы …………….
- принципы и подходы в организации образовательного
процесса……............................................................................................
- возрастные особенности детей средней группы…………………......
Планируемые результаты освоения Программы ………………..........

II.

Содержательный раздел

2.1
2.2

Учебный план реализации ООП в средней группе……………...........
Комплексно-тематическое
планирование
образовательной
деятельности.............................................................................................
Планирование образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития детей, представленными в пяти
образовательных областях………………………………………..........
Планирование взаимодействия с семьями воспитанников………….
Направления, выбранные участниками образовательных отношений
из
числа
парциальных
программ,
развивающие
технологии………………………………………………………………
Особенности организации образовательного процесса в группе
(климатические,
демографические,
национально-культурные)
…................................................................................................................

1.1

2.3

2.4
2.5

2.6

III.

Организационный раздел

3.1

3.4

Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию
образовательной деятельности в средние группы…………………….
Режим дня воспитанников……………………………………………..
Организация развивающей предметно-пространственной среды
группы и прогулочного участка средней группы………………..........
Традиционные события, праздники, мероприятия……………….......

IV.

Приложения

3.2
3.3

2

стр.3
стр.3
стр.4
стр.4
стр.6
стр.6

стр.7
стр.13

стр.14
стр.17
стр.19

стр.22

стр.23
стр.26
стр.29
стр.30

I.
1.1.

Целевой раздел
Пояснительная записка.

Рабочая программа по развитию детей средней группы, далее Программа, разработана в соответствии с основной образовательной
программой, в соответствии с введением в действие Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования
(утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155,
зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
Программа определяет содержание и организацию образовательного
процесса средней группы муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения, охватывает весь комплекс содержания и
организации жизни и воспитания детей 4-5 лет в условиях ДОО, планирование
культурно-досуговой, совместной деятельности воспитателя и дошколят,
взаимодействие с семьями воспитанников.
Программа строится на принципе личностно-ориентированного
взаимодействия взрослого с детьми средней группы и обеспечивает
физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и
художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом
их возрастных и индивидуальных особенностей.
Структура и содержание Программы определена сроком на 1 год и
корректируется воспитателями в соответствии с реальными условиями,
дополняется календарным планированием работы и комплекснотематическим планом.
Правовые документы,
Программа:

на

основе

которых

разработана

рабочая

 Федеральный Закон «Об образовании в РФ» 29 декабря 2012г. №273-ФЗ.
 Постановление от 15 мая 2013г.№ 26 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству содержания и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций» («Об утверждении
САНПИН» 2.4.3049-13).
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №
1155
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» действует с
01.01.2014г.
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №
1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам
дошкольного образования».
 Конституцией РФ ст.43, 72;
 Конвенцией о правах ребенка (1989 г.);
 Уставом ДОУ.
3

Цели и задачи реализации программы средней группы
Целью программы является обеспечение эмоционального благополучия
и положительного отношения детей к себе, к другим людям, к миру, их
полноценное развитие в следующих сферах:
– социально-коммуникативной;
– познавательной;
– речевой;
– художественно-эстетической;
– физической.
Цели Программы реализуются через решение следующих задач:
 укрепление
физического
и
психического
здоровья
детей,
совершенствование основных движений, воспитание культурногигиенических навыков и привычек;
 развитие связной речи, познавательной детской активности детей;
обогащение практического сенсорного опыта; обучение приемам
элементарного анализа, сравнения, группировки объектов по отдельным
признакам; расширение представлений об окружающем мире:
 создание условий для дальнейшего развития самостоятельной сюжетноролевой игры, ролевого игрового поведения и взаимодействия в игровой
подгруппе, интереса к театральным, подвижным, музыкальным и
познавательно-развивающим играм.
 воспитание самостоятельности на основе овладения разнообразными
умениями и способами деятельности.
 развитие доброжелательного отношения к взрослым и сверстникам,
эмоциональной отзывчивости; воспитание культуры речевого общения
и поведения;
 воспитание уверенности, стремления к самостоятельности и
взаимодействию со взрослыми и сверстниками.
Принципы и подходы к реализации образовательного процесса
Программа построена на основных принципах ФГОС:
1) Поддержка разнообразия детства: сохранение уникальности и
самооценки детства как важного этапа в общем развитии человека, само
ценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода
жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что
происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть подготовки
к следующему периоду;
2) Личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия
взрослых (родителей, законных представителей, педагогических и иных
работников организации) и детей.
3) Уважение личности ребёнка.
4) Реализация Программы в формах, специфических для детей данной
возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и
4

исследовательской деятельности, в форме творческой активности,
обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребёнка.
При разработке и реализации образовательной программы
учитывались следующие принципы:
1) Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение
детского развития.
2) Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной
целью дошкольного образования является развитие ребенка.
3) Принцип научной обоснованности и практической применимости.
4) Принцип интеграции содержания дошкольного образования в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей,
спецификой и возможностями образовательных областей.
5) Комплексно-тематический принцип построения образовательного
процесса с ведущей игровой деятельностью.
6) Принцип гуманизации, то есть признания уникальности и
неповторимости личности каждого ребенка; признания неограниченных
возможностей развития личного потенциала каждого ребенка; уважение
к личности ребёнка со стороны всех участников образовательного
процесса.
7) Учёт этнокультурной ситуации развития детей, обеспечивающий учет
национальных ценностей и традиций в образовании, восполняющий
недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.
Основой организации образовательного процесса является единство
воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса
образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых
формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии
дошкольников. Учитываются также возраст детей и необходимость
реализации образовательных задач в определённых видах деятельности. Для
детей старшего дошкольного возраста это:
 игровая деятельность (сюжетно – ролевая игра, как ведущий вид
деятельности детей дошкольного возраста, а также игра с правилами и
другие виды игр);
 коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и
сверстниками);
 познавательно
–
исследовательская
(исследования
объектов
окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие
художественной литературы и фольклора);
 самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на
улице);
 конструирование из конструктора;
 изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
 музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных
произведений, пение, музыкально – ритмические движения, игры на
детских музыкальных инструментах);
 двигательная активность ребёнка (овладение основными движениями).
5

