Рабочая программа по психолого - педагогическому сопровождению в группах общеразвивающей направленности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детство» «Центр развития ребенка» города Калуги
необособленное структурное подразделение
«Цветочный город»
(МБДОУ «Детство» «ЦРР» г Калуги НСП «Цветочный город»)

Принята
на заседании педагогического совета
МБДОУ «Детство» «ЦРР» г Калуги
НСП «Цветочный город»
(протокол № 1 от 31.08.2023)

Утверждена
приказом МБДОУ «Детство» «ЦРР»
г. Калуги НСП «Цветочный город»
№ 198 от 31.08.2023

Рабочая программа
психолого-педагогического сопровождения
образовательного процесса в группах общеразвивающей
направленности
для детей в возрасте от 1,6 до 7 лет
на 2023/2024 учебный год

Составитель: педагог-психолог
Горячева М.А.

г. Калуга,
2023

Содержание
1. Целевой раздел ............................................................................................................... 3

1.1 Пояснительная записка ............................................................................................... 3
1.2. Характеристика возрастных особенностей развития детей раннего и дошкольного
возраста

4

1.3. Целевые ориентиры работы педагога-психолога с учетом ФГОС ...................... 12
1.4 Принципы и подходы к реализации программы .................................................... 15
1.5 Условия реализации программы психолого-педагогического сопровождения
образовательного процесса ........................................................................................................ 16
1.5.1 Взаимодействие с администрацией и педагогами ДОУ ..................................... 18
2. Содержательный раздел.............................................................................................. 21

2.1 Содержание психолого-педагогической работы .................................................... 21
2.2 Этапы реализации программы ................................................................................. 24
2.3 Критерии результативности деятельности педагога-психолога ДОУ.................. 41
3. Организационный раздел ............................................................................................ 42

3.1 Методическое обеспечение программы .................................................................. 42
3.2 Материально-техническое обеспечение программы ............................................. 47
3.3 Планируемые результаты ......................................................................................... 49
3.4 Возможные риски в ходе реализации программы .................................................. 49
Приложение 1 .................................................................................................................. 50
Приложение 2 ..................................................................
Приложение 3 ..................................................................

2

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка
Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных
задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие
реализации

основной

общеобразовательной

программы

дошкольного

образования.

Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой
системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности- активное
формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его
речи и основных психических процессов, способностей и социально значимых качеств.
Совершенствование системы образования в соответствии с законом РФ «Об
образовании» требует внедрения и в практику педагога-психолога комплексных мер,
направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку, в соответствии с его
возрастом, адекватных условий для его развития на основе единства процессов социализации
и индивидуализации развивающейся личности. Основное средство достижения целей и задач
воспитания и обучения — создание педагогом-психологом и воспитателями благоприятных
психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого
возрастного периода.
Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ –
значительное

место

уделяется

целенаправленной

деятельности

по

профилактике,

поддержанию и коррекции нарушений развития детей. Таким образом, цель деятельности
педагога-психолога ДОО, реализующаяся в данной рабочей программе - охрана и
укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий
достижения

ими

личностных

образовательных

результатов

в

процессе

освоения

образовательных областей. Задачи деятельности педагога-психолога ДОО:
- определение индивидуальных образовательных потребностей детей;
- предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;
- создание соответствующих психологических условий для успешного освоения
дошкольником образовательных областей.
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным
образовательным

стандартом

дошкольного

образования

(ФГОС

ДО),

основной

образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги
НСП «Цветочный город», нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность
педагога-психолога образовательного учреждения.

3

Программа

включает

в

себя

организацию

психологического

сопровождения

деятельности ДОУ по основным направлениям: социально-коммуникативное развитие,
познавательное

развитие,

речевое

развитие,

художественно-эстетическое

развитие,

физическое развитие, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач процесса образования. Приоритетным является обеспечение единого процесса
социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей,
возможностей и способностей.
В программе педагога-психолога на 2023-2024 учебный год. реализуются:
Программа «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» (авт.С.В.Крюкова,

1)

Н.П.Слободяник).
Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (3-7 лет)

2)

«Цветик – семицветик» (Куражова Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.)
Развивающие занятия на основе программы по развитию психологической

3)

готовности к школе Шарохиной В.Л.
4)

«Путешествие по волшебной стране знаний» для детей 6-7 лет Поздняковой Н.Н.

5)

Программа «Коррекционно-развивающих занятий для младшей и средней

групп» (авт. В.Л.Шарохина, Л.И.Катаева).
Роньжина А.С., Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к

6)

дошкольному учреждению.
Рабочая программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих
возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития
инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и
сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей
образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и
индивидуализации детей, обеспечивающая преемственность дошкольного и начального
образования.
1.2. Характеристика возрастных особенностей развития детей раннего и
дошкольного возраста
Дети 2- 3 лет
Активно

продолжают

развивается

предметная

деятельность

(развиваются

соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого;
совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры,
наглядно-действенное мышление.

4

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться
понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни
речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей
формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются
действия с предметами заместителями.
Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и
отходящих от неё линий.
Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету;
различать мелодии; петь.
К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с
большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и
зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда,
начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и
полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного
человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается
рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со
взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Дети 3-4 лет
Анатомо-физиологические особенности.
Три года – это период активных контактов с окружающим миром. Дети этого возраста
подвижны, любознательны; при общении со взрослыми и более старшими детьми у них
совершенствуется речь, вырабатываются психические реакции, адекватные обстановке.
Основные показатели физического развития ребенка на этот возраст:
Рост 96см + 4,3см;
Вес 12,5кг + 1кг;
Окружность грудной клетки 51,7см + 1,9см;
Окружность головы 48см;
Количество молочных зубов 16-20.
В этом возрасте происходит дальнейшее снижение темпов нарастания массы тела,
изменяются его пропорции.

5

Интеллектуальная деятельность усложняется. После 3 лет ребенок начинает
осознавать себя личностью, на этом этапе продолжает совершенствоваться координация
движений.
Для детей характерна эмоциональная лабильность — быстрые переходы от одного
эмоционального состояния к другому: согласия — в капризы, радости — в обиду. У ребенка
четко выявляются индивидуальные черты характера.
Возраст 3-4 года отличается быстрым развитием двигательной активности, но контроль
за адекватностью движений у детей низкий, что часто ведет к травмам.
Мышечная система в этом возрасте заметно укрепляется, нарастает масса крупных
мышц.
Развитие психических процессов.
Возраст 3-х лет – это тот возраст, когда ребенок интенсивно психически развивается и
появляются новые, ранее отсутствующие особенности. Ведущей познавательной функцией
является восприятие, когда ребенок как «губка» впитывает в себя все новое. Ведущая
деятельность – игровая. В этот период происходит переход от манипулятивной игры к
ролевой.
Внимание ребенка в этом возрасте не устойчивое. Его по-прежнему сложно направить
на предмет. Но к концу года все меняется. Ребенок становится менее импульсивным и может
удерживать активное внимание в течение 8 минут.
Память. Процессы памяти остаются непроизвольными. Преобладает узнавание. Объем
памяти существенно зависит от того, увязан материал в целое или разрознен.
Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него интерес, вызывает
эмоциональный отклик. Хорошо усваивается информация, которую он видит и слышит.
Развита двигательная память: хорошо запоминается то, что было связано с собственным
движением.
Мышление. В 3-4 года ребенок пытается анализировать то, что видит вокруг себя;
сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях.
Сравнивают и анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но
у части дошкольников уже начинает проявляться способность решать задачи по
представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по
другим признакам.
Воображение. Эта психическая функция у детей четвертого года жизни развита очень
слабо. Малыша легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их, но элементы

