Рабочая программа организации образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Губанова М.Ф.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детство»
«Центр развития ребенка» города Калуги
необособленное структурное подразделение «Планета»
(МБДОУ «Детство» «ЦРР» г Калуги НСП «Планета»)

Утверждена
Приложение № 4
к приказу №211 от 31.08.2023

Принята
на заседании педагогического совета
(протокол № 1 от 31.08.2023 г.)

Рабочая программа организации
образовательной деятельности по
образовательной области «Речевое развитие»
в группах общеразвивающей направленности

на 2023/2024 учебный год

Разработана
учителем-логопедом
Губанова М.Ф.

г. КАЛУГА,
2023

Содержание
Целевой раздел I
Пояснительная записка
Принципы и подходы к организации коррекционной работы
Цели и задачи коррекционной работы
Особенности организации коррекционной работы
Содержание коррекционной работы с детьми с ЗРР
Предполагаемые результаты развития речи детей с ЗРР
Содержание коррекционной работы с детьми с ФНР
Предполагаемые результаты развития речи детей с ФНР
Содержание коррекционной работы с детьми с ФФНР
Предполагаемые результаты развития речи детей с ФФНР

3
4
6
7
16
16
17
17
20

Раздел II Проектирование образовательного процесса
21
График работы учителя-логопеда на учебный год
21
Перспективный план работы учителя-логопеда на учебный год
22
Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда на учебный год
24
Расписание индивидуальных занятий с детьми групп
25
Журнал учета консультаций учителя-логопеда на учебный год
26
Календарно - тематический план индивидуальных и подгрупповых занятий с учителемлогопедом на учебный год
27
Журнал учета посещаемости индивидуальных и подгрупповых занятий с учителемлогопедом на
28
Журнал первичного обследования речи детей с 3-х летнего возраста
29
Журнал обследования речевого развития воспитанников МБДОУ
30
Аналитический отчет по результатам деятельности учителя-логопеда
учебный год
31
Речевая карта
32
Индивидуальный план работы с ребенком
34
Приложение
35
Индивидуальные маршруты образовательной деятельности для детей с ЗРР, ФН, ФФН. 35
Документация учителя-логопеда
38
Паспорт логопедического кабинета
38
Перечень литературы
40

2

Пояснительная записка
Актуальность написания данной программы обусловлена тем, что существующие
программы рассчитаны на работу в условиях групп компенсирующей направленности ДОУ,
компенсирующего или комбинированного вида, в связи с чем, не подходят для использования
МБДОУ общеразвивающей направленности. В группах общеразвивающей направленности
находится масса детей с особыми образовательными потребностями, которым необходима помощь
в освоении основной образовательной программы.
Применение этой программы позволит учителям-логопедам организовать и
структурировать свою работу с детьми с речевыми нарушениями и поможет детям освоить
фонетическую систему языка, своевременно сформирует у них полноценную фонематическую базу,
автоматизирует слухопроизносительные умения и навыки, что позволит детям успешно овладевать
школьной программой.
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.12 № 273-ФЗ и Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования от 17.10.13 г., разработана на базе основной
общеобразовательной программы дошкольного образования от 19.01.11 № 14-п. и Санитарноэпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных
образовательных
организаций»
(Утверждены
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01 2021 года №2 «Об
утверждении СанПиН» 1.2.3685-21), и на основании приказа Министерства образования и науки
Калужской области от 16.03.16 № 07-022/ 778-16 «Об оказании коррекционно- развивающей
помощи обучающимся в образовательных организациях».
Основная образовательная программа дошкольного образования НСП «Планета»
разработана в соответствии: с Федеральным образовательным стандартом дошкольного
образования утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013 №1155, с Примерной основной образовательной программой дошкольного образования,
одобренной решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию
(протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) , с обязательной частью образовательной программы
дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.- 352 с. (далее – программа «Детство»).
Для обеспечения высокой результативности коррекционно-развивающей работы с
воспитанниками частично используются современные методические разработки: О.С.Гомзяк, В.К.
Воробьевой, Н.Ю. Костылевой, Л.А.Комаровой, Е.Н Спивак, В.В Коноваленко, О.В. Егоровой.
В основу рабочей программы положен многолетний опыт работы с детьми, имеющими
ФНР и ФФНР, ЗРР и ТНР, подкреплённый современными коррекционно-развивающими
программами рекомендованными ученым советом Учреждения Российской академии образования
«Институтом коррекционной педагогики», научно-методическими рекомендациями.
В частности «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего
вида для детей с нарушениями речи» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А.,
Лагутина А.В., М.: Просвещение, 2010, «Программа коррекционно-развивающей работы в
младшей логопедической группе детского сада»
Нищева Н. В. - СПб.; ДЕТСТВОПРЕСС: 2007., «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Каше Г.А., М.:- Просвещение,
1985.

Принципы и подходы коррекционной работы учителя-логопеда
Программа разработана в соответствии с ФГОС и опирается на следующие принципы:
3

1. Принцип научности и системности – данный принцип является базовым для всех видов
образовательной деятельности. Содержание учебного материала научно обоснованно и практически
апробировано. Без системного подхода в коррекционной работе достижение положительных
результатов сводится к минимуму.
2. Принцип всестороннего развития личности ребенка. Реализация этого принципа
актуальна в связи с решением задачи обеспечения интеллектуального, личностного и физического
развития ребёнка, осуществления необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка,
воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности в целях успешной социализации ребёнка
в обществе.
3. Принцип активности и сознательности должен реализовываться на каждом занятии с
детьми, имеющими ЗРР, ФН, ФФН и ТНР.
4. Принцип комплексности и интегративности. Успех коррекционного воздействия
становится возможным только при наличии комплексного психолого-медико-педагогического
подхода, который выражается в следующем:


коррекционная помощь.



психологическая помощь.



взаимосвязь в работе всех специалистов МБДОУ.

5. Принцип учета возрастных особенностей и доступности материала.
Данная программа составлена с учетом речевых и возрастных особенностей детей с ЗРР,
ФН, ФФН. На детей с ОВЗ ТНР составляется АООП ДО.
6. Принцип наглядности особенно важен в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
7. Принцип учета индивидуального и дифференцированного подхода. В состав одной
подгруппы включаются дети с одинаковым дефектом и одного возраста. Речевой материал для
занятий подбирается логопедом с учетом речевых особенностей детей.
8. Принцип учета зоны ближайшего развития. Учебный материал, предлагаемый детям на
занятиях должен содержать посильную трудность, которую дети преодолевают самостоятельно,
либо с помощью логопеда (данный принцип разработан Л.С. Выготским).
9. Принцип связи речи с другими психическими процессами. Этот принцип раскрывает
взаимосвязь формирования отдельных компонентов речи с другими психическими процессами.
(восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления).
10. Принцип воспитывающего характера обучения. На каждом занятии решаются не только
образовательные и коррекционные, но и воспитательные задачи.
11. Принцип ведущей роли учителя-логопеда в организации и координации коррекционной
работы.
Цели и задачи программы
4

Цель программы – освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с
возрастными нормативами и с учетом ФГОС.

Задачи:




Выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у
воспитанников ДОУ;
Формирование профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере эффективного
взаимодействия с детьми, имеющими речевые и другие нарушения в развитии;
Обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с особыми
образовательными потребностями и организация коррекционно-развивающей среды в
семейных условиях.