Возрастные особенности детей средней группы
Средний дошкольный возраст (4-5 лет). Дети 4-5 лет все еще не
осознают социальные нормы и правила повеления, однако у них уже начинают
складываться обобщенные представления о том, «как надо (не надо) себя
вести».
Для этого возраста характерно появление групповых традиций: кто где
сидит, последовательность игр, как поздравляют друг друга с днем рождения,
элементы группового жаргона и т. п.
4-5-летние дети имеют дифференцированное представление о
собственной гендерной принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков
(«Я – мальчик, я ношу брючки, у меня короткая прическа», «Я – девочка, у
меня косички, я ношу платьице»).
Речь становится более связной и последовательной. Дети могут
пересказать литературное произведение, рассказать по картинке, описать
характерные особенности той или иной игрушки, передавать своими словами
впечатления из личного опыта и вообще самостоятельно рассказывать.
Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в
данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец,
сыграть на детском музыкальном инструменте, воспроизвести простой
ритмический рисунок.).
В музыкально-художественной и продуктивной деятельности дети
эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения
музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных
средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных.
Возрастные особенности детей среднего возраста (4-5 лет) более
подробно изложены авторами УМК к программе «Детство» страницы 16-19.
(Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования /
Под ред. Т.П. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО
«Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014 321 с.)
1.2.

Планируемые результаты освоения Программы

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития
ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и
непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста
достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает
необходимость определения результатов освоения образовательной
программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного
образования, представленные в ФГОС ДОУ, следует рассматривать, как
социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений
ребенка. Это ориентиры для педагогов и родителей, обозначающие
направленность воспитательной деятельности взрослых.
Планируемые результаты освоения Рабочей программы представлены в
6

виде целевых ориентиров образования в среднем возрасте, и они подробно
описаны авторами УМК к программе «Детство» страницы 38-46. (Детство:
Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под ред.
Т.П. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО
«Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014 321 с.)
Реализация Рабочей программы предполагает мониторинг развития детей
средней группы общеразвивающей направленности.
Воспитатель проводит его совместно со специалистами два раза в год.
Первые две недели сентябрь оценивается соответствие развития ребенка
возрастным нормам, проводится в форме наблюдений за свободной
деятельностью детей и в специально созданных педагогам ситуациях,
результаты наблюдений отражаются в таблице «Возрастные особенности
детей 4-5лет». В выводах указываем, соответствует развитие ребенка возрасту,
превышение или отставание от нормы. Отмечаем, в каких областях идет
отставание, распределяем детей на подгруппы для оптимизации работы и
осуществления
дифференцированного
подхода,
выделяем
детей,
нуждающихся в индивидуализации образовательного процесса.
Последние две недели мая оценивается уровень усвоения ребенком
программного материала по всем образовательным областям, проводится в
форме наблюдений за свободной деятельностью детей и в специально
созданных педагогам ситуациях, результаты наблюдений отражаются в
таблице «Мониторинг усвоения программы детьми 4-5 лет». В выводах
указываем, какой уровень освоения Программы у ребенка, в каких
образовательных областях появилась положительная динамика или наоборот
нет изменений, выясняем причины отставания и планируем работу на
следующий учебный год
По результатам мониторинг предыдущего учебного года и был
разработан план с детьми для дальнейшего улучшения усвоения Программы.
II.

Содержательный раздел

2.1.

Учебный план реализации ОПП в средней группе

Учебный план 2021-2022 учебный год, реализующего Основную
образовательную программу дошкольного образования муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада
«Малыш» г. Волгодонска (далее – Образовательная программа Учреждения) с
учетом примерной образовательной программой дошкольного образования
«Детство» /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб., 2014
г./ разработан в соответствии с нормативными документами указанными
выше.
Режим работы детского сада - пятидневная рабочая неделя с 12-часовым
пребыванием детей в режиме полного дня (с 07.00 час. до 19.00 час.)
Распределение количества НОД основано на принципах:
 соблюдение права воспитанников на дошкольное образование;
7

 дифференциации и вариативности, которое обеспечивает использование
в педагогическом процессе модульный подход;
 соотношение между обязательной частью (не менее 60% от общего
объема образовательной программы дошкольного образования по
направлениям
социально-коммуникативного,
познавательного,
речевого, художественно-эстетического и физического развития) и
частью – формируемой участниками образовательных отношений (не
более 40 % общего объема).
а) учёт особенностей возрастной структуры;
б) учёт приоритетного направления деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования обе
части являются взаимодополняющими, сохраняя комплексность подхода в
направлениях развития и образования детей (далее - образовательные
области):
 Социально-коммуникативное развитие;
 Познавательное развитие;
 Речевое развитие;
 Художественно-эстетическое развитие;
 Физическое развитие.
Содержание области «Социально-коммуникативное развитие»
реализуется в процессе совместной коммуникативной деятельности на
занятиях (непосредственно образовательной деятельности): «Социальный
мир».
Содержание области «Познавательное развитие» реализуется в
процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности на
занятиях (непосредственно образовательной деятельности): «Мир природы»,
Математическое развитие».
Содержание образовательной области «Речевое развитие» реализуется
на занятиях (непосредственно образовательной деятельности): «Речевое
развитие».
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое
развитие» реализуется на занятиях (непосредственно образовательной
деятельности) «Мир искусства и художественная деятельность» и включает в
себя рисование, аппликацию, конструирование, лепку (в зависимости от
возрастных возможностей и особенностей детей).
Содержание образовательной области «Физическое развитие»
реализуется на занятиях (непосредственно образовательной деятельности):
«Физическое развитие».
Содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных
и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами
Образовательной программы дошкольного образования и реализуется в
различных
видах
деятельности
(общении,
игре,
познавательноисследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития
ребенка).
В учебном плане прописана длительность НОД в соответствии с
СанПиНом 2.4.1.3049-13:
8