6

активного воображения, когда ребенка увлекает сам образ и возможность действовать
самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться.
Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но
становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до
1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. Изменяется состав
речи: возрастает доля глаголов, прилагательных и других частей речи.
Дети 4-5 лет
Анатомо-физиологические особенности.
Темп физического развития ребенка с 4 лет до 6 лет примерно одинаков: средняя
прибавка в росте за год составляет 5-7 см, в массе тела до 2 кг. Рост четырехлетних мальчиков
100,3см. К пяти годам он увеличивается примерно на 7см. Средний рост девочек четырех лет
– 99,7см, пяти лет – 106,1см.
Развитие психических процессов.
Наиболее

ярко

этот

возраст

характеризует

возрастающая

произвольность,

преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об
увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, мышления.
Восприятие. В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств
предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу.
Восприятие сенсорных эталонов.
Внимание. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок может удерживать
внимание до 20 минут. При выполнении каких-либо действий он способен удерживать в
памяти несложное условие.
Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо
просить больше рассуждать вслух.
Память. В этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного
припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. Для того чтобы что-то запомнить,
ребенок теперь может использовать некоторые действия, например повторение. К концу
пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации
материала в целях его запоминания.
Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пяти лет более четко воспроизводит
то, что запомнил. Дети запоминают до 7-8 названий предметов.
Мышление. Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны
использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они
могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
7

Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и
словесном планах. У детей 4-5 лет преобладает наглядно-образное мышление, а главная задача
педагога – формирование разнообразных конкретных представлений. Мышление человека –
это способность к общению, поэтому необходимо учить детей обобщать.
Воображение продолжает развиваться. Формируются такие его особенности, как
оригинальность и произвольность.
Речь привлекает внимание детей, и активно используются ими. Развивается
грамматическая сторона речи.
Обогащается словарный запас детей, расширяются возможности использования слов.
Дети 5-6 лет
Анатомо-физиологические особенности.
Возраст 5-6 лет называют «первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти
до 10 см. Рост ребенка около 107 см, а масса тела до 18 кг.
Развитие психических процессов.
В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится собственно
познавательной. А не игровой. У него появляется желание показать свои умения,
сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление,
воображение, восприятие.
Восприятие продолжает совершенствоваться. Воспринимают величину объектов,
легко выстраивают в ряд по величине – возрастанию или убыванию до 10 различных
предметов.
Внимание. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его
распределению

и

переключаемости.

Наблюдается

переход

от

непроизвольного

к

произвольному вниманию. Объем 6-7 объектов к концу года.
Память. В возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок
способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5-6 объектов. Объем слуховой
вербальной памяти составляет 5-6 слов.
Мышление. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное
мышление. Дети способны не только решить задачу, но и в уме совершить преобразование
объекта.
Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой
словесно-логического мышления.
Воображение. Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно
ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно.
8

Речь продолжает совершенствоваться. Дети используют практически все части речи,
активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются
синонимы и антонимы. Развивается ввязанная речь.
Дети 6-7 лет
Анатомо-физиологические особенности.
В этом возрасте идет процесс активного созревания организма. В среднем рост ребенка
от 113 см до 122 см, а вес от 21 кг до 25 кг.
Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная
сфера. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно
связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством
повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.
Развитие психических процессов.
Ведущая потребность – общение. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция – воображение. Возрастные особенности:
1.

Проявление произвольности всех психических процессов. Но учебная

деятельность школьного типа еще не сформирована.
2.

Переход к младшему школьному возрасту.

3.

Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).

4.

Повышенная чувствительность.

5.

Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к

взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
Восприятие продолжает развиваться.
Внимание. Увеличивается устойчивость внимания до 25 минут, объем внимания
составляет 7-8 предметов.
Память. К концу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы
психической активности. Он умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное
наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы
произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок
самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.
Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к
концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно
предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Здесь
обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских
рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов.
9

Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить
решение проблемных ситуаций.
Воображение. У старшего дошкольника развито творческое воображение. Этот период
– сензитивный для развития фантазии.
Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика,
связанная речь. В результате правильно организованной работы у детей оказывается хорошо
развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и
личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.
Компоненты психологической готовности к школьному обучению
В

современной

психологии

выделение

компонентов

школьной

готовности

производится по различным критериям и на разных основаниях. Некоторые авторы (Л.А.
Венгер, А.Л. Венгер, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько и др.) идут по пути дифференциации
общего психического развития ребенка на эмоциональную, интеллектуальную и другие
сферы, и, следовательно, выделяя интеллектуальную, эмоциональную и т.д. готовность.
Другие

же

авторы

(Г.Г.

Кравцов,

Е.Е.

Кравцова)

рассматривают

систему

взаимоотношений ребенка с окружающим миром и выделяют показатели психологической
готовности к школе, связанные с развитием различных видов отношений ребенка с
окружающим миром. В таком случае основными сторонами психологической готовности
детей к школе являются: произвольность в общении со взрослыми; произвольность в общении
со сверстниками; адекватно сформированное отношение к самому себе.
По возможности сочетая вышеуказанные принципы дифференциации компонентов
школьной готовности, можно выделить следующие ее компоненты.
Личностная готовность.
Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции
– положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта готовность выражается в
отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную
готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к
школьному обучению является тот ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной
(атрибуты школьной жизни – портфель, учебники тетради), а возможность получать новые
знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику
необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что
становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом,
ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также
10

предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу
школьного

обучения

у

ребенка

должна

быть

достигнута

сравнительно

хорошая

эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной
деятельности.
Интеллектуальная готовность.
Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса
конкретных знаний. Ребенок должен владеть целостным восприятием, элементами
теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и
основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном,
мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и
их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка
начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную
задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что
развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:


дифференцированное восприятие;



аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и

связей между явлениями, способность воспроизвести образец);


рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);



логическое запоминание;



интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;



овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и

применению символов;


развитие тонких движений руки и зрительно-двигательной координации.

Социально – психологическая готовность.
Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря
которым они могли бы общаться с другими детьми и учителями. Ребенок приходит в школу,
класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими
способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в
детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким
образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими,
умение подчиняться интересам и обычаям детской группы.
Физическая готовность.
Подразумевает общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди,
мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам
11

физического развития мальчиков и девочек 6-7 –летнего возраста. Состояние зрения, слуха,
моторики.

Состояние

нервной

системы

ребенка:

степень

ее

возбудимости

и

уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
Речевая готовность.
Сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и
грамматическая правильность.
Эмоционально-волевая готовность.
Считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение,
намечать план действий, принимать усилия в его реализации, преодолевать препятствия и у
него формируется произвольность психологических процессов.
1.3. Целевые ориентиры работы педагога-психолога с учетом ФГОС
Рабочая программа педагога-психолога обеспечивает, с учетом приоритетного
направления деятельности ДОУ в соответствии ФГОС и сферы компетентности педагогапсихолога, в реализации пяти направлений развития детей: познавательное, речевое,
социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое.
К сфере профессиональной компетентности педагога-психолога относятся следующие
образовательные области:


Познавательное

развитие

предполагает

развитие

интересов

детей,

любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий,
становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование
первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме,
темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах
и следствиях и др.).


Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и

отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального), способы
обследования предметов;


Формировать

представления

о

сенсорных

эталонах:

цветах

спектра,

геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в
самостоятельной деятельности (наблюдении, игре-экспериментировании, развивающих,
коррекционных, дидактических играх и других видах деятельности).


Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать

стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности.

12



Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической
и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной
культуры речи, фонематического слуха;


Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и

ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие
общения

и

взаимодействия

ребёнка

с

взрослыми

и

сверстниками;

становление

самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие
социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Способствовать
установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к
действиям. Развивать эмоциональную отзывчивость.


Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах

деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений,
направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма,
развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также
с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба,
бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о
некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей
здорового образа жизни.


Развивать у детей потребность в двигательной активности. Целенаправленно

развивать у детей физические качества: скоростно-силовые качества, быстроту реакции на
сигналы и действие в соответствии с ними; содействовать развитию координации, общей
выносливости, силы, гибкости; Развивать у детей умение согласовывать свои действия с
движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать
предложенный темп; самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения,
уверенно, в соответствии с указаниями;
 Художественно-эстетическое

развитие

предполагает

развитие

предпосылок

ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к
окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания
13

персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой
деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).


Формировать сенсорный опыт и развивать положительный эмоциональный

отклик детей на эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону
явлений природы и окружающего мира.


Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного

возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы
для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей и
средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех
образовательных задач. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в
разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие,
подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки,
игры-этюды и пр.


Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с

развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение
культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в
старшем дошкольном возрасте).


Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое

познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира
взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей,
городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств и способов
познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие
детей.


Конструирование и изобразительная деятельность детей развитием способности

художественного

восприятия.

Художественное

восприятие

произведений

искусства

существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между
познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности.
Цель программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания
ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности каждого
ребенка, ориентированной на самореализацию, жизненный успех и сохранение здоровья как
ценности, в обеспечении комплексного развития с учетом его психического и физического
состояния здоровья, как основы их успешного обучения в школе.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
14

- оказание помощи (содействия) ребенку в решении актуальных задач развития,
обучения и социализации;
- повышение психолого-педагогической компетентности (психологической культуры)
родителей воспитанников и педагогов;
-

обеспечение

психологического

сопровождения

разработки

и

реализации

образовательных программ и развития ДОУ в целом.
Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагогапсихолога ДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для
успешного развития и обучения каждого ребенка. Задачи психологического сопровождения
конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.
1.4 Принципы

и

подходы

к

реализации

программыКонцептуальная основа программы.
При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности
ребенка: Деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев,
Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.) позволяет решать задачи развития психических функций
через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.
Принцип

личностно-ориентированного

подхода

(Л.И.Божович,

Л.С.Выготский,

А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.) и культурноисторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия)
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами
Программа опирается на научные принципы ее построения:


принцип развивающего образования, который реализуется через деятель-

ность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;


сочетание

принципа

научной

обоснованности

и

практической

применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и
дошкольной педагогики;


соответствие

критериям полноты, необходимости и достаточности,

приближаясь к разумному «минимуму»;


единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в

процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие
непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;


принцип

интеграции

образовательных

областей

в

соответствии

с

возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями
образовательных областей;
15



комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;



решение программных образовательных задач в совместной деятельности

взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно
образовательной деятельности, при проведении режимных моментов в соответствии с
условиями ДОУ;


построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах

работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом
деятельности для них является игра.
Основной формой работы с детьми является игровая деятельность — основная форма
деятельности

дошкольников.

Все

коррекционно-развивающие

индивидуальные,

подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Рабочей программой
носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми
упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.
1.5 Условия реализации программы психолого-педагогического сопровождения
образовательного процесса
Формы работы с детьми, педагогами, родителями (групповые, подгрупповые,
индивидуальные).
Группа

Количество
детей

Длительность
мероприятий

Количество
мероприятий
неделю

в

Форма
работы

1-ая младшая

Группа

10 минут

1

Групповая

2-ая младшая

Группа

15 минут

1

Групповая

Средняя

Группа

20 минут

1

Групповая

До 8 человек

25 минут

2

Подгрупповая

2-3 ребенка

20 минут

1

Подгрупповая

Групповая

30 минут

1

Групповая

До 8 человек

30 минут

2

Подгрупповая

Старшая

Подготовительная

16

Формы работы с педагогами
Количество

Длительность

педагогов

мероприятий

Количество
мероприятий

в Форма работы

квартал
Групповые

21

45-60 минут

2

консультации,
семинары,

тренинги

(по плану работы)
20-30 минут

По запросу

Индивидуальные
консультации

Форма работы с родителями
Количество

Длительность

родителей

мероприятий

Количество
мероприятий

в Форма работы

квартал
Групповые

По

списочному

составу группы

консультации,
30-40 минут

3

семинары практикумы,
родительские собрания
(по плану работы)

По

списочному

составу группы

20-40 минут

По запросу

Индивидуальные
консультации

Комплектация групп и продолжительность мероприятий зависит от возрастной
категории. Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут
варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.
Мероприятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и
правил. В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведения мероприятий,
порядок упражнений можно менять.
Релаксационные упражнения обычно сопровождаются расслабляющей музыкой.
Мероприятия проводятся в игровой форме. Каждое мероприятие состоит из нескольких частей
и занимает не более 25-30 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим
17

и физическим возможностям старшего дошкольника.
Индивидуальная работа.
Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику
познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты
могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении
коррекционной программы и консультировании родителей и педагогов.
Продолжительность упражнений для снятия мышечного и психологического
напряжения вовремя – 2-3 мин.
1.5.1 Взаимодействие с администрацией и педагогами ДОУ
С руководителем:
1.

Совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью

достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач.
2.

Осуществляю поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в

коллективе.
3.

Предоставляю отчетную документацию.

4.

Провожу индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).

5.

Оказываю экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных

ситуациях.
Со старшим воспитателем:
1.

Участвую в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в

соответствии с ФГОС.
2.

Участвую в разработке адаптированных образовательных программ на детей.

3.

Разрабатываю программы по повышению психологической компетентности

участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители).
4.

Участвую в комплектовании кружков и творческих объединений с учетом

индивидуальных особенностей дошкольников. В рамках консультативной помощи родителям
участвует в выборе дополнительного обучения и его направленности.
5.

Участвую в деятельности педагогического и иных советов образовательного

учреждения, психолого-педагогических консилиумов, творческих групп.
6.

Представляю

документацию

установленного

образца

(план

работы,

аналитические справки, анализ работы за год).
7.

Провожу психологическое сопровождение конкурсов (детских, конкурсов для

родителей и т.д.), организованных на базе ДОУ.
8.

Участвую в организации и проведении Дня открытых дверей.
18

С воспитателями
1. Содействую формированию банка развивающих игр с учетом психологических
особенностей дошкольников.
2. Участвую совместно с воспитателем в организации и проведении различных
праздничных мероприятий
3.Оказываю

консультативную

и

практическую

помощь

воспитателям

по

соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
4.

Составляю

психолого-педагогические

заключения

по

материалам

исследовательских работ и ориентирую воспитателей в проблемах личностного и социального
развития воспитанников.
5.

Провожу

консультации

(индивидуальные,

групповые,

тематические,

проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для
решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую
компетентность.
6.

Консультирую воспитателей по предупреждению и коррекции нарушений в

эмоциональной и когнитивных сферах у детей.
7.

Оказываю психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью

предупреждения у них эмоционального выгорания.
8.

Обучаю воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом

(Тренинги).
9.

Содействую повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.

С музыкальным руководителем
1.

Помогаю

в

создании

эмоционального

настроя,

повышении

внимания

воспитанников
2.

Участвую

в

подборе

музыкального

сопровождения

для

проведения

релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.
3.

Учу детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания,

работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных
произведений (для комплексных занятий).
4.

Оказываю консультативную помощь в разработке сценариев, праздников,

программ развлечений и досуга, распределении ролей.
5.

Участвую в организации и проведении театрализованных представлений.