Возрастные и образовательные особенности детей, направленных на индивидуальные
занятия с учителем-логопедом
На индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем – логопедом
зачисляются дети с ЗРР (задержка речевого развития), с ФНР (фонетическое недоразвитие речи), с
ФФНР (Фонетико-фонематическое недоразвитие речи) ТНР (ОВЗ) по заключению ТПМПК.
В 2021-2022 учебном году на индивидуальные занятия с учителем - логопедом зачислены 38
воспитанников. Структура дефектов у дошкольников неоднородна.
Речевое заключение

ЗРР

ФНР

ФФНР

ТНР(ОВЗ)

Количество детей
Старшая группа (5-6 лет)
Подготовительная группа(6-7
лет)
ЗРР - это замедление темпа речевого развития ребенка, при котором уровень
сформированности спонтанной речи не соответствует возрастной норме (далее N). Термин
задержка речевого развития широко применяется в логопедической практике. Этот диагноз уместен
по отношению к детям раннего возраста (до 3-х лет).
ФНР (Фонематическое недоразвитие речи) — это нарушение процесса формирования
произносительной системы родного языка при сохранном фонематическом слухе и восприятии,
полноценном словаре и сформированном грамматическом строе.
Данное речевое нарушение определяется у детей с 5-ти летнего возраста. Для детей с ФН
характерен сохранный фонематический слух, сформированная слоговая структура сложных слов,
грамотная, развитая согласно возрасту речь. Страдает только звуковая сторона речи: искажение
звуков и возрастные замены отдельных групп звуков. У ребенка складывается и закрепляется
неправильное произношение отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не
мешает нормальному развитию других ее компонентов. Чаще бывают нарушены группы
свистящих или шипящих, или соноров. Они обычно не оказывают влияния на усвоение детьми
знаний, но иногда могут влиять на коммуникативные процессы. Процесс коррекции
звукопроизношения у детей с ФН занимает более краткие сроки, чем у детей с ФФН и составляет
от 3-х до 6-ти месяцев. К школьному возрасту речь детей соответствует возрастной норме. Они
имеют достаточные представления о звуковом составе слова, правильно соотносят звуки и буквы и
не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками произношения
соответствующих звуков.
ФФНР ( Фонетико-фонематическое недоразвитие речи) — это нарушение процесса
формирования
произносительной
системы
родного
языка
у
детей
с
5

различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (далее ТПМПК) рекомендует детям
с ФФН срок обучения не менее года, т.к. ФФН – это более сложное нарушение речи по сравнению
с ФН и требует более углубленной и продолжительной коррекционной работы (те же
рекомендации по срокам обучения детей с ФФН у Г.А.Каше в книге
«Подготовка к школе детей с ФФН» и в программе Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной,
Т.В.Тумановой, С.А. Мироновой, А.В. Лагутиной «Коррекция нарушений речи. Программы
дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи
»).
Особенности организации коррекционной работы
Учителем-логопедом назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование
или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов по подготовке
учителей-логопедов, приравненных к высшему дефектологическому образованию.
На коррекционные занятия принимаются дети с диагнозом ЗРР с 3-х летнего возраста на 1
год диагностики, с диагнозом ФН с 5-6 лет на срок коррекционного обучения от 3до 6 месяцев (до
одного года при диагнозе дизартрия), с диагнозом ФФН с 5-6 лет на 1 год, посещающие учреждение
и не получающие логопедическую помощь в группах компенсирующей направленности для детей с
тяжелыми нарушениями. Коррекционные занятия проводятся два раза в неделю с диагнозами ЗРР и
ФФН и 1-2 раза в неделю с диагнозом ФН.
Дети со сложной речевой патологией: с тяжелой формой заикания, ОНР I и ОНР II подлежат обучению в специализированных группах компенсирующей направленности. В случае
отказа родителей от перевода ребенка в ДОУ компенсирующей направленности, на ребенка
составляется АОП. Раздел «коррекционная работа» заполняет учитель-логопед и, при необходимости,
психолог, дефектолог.
На коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом в первую очередь должны
быть зачислены дети подготовительного дошкольного возраста в связи с тем, что у этих детей
остается всего 1 год для подготовки к школе, а также дети младшего дошкольного возраста,
нуждающиеся в более точной диагностике (для выявления ведущего дефекта) и требующие
длительной коррекционной работы.
Зачисление ребенка на коррекционные занятия производится на основании заключения
территориальной психолого-медико - педагогической комиссии, в котором указывается речевое
заключение и срок обучения и заявления родителей (или законных представителей ребенка).
Утверждение списочного состава детей, зачисленных в логопункт на текущий учебный год,
осуществляется руководителем учреждения по положению на 1 сентября. Прием детей в логопункт
осуществляется в течение всего учебного года по мере освобождения мест. Выпуск детей
производится по мере устранения у них речевых дефектов на основании решения ПМПК (психологомедико-педагогического консилиума) учреждения.
Участниками коррекционно-образовательного процесса являются: ребенок,
педагогические работники (учитель-логопед, психолог, воспитатели, другие специалисты), родители
(законные представители). Формами организации коррекционной работы являются индивидуальные и
подгрупповые занятия. Подгрупповые занятия организуются на этапах разучивания артикуляционных
и дыхательных упражнений и этапе автоматизации звуков с детьми, имеющими сходные по характеру
и степени выраженности речевые нарушения. В соответствии с СанПиНом от 28.01 2021 года
1.2.3685-21 №2 длительность подгрупповых занятий с детьми 4-го года жизни – 15 минут, 6-го года
жизни – 25 минут, 7-го года жизни – 30 минут. Состав подгрупп является открытой системой.
Количество детей в подгруппах меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики
достижений дошкольников в коррекции произношения.

6

Продолжительность индивидуальных занятий зависит от возрастных и психофизиологических
способностей ребенка и составляет 10-20 минут.
Структура индивидуального занятия


Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной
струи для правильного произношения звуков).
 Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц
артикуляционного аппарата).
 Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук).
 Постановка звуков разными способами.
 Автоматизация звуков в речи.
 Дифференциация звуков в речи.
Некоторые этапы работы можно опускать, если в них нет необходимости.
Коррекционная работа проводится как в часы, свободные от образовательной деятельности
в режиме дня, так и во время их проведения, по согласованию с администрацией учреждения и
родителями детей (исключение составляет непосредственно-образовательная деятельность
коммуникация и плавание). График занятий может быть составлен в зависимости от занятости
детей, как в первую, так и во вторую половину дня.
Учитель-логопед в течение учебного года проводит обследование всех дошкольников,
достигших 3-х летнего возраста, и заносит результаты в журнал обследования речевого развития
воспитанников МБ ДОУ. Обследование речи детей и оформление документации осуществляется
учителем-логопедом в первые 2-е недели сентября (заполнение речевых карт и составление
индивидуального коррекционного маршрута, индивидуального плана работы) и в течение первых
двух недель февраля. Итоговый мониторинг планируется в последние 2 недели мая.
Воспитатели групп под руководством учителя – логопеда проводят работу с детьми по
профилактике недостатков речевого развития в рамках общеобразовательной программы
учреждения. Воспитатель планирует свою работу с учетом индивидуальных отклонений в
формировании речи ребенка, посещающего логопедические занятия.
Родители (законные представители) знакомятся с материалами диагностических
обследований ребенка, рекомендациями, ходом и результатами коррекционной работы, получают
консультативную помощь.
Учитель-логопед и родители в равной степени несут ответственность за результаты
коррекционной работы. Ответственность за посещение воспитанниками занятий несут родители или
законные представители ребенка.