 для детей средней группы от 4 до 5 лет длительность непрерывной
непосредственно образовательной деятельности не превышает 20 мин.
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную
деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами
непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.
В соответствии с годовым учебным графиком в середине учебного года
(январь) и в летний период для воспитанников дошкольных групп
организуются каникулы, проводится непосредственно образовательная
деятельность
только
физического
и
художественно-эстетического
направления (музыкальная, спортивная, изобразительное искусство).
Региональный компонент содержания Программы включает в себя
знакомство дошкольников с историей, культурой и природным окружением
Донского края. Реализуется через различные виды совместной деятельности
педагога с детьми - различные виды игр, экскурсии, чтение, рассматривание
иллюстраций, творческие мастерские.
Таким образом, учебный план позволяет сформировать основы базовой
культуры личности, обеспечивает всестороннее развитие психических и
физических качеств, в соответствии с возрастными особенностями и
индивидуальными особенностями детей, подготовку детей к жизни в
современном обществе.
Познавательное/
Познавательное
развитие
Речевое/
Речевое
развитие

Познавательноисследовательская
деятельность
Коммуникативная

Художественноэстетическое/
Художественноэстетическое
развитие
Физическое/
Физическое
развитие
Итого НОД
Всего НОД

1.Музыкальная
2.Изобразительная
Двигательная
активность

1.Математическое
развитие.
2.Мир природы.
1.Развитие речи
2.Детская
художественная
литература.
1.Мир музыки

1/4

2.Мир искусства и
художественная
деятельность
Физическое
развитие

2/8

1/2
1/4
1/2

2/8

3/12

11/40
11/40/3ч
40мин

Циклограмма планирования воспитательно – образовательной
работы воспитателя с детьми средней группы 4-5 лет в соответствии с
ФГОС ДО.
Для конкретизации и корректировки воспитательно - образовательной
работы, предусмотренной перспективным планом, воспитатель использует в
9

работе календарные планы. Для удобства пользования планом воспитатель
делит его на две части: первая и вторая половины дня.
В первой половине дня воспитатель планирует:
• Беседы;
• Утреннюю гимнастику;
• Упражнения на развитие мышц и моторики артикуляционного аппарата;
• Пальчиковые игры;
• Повторение песенок, потешек, стихотворений, пословиц, поговорок и
т.д.;
• Привитие культурно-гигиенических навыков;
• Рассматривание предметов и иллюстраций;
• Наблюдение в природе и явлений общественной жизни;
• Индивидуальную работу;
Во второй половине дня воспитатель проводит с детьми:
• Занятия по изучению произведений живописи: картин, иллюстраций,
альбомов;
• Беседы;
• Экспериментирование;
• Индивидуальную работу;
• Работу с родителями (беседы, консультации);
• Чтение произведений художественной литературы с продолжением;
• Развлечения, досуги;
• Наблюдение в природе и явлений общественной жизни
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ

Утренняя гимнастика
Комплексы закаливающих процедур
Гигиенические процедуры
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов
Чтение художественной литературы
Дежурства
Прогулки
Самостоятельная деятельность детей
Игра
Самостоятельная деятельность детей в центрах (игровых
уголках)

ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно

Расписание непрерывной непосредственно-образовательной
деятельности на 2021– 2022 учебный год
Дни недели
Понедельник

Группа 4-5лет
1.Мир искусства и художественная
деятельность.
10

Вторник
Среда
Четверг
Пятница

2.Физическое развитие (на улице, как часть
прогулки)
1.Математическое развитие
2.Мир музыки
1.Речевое развитие
2.Мир музыки
1.Мир искусства – лепка/аппликация.
2.Физическое развитие.
1. Социальный мир.
2. Физическое развитие

Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО

Направления развития и
образования детей

Формы работы
4-5 лет

Физическое развитие

- Физкультурное занятие.
- Утренняя гимнастика.
- Игра.
- Беседа.
- Рассказ.
- Чтение.
- Рассматривание.
- Интегративная деятельность.
- Контрольно-диагностическая
деятельность.
- Спортивные и физкультурные
досуги.
- Спортивные состязания.
- Совместная деятельность взрослого
и детей тематического характера.
- Проектная деятельность.
- Проблемная ситуация.
- Индивидуальная игра.
- Совместная с воспитателем игра.
- Совместная со сверстниками игра.
- Игра.
- Чтение.
- Беседа.
- Наблюдение.
- Педагогическая ситуация.
- Экскурсия.
- Ситуация морального выбора.

