Рабочая программа организации образовательной деятельности в группе №1 общеразвивающей направленности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детство» «Центр развития ребенка» города Калуги
необособленное структурное подразделение «Лукоморье»
(МБДОУ «Детство» «ЦРР» г Калуги НСП «Лукоморье»)

Принята
на заседании педагогического совета
МБДОУ «Детство» «ЦРР» г Калуги
НСП «Лукоморье»
(протокол No 1 от 31.08.2023)

Утверждена
приказом МБДОУ «Детство» «ЦРР» г
Калуги НСП «Лукоморье» № 105 от
31.08.2023

Рабочая программа
организации образовательной деятельности
в группе №1 общеразвивающей направленности
для детей в возрасте от 2 до 3 лет
на 2023/2024 учебный год

Составитель: воспитатель
Минина Ирина Игоревна
Первая квалификационная категория

г. Калуга,
2023

СОДЕРЖАНИЕ
Наименование раздела
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи рабочей программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
1.2. Значимые для разработки и реализации рабочей программы
характеристики
1.2.1. Возрастные и индивидуальные особенности детей 2-3 лет
1.2.2. Особенности региона
1.3. Планируемые результаты освоения рабочей программы
2.
Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы
2.5. Взаимодействие педагогов с родителями детей 2-3 лет
3.
Организационный раздел
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
3.1.1.
Особенности
организации
развивающей
предметнопространственной среды
3.1.2. Обеспечение методическими материалами, средствами обучения и
воспитания
3.2. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
3.3. Режим дня, учебный план, календарный учебный график
3.4. Календарно-тематическое планирование, расписание занятий
3.5. Система оценки результатов освоения рабочей программы

Стр.

1.

3
3
4
6
6
8
9
11
14
25
27
29
32
32
34
38
39
43
46

1.

Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа для воспитанников группы общеразвивающей направленности от

1,6 до 2 лет разработана:
- в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом
Дошкольного Образования от 17 октября 2013 г. N 1155 (далее в программе ФГОС ДО);
- на основе основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ
«Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП «Лукоморье»
1.1.1. Цели и задачи программы
Цель - обеспечение развития личности детей в различных видах общения и
деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных (психологических и
физиологических) особенностей.
Задачи:
 охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
 обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в
период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья);
 обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых
в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
 создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,
взрослыми и миром;
 объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе
правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
 формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной
деятельности;
 обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и
организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ
различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей;
 формирование
социокультурной
среды,
соответствующей
возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

 обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей;
 формирование социальной культуры, проявляющейся в гуманном отношении к людям,
бережном и уважительном отношении к достижениям культуры, истории семьи, детского
сада, страны
 формирование представления о нравственных чувствах человека (чувство
патриотизма); о его нравственном облике (доброта, милосердие, трудолюбие),
нравственном поведении (умение общаться и взаимодействовать с взрослыми и
сверстниками); расширение знания о семье и семейных традициях, знании истории своего
города, достопримечательностях и памятных местах в городе; представления о культуре,
православных праздниках и народных традициях своего народа;
 формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами
и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми; формирование навыков
безопасного поведения на дорогах, в быту, в природе;
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
 полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
 построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования.
 содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений.
 поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.
 сотрудничества с семьей.
 приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства.
 формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности.
 возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития).
 учета этнокультурной ситуации развития детей.
 принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой образовательных
областей
 комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса:
 активного включения в постижение ценностей социальной культуры, развитие
способности быть субъектом собственного поведения, деятельности, жизни,
приобщения к социальной культуре, социальной адаптации индивида в обществе
 комплексности,
предполагающий
наличие
компонентов
содержания,
обеспечивающих становление субъективного отношения к вопросам личной
безопасности, безопасности окружающих людей и природы.

Подходы к формированию ООП ДО
 Интегративный подход. Содержательные связи между разными разделами
программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении
воспитательно-образовательных задач. Интегративный подход дает возможность развивать
в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
 Индивидуально-дифференцированный подход. Каждый ребенок развивается
в своем темпе; задача воспитателя — бережно относиться к этому процессу, создавать
условия для естественного индивидуального личностного роста.
 Культурологический подход, предполагающий учет закономерностей
социокультурного развития человека и позволяющий принимать во внимание все условия
места и времени, в которых родился и живет человек, специфику его ближайшего
окружения и исторического прошлого, основные ценностные ориентации представителей
своего народа, этноса.
 Деятельностный подход,
предполагающий
учет закономерностей
организации деятельности и становления деятельностной стороны личностного опыта,
позволяющий определить доминанту взаимоотношений ребенка с окружающим миром,
актуализировать реализацию потребностей в осознании себя субъектом деятельности.

1.2.