Содержание коррекционной работы с детьми с ЗРР.
Цель коррекционной работы с детьми, имеющими ЗРР - осуществление
дифференциальной диагностики и определение индивидуального маршрута образовательной
деятельности.
Задачи:
1. Выявить ведущий дефект развития ребенка в течение диагностического года.
2. Выявить уровень сформированности импрессивной и экспрессивной речи.
3. Формировать интерес к коррекционной образовательной деятельности.
4. Развивать слуховое восприятие, импрессивную сторону речи.
5. Формировать экспрессивную (фразовую) речь.
7

6. Совершенствовать моторные функции (общую моторику, мелкую моторику,
артикуляционную моторику).
Структура индивидуального маршрута ребенка 3-х летнего возраста с ЗРР определяется по
результатам диагностики (см. индивидуальный маршрут в разделе «Приложение»). Считается, что
при ЗРР наиболее эффективными оказываются стимулирующие методы воздействия. Качественно
они практически не отличают от тех, которые используются для развития речи обычных детей, но в
количественном отношении должны во много раз превосходить их и подаваться в утрированно
выразительной, эмоциональной форме. Расчет при этом делается на спонтанные компенсаторные
механизмы, аналогичные тем, которые обеспечивают развитие здорового ребенка. Коррекционнологопедическое воздействие представляет собой сложный педагогический процесс, направленный,
прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности. Следует помнить,
что на данном возрастном этапе (3года) правильная артикуляция звуков не должна быть основной
задачей коррекционной работы, гораздо важнее сформировать необходимые предпосылки для
речевого общения и, что очень важно, потребность в нем. Возраст 3-х лет является периодом
развития речи, когда она развивается наиболее интенсивно и совершенствуется как деятельность.
Коррекционная работа с детьми с задержкой речевого развития должна стимулировать
моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка, должна позволить постепенно,
естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования
речевых категорий в онтогенезе.
Эффективность коррекционно-логопедической работы во многом зависит от соблюдения
следующих условий:
• Обучение должно строиться с учётом онтогенетического принципа (учёт закономерностей
развития детской речи в норме);
• Обучение должно основывается на системно-структурном подходе к диагностике и коррекции
имеющихся нарушений, на деятельностном подходе в обучении на индивидуальных
коррекционных занятиях.
• Использование в качестве основы коррекционно-развивающего обучения занимательно-игровых
методов и приёмов.
• Необходимо обеспечить ребёнку в процессе обучения субъективное переживание успеха на фоне
определённой затраты усилий.
• Увеличение требований к возрастанию трудности заданий, следует осуществлять с учётом
возможностей ребёнка.
• Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться на основе диагностики.
• Необходимо разработать индивидуальный коррекционный план (указывается в речевой карте
ребенка), предполагающий максимальное использование потенциальных возможностей ребёнка в
зоне его ближайшего развития.
Развитие слухового восприятия
Работа по развитию слухового восприятия осуществляется по четырем разделам:
1. Воспитание неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира.
2. Игры со звучащими игрушками.
3. Воспитание речевого слуха, восприятие речи окружающих людей.
4. Формирование фонематического восприятия.
Дети раннего возраста различают неречевые звуки:
- по способу воспроизведения;
- по темпу повторяющихся звуковых сигналов;
-по их ритму;
-по силе звуковых раздражителей;
-по долготе звучания.
Для воспитания слухового внимания, способности дифференцировать слуховые раздражители
широко используются звуковые игрушки: погремушки, колокольчики, свистульки, металлофоны,
барабаны, бубны.
8

Играя со звучащими игрушками, ребенок учится различать следующие звуки: долгие короткие; высокие - низкие; громкие - тихие.
Ребенок учится передавать ритм, темп, силу звучания в соответствии с предложенным игровым
образом.
Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка
к экспрессивной речи, а при ее появлении - обеспечивает перспективу формирования речевых
компонентов: лексики, грамматики, просодических компонентов.
При работе с неговорящими детьми вначале используется слухо-зрительное восприятие, т. е.
каждое слово произносится с несколько утрированной артикуляцией. Внимание ребенка
привлекается к положению органов артикуляционного аппарата в процессе произнесения того или
иного слова. Далее постепенно переходим к нормальному произнесению слов, а затем прикрываем
рот экраном, чтобы полностью исключить возможность узнавания слова по положению органов
артикуляционного аппарата.
Развитие импрессивной речи
На первых этапах развития понимания речи не следует требовать от детей точности
понимания отдельных слов: там - тут, открой - закрой. Дети опираются в понимании речи не на
различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса. Поэтому вопросы педагога,
логопеда в беседах, направленных на выявление понимания слов и предложений должны содержать
подсказывающие слова: «положи книгу на стол», «возьми книгу с полки».
Взрослый, используя ситуативные моменты, называет предметы, которые берет ребенок,
называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом. Педагог говорит
короткими предложениями, состоящими из двух-четырех слов, повторяя их два-три раза. Одни и те
же слова полезно употреблять в разных грамматических формах. Все слова проговариваются с
естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного
слога. Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных игр.
Развитие экспрессивной речи
Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития создание потребности подражать слову взрослого. Подражательные реакции могут выражаться в
любых звуковых комплексах. Необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы
желание произносить одни и те же звукосочетания неоднократно. В этот период развития речи дети
могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, выражать свои желания в доступной им
звуковой форме. Затем необходимо перейти к обучению словесным комбинациям при первой же
возникшей у ребенка возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части некоторых слов.
Вызывание речевого подражания тесно связано с практической деятельностью ребенка (игрой,
наглядной ситуацией). При этом очень важен эмоциональный контакт с ребенком, определенный
уровень понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации.
Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, следует
начинать с развития подражательности вообще.
Формирование просодических компонентов речи
Просодия - общее название для сверхсегментных свойств речи, таких как повышение и
понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка
логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох,
четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Без всех этих качеств наша речь превратилась бы в
речь робота.
Отсутствие реакции на просодические свойства языка при общении с ребенком раннего
возраста говорит о неблагополучии не только в его речевом развитии, но и в эмоциональном
развитии. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при
9

речевом общении. Игры и задания для решения этой задачи естественно вплетаются в канву занятий
и соответствуют игровой ситуации, предложенной детям.
Развитие общей моторики
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. До трех лет
ребенок должен научиться правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными
предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с
сопроводительным текстом, управлять мышечным напряжением, организовывать движения в
соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками, звукоподражаниями, сопровождающими
движениями.
В процессе движений, сопровождаемых словами, решаются задачи речевого развития
малыша: развивается импрессивная речь, расширяется активный словарь, формируются
грамматические формы слов.
Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр,
заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является
мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи при нормальном ее
развитии и в случаях патологического формирования речевых функций.
Развитие мелкой моторики
Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Поэтому на
коррекционных занятиях рекомендуется использование упражнений пальчиковой гимнастики и
игры для развития мелкой моторики.
Формирование навыков артикуляционной моторики
Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные
навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять
органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих.
Возможность правильного, внятного произношения звуков зависит от многих факторов:
1. строения артикуляционного аппарата;
2. умения ощущать движения органов артикуляции;
3.функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.
Важной частью коррекционной работы с неговорящими детьми являются игры и
упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата,
снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать
их движения.
Через артикуляционные упражнения мы формируем скоррегированные кинемы,
необходимые для артикуляции того или иного звука.
Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в
игровой форме. Движения органов артикуляционного аппарата должны быть ненапряженными (но
при этом достаточно активными), ритмичными, точными. Выполнять их следует перед зеркалом.
Лучше сопровождать такие упражнения стихотворным текстом. Главное условие эффективности
этой работы - положительный эмоциональный фон занятий. Заканчивать игры необходимо до того,
когда ребенок захотел бы этого сам.