19

С учителем-логопедом
1.

1.Участвую в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития,

состояния общей и мелкой моторики, а также особенностей познавательной деятельности,
эмоциональной сферы.
2.

2.Участвует в разработке и проведении совместных мероприятиях с родителями,

детьми, педагогами, проектной деятельности в летне-оздоровительный период и т.п.
3.

3.Совместно со специалистами осуществляет психологическое сопровождение

детей в период адаптации.
4.

4.Участвую

в

реализации

коррекционно-образовательной

программы

в

логопедических группах
С инструктором по физической культуре
1. Формирую у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия
«здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
2. Оказываю помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и
психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
3. Способствую взаимодействию детей разных возрастов (например, организуя
соревнования между возрастными группами: старшей и подготовительной).
4.. Систематизирую результаты диагностики для постановки дальнейших задач по
физическому развитию.
5. Способствую внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.
6. Способствую формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.)

20

2. Содержательный раздел
2.1 Содержание психолого-педагогической работы
Содержание психолого-педагогической деятельности по направлениям определяется
годовыми задачами ДОУ на текущий учебный год и отражается в перспективном плане
педагога-психолога, который утверждается и согласовывается с заведующей МБДОУ.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей
(выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую
проводят

квалифицированные

специалисты

(педагоги-психологи,

психологи).Участие

ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей
(законных представителей).Результаты психологической диагностики могут использоваться
для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной
коррекции развития детей.
Цель

диагностической

деятельности:

получение

информации

об

уровне

психологического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем
участников образовательного процесса.
Задачи:
-

выявление причин возникновения проблем в развитии,

-

обеспечение контроля за динамикой развития;

-

предупреждение возможных отклонений развития;

-

разработка рекомендаций педагогам и родителям в вопросах воспитания и

развития; - определение программы работы с ребенком с целью оптимизации условий
развития; - оценка эффективности проведенных психолого-педагогических мероприятий.
Цель психопросветитедльской деятельности: предотвращение возможных проблем
в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса; создание
условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и
родителей.
Задачи:
-

работа по адаптации детей к условиям образовательного учреждения, выработка

конкретных рекомендаций педагогам и родителям по оказанию помощи детям в
адаптационный период;
-

проведение

различных

видов

работ

по

созданию

благоприятного

психологического климата в ДОУ;
-

осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической

перегрузки педагогического коллектива и др.
21

-

проведение систематизированного психологического просвещения педагогов;

-

проведение систематизированного психологического просвещения родителей в

форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике
возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.
Цель развивающей и коррекционной деятельности: создание условий для
раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического
развития. направлена на создание условий для раскрытия потенциальных возможностей
ребенка, коррекцию выявленных в ходе диагностики отклонений психического развития. Эта
работа предполагает активное воздействие на процесс психического развития и формирования
личности дошкольника при сохранении индивидуальности ребенка, осуществляемое на
основе совместной деятельности педагога-психолога, воспитателя родителей (лиц, их
заменяющих) и специалистов (учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по
физической культуре).
Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться в процессе
специальной работы педагога-психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле
воспитательных мероприятий, с привлечением родителей (лиц, их заменяющих). Психологопедагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не
являются следствием органического поражения центральной нервной системы или
психического заболевания.
Это направление работы включает:
1)

групповые коррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и

познавательной сферах);
2)

индивидуальные

психокоррекционные

занятия

(работа

с

проблемами

личностной и познавательной сферах);
3)

тренинговые занятия с педагогами и специалистами ДО;

4)

занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;

5)

тематические занятия с родителями (например, обучающие семинары)

Занятия проводятся в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями
к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

22

Таблица 1. Требование к организации воспитательно-образовательного процесса
Наименование

Возрастные

возрастной

границы

группы

Временные

Максимальное

значения занятий количество НОД в 1
(в мин)

половину дня

Ранняя

с 2 до 3лет

10

1

Младшая

с 3 до 4 лет

15

2

Средняя

с 4 до 5 лет

20

2

Старшая

с 5 до 6 лет

25

2

Подгот.к школе

с 6 до 7 лет

30

3

Цель экспертной деятельности: психологический анализ образовательных и учебных
программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности
специалистов образовательного учреждения; оценка альтернативных решений и выделение
наиболее предпочтительных вариантов организации учебно-воспитательного процесса.
Данный вид деятельности реализуется в течение года и направлен на оценку
альтернативных решений и выделение наиболее предпочтительных вариантов организации
учебно-воспитательного процесса.

Он осуществляется

в рамках

психолого-медико-

педагогического консилиума, медико-педагогических совещаний; заседаний творческих
групп и круглых столов, по запросу администрации ДОУ.
Цель консультативной деятельности: оптимизация взаимодействия участников
воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при
выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Данное направление работы осуществляется по запросу администрации, родителей и
педагогов, а также самих детей. Результатом взаимодействия является удовлетворение запроса
и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информативного характера.
1)

анализ и обработка диагностических данных;

2)

разработка рекомендаций для родителей и педагогов.

3)

разработка и оформление карт индивидуального развития ребенка, схем анализа

диагностических данных;
4)

разработка

и

оснащение

бланками

для

исследований;
5)

разработка анкет для родителей, педагогов.
23

проведения

диагностических

2.2 Этапы реализации программы
Направление: «Психологическое сопровождение воспитательной деятельности,
развития личности воспитанников, их социализации»:

Контингент

Мероприяти
иды

я

Методическ

(услуги), результат (исходя из целевых ое обеспечение

посредством
абот

Предполагаемый
ориентиров по ФГОС)

которых
реализуется
направление
1.Цикл

Дети

занятий со старшей волевым

способны
усилиям,

к

Куражева

могут Н.Ю., Вараева Н.В.,

группой (1 раз в

следовать социальным нормам Тузаева

неделю, в течение

и

года).

ориентироваться

правилам

поведения; Козлова
в

А.С.,
И.А

//

мире Программа

Профилактика

Дошкольники

человеческих эмоций, умеют психологических
рассуждать,

развиты занятий с детьми

познавательные процессы.

дошкольного
возраста (5-6 ЛЕТ)
«Цветик
Семицветик»

24

–

Цикл
занятий

Дети

обладают

с установкой

Коррекцион

положительного но-развивающие

подготовительной

отношения к миру, к разным занятия на основе

группой (1 раз в

видам труда, школе, другим программы

неделю, в течение

людям

года).

обладают

и

самому

по

себе, развитию

чувством познавательной

собственного

достоинства; сферы

Коррекция и развитие

активно взаимодействуют со «Путешествие
сверстниками и взрослыми, волшебной

по

стране

участвуют в совместных играх, знаний» для детей
способны

договариваться, 6-7

лет

радоваться успехам других, Поздняковой Н.Н.
адекватно

проявляют

свои

чувства, стараются разрешать
конфликты.
1.Диагности

Оформлены

1.

ка психологической диагностические
готовности детей к результатам

карты;

Павлова

1)

по Н.Н., Руденко Л.Г.

диагностики «Экспресс

обучению в школе организуются коррекционно- диагностика
(в начале и в конце развивающие
учебного года)

детьми,

занятия
а

с детском

в
саду:

также Комплект

индивидуальные

материалов

консультации с родителями,

педагогов-

для

воспитателями и будущими психологов детских
учителями.

дошкольных
образовательных

Диагностика

учреждений».
2)
Ориентировочный
тест

школьной

зрелости Керна Йерасика

25

2.Диагности
ка

2.Оформлены

социально- диагностические

коммуникативного

3.

протоколы. Пантюхина

По результатам диагностики

Г.В.,

Печора К.Л.,Фрухт

и познавательного организована подгрупповая и

Э.Л.