Значимые для разработки и реализации рабочей программы

характеристики
1.2.1. Характеристики особенностей развития детей раннего
Прямо хождение, речевое общение и предметная деятельность — основные
достижения данного возраста. Овладение речью — главное новообразование раннего
возраста. Ребенок в 1,5 -2 года должен уметь: ходить самостоятельно; нести что-то в руках,
тянуть или что-то толкать; поднимать ногу на ступеньку; строить из 2-4 кубиков пирамидку;
самостоятельно кушать; частично развеваться без помощи взрослых; «подражать» действиям
взрослых (читать книгу, разговаривать по телефону; смотреть телевизор и т.д.) Как
развивается ребенок 1,5 – 2 лет Дети научаются комбинировать слова, объединяя их в
небольшие двух - трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они
прогрессируют

довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребенка

характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, направленной на управление
поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением; До 1,6—1,8 лет у
ребенка развивается только понимание речи при еще весьма незначительном приросте
активного словаря; На втором году жизни резко возрастает интерес ребенка к окружающему
его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют
названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?»; К двум
годам нормально развивающийся ребенок понимает значения практически всех слов,
относящихся к окружающим его предметам. Этому способствует постоянное и разнообразное

общение взрослых с ребенком; К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300
слов; Большинство детей к двухлетнему возрасту имеют четкое представление о назначении
окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены, правильно их используют;
На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него
появляются предметные игры-подражания; К двум годам дети могут играть в элементарные
логические и тематические игры, способны составлять план действий на сравнительно
небольшой промежуток времени.

Социальный паспорт группы №1 «Колобок»
№

ФИО ребенка

Дата рождения

Дата поступления в
НСП

Психологические и индивидуальные особенности
Группа,
возраст

Пол
Ж М

Тип темперамента

Социальноэмоциональная
сфера

Познавательная
сфера

№1,
2-3 лет
Социальный паспорт группы
Полная семья
Неполная семья
Многодетная семья
Проблемная семья
Семья с опекуном
Этническая семья (по желанию)

0
0
0
0
0
0

Листок здоровья

№
п/
п

Групп
а
мебел
и

Антропометрия
ФИО
ребёнка

Группа
здоровья

Основной
диагноз

Физкульту
рная
группа

начало
года
Рост вес

середина
года
рост вес

Конец
года
рост вес

1.3.

Планируемые результаты освоения рабочей программы
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте

 ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится
проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
 использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает
назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться
ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять
самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
 владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и
просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
 стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и
действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
 проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
 проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится
двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и
искусства;
 у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды
движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка, представленными в пяти
образовательных областях.
Основной целью социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте
является безболезненная и своевременная социализация ребенка, путем приобщения его к
принятым нормам общения, взаимоотношению между сверстниками и старшими, а также к
принятым общекультурным традициям в семье и государстве в целом.
Основные задачи социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО:
•

усвоение основных моральных норм и ценностей, принятых в обществе.

•

помощь ребенку в освоении основных правил общения со сверстниками и старшими

членами общества.
•

формирование у ребенка самостоятельности и умения принимать решения.

•

помощь ребенку в освоении основных эмоциональных составляющих общения –

сопереживание, отзывчивость, милосердие.
•

формирование у каждого ребенка уважения к своей семье, сверстникам, старшим и

обществу в целом.
•

помощь в формировании у ребенка позитивных установок по отношению к труду и

творчеству.

•

формирование у ребенка готовности к совместному труду и отдыху.

•

формирование у дошкольника основ безопасного поведения для собственной жизни и

жизни окружающих, причем во всех сферах жизни – дома, в обществе, на природе;
•

Формирование и углубление представлений детей о Правилах дорожного движения;

•

Развитие умения применять правила безопасного поведения в различных жизненных

ситуациях.
Формирование у детей знания об осторожном обращении с опасными предметами и

•

правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми, во дворе, на улице, в
общественном транспорте;
Формирование ценности здорового образа жизни.

•

Описание образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию
детей 1,6 – 2 года представлено на с. 51-55 образовательной программы дошкольного
образования «Детство» /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель познавательного развития – развивать познавательные интересы, потребности и
способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащающегося
сознания и формирующегося опыта.
Основные задачи познавательного развития в соответствии с ФГОС ДО:
•

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

•

Формирование познавательных действий, становление сознания;

•

Развитие воображения и творческой активности;

•

Формирование

первичных представлений

о

себе,

других людях,

объектах

окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме,
цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
•

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений

о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках;
•

Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об

особенностях её природы, многообразии стран и народов.