10

Направления и этапы работы по формированию импрессивной и
экспрессивной речи у детей с ЗРР
Направления коррекционной работы
Произношение
Фонематический слух и Формирование
фонематическое
фразовой речи
восприятие
у неговорящих детей
Выработка
Развитие
Выявление и развитие
дифференцированных фонематического слуха понимания
движений
на материале
обращенной речи на
артикуляционного
неречевых звуков
базе глагольного
аппарата
словаря (по
демонстрации
действий, затем по
картинкам). Например:
Где киса идет? Где киса
спит? И т.п.
Воспитывать
Упражнять различать
Выявление и развитие
понимания
правильное
на слух неречевые
обращенной речи на
диафрагмальное
звуки, упражнять
базе предметного
словаря. Пример:
дыхание и длительный детей определять
покажи, где кукла?
речевой выдох
на направление
Покажи, где мишка?
материале гласных и

источника звука

их слияний.

( звучащие игрушки,

Развитие фразовой речи
у детей с лепетной
речью
Употребление имен
существительных в
именительном падеже
+ использование
указательных слов и
местоимений: Вот
киса. Там мишка.

Употребление глагола в
повелительном
наклонении: Мишка,
спи! Зая, иди!

звуки живой и
неживой природы,
музыкальные
инструменты, шумелки
и др.)
Развивать динамику и Упражнять детей
различать на слух
модуляцию голоса на
гласные звуки: [а] – от
материале слияний
других звуков, [а] – от
[у], [а] - от [и], [и] – от
гласных,
[у], [и] - от [о], [о] – от
звукоподражаний
и [у]. Исходя из
индивидуальных
однородных
слогов
возможностей детей,
(ма-ма-ма),
слогов, отличать звуки [ы], [э]
от других гласных.
состоящих
из

Выявление и развитие
понимания
обращенной речи на
базе словаря имен
прилагательных
Например: покажи, где
красный кубик? А где
зеленый кубик? Затем
на базе антонимов.
Пример: покажи, где
большая кукла, а где
маленькая кукла?

Употребление имен
существительных в
винительном падеже:
Кого нарисовал
мальчик? Мишу (зайку,
Петю и т.д)

одинаковых
согласных

и

разных
11

гласных (ма-мо-му)
Совершенствование
слоговой структуры
слов, состоящих из
правильно
произносимых звуков:
двусложные слова из
двух открытых слогов,
трехсложные слова из
открытых слогов,
односложные слова,
двусложные слова с
одним закрытым
слогом, двусложные
слова со стечением
согласных в середине
слова.

Учить

детей Выявление и развитие
понимания предложных
отраженно
конструкций и
воспроизводить
пространственной
ориентировки. Сначала
сочетания из 2-х, 3-х
по демонстрации
гласных звуков (АУ, действий, затем по
картинкам. Пример:
УА, АУИ, ИУА, АУЫ,
покажи, где мячик
АУЭ и др.)
лежит на стуле? А где
мячик лежит под
стулом? Около стула?
За стулом? И т.п.

Употребление имен
существительных в
дательном падеже: Ко
му ты звонишь? Мише
(зайке, Пете и т.д)

Учить воспроизводить

Упражнять детей в

цепочки слогов,

отраженном

состоящих из разных

воспроизведении

согласных и гласных

согласных звуков

Употребление имен
существительных в
творительном падеже:
Чем ест Петя? Чем
копает Катя? и т. д.

звуков ( ма- но- ту).

раннего онтогенеза в

Выявление и развитие
понимания фраз с
приставочными
глаголами. Например:
где мишка подходит к
дому? А где мишка
отходит от дома? Где
мишка обходит дом?
Где мишка выходит из
дома?

Выявление и развитие
понимания значений
личных местоимений
во фразовой речи: я,
мы, ты, вы, он, она,
они. Пример: покажи,
где он несет сумку? А
где она несет сумку?

Употребление имен
существительных в
родительном падеже:
Чего нет? Чего не
хватает? и т. д.

Выявление и развитие

Понимание и

слогах: ма – на, па –
ба, та – да, ва – фа, ка –
га, ка – ха, ля - я ( и с
другими гласными,
исходя из
индивидуальных
возможностей детей).

Уточнить артикуляцию
гласных звуков,
используемых
ребенком в активном
словаре [а, о. у, и].
Вызывать по
подражанию
отсутствующие
гласные.
Уточнить артикуляцию

12

согласных

звуков

н, п, б, в, ф, т, д, к, г, х,

вопросов: употребление
пространственного
где? Куда? Кто? Что?
значения предлогов: У,
Кому?
Для
кого? На, С/СО, В, ИЗ.

л`]

Откуда?

Усвоение ритмических
моделей слов: + +, + +
+,
++ +, + ++.

Развитие

раннего онтогенеза [ м,

понимания

понимания Образование
множественного числа
значений указательных
имен существительных
местоимений: вот, тут, Пример: вот кубик. Вот
кубики.
туда,
там,
здесь;
притяжательных
местоимений:

мой,

моя, мои.
Развитие

понимания Согласование имен
существительных с
пространственных
притяжательными
отношений предметов, местоимениями: мой,
моя, моё.
выраженных наречиями
(вверху

–

внизу,

впереди - сзади, далеко
-

близко,

высоко

–

низко, слева – справа).
Выход на лепетную
фразу

Переход к разделу
«Формирование
фразовой речи».

Согласование имен
прилагательных с
именами
существительными в
роде и числе.
Образование имен
существительных с
уменьшительноласкательными
суффиксами
-ичк-, -очк-, -ечк-, -ик-,
-ек-, -ок-.

Этапность по разделам у каждого ребенка индивидуальна (т.е. ребенок может находиться на
1-ом этапе по формированию произношения, на 2-ом по формированию фонематического
восприятия и на 3-ем по формированию фразовой речи).
Структура индивидуального маршрута ребенка 3-х летнего возраста с ЗРР определяется
по результатам диагностики (см. индивидуальный маршрут в разделе «Приложение»).
13

Предполагаемые результаты развития речи детей с ЗРР
Импрессивная речь
К концу года диагностического обучения дети должны:


научиться понимать ситуативную обращенную речь, понимать и выполнять одно-,
двух, и трехступенчатые инструкции, понимать речь взрослого, не подкрепленную
ситуацией;



понимать названия окружающих предметов, устанавливать связь слова

с

предметом и его частями, связи между предметами и действиями;


понимать

слова-антонимы

на

элементарном

уровне

(глаголы

и

имена

множественного

числа,

прилагательные);


понимать

личные

местоимения

единственного

и

притяжательные и указательные местоимения;


понимать падежные и смысловые вопросы, показывать соответствующие предметы
или картинку;



понимать обобщающие слова;



понимать значение предлога;



понимать пространственные отношения, выраженные наречиями;



понимать и различать формы единственного и множественного числа имен
существительных и имен прилагательных мужского и женского рода;



понимать слова с уменьшительно-ласкательным значением;
понимать содержание коротких сказок и рассказов.
Фонематическая сторона речи



Дети должны научиться различать звуки живой и неживой природы, уметь
определять направление источника звука.