Социальнокоммуникативное

11

Речевое развитие

Познавательное развитие

- Проектная деятельность
- Интегративная деятельность.
- Праздник.
- Совместные действия.
-Рассматривание.
- Проектная деятельность
- Просмотр и анализ мультфильмов,
видеофильмов, телепередач.
- Экспериментирование
- Поручение и задание
- Дежурство.
- Совместная деятельность
взрослого и детей тематического
характера
- Проектная деятельность
- Чтение.
- Беседа
- Рассматривание
- Решение проблемных ситуаций.
- Разговор с детьми.
- Игра.
- Проектная деятельность.
- Создание коллекций.
- Интегративная деятельность.
- Обсуждение.
- Рассказ.
- Инсценирование.
- Ситуативный разговор с детьми.
- Сочинение загадок.
- Проблемная ситуация.
- Использование
различных видов театра.
- Создание коллекций.
- Проектная деятельность.
- Исследовательская деятельность.
- Конструирование.
- Экспериментирование.
- Развивающая игра.
- Наблюдение.
- Проблемная ситуация.
- Рассказ.
- Беседа.
- Интегративная деятельность.
12

- Экскурсии.
- Коллекционирование.
- Моделирование.
- Реализация проекта.
- Игры с правилами.
2.2.

Комплексно-тематическое
деятельности
Неделя

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя

планирование

образовательной

Тема
Сентябрь
День Знаний. Мой детский сад.
Мой любимый город/ Волгодонск – город, в котором я живу
Урожай. Фрукты. Сад.
Урожай. Овощи. Огород.
Октябрь
Осень. Краски осени. Деревья. Грибы. Ягоды.
Птицы. Перелетные птицы.
Дикие животные. Обитатели морей и океанов.
Одежда. Обувь. Головные уборы.
Ноябрь
Россия – наша Родина!
Наша гордость – леса, поля, степи, реки, моря.
Дополнительно: Хлеб.
Бытовые приборы. Инструменты (орудия труда)
Мама – главное слово!
Дополнительно: Посуда. Продукты питания.
Декабрь
Зима. Зимняя сказка. Зимние забавы (зимние виды спорта)
Зимующие птицы. Животные севера.
Игрушки. Новогодний калейдоскоп.
Новый год – веселый праздник.
Январь
Культура, фольклор, казачество. Святки. Народные
традиции. Дом. Мебель.
Домашние животные и птицы. Уход за ними и польза для
людей.
Комнатные растения. Уход. Польза.
Февраль
Животные жарких стран.
Части тела. Я – Человек. Профессии.
День защитника Отечества.
13

4 неделя

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
2.3.

Семья. Здоровье.
Дополнительно: Детские поэты России.
Март
Женский день – 8 Марта.
Весна. Приметы весны (птицы, животные, растения)
Дополнительно: Детские писатели России.
Флора и Фауна Донского края.
Дополнительно: Детские писатели Донского края.
Правила дорожные - правила надежные. Безопасность.
Апрель
Транспорт.
Космос. День космонавтики.
Зеленые легкие земли. Растения. Деревья, травы, цветы.
Дополнительно: Весенние работы на селе.
День Земли.
Дополнительно: Детские поэты России.
Май
Поздняя весна (растения, животные, птицы, насекомые).
Дни воинской славы.
День Победы!
Дружба. Миром правит доброта.
Лето. Летний отдых (безопасность)

Планирование образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития детей, представленными в пяти
образовательных областях
Социально-коммуникативное развитие

Извлечение из ФГОС ДО:
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий; развитие социального и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей
семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Содержание работы:
 Дошкольник входит в мир социальных отношений (эмоции,
взаимоотношения и сотрудничество, правила культуры
14

поведения, общения с взрослыми и сверстниками, семья, детский
сад).
 Развиваем ценностное отношение к труду (труд взрослых и
рукотворный мир, самообслуживание и детский труд).
 Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,
природе.
Познавательное развитие
Извлечение из ФГОС ДО:
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности
и
познавательной
мотивации;
формирование
познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и
творческой активности; формирование первичных представлений о себе,
других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени,
движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве,
представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме
людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Содержание работы:
 Развитие сенсорной культуры.
 Формирование первичных представлений о себе, других людях.
 Формирование первичных представлений о малой Родине и
Отечестве, многообразии стран и народов мира.
 Ребёнок открывает мир природы.
 Первые шаги в математику, исследуем и экспериментируем.
Речевое развитие
Извлечение из ФГОС ДО:
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого
творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской
литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности
как предпосылки обучения грамоте.
Содержание работы:
 Владение речью как средством общения и культуры.
 Развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи, развитие речевого творчества.
 Обогащение активного словаря.
15

 Развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха. Формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
 Знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Художественно-эстетическое
Извлечение из ФГОС ДО:
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие
предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование
элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания
персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной
творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивномодельной, музыкальной, и др.).
Содержание работы:

Приобщение к искусству.

Изобразительная деятельность.

Конструктивно-модельная деятельность.

Музыкально-художественная деятельность.
Физическое развитие
Извлечение из ФГОС ДО:
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах
деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением
упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как
координация и гибкость; способствующих правильному формированию
опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации
движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не
наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег,
мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных
представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с
правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной
сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме,
закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Содержание работы:
 Двигательная деятельность.
 Становление у детей ценностей здорового образа жизни,
овладение его элементарными нормами и правилами.
2.4.