развития

детей,

диагностики

начиная

с

индивидуальная

1-ой коррекционно-развивающая

младшей группы.

Методы

нервно-

ра-боты с детьми, а также психического
групповые,

индивидуальные развития

консультации с родителями и раннего
воспитателями.

Под

детей
возраста
редакцией

проф. В.А. Доскина

26

1. Педагоги повысили

1.
Консультации

и компетентность по вопросу

семинары-

«эмоциональное

Ежкова.

1.
Н.С

развитие Эмоциональное

практикумы (1 раз в детей» по данным вопросам; развитие
квартал)

получена обратная связь в виде дошкольного

Примерные

анкет.

темы:

возраста.
2. Педагоги получили

2.Лютова

рекомендации по работе с Е.А.

1)
Возрастные

детьми с СДВГ.

особенности

взрослых»

3. Педагоги повысили (работа с
свою

детей дошкольного

вопросу специфики

возраста

воспитания и обучения детей с

компетентность

2) Ребенок с разными
причины,

по проблемными
детьми)

типами

Арцишевска
я

темперамента.

И.Л.

Работа

психолога

способы
выявления,

«Шпаргалка

для

развития эмоций у

СДВГ:

детей

с

гиперактивными
пути

помощи.
3)Разные

Педагоги
свою

компетентность

вопросу

по саду.

профилактики

подходы к детям с эмоционального
разными типами

повысили детьми в детском

выгорания Гиппенрейтер.

(пути, методы, приемы).

темперамента

3.Ю.Б.
нас

У

разные

характеры.

Как

быть?
2. тренинг по
профилактике
Шепелева

Профилактика

Воспитатели

эмоционального
выгорания

Л.Н.

Программы

педагогов

социальнопсихологических
тренингов.

27

Родители

Диагностика
Просвещение

Диагностика

Станкин,

и т.п.

и

1.
раскрытия психолог в детском

условия для «Практический

Педагогам

на памятки.

М.Ф.
М.:,2011

Гуторова.-

Младшие

и

по

Система

1.О.В.Закрев

по группы:
ская.
работы

коррекции

отставания

розданы профилактике

процент

компетентность

1. Родители повысили

себя, своего внутреннего мира саду»/ А.Н.Веракса,

самопознания

педагогов (1 раз в предоставлены

Проек

Примерные

квартал)
темы:
1.
под

методики

(«Человек
«Дом,

тивные
дождем»,
человек»)
и

какой

стороны

сильные

дерево,
на
слабые
личности.
2.
И.

Вы педагог (автор
М.
модификация Р. Р.
Калининой)
1.
свою
с данным вопросам.

Групповые
консультации
в

группе: индивидуальных

Увеличился

родителями
каждой
задачи

программные цели консультаций,
и
год.

отклонений

детей

учебный
Результаты

развитии

возраста.

в

психолого-

раннего

Москва, 2008г.

педагогической
диагностики

учебного

раза, в начале и в
конце
года).

(2

28

2. Групповая

Повысилась

консультация

с родительская компетентность

родителями

в в

понимании

внутренних

каждой возрастной

переживаний и потребностей

группе по темам:

ребенка.
Лютова Е.К..

Младшие

Монина

группы:

Тренинг общения с

Консультаци

ребенком

и по темам:


Г.Б..
(период

раннего детства).

«Роль

кризиса 3-го года
жизни

на

становление
личности ребёнка»


«Рече

вое развитие детей
раннего возраста»


«Изли

шняя
привязанность
ребенка к маме»
Луговская А,

Средние
группы:
Консультаци
и по темам:


Просвещение

Шевнина

О.В.

Ребенок

без

для родителей.

воспитания:
и

наказание»


М.М,

проблем! Решебник

«Про

дуктивные способы
поощрения

Кравцова

«Знач

ение отца в жизни
ребенка»

29

Учебное

Старшая и
подготовительная

пособие.

группа:

Социально-

Консультаци

личностное

и по темам:


развитие
дошкольников

«Спос

обы

Л.А. Загуменная

решения

Гиппенрейте

детских

р Ю.Б.. Общаться с

конфликтов»


ребенком. Как?

«Фор

мирование
адекватной
самооценки у
ребенка

старшего

возраста»
 «Фор
мирование
положительной
мотивации ребенка
к

-

школьному

обучению»

30

3.Обновлени
е информационных
уголков

2. Созданы условия для
повышения

уровня ресурсы.

«Советы компетентности родителей по

психолога» в

вопросам развития и обучения

каждой группе по

детей.

запросу
воспитателей

1- ая

ясли,

младшая

«раннее

–

развитие

ребенка»; «капризы
и

упрямства

ребенка 2-3 лет»,


2-я

младшая - «влияние
телевидения

на

психику ребенка 34

лет»,

«страхи

ребенка 3-4 лет»


Сред

няя

-

«Продуктивные
способы
воспитания:
поощрение

или

наказание?»,
«Почему

важно

придерживаться
соблюдения
режима дня?»
 Стар шая
- «самооценка
ребенка 5-6 лет»,
«Способы решения
31

3. Интернет-

детских
конфликтов»


Подго

товительная «психологическая
готовность»,
«Авторитет
родителей

в

воспитании детей»
1.Диагности

По

данным

стиля диагностики

Э. Г.

1.

иагно

ка

стика

родительского

индивидуальные консультации Юстицкий.

воспитания

с

проведены Эйдеммилер, В. В.

родителями,

даны Семейная

рекомендации по оптимизации психотерапия
детско-родительских
отношений.
Совместные

Установлены

Конаныхина

оррек

занятия родителей отношения партнерства между Е.Ю. «Волшебство

ция и

и детей по проекту родителями и детьми, обучены в

разви

«Волшебный

тие

песка»

мир навыкам общения и способам
взаимодействия

в

«родитель-ребенок».

песочнице».

Песочная терапия в

системе работе

с

детьми

старшего
дошкольного
возраста.

32

Направление

«Психологическое

сопровождение

перехода

на

новый

образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения»
Мероприят
онти иды

ия

Качественные

Методическое

(услуги), результаты

нген

рабо посредством

т

т

обеспечение

которых
реализовывалось
направление
1.Цикл
групповых игр в

проявляет

ясельной группе, песням

интерес

к Кремлякова.

сказкам, Психологическое

и

с стремится двигаться под сопровождение детей

совместно

Профилактика

А.Ю.

Ребёнок

эмоционально с раннего возраста в

музыкальным

музыку;

руководителем,

откликается

на ДОУ.

инструктором по различные произведения
физкультуре

и искусства.

воспитателем
группы.
Цикл игр в
2-ой

Стремится

к

Роньжина

1.

младшей общению с взрослыми и А.С.

Занятия

Коррекция и развитие

Дошкольники

группе с целью активно подражает им в психолога с детьми 2-4
социально-

движениях и действиях; лет

личностного

проявляет

развития

интерес

в

период

к адаптации

к

для сверстникам; стремится дошкольному

лучшей

проявлять настойчивость учреждению

социальной

в достижении результата

адаптации

в своих действий

коллективе.

33

Изучение

По

личности ребёнка
с

Стребелева

1.

заполнены Е.А.

диагностики

целью индивидуальные

определения

Диагностика

результатам

Психолого-

карты педагогическая

его на детей 1-ой и 2-ой диагностика развития
группы, детей

раннего

и

психического

младшей

развития (2-3г, 3-

сформирована подгруппа дошкольного возраста

4г)

детей для коррекционно-

2. Н.Н.Павлова,

развивающей работы в Л.Г. Руденко. Экспресс
диагностика в детском

течение года.

саду
1.Индивид
уальные

Консультирование

заполнены Кремлякова.

адаптации,

консультации

1. А.Ю.