Уметь различать на слух гласные звуки [а, у, о, и].



Уметь отраженно воспроизводить сочетания из 2-х, 3-х гласных звуков.



Уметь воспроизводить слоговые ряды с оппозиционными согласными типа: ба –
па, ка – га, и т.д.

Экспрессивная речь
14

К концу года диагностического обучения дети должны :


овладеть фразовой речью;



активный

словарь

существительными

детей
и

должен

именами

пополниться

глаголами,

прилагательными,

именами

местоимениями

и

наречиями по лексическим темам.


овладеть элементарными навыками словообразования и словоизменения;



овладеть навыками согласования подлежащего и сказуемого, согласования
имен существительных с притяжательными местоимениями;



частично овладеть обобщающими понятиями;



дети должны соблюдать ритмико-интонационную структуру двух и
трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;



дети должны научиться составлять предложения

из 2-х и 3-х слов по

картинкам и по демонстрации действий;


овладеть элементарными навыками ведения диалога.
Фонетическая сторона речи

В данном возрасте дефектное произношение при сформированной фразовой речи
считается возрастной нормой. Желательно, чтобы дети верно произносили гласные [ А, О,
У, И], по-возможности [Ы, Э] и согласные звуки раннего онтогенеза [П, Б, Т, Д, В, Ф, М,
Н, Х ], по-возможности [ К, Г] и свистящие звуки, вызванные по подражанию.
Дети должны научиться выполнять основные статические и динамические
упражнения артикуляционной гимнастики, тем самым, подготовив артикуляционный
аппарат к постановке звуков.
Общая и мелкая моторика

К концу года дети должны:
 обогатить свой двигательный опыт, их движения должны стать более
координированными и точными.
 научиться выполнять движения под счет и согласуют их с рифмованным
текстом.
 усвоить названия пальцев рук и выполняют элементарные упражнения
пальчиковой гимнастики.

Критерии оценки
15

Направления
работы
Импрессивная
речь
Экспрессивная
речь
Фонетическая
сторона речи

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Положительной
динамики по
разделам работы
не наблюдается.
Рекомендуется
сменить
образовательный
маршрут

Понимает обращенную
речь в пределах ситуации.

Понимает обращенную
речь
Овладел фразовой речью,
близкой к возрастной
норме
Правильно произносят
звуки раннего онтогенеза.

Общая и
мелкая
моторика

Овладел лепетной речью.
Звуки раннего онтогенеза
произносит частично.
Движения стали более
четкими, пытается
ритмизировать речь с
движениями. Может
показать палец по его
названию.

Научились выполнять
движения, согласуя со
счетом и рифмованным
текстом. Запомнил
названия пальцев.

6. Содержание коррекционной работы с детьми с фонетическим
недоразвитием речи (далее ФН)
Цель коррекционной работы с детьми, имеющими ФН – формирование полноценной
фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия.
Задачи:
1. Формировать интерес к коррекционной образовательной деятельности.
2. Коррекция звукопроизношения.
3. Совершенствовать фонематическую систему языка.
4. Развивать высшие психические функции (внимание, воображение, память, мышление).

Направления и этапы работы по коррекции
ФН у детей 5-6 и 6-7 лет
Коррекция произношения
Разучивание комплексов
артикуляционной и
дыхательной гимнастики
Формирование правильных
артикуляционных укладов
Постановка звуков,
подлежащих коррекции
Автоматизация звуков в
слогах
Автоматизация звуков в
словах
Автоматизация звуков в

Развитие фонематической системы языка
Учить ребенка узнавать на слух нормативное произношение
звука
Учить ребенка определять наличие заданного звука в слове
Учить ребенка давать характеристику звука
Учить ребенка определять место заданного звука в слове
Совершенствование навыков звукослогового анализа и синтеза
(5лет) и звукобуквенного анализа и синтеза (6 лет)
Дифференциация пар звуков по твердости-мягкости и звонкости
16

словосочетаниях
Автоматизация звуков во
фразовой речи, текстах,
стихотворениях и
скороговорках и др.

- глухости (если таковые пары имеются)
Дифференциация пар звуков по звонкости-глухости (если
таковые пары имеются)

Предполагаемые результаты развития речи детей с ФН.
Дети к концу обучения должны:
 Овладеть навыками правильного звукопроизношения;
 Уметь различать правильное и дефектное произношение звуков, которые
подлежали коррекции;
 Овладеть навыками звукослогового анализа и синтеза слов (5-6 лет).
 Овладеть навыками звукобуквенного анализа и синтеза слов (6-7 лет).
Критерии оценки.
Направления
работы
Фонетическая
сторона речи

Низкий уровень

У детей с
данным
речевым
заключением
Сформированность низкий уровень
не
фонематических
предполагается
процессов

Средний уровень

Высокий уровень

Звуки поставлены, но
дети нуждаются в
контроле за
произношением.
Овладел основами
звукобуквенного
анализа и синтеза.
Встречаются
единичные ошибки.

Звукопроизношение в
норме, в контроле за
произношением не
нуждается.
В совершенстве владеет
навыками
звукобуквенного
анализа. Успешно
справляются с
заданиями повышенной
сложности
(кроссворды, ребусы)

7. Содержание коррекционной работы с детьми с фонетико-фонематическим
недоразвитием (далее ФФНР)
Цель коррекционной работы с детьми, имеющими ФФНР – формирование
полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия.
Задачи:
 формировать интерес к коррекционной образовательной деятельности.
 формировать полноценные произносительные навыки;
 совершенствовать фонематическое восприятие, фонематические представления,
доступные возрасту формы звукового анализа и синтеза;
17





осуществлять подготовку к обучению грамоте и овладению элементами грамоты, с
целью профилактики дислексии и дисграфии;
совершенствовать просодическую сторону речи;
развивать высшие психические функции (внимание, воображение, память,
мышление);

Определяющим признаком фонематического недоразвития является
пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, которая обеспечивает
восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим
недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, которые
отличаются тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть
выражена в речи ребенка различным образом.
Ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия
звуков речи, что влечѐт за собой затруднения детей при практическом осознании
основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей
произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко
нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика. Словарь,
грамматический строй, звукослоговая структура слов и связная речь детей с ФФН близки
к N.

Направления и этапы работы по коррекции
ФФНР у детей 5-6 и 6-7 лет
Коррекция
произношения

Разучивание
комплексов
артикуляционной и
дыхательной
гимнастики

Развитие
фонематического
слуха и восприятия
Узнавание на слух
неречевых звуков
Различение слов,
близких по
звуковому составу
Дифференциация
слогов

Формирование
правильных
артикуляционных
укладов

Учить ребенка
узнавать на слух
нормативное
произношение звука
Учить ребенка
определять наличие
заданного звука в
слове

Постановка звуков,

Учить ребенка

Формирование
навыков
звукослогового и
звукобуквенного
анализа и синтеза
Формирование
понятия «звук»
Формирование
понятия «гласные
звуки»
Учить ребенка
определять место
заданного
гласного звука в
звукокомплексе
(типа: а-у-и, и-а-у)

Совершенствование
просодической
стороны речи

Формирование
понятия
«согласный звук»

Учить детей различать
высокий, средний или
низкий тембр голоса
или регистр
инструмента
Учить детей

Анализ и синтез

Различение
одинаковых
звукокомплексов по
высоте, силе и темпу

18

подлежащих
коррекции

узнавать правильно
звучащее слово
среди
видоизмененных с
опорой на картинку

Автоматизация
звуков в слогах

Учить ребенка
узнавать правильно
звучащее слово
среди
видоизмененных без
опоры на картинку
Учить ребенка
давать
характеристику
звука

Автоматизация
звуков в словах

Автоматизация
звуков в
словосочетаниях

Учить ребенка
отличать на слух и
по артикуляции
гласный звук от
согласного

Автоматизация
звуков во фразовой
речи, текстах,
стихотворениях и
скороговорках и др.