Планирование взаимодействия с семьями воспитанников.
16

В современных условиях дошкольное образовательное учреждение
является единственным общественным институтом, регулярно и неформально
взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на
неё определенное влияние.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения
заложены следующие принципы:
 единый подход к процессу воспитания ребёнка; открытость
дошкольного учреждения для родителей;
 взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
уважение и доброжелательность друг к другу;
 дифференцированный подход к каждой семье;
 равно ответственность родителей и педагогов.
На сегодняшний день в ДОУ осуществляется интеграция общественного
и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями
родителей:
 с семьями воспитанников;
 с будущими родителями.
Задачи:
 формирование психолого-педагогических знаний родителей;
 приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
 оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и
обучении детей;
 изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
 ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих
родительских
собраниях,
анализом
участия
родительской
общественности в жизни ДОУ;
 ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на
физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
 участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых
мероприятий, работы родительского комитета целенаправленную
работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в
его разных формах;
 обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития
ребенка в разных видах детской деятельности на семинарахпрактикумах, консультациях и открытых занятиях (Приложение 3).
Реальное участие
родителей
в жизни ДОУ

Формы участия

17

Периодичность
сотрудничества

В проведении
мониторинговых
исследований
В создании условий

В управлении ДОУ

В просветительской
деятельности,
направленной на
повышение
педагогической
культуры,
расширение
информационного
поля родителей

В воспитательнообразовательном
процессе ДОУ,
направленном на
установление
сотрудничества и
партнерских
отношений
с целью вовлечения
родителей в единое
образовательное
пространство

-Анкетирование
- Социологический опрос
-интервьюирование
- Участие в субботниках по
благоустройству
территории;
-помощь в создании
предметно-развивающей
среды;
-оказание помощи в
ремонтных работах;
- участие в работе
родительского комитета;
педагогических советах.
-наглядная информация
(стенды, папкипередвижки, семейные и
групповые фотоальбомы,
фоторепортажи «Из жизни
группы», «Копилка добрых
дел», «Мы благодарим»;
-памятки;
-консультации, семинары,
семинары-практикумы,
конференции;
- распространение опыта
семейного воспитания;
-родительские собрания;
-Дни открытых дверей.
- Дни здоровья.
- Совместные праздники,
развлечения.
-Встречи с интересными
людьми.
- Участие в творческих
выставках, смотрахконкурсах.
- Мероприятия с
родителями в рамках
проектной деятельности.

18

3-4 раза в год
По мере необходимости
2 раза в год
Постоянно
ежегодно

По плану

1 раз в квартал
Обновление постоянно
1 раз в месяц
По годовому плану
1 раз в квартал
1 раз в месяц

2 раза в год
1 раз в квартал
По плану
По плану
Постоянно по годовому
плану

2.5.

Направления,
выбранные
участниками
образовательных
отношений из числа парциальных и иных программ, развивающие
технологии.

Своим приоритетным направлением в работе с детьми мы выбрали
«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного
поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного
движения».
Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и
соблюдение ими ПДД – одна из актуальных тем сегодняшнего времени. В
ситуации «автомобильного беспредела» мало заставить ребенка «слушаться»
сигналов светофора, нужно научить его видеть и слышать улицу. Мир за
пределами собственной квартиры для ребенка полон разнообразных
привлекательных явлений, насыщен интересными событиями, участником
которых может стать, и он сам. А как раз здесь и подстерегает опасность. Часто
дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытается
перебежать ее сами. Бывает, что взрослые вообще не держат ребенка за руку,
и тот идет самостоятельно через сложные перекрестки. Одной из основных
причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнанием
ими Правил дорожного движения, правил посадки в автобус и т.д.
Психологи установили, что дети в силу своих психологических
особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге.
Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении
обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как:
неустойчивость и быстрое истощение нервной системы, быстрое образование
условных рефлексов и быстрое их исчезновение; преобладание процессов
раздражения и возбуждения над процессами торможения; преобладание
потребности в движении над осторожностью; стремление подражать
взрослым; недостаток знаний об источниках опасности; переоценка своих
возможностей. Совершенно ясно: чем раньше дети получат сведения о том,
как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем ниже будет
вероятность несчастных случаев. Поэтому уже в детском саду необходимо
изучат с детьми правила дорожного движения.
Таким образом целью нашего приоритетного направления
является создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс
обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирования у
них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых
привычек безопасного поведения на улицах города.
Задачи:
1) Освоение детьми практических навыков поведения в различных
ситуациях дорожного движения через систему обучающих
упражнений, занятий, игровых тренингов.
2) Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОУ
по проблеме согласно ФГОС ДО.

19

3) Активизация пропагандистской деятельности среди родителей
воспитанников ДОУ по ПДД и безопасному поведению на
дороге.
4) Повышение профессиональной компетентности педагогов в
области обучения дошкольников ПДД.
5) Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей
навыков безопасного поведения на дороге.
6) Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению
правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения
ответственности за безопасность и жизнь детей.
Принципы обучения.
Процесс формирования навыков безопасного поведения ребенка на
улицах города строится с учётом общедидактических принципов обучения:
Принцип систематичности и последовательности – любая новая
ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.
Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную,
поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной
позиции.
Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности,
образовательных областей, реализующихся в образовательном процессе.
Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной
педагогической помощи детям в специально созданных педагогических
ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного
поведения на дороге.
Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется
для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным
особенностям детей.
Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях
дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера
родителей.
Принцип наглядности.
Принцип доступности обучения.
Принцип индивидуализации обучения.
Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их
реализации.
Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда» учитывает
закономерности: чем меньше возраст ребенка, тем легче сформировать у него
социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия –
дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие
опасности могут подстерегать их на улицах и дорогах, если они не будут
соблюдать правила дорожного движения.
Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что
они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила
поведения, так как неправильные действия опасны для жизни и здоровья всех
окружающих.
20

Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот
принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного право
послушного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления без
сопротивления регулируют свое поведение и замечают нарушения правил
дорожного движения сверстниками и взрослыми. Для подкрепления
самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
В нашей работе с детьми используем следующие методы и приемы:
1) Словесный: устное изложение, беседа, чтение художественных
произведений, составление рассказов и сказок, загадок, заучивание
стихотворений.
2) Наглядный: презентация собственных материалов и Интернет ресурсов,
работа с иллюстрациями по теме; наблюдение.
3) Практический: выполнение различных творческих работ по данной
тематике, применение полученных знаний в сюжетно-ролевых играх.
Формы организации образовательной процесса.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим
видом деятельности для них является ИГРА. Обучение происходит
опосредованно, в процессе увлекательной для детей деятельности.
Стараемся строить НООД с учетом принципа интеграции, в соответствии
с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Согласно вступивших в силу ФГОС, ДО требует от нас, педагогов,
реализации новых педагогических технологий, постоянного творческого
поиска. Поэтому в своей работе мы использую следующие технологии:
целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта специфических видов
деятельности; проектной деятельности; здоровьесберегающие; личностноориентированного взаимодействия педагога с детьми; информационнокоммуникационные технологии. Технология проектирования ориентирована
на совместную деятельность участников образовательного процесса в
различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок– ребенок, дети –
родители, воспитатель – родители.
Планируемые результаты освоения программы.
Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в
конкретной меняющейся ситуации и построение адекватного безопасного
поведения. Овладение умениями принимать правильные решения в дорожных
ситуациях. Формирование у детей самостоятельности и ответственности в
действиях на дороге. Формирование культуры поведения в процессе общения
с дорогой. Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой
дорожной ситуации.
2.6.

Особенности организации образовательного процесса в группе
(климатические, демографические, национально-культурные)

Одной из основных тенденций современного дошкольного образования
является
ориентация
на
национально-культурные
ценности.
Многонациональный и многоконфессиональный состав населения
Ростовской области создает такую среду. Изучение обычаев казачества,
21

истории развития родного края, животного и растительного мира,
приобщение детей к устному народному творчеству, знакомство с
музыкальными произведениями, танцами, архитектурой способствует
развитию творчества детей.
Работа по созданию условий в приобщении детей к истории, культуре
родного края заключается в:
 корректировке образовательного процесса с учетом вариативной части;
 организации разнообразных форм работы с детьми;
 организации развивающей предметно-пространственной среды;
 повышении педагогической компетентности педагогов и родителей;
 организации сотрудничества с социальными партнерами.
В совместной деятельности это выливается в проведение обрядовых
праздников «Масленица», в проведение спортивных соревнований на
материале детских игр, в организацию выставок детского творчества.
В самостоятельной деятельности дети с удовольствием обыгрывают
жизнь и быт казаков в сюжетно-ролевых играх, наряжаются в костюмы,
рисуют иллюстрации к донским сказкам. Погружая ребенка в национальный
быт, используя особенности речи, песен, создается естественная среда для
овладения языком своего народа, его традициями, укладом жизни; таким
образом, формируется интерес к малой и большой Родине.
Особое внимание мы уделили созданию такой развивающей предметнопространственной среды, которая средствами яркой образности и
наглядности, обеспечивает детям особый комплекс ощущений и
эмоциональных переживаний, в которой детям интересно жить: общаться,
играть, читать, рисовать, лепить, петь, танцевать и т.д.
III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию
образовательной деятельности в средней группе

22

№
п/п

Название

Автор

Год издания

Примечание

Т.И. Бабаева

2017 г.

Обучающая

Н.Н. Еладышева

2017 г.

Обучающая

З.А. Ефанова

2017 г.

Обучающая

З.А. Михайлова

2017 г.

Обучающая

З.А. Михайлова

2017 г.

Обучающая

О.С. Ушакова
И.А. Лыкова

2019 г.
2016 г.

Обучающая
Обучающая

О.В. Дыбина

2002 г.

Обучающая

Л.В. Куцакова

2010 г.

Обучающая

ЛИТЕРАТУРА
1.
2.

3.
4.

5.
6.
7.
8.

9.

Примерная образовательная программа
дошкольного образования «Детство»
Рабочая программа для воспитателя.
Ежедневное планирование по программе
«Детство». Средняя группа.
Комплексные занятия по программе
«Детство». Средняя группа.
Образовательная область
«Познавательное развитие».
Методический комплект программы
«Детство» ФГОС.
Математика- это интересно. Парциальная
программа. ФГОС.
Развитие речи детей 3-5 лет. ФГОС ДО.
Изобразительная деятельность в детском
саду. Средняя группа.
Неизведанное рядом. Занимательные
опыты и эксперименты для
дошкольников.
Конструирование и ручной труд в
детском саду. Программа и методические
рекомендации. Для детей 2-7 лет

23

10. Математика от трех до семи. Учебнометодическое
пособие.
11. Основы безопасности детей
дошкольного возраста.
12. Физическая культура дошкольникам.
Средний возраст.
14. ПДД в детском саду

З. А. Михайлова,
Э. Н. Иоффе

2018 г.

Обучающая

Н.Н.Авдеева
О.Л.Князева
Р.Б.Стеркина
Л.Д.Глазырина;

2000 г.

Обучающая

2014 г.

Обучающая

Н.В. Елжова

2013 г.