Прогноз

Психологическое

с необходимые

родителями детей

документы,

ясельного

даны

возраста с целью

устной

прогноза

форме.

родителям сопровождение детей

рекомендации

в с раннего возраста в

письменной ДОУ

и

Ю.Б.

2.

адаптации

Гиппенрейтер.

(совместная

Общаться с ребенком.

встреча

Как?

с

ребенком)

Диагностика

Диагностик
а

родителей

По

данным

по диагностики

Ю.Б.

2.

назначены Гиппенрейтер.

необходимости

повторные консультации Общаться с ребенком.

(анализ семейных

с

взаимоотношений

рекомендации.

даны Как?

родителями,

, и т.п.)
1.Открыты

Просвещение

Родители

е

совместные родителей

занятие
музыкальным

1.А.С.

1.Знакомство

со Роньжина.

с спецификой

Занятия

работы психолога с детьми 2-4

специалистов, а также лет

в

период

руководителем и родители увидели своего адаптации

к

инструктором по ребенка

в

групповой дошкольному
учреждению

34

ФИЗО в младших работе, его возможности
группах.

и способности.
2.

2.

компетентность

родительские

родителей
в вопросам,

занятия

по

с

запись

ребенка

элементами

на метод. пособие.

консультации.

3.Ю.Б.
Гиппенрейтер.
Общаться с ребенком.

*Адаптаци
я

детей

данным методики Монтессори:

младших группах, индивидуальные
примерные темы:

для

Повысилась дошкольного возраста

Групповые
собрания

2. Обучающие

к

Как?

детскому саду.

4.ГалановА.С.
«Психическое

*Развиваю

и

щие и адаптивные

физическое

развитие

игры для ребенка

ребёнка от 1 года до 3

раннего возраста.

лет» М.2006г.

*Значение
мамы

в

ребенка

жизни
раннего

возраста.
3.Создание
информационных
уголков,

папок

передвижек
«Ребенок идет в
детский сад».
Педагоги

Консультирование

Педагоги

Индивидуальные
консультации

получили рекомендации
с по вопросам адаптации

педагогами

детей к детскому саду.

ясельной группы
по

вопросам

адаптации

детей

(по запросу)

35

Практикум для
детского

психолога.

Широкова Г. А.,

Семинар-

Просвещение

практикум

Расширились

групп

А.Ю..

для структурировались

воспитателей

Психологическое

имеющиеся у педагогов

раннего знания

по

Кремлякова.

и

работе

с сопровождение детей

«Шаги детьми 2-3 лет в период с раннего возраста в

возраста
навстречу»

ДОУ

адаптации к ДОУ.

Направление «Психологическое сопровождение деятельности по сохранению и
укреплению здоровья обучающихся (воспитанников)»
Мероприяти
онти иды

я

нген

посредством

работ

Качественные

Методическое

(услуги), результаты

обеспечение

которых

т

реализовывалось
направление

Просвещение

Беседа «Как

Повысились

Бреслав

влияют

знания детей в вопросах Психология

эмоциональные

ответственности

проявления

Г.М.
эмоций.

за М., 2007.

детей выражение

на их здоровье»

эмоциональных
проявлений
ориентированное

на

здоровый образ жизни.
Диагностика
тревожности

и диагностики

изучение

Диагностика

Дошкольники

самооценки

По результатам

Р. Теммл, М.

с Дорки, В. Амен – М.,

родителями проведены

2002.

и индивидуальные

уровня притязаний

консультации,

воспитанников (по

рекомендации

запросу)

снижению

даны

по В.Г.Щур
уровня

личностной
тревожности ребенка и
повышения
самооценки.
36

«Лесенка»

Педагоги

Коррекция
Профилактика,
просвещение

Проведение

Корректировани
физической

А.С.

Галанов

для

128 лучших игр
упражнений

тренинга.

укрепление

ориентации»

«Ценностные

Методика

М.Кипнис.

по любого

свою и

занятий в «Игры, е уровня психической и «Игры которые лечат»
которые лечат для
подготовленности
для воспитанников
в

страхов

Игры

детей 5-7 лет»
снятия
«Пчелка
темноте»,
«Качели»,
«Неваляшка».
Театрализованные
этюды: «Страшный
Педагоги

семинары- повысили

сон», «Гроза».
Консультаци
и,
на данным вопросам

компетентность

направленные
и

практикумы,
сохранение
здоровья.

М.Рокича
ие тесты /Под ред.

Психологическ

ика

А.А.Карелина: В 2 т.

*Способы

напряжения

песочной терапии)

арттерапии,

(приемы

ого

психоэмоциональн

снятия

педагогов

выгорания

профессионального

*профилакт

Примерные темы:

37

Диагностика

«Диагностик
а

эмоционального
выгорания

план

построен Бойко.

работы

у педагогами,

с
даны

рекомендации.

Индивидуал
ьные консультации

Родители

Практическая

получили

психология

родителей рекомендации,

по родителей, или что я

детей,

имеющих необходимости

могу узнать о своем

организована

неблагополучия

детьми.

психологическом
здоровье (заикание,
невроз,

низкая

самооценка

и

замкнутость,
агрессивное

-

Повысилась

Родительское

информированность

собрание

родителей в вопросах

«Сохранение
укрепление

ребенке. Л.Матвеева,

в коррекционная работа с И.Выбойщик.

поведение).

Просвещение

для

для
элементы

Родители

Методика

данным

уровня диагностики

педагогов»

Консультирование

По

и профилактики неврозов
у детей.

психического
здоровья детей»

38

- Буклет для
родителей
вести

«Как информированность

себя

при родителей

истерике ребенка»
занятия

о

конструктивных

Комплексны
е

Повысилась

способах

для взаимодействия

родителей и детей

с

детьми

«Здоровье
будущего
первоклассника»:
Скоро в

Профилактика

школу

(Новый

режим

дня

без

проблем);
- Укрепляем

Диагностика

здоровье дошколят.
Определился

КВН между
и общий

родителями

уровень

детьми «Спорт и психической
подготовленности

здоровье».

воспитанников
Семейная

Повысилась

гостиная

компетентность

родителей:

родителей в вопросах
для сбережения

«Условия
оптимизации

собственного здоровья

оздоровительной

и ребенка

деятельности
детьми»,

с
«Как

Коррекция

родителям
научиться
контролировать
свои

негативные

эмоции».
39

Направление

«Психологическое

сопровождение

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья»
Психокоррекционные воздействия могут быть направлены на познавательное,
личностно - эмоциональное, коммуникативное, психомоторное развитие, поведенческие
реакции, произвольную регуляцию, готовности к школе, стабильности эмоционально –
личностных состояний, структурирования мышления, активизация памяти, речи.
Коррекционные группы формируются в зависимости от результатов предварительного
диагностического обследования, в процессе которого происходит отбор детей, нуждающихся
в психокоррекции по тем или иным показателям.
Коррекционные занятия могут проводиться в индивидуальной и в групповой форме.
Цикл занятий может быть закрытым (определенное количество занятий и фиксированная дата)
и открытым (без определения количества встреч и даты окончания).
Занятия проводятся в соответствии с санитарно – эпидемиологическими требованиями
к устройству, содержанию и организации режима в ДОУ.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
- Организационный момент: создание эмоционального настроя в группе, упражнения и
игры с целью привлечения внимания детей;
- Мотивационный этап: сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий,
выяснения, исходного уровня знаний детей по данной теме;
- Практический этап: подача новой информации на основе имеющихся данных, задания
на развитие познавательных процессов и творческих способностей.
- Рефлексивный этап: обобщение полученных знаний;
- Подведение итогов занятия.
Таким образом, психокоррекционная система в условиях ДОУ, представляет собой
дифференцированные циклы игр, специальных и комбинированных занятий, направленных на
стабилизацию психического развития детей.
В

Кат

Мероприятия

егория

иды

(услуги), посредством

участнико

работ

которых

в

Качественные
результаты

Метод
ическое
обеспечение

реализовывалось
направление

40

К

Дош
кольники

Развивающие

Положительная

Адапти

оррекци

занятия с ребенком с

динамика

онно-

тяжелым

познавательном

развива

недоразвитием речи (2 развитии

работе

ющий

человека),

РАС

(2

детьми с ТНР

человека),

СДВГ

(1

и с детьми с

логопедические

РАС, СДВГ

чел),

в рованная
программа по
с

группы (52 чел)
К

Вос
питатели

Индивидуальные

онсульт

консультации

ировани

определения целей и рекомендации

е

задач

по

Е.А.Ст

Воспитателям

ребелева

для получили

работе

с работе

с

по Формировани
детьми е мышления у
тяжелое детей

п

детьми,

имеющими имеющими

росвеще

тяжелое

недоразвитие недоразвитие

ние

речи (в течение года), СДВГ и расстройство

с

речи, отклонениями
в развитии.