Совершенствование
навыков звукослогового анализа и
синтеза (5лет) и
звукобуквенного
анализа и синтеза (6
лет)

Автоматизация
звуков в текстах и
стихотворениях

Дифференциация
пар звуков по
твердости-мягкости
(если таковые пары
имеются)

Автоматизация
звуков в потешках,
скороговорках,
чистоговорках и
пословицах

Дифференциация
пар звуков по
звонкости-глухости
(если таковые пары
имеются)

обратного слога
типа: ап, ум.
Формирование
понятий «слог,
слово», деление
слов на слоги,
выделение
ударного гласного
Учить ребенка
определять место
заданного
согласного звука в
слове

воспроизводить
ритмический рисунок
хлопками в ладоши

Учить детей узнавать
по тембру своё имя
(«Кто позвал?»), а
затем сокращенного
звукокомплекса)

Анализ и синтез
прямого слога
типа: пу,ма

Учить детей различать
далеко или близко
находится звучащий
объект (игра «Громкотихо»)
Анализ и синтез
Учить детей
односложных слов воспроизводить
типа: кот, мак.
изменения характера,
(К концу года для
тембра и
детей старшей
эмоционального
группы).
окраски одного и того
же звука
Анализ и синтез
Учить детей изменять
двусложных слов с один и тот же
открытым слогом. звукокомплекс по
высоте и силе
Анализ и синтез
двусложных слов с
закрытым слогом
(типа: за-мок, батон)
Анализ и синтез
трехсложных слов
с открытыми
слогами (типа: куби-ки).

Учить детей
воспроизводить
ритмический рисунок
слова хлопками в
ладоши или
притопами.
Анализ и синтез
Учить детей узнавать
двусложных слов с вопросительную,
закрытым слогом
восклицательную,
(типа: кош-ка,
побудительную и
миш-ка)
повествовательную
(К концу года для
интонацию во
детей
фразовой речи
подготовительной
группы).
19

Предполагаемые результаты развития речи детей с ФФНР
Дети к концу обучения должны:
 Овладеть навыками правильного звукопроизношения;
 Иметь достаточный уровень сформированности фонематического восприятия и
фонематических представлений;
 Овладеть навыками звукослогового анализа и синтеза слов (для детей 5- 6 лет);
 Овладеть навыками звукобуквенного анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры (для детей 6-7 лет);
 Овладеть навыками выразительного интонационного оформления речи;
 Овладеть навыками произношения слов различного звукослогового состава.
Критерии оценки.
Направления
работы
Фонетическая
сторона речи

Низкий уровень
Не
предполагается
низкого уровня

Средний уровень

Звуки поставлены, но
дети нуждаются в
контроле за
произношением.
Сформированность Частично
Овладели основами
фонематических
овладели
звукобуквенного
процессов
навыками
анализа и синтеза.
звукобуквенного Встречаются
анализа и
единичные ошибки.
синтеза, но
нуждаются в
наводящих
вопросах и др.
помощи.
Сформированность Справляются с
Частично овладели
звуко-слоговой
произношением произношением слов
структуры слов.
слов, состоящих сложной звукоиз нескольких
слоговой структуры.
прямых слогов.
Допускают
ошибки в
словах со
стечением
согласных.

Высокий уровень
Звукопроизношение в
норме, в контроле за
произношением не
нуждаются.
В совершенстве
владеют навыками
звукобуквенного
анализа. Успешно
справляются с
заданиями повышенной
сложности
(кроссворды, ребусы)
Произносят слова
сложной звукослоговой структуры
правильно.

20

Раздел II. Проектирование образовательного процесса

График работы учителя-логопеда
на учебный год

Дни недели
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница

08.30-12.30
08.30-12.30
14.30-18.30
08.30-12.30
08.30-12.30

21

Перспективный план учителя-логопеда на 2022-2023 учебный год
№
Содержание работы
п/п
1.
Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями и
специалистами ДОУ.
1. Первичное консультирование воспитателей по
вопросам организации работы с детьми, зачисленными
на индивидуальные занятия с учителем –логопедом.
2. Проведение тематических консультаций для
воспитателей; семинаров – практикумов для
воспитателей на темы: « ........................... ».
3.Консультации для педагогов учреждения по наиболее
проблемным случаям нарушений речи у детей.
2.
Взаимосвязь учителя-логопеда с родителями.
1.Проведение тематических консультаций для
родителей:
 «Организация коррекционной работы в
условиях ДОУ»,
 «Взаимосвязь в работе логопеда и
родителей - как важнейший фактор
успешности коррекционного процесса»,
 Образовательные задачи и содержание работы
кружка дополнительного образования «
АБВГДейка».

«Речевая готовность ребенка к школе».
 «Развитие
фонематического
восприятия.
Формирование навыков звукослогового анализа
слов».
 «Отчет логопеда о результативности
коррекционной работы на заключительном
родительском собрании».
2. Оформление родительского уголка на темы:
 «Для чего нужны занятия с
логопедом?»,
 «Неспецифическое развитие мышц
артикуляционного аппарата»,
 «Развитие мелкой моторики. Чемуможно
научить ребенка за лето?»,
 «Что делать летом тем, кому продлены
индивидуальные занятия с учителемлогопедом?»,

«Что делать тем, кто уходит в школу?»,

«Что лучше исключить вовсе?»,

«О леворуких детях»,

« О заданиях»,
 «Чем заниматься летом тем, кто зачислен
на индивидуальные занятия с учителем логопедом впервые?».

Сроки

22

3. Разработка и оформление памяток для родителей на

темы:

3.

3. Проведение текущих консультаций по запросу
родителей.
.
Методическая работа
1. Участие в МО учителей – логопедов Центра,
городских МО, научно-практических конференциях и
семинарах.
2. Участие в педсоветах, пед.часах МБДОУ.
3. Тема по самообразованию
4. Оснащение логопедического кабинета учебно-дидактическими материалами.

23

Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда 2022-23 учебный год.

Дни недели

Четверг

Пятница

08.30-09.00

08.30-09.00

08.30-09.00

----------

09.00- 09.20.

09.00- 09.20.

09.00- 09.20.