Обучающая

24

3.2. Режим дня воспитанников
В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные
психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности,
обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью
детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия (в
течение года режим дня меняется дважды)
Пребывание детей в нашей группе определяется циклограммой
организации образовательной деятельности, включая гибкий режим
жизнедеятельности,
режим
двигательной
деятельности,
систему
оздоровительных мероприятий, график питания, учебный план, которые
корректируется в зависимости от сезона.
Режим дня в группе, составлен в соответствии с возрастными
особенностями детей и способствует их гармоничному развитию.
Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей
составляет 5,5-6 часов.
Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет 3-4 часа.
Прогулку мы организуем 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во
вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.
Для детей от 4 до 5 лет дневной сон организуют однократно
продолжительностью не менее 2,5 часов.
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой
половине дня в средней группе не превышает 40 минут.
Режим жизнедеятельности детей средней группы
Режимные моменты
Утренний прием на свежем воздухе,
игры.
Утренняя гимнастика
Завтрак
Игры, подготовка к НОД
Непосредственно-образовательная
деятельность
Игры. Подготовка к прогулке.
(дополнительное образование)
Второй завтрак
Подготовка к прогулке.
Прогулка
Возращение с прогулки, подготовка
к обеду.
Обед
Дневной сон

4-5 лет
07.00-08.00
08.00-08.10
08.10-08.40
08.40-09.00
09.00-09.40
09.40-10.30
10.30-10.40
10.40-10.55
10.55-12.00
12.00-12.20
12.20-12.40
12.40-15.00
25

Пробуждение и оздоровительная
гимнастика после сна
Игры в группе
«Уплотненный полдник
Игры, занятия по интересам
Подготовка к прогулке, прогулка,
игры, уход детей домой

15.00-15.20
15.20-15.55
15.55-16.10
16.10-16.40
16.40-19.00

Режим жизнедеятельности детей средней группы
Режимные моменты
Утренний прием на свежем воздухе,
игры.
Утренняя гимнастика
Завтрак
Подготовка к прогулке
Прогулка
Возращение с прогулке, подготовка
к второму завтраку
Второй завтрак
Подготовка к прогулке.
Прогулка
Возращение с прогулки, подготовка
к обеду.
Обед
Дневной сон
Пробуждение и оздоровительная
гимнастика после сна
Уплотненный полдник
Игры, занятия по интересам
Подготовка к прогулке, прогулка,
игры, уход детей домой

4-5 лет
07.00-08.00
08.00-08.10
08.10-08.40
08.40-09.00
09.00-10.20
09.20-10.30
10.30-10.40
10.40-10.55
10.55-12.00
12.00-12.20
12.20-12.40
12.40-15.00
15.00-15.30
15.30-15.55
15.55-16.40
16.40-19.00

Организация двигательного режима детей
При включении детей в двигательный режим мы создаём условия для
возникновения
положительных
эмоций,
что
достигается
путём
положительной оценки, музыкального сопровождения. Мы способствуем
постепенному освоению техники движений, целенаправленно формируем
физические качества, проявляем активность в разных видах двигательной
деятельности (организованной или самостоятельной).
Модель двигательного режима
средней группы
26

Двигательный
режим
Утренняя гимнастика

Алгоритм
проведения
Ежедневно

Длительность

Примечание

5-7 мин

Музыкальное
занятие
Физкультурное
занятие

2 раза в неделю

20 мин

3 раза в неделю

20 мин

Физкультминутка

ежедневно

до 3 мин

Подвижные игры на
прогулке, в
режимные
моменты
Спортивные игры

ежедневно

15-20 мин

Физкультурный
досуг
Активный
двигательный
подъем
Дыхательная
гимнастика

1 раз в месяц

15-20 мин

ежедневно

10 мин

После сна

ежедневно

1-2 упражнения

Инд. раб.с детьми по
развитию движений
Самостоятельная
деятельность детей
Динамическая пауза

ежедневно

5-10 мин

Используется при проведении
утренней и бодрящей гимнастики
после сна, физкультурных занятий, в
индивидуальной работе
с детьми.
Утром и вечером на прогулке

Кол-во ОРУ: 3-4 (повторы 4-5 раз).
Комплекс составляется на 2
недели. Формы проведения
занятий: традиционные, игровое,
сюжетно-игровое.
Кол-во ОРУ: 4-5 (повторы4-5 раз),
Кол-во О.Д.: 2-3 (одно новое),
Формы проведения занятий:
традиционные, игровое, по
единому игровому сюжет
Комплекс состоит из 3-5
упражнений
Комплексы подбираются с учетом
характера предшествующих
занятий.
2-3 игры разной подвижности

В соответствии с программой и
временем года

ежедневно
По необходимости

В течение дня
5-10 мин

Двигательная деятельность ребёнка обеспечивает удовлетворение
органической потребности в движении, воспитание ловкости, смелости,
гибкости.
3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды
группы и прогулочного участка средней группы
Созданная в средней группе общеразвивающей направленности
развивающая предметно-пространственная среда является содержательнонасыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,
доступной и безопасной и обеспечивает:
 возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе
детей разного возраста) и взрослых;
27



возможность двигательной активности детей, а также возможности для
уединения;
 учет национально-культурных, климатических условий и возрастных
особенностей детей;
 соблюдение требований нормативно-правовых документов.
РППС в группе строилась в соответствии с рекомендациями программы
«Детство» (Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Под ред. Т.П. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И.
Герцена, 2014 - 321 с.)
Пространство группового помещения организовано в виде хорошо
разграниченных развивающих центров с учетом принципа комплексирования
и свободного зонирования:
 Познавательное развитие:
 центр природы "В гостях у природ», «Юные огородники»
 центр экспериментирования «Хочу все знать», «Почемучки»;
 центр математического развития «Заниматики»;
 центр ориентирования в пространстве «Бюро путешествий».
 Речевое развитие:
 книжный центр «Книжки дом»;
 центр развития моторики «Бусинки, шнурочки»;
 центр дидактических игр «Размышляй».
 Физическое развитие:
 центр спортивных игр «Тропа здоровья»;
 центр подвижных игр «Крепыши».
 Художественно-эстетическое развитие:
 центр детского творчества «Цветик-семицветик»;
 центр ряженья и театрализованных игр «Волшебный сундучок»;
 центр музыкальных игр «До-ми-соль-ка»
 Социально-коммуникативное развитие:
 центр уединения «Я в домике»;
 центр для сюжетно-ролевой игры «Больница», «Магазин», «Почта»,
«Дом, семья», «Салон красоты», «Автомастерская» и т.д.
 центр безопасности «ПДДшка»
3.4. Традиционные события, праздники, мероприятия
Культурно - досуговая деятельность
Культурно-досуговая деятельность – важное направление организации
жизни детей в детском саду, который способствует:
 культурному отдыху детей, их эмоциональной разрядке, что
необходимо для психического и физического здоровья дошкольников;
28