СДВГ и расстройство аутистического спектра
аутистического
спектра.
Род
ители

К

Индивидуальные

с рекомендации в устой и ова

онсульт

консультации

ировани

родителями

еи

имеющих о в начале и в практическая
п

Образц

Предоставлены

детей, письменной

конце учебного года

Т.Н.

форме, «Психологиче
ские игры для

литература для занятий детей»
ребенком. М.2005

росвеще

с

ние

Организована обратная
связь

в

виде

представленных игр для
занятий дома.
2.3 Критерии результативности деятельности педагога-психолога ДОУ
- психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм
организации образовательного процесса на разных возрастных этапах;
-

обеспечение

учета

специфики

возрастного

психофизического

воспитанников при реализации основной общеобразовательной программы;

41

развития

- достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности
педагогических и административных работников, родительской общественности;
- сформированность у воспитанников ценностных установок на здоровый и безопасный
образ жизни при определении итоговых результатов;
- обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе
реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения
образовательного процесса;
-

функционирование

системы

мониторингов

возможностей

и

способностей

воспитанников, выявления и поддержки одаренных детей, детей с особыми образовательными
потребностями;
- сформированность коммуникативных навыков воспитанников;
-

вариативность

уровней и форм психолого-педагогического сопровождения

участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование,
коррекционная, развивающая работа, просвещение).

3. Организационный раздел
3.1 Методическое обеспечение программы
Автор

Название

Место

и

год

издания
/п
2

3

4

Организационно-методическая литература
В.С.Мухина

Составитель

Возрастная психология: Учебник для М.: Издательский центр
студентов вузов.

«Академия» -1997

Словарь практического психолога

М.: ООО «Издательство

С.Ю.Головин

АСТ», 2001

42

Р.С Немов

Психология: Учеб. для студ. высш.

М.: Гуманит. изд. центр

пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. ВЛАДОС, 2003
Г.А.Широкова

«Справочник дошкольного психолога» Ростов-на-Дону
«Феникс», 2005

Г.А.Широкова

«Практикум для детского психолога» Ростов-на-Дону
«Феникс», 2004

Под.ред

Психолог в дошкольном учреждении. М.: Издательство «Гном и

Т.В.Лаврентьевой

Методические рекомендации к

Д», 2004

практической деятельности
А.И.Копытин

«Практикум по

Л.Первин, О.Джон

Психология

арттерапии»

С-Пб. «Питер», 2000

личности:

М.: Аспект Пресс, 2001

Теория и исследования
В.Н.Дружинин

общих

Психология

М.: Наука, 1994

способностей
С.Л.Рубинштейн

Основы общей психологии

СПб:

Издательство

"Питер", 2000
Познавательная сфера
А.З. Зак

Будем

смышлеными!

интеллектуальных

Развитие Издательство:

способностей

АРКТИ,

у2003

детей пяти-шести лет
Т.В.Ананьева

Детство

Программа психологического
сопровождения

дошкольника

-Пресс, 2011

при

подготовке к школьному обучению
И.В.Стародубцева , Игровые занятия по развитию памяти, М.: АРКТИ. — 2008
Т.П.Завьялова

внимания, мышления и воображения
у дошкольников

В.Л.Шарохина

«Коррекционно-развивающие

Москва.

«Книголюб»,

занятия» (младшая, средняя, старшая, 2001
подготовительная группа)
Л.И.Катаева

«Коррекционно-развивающие
занятия» в подготовительной группе

43

Москва.
2005

«Книголюб»,

Н.И.Гуткина

«Психологическая

готовность

к С-Пб.

школе»

«Питер»,

2006

http://pedlib.ru/Books/1/020
4/index.shml

Е.А.

Екжанова, Коррекционноразвивающее обучение М.: Просвещение, 2005

Е.А. Стребелева

и воспитание. Программа дошкольных http://pedlib.ru/Books/5/001
образовательных учреждений

6/5_0016- 1.shtml

компенсирующего вида для детей с
нарушением интеллекта
Эмоционально-личностная сфера
Автор-составитель Давай
И. А. Пазухина

познакомимся!

Тренинговое СПб.:

ДЕТСТВО-

развитие и коррекция эмоциональногоПРЕСС, 2008
мира дошкольников 4—6 лет: Пособие
для практических работников детских
садов

Семенака С.И.

Москва «АРКТИ», 2003

«Уроки добра»
Коррекционно-развивающая
программа для детей 5-7 лет

Алябьева Е.А.

«Коррекционно-развивающие занятия Москва «ТЦ Сфера», 2002
для детей старшего возраста»

http://www.twirpx.com/file/
711230/

О.В.Хухлаева,

«Тропинка к своему Я»

Москва

О.Е.Хухлаев,

«ЛИНКО-

ПРЕСС», 2002

И.М.Петрушина
А.Л. Сиротюк

Синдром

дефицита

внимания

с М.: ТЦ Сфера, 2002

гиперактивностью.

Диагностика,

коррекция

практические

и

рекомендации родителям и педагогам
И.В. Ганичева

Телесно-ориенированные подходы к Москва.: Книголюб, 2004
психокоррекционной и развивающей
работе с детьми (5-7 лет)

Е.К.Лютова,

«Шпаргалка для взрослых»

С-Пб. «Речь», 2005

«Гиперактивные дети.

С-Пб. «Речь», 2007

Г.Б.Монина
Г.Б.Монина,

44

Е.К.ЛютоваРобертс, Психолого-педагогическая помощь»
Л.С.Чутко
Л.М.Шипицына

Комплексное сопровождение детей

,А.А. Хилько,

дошкольного возраста

СПб.: «Речь», 2003

Ю.С.Галлямова
,Р.В. Демьянчук ,
Н.Н.Яковлева
Е.В.Котова

В

мире

Программа Издательство:

друзей.

эмоционально-личностного

0

Сфера,

развития2008

детей
О.Л.Князева

«Я-ты-мы» программа

Москва.

социально-эмоционального

1

«Мозаика

развитиясинтез», 2003

дошкольников
Е.Е. Дмитриева

Проблемные

дети.

Развитие

через Москва. Аркти, 2005

общение

2
Л.И.Катаева

«Работа психолога

с

застенчивыми Москва.