09.30-09.55

09.30-09.55

09.30-09.55

----------

Индивидуальные
занятия

09.00-09.25
10.00-12.00

10.00-12.00

15.00-18.00

10.00-12.00

09.25-12.00

Оформление
документации

12.00-12.30

12.00-12.30

14.30-15.00

12.00-12.30

12.00-12.30

Речевой
практикум в
группах
Подгрупповые
занятия для детей
5-6 лет
Подгрупповые
занятия для детей
6-7 лет

Консультации для
родителей,
воспитателей и
специалистов

Понедельник

Вторник

08.30-09.00

Среда

18.00-18.30

24

Расписание индивидуальных занятий с детьми групп
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Фамилия, имя ребенка

ФФНР
ФФНР
ФФНР
ФФНР
ФНР
ФНР
ФФНР
ЗРР
ФФНР
ФФНР
ФФНР
ФФНР
ФФНР
ФФНР
ФФНР
ФФНР
ФНР
ФФНР
ФФНР
ФФНР

понедельник
10.00-10.15
10.20.-10.35
10.40-10.55
11.00-11.15
11.20-11.35
11.40-11.55

вторник

среда

пятница
11.10-11.25
11.30-11.45
11.50-12.05

17.55-18.05
10.00-10.15
10.20.-10.35
10.40-10.55
11.00-11.15
11.20-11.35
11.40-11.55

08.55-09.10
09.15-09.25

четверг

10.00-10.15
10.20.-10.35
10.40-10.55
11.00-11.15
11.20-11.35
11.40-11.55
15.00-15.15
15.20-15.35.
15.40-15.55
16.00-1615.
16.20-16.35
16.40-16.55
17.15-17.30
17.35-17.50

09.30-09-45
09.50-10.05.
10.15-10.25
10.30.-10.45
10.50-11.05

25

Журнал учета консультаций учителя – логопеда на 2022-2023 учебный год
Дата обращения

Инициатор
обращения

Возрастная группа
ребенка

Логопедическая
проблема

Вид
консультирования
( индивидуальное,
групповое)

* Консультативный день- среда ( см. циклограмму)

26

Календарно - тематический план индивидуальных и подгрупповых занятий с учителем- логопедом
Сентябрь 2022
Тема занятия
Этапы

С,З

С’,З’

Ц

Ш,Ж

Ч

Щ

Л

Л’

Р

Р’

К’-Г’
Или др.
звуки

Артикуляционная
гимнастика
Постановка звука
Автоматизация звука в
слогах
Автоматизация звука в
словах и словосочетаниях
Автоматизация звука в
предложениях, текстах,
чистоговорках и
скороговорках.

Дифференциация
звуков

Примечание. В графы учитель-логопед вносит фамилии и имена детей, посещающих индивидуальные и подгрупповые занятия в
соответствии с темой занятия и этапом работы

27

Журнал учета посещаемости индивидуальных и подгрупповых занятий на март -2022-2023 учебный год
Фамилия Имя
ребенка

5

6

7

8

12

13

19

20

26

27

1

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

2

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

3

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

4

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

5

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

6

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

7

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

8

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

9

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

10

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

11

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

12

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

13

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

14

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

15

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

16

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

17

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

18

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

19

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

20
Присутствовало

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

№

1

2

3

4

9

10

11

14

15

16

17

18

21

22

23

24

25

28

29

30

31

Отсутствовало

28

ЖУРНАЛ ПЕРВИЧНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТРЁХЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Группа № 1 (вторая младшая)
№
п\п

Ф.И.О. ребёнка

Дата рождения

Дата
обследования

Речевое
развитие по
возрасту
(Фразовая речь)

ЗРР
Понимание
обращенной
речи

Жестовая
речь

Примечание
Лепетная
речь

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Журнал обследования речевого развития воспитанников МБДОУ
№ п/п

Ф,И,О ребенка

Дата рождения

Дата обследования

Звукопроизношение

Примечание

Подпись родителей

29

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

30

Логопедическое заключение
(согласно ТПМК):

Количество
выбывших
воспитанников

Продолжат
обучение в
логопункте

ЗРР
посещают группу
общеразвивающей
направленности

ОНР

Образовательный маршрут (для
выпущенных воспитанников)
(указывается количество детей):

выпущены в школу

ФФН

Результат работы
(указывается
количество детей):

без улучшения

ФН

Количество
выпущенных
воспитанников

со значительным
улучшением под
контроль родителей

Количество
зачисленных
воспитанников
на 2013-2014 г

с чистой речью

Возраст воспитанников

Аналитический отчет по результатам деятельности учителя-логопеда на 2021-2022 учебный год

3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Итого:

Дата:

Учитель-логопед

31

РЕЧЕВАЯ КАРТА
1. Фамилия, имя
2. Возраст
3. Сведения о родителях:
4. Заключение ПМПК
5. Обследование артикуляционного аппарата: губы
подвижностьязыка.
прикус,зубы
состояние нёба
состояние уздечки
саливация
6. Состояние моторики:
тонкая моторика
«ведущая рука
7. Ознакомительная беседа с ребенком.
Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Где ты живешь?
Как зовут твоих родителей?
Кем работает твоя мама?
8. Общее звучание речи: темп

голос

внятность

9. Звукопроизношение.
Гласные
Согласные: М, П, Б

Н, Д, Т

Свистящие

С

Шипящие

ш
л

Сонорные

Г, К, X

СЬ

ЗЬ

3

ж
ль

Ч

Р

РЬ

10. Фонематический слух : дифференциация звуков:
Б-П
Т-Д
В-Ф
В слогах
В словах бочка-почка

точка-дочка

В,Ф

вас-фас

ц
щ
Й

К-Г-Х

М-Н

код-год-ход

моль-ноль

11. Фонематический анализ

выделить

окна

утка

аист

кот

первый звук
последний звук
гласный звук
12. Слоговая структура повторение ритмического рисунка хлопков:

1-1-1

2-2-2

1-2-1

32

Произношение слов сложной слоговой структуры.
пуговица

велосипед

канава

пододеяльник

библиотека

13. Состояние грамматического строя:
Образование существительных во мн. ч.
мост

утенок

стул

окно

ведро

ухо

Образование существительных во мн. ч., Р.п.
мост

утенок

стул

окно

ведро

ухо

Употребление предлогов
5 лет
6 лет

на
на

с(со)
с(со)

в
в

из
из

к
к

от
от

под
под

за
за

из-под,

из-за

14. Состояние словаря:
Объяснение значения слов
5 лет

6 лет

холодильник
пылесос

Уровень обобщений
5 лет

6 лет

Свитер, платье, шорты, юбка, колготки
Блюдце, сковорода, ложка, тарелка
Помидор, морковь, репа, капуста
Яблоко, груша, персик, лимон
Кошка, собака, волк, ёж
Голубь, утка, воробей, ласточка
Шкаф, стол, кресло, диван
Автобус, электричка, трамвай, самолёт

Подбор прилагательных к существительным
5 лет

6 лет

лимон какой?
платье какое?
лиса какая?

Логопедическое заключение:
Дата обследования:
Подпись учителя - логопеда:
Дата начала занятий с учителем логопедом:
Результативность:

Дата окончания занятий:

33

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА 2022-2023 уч.г.
ГРУППА

Ф.И. _
КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ:

- Развитие артикуляционной моторики;
- Массаж;
- Работа над речевым дыханием;
-Коррекция произношения звуков:
- группа свистящих - С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц
- группа шипящих - Ш, Ж, Ч, Щ
- группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ
- губно-губные - П, Б, М + мягкие парные согласные
- переднеязычные — Т, Д. Н + мягкие парные согласные
- заднеязычные - К, Г, X + мягкие парные согласные
- Другие
- Автоматизация звуков во всех позициях;
- Дифференциация звуков
- Развитие фонематического восприятия.
- Формирование звуко - слоговой структуры.
- Пополнение, уточнение и активизация словаря.
- Совершенствование грамматического строя речи.
- Формирование элементарных навыков звуко - слогового (старшая группа)
звукобуквенного анализа (подготовительная группа).
- Развитие ВПФ.
- Дополнительная работа.
Дата

Учитель-логопед
Динамика

Дата

Учитель-логопед

34

Приложение.
Индивидуальные маршруты образовательной деятельности для детей с ЗРР, ФН, ФФН.