Описание образовательной деятельности по познавательному развитию детей 1,6-2
года представлено на с. 56-61 образовательной программы дошкольного образования
«Детство» /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др.
Образовательная область «Речевое развитие»
Основная цель речевого развития - формирование устной речи и навыков речевого
общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа Основные
задачи речевого развития:
•

овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать

устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении
контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим),
•

обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда

дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения
словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом
планировании работы)
•

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,

(наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом
для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова,
соединять их в предложения)
•

развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает, что, дети

самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении
стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится
возможным, если мы создаем для этого условия)
•

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов

различных жанров детской литературы, (Главная проблема состоит в том, что книга перестала
быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания,
книга должна стать спутником детей)
•

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки

обучения грамоте.
•

развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок

усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать
стихи)

Описание образовательной деятельности по познавательному развитию детей 1,6 – 2
года

представлено на с. 62-67 образовательной программы дошкольного образования

«Детство» /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др.
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»
Основная цель: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей
действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Основные задачи художественного развития в соответствии с ФГОС ДО:
•

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания

произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
•

становление эстетического отношения к окружающему миру;

•

формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие

музыки, художественной литературы, фольклора;
•

стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

•

реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,

конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Описание образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию
детей 1,6 – 2 года представлено на с. 68-71 образовательной программы дошкольного
образования «Детство» /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др.
Образовательная область «Физическое развитие»
Основная цель физического развития: формирование у детей интереса и ценностного
отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.
Основные задачи физического развития в соответствии с ФГОС ДО:
•

приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том

числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких
физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному
формированию опорнодвигательной системы организма, развитию координации
движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не
наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие
прыжки).
•

формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение

подвижными играми с правилами.

•

становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

•

становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными

нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек).

Основные задачи и особенности образовательной деятельности по физическому
развитию детей 1,6 – 2 года представлены в соответствующем пункте образовательной
программы

дошкольного

образования

«Детство»

/Т.И.Бабаева,

А.Г.Гогоберидзе,

О.В.Солнцева и др., с. 72-76
Основные задачи, решаемые в процессе обучения детей плаванию:
•

Формировать и развивать навыки плавания;

•

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью

•

Развивать навыки личной гигиены

•

Формировать и развивать умения владеть своим телом в непривычной среде.

Содержание образовательных областей реализуется в следующих видах деятельности:
–совместные игры со сверстниками и взрослым. В сетке занятий не выделяется в
качестве отдельного занятия, так как является основой для организации всех видов детской
деятельности. Это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры,
игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки и пр.
- общение со взрослым. Это свободное общение, освоение всех компонентов устной
речи, освоение культуры общения. В сетке занятий она занимает отдельное место, и
включается во все виды детской деятельности.
– предметная деятельность и экспериментирование с материалами и веществами.
Включает в себя познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного
окружения, безопасного поведения, освоение средств и способов познания на основе всех
органов чувств, сенсорное развитие и подготовку к изобразительной деятельности. В сетке
занятий имеет определенное место и является ведущим видом деятельности в раннем
возрасте.
– восприятие художественной литературы. Организуется как процесс слушания детьми
произведений художественной литературы, устного народного фольклора. Чтение может
быть организовано как непосредственно чтение (или рассказывание сказки) воспитателем
вслух, как прослушивание аудиозаписи, показ кукольного театра. В сетке занятий выделено в

отдельное занятие, кроме того включается в образовательный процесс как неотъемлемая часть
организации различных видов деятельности.
– самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями. В сетке занятий
не выделяется как отдельное занятие, проходит в режиме дня в разнообразных формах,
интегрируется с другими видами деятельности по выбору педагога и в соответствии с
СанПиН.
– восприятие музыки, организуется в процессе непосредственной музыкальной
деятельности, которые проводятся музыкальным руководителем дошкольного учреждения в
музыкальном зале.
– двигательная активность. Организуется в процессе занятий, требования к проведению
которых, согласуются дошкольным учреждением с положениями действующего СанПиН, а
также в совместной деятельности в режиме дня.
Формы организации совместной (партнерской) деятельности в режиме дня
Кроме НОД, педагог осуществляет совместную (партнёрскую) деятельность с детьми
в режиме дня: в первую и вторую половину дня, на прогулке, при организации режимных
моментов (умывание, одевание, питание). Все формы работы организуются на основе
интереса и потребностей детей. Все ситуации повседневной жизни, в которых оказывается
ребенок в детском саду, имеют образовательное значение: на прогулке и во время режимных
моментов ребенок выстраивает отношение к себе и другим, учится быть инициативным и
принимать решения, использовать свое мышление и воображение.
Образовательные
направления
Физическое
развитие

Социальнокоммуникативное
развитие

Речевое развитие

Дошкольный возраст

Сюжетно-игровая утренняя гимнастика (ежедневно)