детьми»

3
Е.В.Белинская

«Книголюб»,2005

«Сказочные
дошкольников

4

для С-Пб, «Речь», 2006

тренинги
и

младших

школьников»
Е.А.Алябьева

«Психогимнастика в детском саду»

Москва. «Сфера», 2005

С.В.Крюкова,

«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь Москва. «Генезис», 2000

5

6

Н.П.Слободяник

и радуюсь»

А.И. Захаров

«Неврозы у детей и подростков»

Л.: Медицина, 1988

Е.В.Чех

«Расскажи мне сказку. Я сегодня С-Пб. «Речь», 2009

7
злюсь»

8

Работа с детьми раннего возраста
А.С.Роньжина

«Занятия психолога с детьми 2-4 лет в Москва.
период

«Книголюб»,

адаптации к дошкольному 2004

учреждению»
Д.Н.Колдина

«Игровые занятия с детьми
45

Москва. «Сфера», 2012

1-2 лет»
Д.Н.Колдина

«Игровые занятия с детьми

Москва. «Сфера», 2012

2-3 лет»
Диагностика
Пантюхина

Г.В., «Методы

диагностики

нервно- М.: «ВУНМЦ», 1996 г.

Печёра К.Л., Фрухт психического развития детей раннего
Э.Л.

возраста»

Д.Я.Райгородский

Практическая

психодиагностика. Самара: Бахрах-М, 2001.

Методики и тесты
А.Л. Венгер

«Психологические рисуночные тесты Москва. «Владос», 2006
http://fanread.ru/book/5064
067/?page=1

Н.И.Гуткина

Диагностическая

программа

по М.:

определению

Психологическое

образование,

психологической готовности детей 6- 1997
7 лет к школьному обучению
С.В. Велиева

Диагностика психических состояний
детей дошкольного возраста

Н.Н. Павлова, Л.Г.
Руденко

Экспресс-диагностика

в

– СПб.: Речь, 2007.
детском

саду

М.: Генезис, 2008

Работа с педколлективом и родителями
1. Е.В. Шитова

Практические

рекомендации

и Издательство «Учитель»,

консультации по воспитанию детей 2 - 2008
7 лет
2. С.В.Терпигорьева

Практические
педагогов.

семинары

для

Психологическая Издательство

компетентность воспитателей.

«Учитель», 2008

Выпуск 2
3. Е.В. Шитова

Практические семинары и тренинги
для педагогов. Воспитатель и ребенок: Издательство
эффективное взаимодействие. Выпуск «Учитель», 2008
1

4. Ю.Б.Гиппенрейтер

«Общаться с ребенком. Как?»
46

Москва. «Че Ро», 2004

5. Ю.Б.Гиппенрейтер
7 Е.К.Лютова,
Г.Б.Монина

«Продолжаем общаться с ребенком.

Москва.

так?»

«АСТ. Астрель», 2008

«Тренинг

Владимир

эффективного

взаимодействия с детьми»

С-Пб. «Речь», 2005

3.2 Материально-техническое обеспечение программы
Наличие кабинета психолога - одно из условий успешной реализации программы
психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Он является частью
развивающей предметно-пространственной среды ДОУ, элементом микропространства и
должен соответствовать требованиям к материально-техническим условиям. Выполнение
задач эффективного функционирования кабинета педагога-психолога является возможным за
счет соблюдения следующих условий:
Территориальная изоляция кабинета.
Разделение пространства кабинета на функциональные зоны: рабочее место психолога,
зона индивидуального приема, зоны для индивидуальных и групповых занятий (на 6-8
человек), зона релаксации (уголок уединения). Данный кабинет является своеобразным полем
взаимодействия психолога с детьми разного возраста, их родителями и воспитателями, в
центре которого сосредоточены, прежде всего, интересы ребенка.
В помещении соблюдены современные нормы температурного, светового и цветового
режима.
Консультативное пространство оснащено столом с компьютером, стульями.
Игровое пространство включает тумбочка с игрушками,

детские

столы

и

стульчики.
Организационно-планирующее пространство кабинета оснащено письменным
столом, шкафами с игрушками, пособиями и рабочими папками.
Зона релаксации оснащена сухим бассейном
Игровое пространство включает:
1) набор мозаик из пластмассы;
2) логическое домино;
3) пирамиды, матрешки;
4) конструктор;
5) лото;
6) наборы кубиков;
7) куб форм (с прорезями);
47

8) «Умные шнуровки»;
10) дидактические игры «Азбука настроений», «Больше-меньше», «Четвертый —
лишний», «Часть и целое», «Группируем по признакам» «Найди похожую фигуру»,
«Веселый

зоопарк»,

«Путаница»

«Противоположности»;

«Театр

настроений»,

«Находилка-считалка», «Нелепицы». «Логические квадраты», «Собери по группам»,
«Загадки», «Подбери по смыслу», «Последовательные картинки», «Путешествие в мир
эмоций», «Разрезанные картинки по сказкам и мультфильмам», «Скопируй по точкам»,
«Съедобное – несъедобное», «Что перепутал художник», «Угадай что звучит»;
11)маски с различным эмоциональным выражением;
12) мягкие игрушки:

— кошка;
— заяц;
— медведь.
13) разнообразный художественный материал: пластилин, краски, фломастеры,

карандаши;
14)

флешнакопитель

с

разнохарактерной

активизирующая, шум леса и моря, детские песенки и т. д.).
15)

волшебные мешочки

16)

счетные палочки

17)

сюжетные картинки.

48

музыкой

(релаксационная,

3.3 Планируемые результаты
Проявление любознательности, попытки самостоятельно придумывать объяснения
явлениям природы и поступкам людей; склонность наблюдать, экспериментировать.
Обладание начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
знаком с произведениями детской литературы, обладание элементарными представлениями из
области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; формирование у ребенка
принятия собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах
деятельности.
3.4 Возможные риски в ходе реализации программы
-

несвоевременное выявление проблемы, ранняя диагностика

-

отказ родителей от взаимодействия

-

невыполнение родителями рекомендаций

-

иноязычие родителей и детей

-

неблагополучные семьи

-

работа психолога по замещению воспитателя

49

Приложение 1
Циклограмма деятельности
педагога-психолога МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП «Цветочный город»
Горячевой Марии
Александровны 2023 – 2024
учебный год
День недели

Время
08:00 – 12:30

Виды работ
работа с детьми (групповая коррекционно-развивающая
работа, диагностика)

Понедельник

12:00 – 14:00

методическая
обработка

работа

(обработка

диагностических

рекомендаций,

данных,

оформление

документации)
14:00 – 15:00

работа с педагогическим коллективом (участие в
педагогических

консилиумах,

индивидуальное

Вторник

консультирование, групповые консультации и тренинги).
07:00 – 09:00

работа с родителями (индивидуальные консультации)

09:00 – 12:30

групповые

коррекционно-развивающие

занятия

и

индивидуальная работа с детьми
13:00 – 14.00

методическая работа (подготовка материала для занятий
с детьми, изготовление стимульного и раздаточного
материала)

08:00 – 09:30

методическая
обработка

работа

(обработка

диагностических

рекомендаций,

данных,

оформление

документации)
09:30 – 12:30

групповые

коррекционно-развивающие

занятия,

Среда

диагностика и индивидуальная работа с детьми
13.00 – 14.30

работа

с

педагогами

(сообщение

результатов

проводимых методик, рекомендации по работе с детьми,
индивидуальное консультирование)

50

Четверг

11.00– 10:00

методическая работа (подготовка материалов для бесед с
родителями,

обработка

диагностических

данных,

разработка рекомендаций)
10:00 – 14:00

посещение МО, участие в семинарах и вебинарах

14:00 – 18:00

работа по саморазвитию и самообразованию

08:00 – 09:30

индивидуальные консультации с родителями

09:30 – 10:00

методическая
обработка

работа

(подготовка

диагностических

рекомендаций,

данных,

оформление

документации)

Пятница

10:00 – 12:30

групповые

коррекционно-развивающие

занятия,

диагностика и индивидуальная работа с детьми
13:00 – 14.00

методическая

работа

(составление

консультаций,

рекомендаций и памяток для педагогов по работе с
детьми, индивидуальное консультирование)

51


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».