развитию детского творчества в различных видах художественной
деятельности;
 развитию способностей к импровизации, готовности к экспромту;
 созданию условий для творческого взаимодействия детей и взрослых;
 формированию коммуникативной культуры детей;
 расширению кругозора
детей,
обогащению
разнообразными
впечатлениями средствами интеграции содержания различных
образовательных областей;
 формированию представлений о формах культурного отдыха,
воспитанию потребности в культурных развлечениях.
Культурно-досуговая деятельность имеет широкий спектр влияния на
воспитание и развитие ребенка, на формирование его «Я-концепции». Но
главной, приоритетной задачей является создание условий для
эмоционального отдыха детей, снятия психического напряжения (что
чрезвычайно важно для современного ребенка, испытывающего стрессы и
напряжения). Реализация этого условия требует от педагогов умения
организовать детский досуг, сделать его игровым, импровизационным,
веселым и радостным для каждого ребенка. С целью обеспечения
психологического комфорта педагоги должны реализовывать задачи в
соответствии с возрастом детей.
Задачи педагога по организации досуга детей.
Отдых. Развивать желание в свободное время заниматься интересной и
содержательной деятельностью. Формировать основы досуговой культуры
(игры, чтение книг, рисование, лепка, конструирование, прогулки, походы и т.
д.).
Развлечения. Создавать условия для проявления культурнопознавательных потребностей, интересов, запросов и предпочтений, а также
использования полученных знаний и умений для проведения досуга.
Способствовать появлению спортивных увлечений, стремления заниматься
спортом.
Праздники. Формировать у детей представления о будничных и
праздничных днях. Вызывать эмоционально положительное отношение к
праздникам, желание активно участвовать в их подготовке (украшение
групповой комнаты, музыкального зала, участка детского сада и т. д.).
Воспитывать внимание к окружающим людям, стремление поздравить их с
памятными событиями, преподнести подарки, сделанные своими руками.
Самостоятельная деятельность. Создавать условия для развития
индивидуальных способностей и интересов детей (наблюдения,
экспериментирование, собирание коллекций и т. д.). Формировать умение и
потребность организовывать свою деятельность, соблюдать порядок и
чистоту.
Развивать умение взаимодействовать со сверстниками,
воспитателями и родителями.
29

Творчество. Развивать художественные наклонности в пении, рисовании,
музицировании.
Поддерживать
увлечения
детей
разнообразной
художественной и познавательной деятельностью, создавать условия для
посещения кружков и студий.
Традиции группы.
Ребенок приходит в детский сад и его поведение становится более
осознанным. Попадая в новую среду, ребенок узнает новые модели поведения,
осваивает новые для него формы человеческих отношений. У ребенка
начинают формироваться нравственные качества, стремления, идеалы. И
этому формированию немало способствуют те, порой уникальные традиции,
которые существуют не только в детском саду, а конкретно в каждой группе
детского сада. Каждая такая традиция направлена, прежде всего на сплочение
коллектива. И если воспитатели в группе придерживаются гуманного подхода
к детям, где каждый ребенок – личность, а все вместе – дружный коллектив,
то именно традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива,
способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат
прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Поэтому
создание групповых традиций в детском саду и их передача следующему
поколению воспитанников – необходимая и нужная работа.
В нашей группе традиции играют большую роль в укреплении дружеских
отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. Традиции, в
которых дети принимают непосредственное участие все вместе и с
воспитателем, прочно откладываются в детской памяти и уже неразрывно
связаны с детством, с воспоминанием о детском садике, как о родном общем
доме, где каждый ребенок любим и уважаем. Каждая традиция направлена на
достижение определенной воспитательной цели и проверена временем:
1. «Доброе утро!».
Цель: Обеспечить постепенное вхождение ребенка в ритм жизни группы,
создать хорошее настроение, настроить на доброжелательное общение со
сверстниками.
2. «Мое настроение».
Цель: Наблюдение воспитателем за эмоциональным состоянием каждого
ребенка с целью оказания своевременной коррекции и поддержки развития
личности ребенка.
3. «Отмечаем день рождения».
Цель: Развивать способность к сопереживанию радостных событий,
вызвать положительные эмоции, подчеркнуть значимость каждого ребенка в
группе.
4. «Знакомство с сотрудниками ДОУ».
Цель: Знакомить детей с профессиями детского сада, воспитывать
уважение к людям различных профессий, которые работаю в детском саду.
Способствовать расширению контактов со взрослыми людьми.
5. «Мастерская добрых дел».
30

Цель: Приобщение детей и родителей к совместному творчеству, с целью
установления доброжелательной атмосферы в семье и расширения знаний
детей о своих близких людях.
6. «В гостях у книжки».
Цель: Прививать детям культуру чтения книг, расширять кругозор,
воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.
7. «Чистая пятница».
Цель: Воспитывать в детях уважение к труду, вызвать радость от участия
в общем труде.
8. «Мы всегда вместе».
Цель: Формирование между детьми доброжелательных дружеских
отношений.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».