Индивидуальный маршрут образовательной деятельности
для детей с ЗРР
см. этап
формирование
фразовой речи у
неговорящих детей
не говорит
Заключение
ТПМПК

ЗРР (3 года)
1 диагностики

ТПМПК
говорит

норма
группа общеразвивающей
направленности МБДОУ

ТПМПК

см.
интегральные
показатели

см. этап
развитие фразовой
речи

см.
интегральные
показатели

ОНР Iур., IIур., IIIур.
группа компенсирующей
направленности
Задержка психического развития
МБДОУ 7-го вида
Умственная отсталость
МБДОУ 8-го вида

35

Индивидуальный маршрут образовательной деятельности
для детей 5-6 и 6-7 лет с ФН
Норма,
массовая
общеобразовательная
школа

см. этап
коррекция
звукопроизношения

ТПМПК

см.
интегральные
показатели

ФН
см. этап
развитие
фонематического
восприятия и
формирование
фонематической
системы языка

ПМПК
МБДОУ
Норма,
группа
общеразвивающей
направленности
МБДОУ

36

Индивидуальный маршрут образовательной деятельности
для детей 5-6 и 6-7 лет с ФФН
продление срока обучения
(индивидуальные занятия с
логопедом МБДОУ,
логопункт школы)

коррекция
произношения
развитие
фонематического
слуха и восприятия

ТПМПК

ФН

совершенствование
звуко-слоговой
структуры
формирование
навыков
звукослогового и
звукобуквенного
анализа и синтеза
совершенствование
просодической
стороны речи

интегральные
показатели

ПМПК
МБДОУ

№ - группа
общеразвивающей
направлености МБДОУ
№ - выпущен в
общеобразовательную
школу

37

Документация учителя – логопеда
.
Документация учителя-логопеда включает в себя:
-журнал обследования речевого развития воспитанников МБДОУ
-журнал обследования речевого развития детей ДОУ с 3-х летнего возраста;
- индивидуальные речевые карты на всех зачисленных детей;
-индивидуальный план работы с каждым ребенком;
-рабочая программа учителя-логопеда
-Календарно-тематический план подгрупповых и индивидуальных занятий;
-перспективный план работы на учебный год, включающий в себя мероприятия с
педагогическим коллективом, родителями, самообразование и т.п.;
-журнал учета проведения индивидуальных и подгрупповых занятий;
- журнал учета консультаций для родителей, воспитателей и специалистов ДОУ
- индивидуальные рабочие тетради детей;
-аналитический отчет по результатам деятельности за учебный год;
-паспорт логопедического кабинета.

Паспорт логопедического кабинета
Оснащение кабинета
1. Настенное зеркало.
2. Детские настольные зеркала- 10 штук.
3. Столы для детей - 5штук, стулья для детей-10 шт.
4. Стол и стул для логопеда.
5. Дополнительное освещение у зеркала.
6. Настольные часы, песочные часы.
8. Шкафы и полки для методической работы.
9. Навесная магнитная доска.
10. Коврограф.
11. Наборное полотно.
12. Коробки и папки для пособий.
13 Музыкальный центр.
14. Компьютер.
Пособия для обследования речи детей
1. Обследование произношения.
2. Обследование фонетического восприятия, фонематического анализа и синтеза,
фонематических представлений.
3. Обследование слоговой структуры слова.
4. Обследование словаря.
5. Обследование грамматического строя речи.
6. Разрезные картинки из 2-4-6 частей.
7. Картинки и тексты со скрытым смыслом.
Формирование звукопроизношения.
1. Артикуляционные упражнения (карточки-картинки).
2. Раздаточный материал «Гимнастика для язычка».
3. Автоматизация звуков в словах, предложениях, текстах.
4. Набор пособий для работы над речевым дыханием.
5. Предметные картинки на все изучаемые звуки.
6. Альбомы на автоматизацию поставленных звуков.
7. Тексты на автоматизацию поставленных звуков.
Игры и пособия для развития фонематического восприятия и формирования
навыков звукового – слогового и звукобуквенного анализа и синтеза.
38

1. Сигнальные кружки на дифференциацию звуков.
2. Предметные картинки на дифференциацию звуков.
3. Тексты на дифференциацию звуков.
4. Символы звуков.
5. Подвижная азбука.
6. Азбука в картинках.
7. Разрезные кассы с буквами и слогами.
8. Схемы для анализа предложений.
9. Наборы предметных картинок для деления слов на слоги.
10. Логопедический букварь.
Работа над словарем
1. Предметные картинки по программным лексическим темам: игрушки, человек и его
части тела, овощи, фрукты, ягоды, домашние животные, домашние птицы, дикие
животные средней полосы, дикие животные и птицы жарких стран, дикие животные и
птицы холодных стран, зимующие и перелетные птицы, одежда, обувь, головные уборы,
мебель, дом и его части, город, транспорт, посуда, продукты, семья, профессии, деревья,
цветы, грибы, рыбы, насекомые инструменты, времена года, школьные принадлежности
2. Предметные картинки на подбор антонимов.
3. Предметные картинки на подбор синонимов.
4. Наборы предметных картинок «Многозначность слов в русском языке» В.В.
Коноваленко, С.В. Коноваленко
Грамматический строй речи
1. Схемы предлогов.
2. Пособия на составлении предложений с простыми и сложными предлогами.
3. Пособия на согласование.
4. Деформированные тексты.
5. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7
лет. Н.С Русланова ( по всем программным темам)
Развитие связной речи
1. Серии сюжетных картинок по программным темам.
2. Сюжетные картинки по программным темам.
3. Наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных
рассказов.
Развитие мелкой моторики.
1. Массажные тренажеры.
2. Дидактические игры.
Картотеки
1.Картотека упражнений артикуляционной гимнастики
2 Картотека упражнений по развитию дыхания.
3. Картотека игр пальчиковой гимнастики
4. Картотеки игр и упражнений по развитию фонематического восприятия
5. Картотека логоритмических упражнений
6 Картотека игр со счетными палочками
7. Картотека по формированию слоговой структуры слов.
Интерактивные развивающие пособия
1. «Говорящая ручка» и приложения к ней.
2. Детские планшеты
3 CD, DVD диски .

39

Список литературы
1. Волкова, Л.С. и др. Логопедия.: 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманитар. изд. Центр

ВЛАДОС, 2009. 703 с.
2. Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная
гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом «Литера»,
2012. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
3. Жукова, Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. – М.:
Эксмо, 2012. – 120 с.
4Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2003- 739 с.
5. .Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда.М.: Просвещение,1985,-207с.
6 Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции
звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – 3-е
изд. испр. И доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 216 с.
7. Косинова, Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Е.М. Косинова. – М:
Эксмо: ОЛИСС, 2011. – 192 с.
8.. Крупенчук. О.И. пальчиковые игры. / О.И. Крупенчук. – СПб.: Изд. дом «Литера»,
2012. – 32 с.: ил. – (серия «Уроки логопеда»).
8. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа логопедической работы по преодолению
фонетико-фонематического недоразвития у детей – М.: Просвещение, 2014.
9. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа логопедической работы по преодолению
общего недоразвития речи у детей – М.: Просвещение, 2014.

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».