Подвижная игра (малой, средней, высокой подвижности) (ежедневно, в
первой и второй половине дня, на прогулке)

Гимнастика пробуждения (ежедневно)

Физкультминутки (ежедневно),

Игровые сюжетные упражнения

Рассказывание потешек, пестушек

Игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные) (ежедневно,
в первую и вторую половину дня, на прогулке)

Наблюдения (ежедневно)

Чтение художественной литературы (ежедневно)

Рассматривание иллюстративного материала

Тематический досуг (ежемесячно)

Трудовые поручения

Свободное общение в режимных моментах (ежедневно)

Чтение или рассказывание произведений художественной литературы
(ежедневно)

Кукольный театр

Дидактические игры и упражнения для развития речевого слуха, речевого
дыхания, моторики артикуляционного аппарата.

Познавательное
развитие

Художественноэстетическое
развитие














Название метода
Словесные

Наглядные

Практические

Наблюдения (ежедневно)
Хороводные игры,
Пальчиковые игры (ежедневно)
Чтение художественной литературы
Предметная деятельность и игры с составными элементами (ежедневно)
Наблюдение (ежедневно)
Рассматривание картинок, макетов
Элементарное экспериментирование с материалами и веществами
Рассматривание эстетически привлекательных предметов
Слушание соответствующей возрасту музыки
Музыкально- дидактическая игра
Экспериментирование с карандашом, кистью, водой, краской,
пластилином, тестом.
2.7. Методы реализации Программы.
Описание метода
Вся работа построена на диалоге воспитатель — ребенок.
Требования к речи воспитателя:
 эмоциональная;
 грамотная;
 доступная;
 четкая;
 достаточно громкая;
 приветливая;
 темп небыстрый, многократные повторения;
Требования к вопросам воспитателя:
 точность, конкретность, лаконизм;
 логическая последовательность;
Ребенок получает информацию, с помощью
наглядных пособий и
технических средств, которые используются во взаимосвязи со словесными
и практическими методами обучения.
Новый наглядный материал лучше показать детям заранее, до НОД.
Требования к самодельному наглядному материалу:
 гигиеничность (краски покрываются лаком или пленкой);
 эстетичность;
 реальность;
 разнообразие;
 прочность;
 достаточное количество
Деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе
которого ребенок познает такие их свойства, связи, которые недоступны
непосредственному восприятию.
Педагог создает специальные условия, которые помогают ребенку узнать
тот или иной признак.

Особое место занимают культурные практики ребенка. Культурные практики — это
обычные

для

ребенка,

повседневные

и

привычные

способы

самоопределения и

самореализации, тесно связанные с содержанием его жизни и события с другими людьми (Н.Б.
Крылова).
Культурные практики связаны с активной, самостоятельной, разноаспектной и
многократной апробацией каждым ребенком новых для него видов деятельности, основанных
на индивидуальных интересах, потребностях, способностях. Культурные практики начинают
складываться в раннем детстве в процессе содержательного и эмоционально комфортного
взаимодействия ребенка с близкими взрослыми, затем обогащаются — постепенно и
постоянно — в процессе самостоятельной деятельности.
Для расширения культурных практик ребенка (особенно в период адаптации к новым
жизненным обстоятельствам, в т.ч. к образовательному пространству) значимы следующие
виды и формы активности: свободное манипулирование различными предметами и
материалами, наблюдения и опыты, экспериментирование, собственные пробы и ошибки,
игровая и художественная деятельность. В культурных практиках разные виды деятельности
быстро сменяют друг друга и свободно сочетаются детьми в разных вариантах (подчас
неожиданных для взрослых). Практика ребенка становится культурной, когда она открывает
возможности для его личной инициативы, осмысления повседневного опыта, который
накапливается постепенно, и создания собственных артефактов, образцов и творческих
продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм, поскольку культура —
сущностное качество любого вида и любой формы человеческой деятельности. В основе
культурных практик ребенка лежат культурные умения.
В культурных практиках дети самостоятельно, по своей инициативе и на основе своих
индивидуальных желаний, интересов, потребностей, способностей, умений осваивают
доступные им виды деятельности и способы поведения. Они действуют активно, свободно,
уверенно, не боятся проявить инициативу, обосновать выбор, проявить свои интересы и
выразить свои желания.
2.2.

Способы и направления поддержки детской инициативы
СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
ВО ВТОРОЙ ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Для поддержки детской инициативы необходимо:
 предоставлять детям самостоятельность во всём, что не представляет опасности для их жизни
и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
 отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
 не критиковать результаты деятельности ребёнка и его самого как личность;
 формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия;
 приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
 знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией
прогулочных участков с целью повышения самостоятельности;

 побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с
их качествами и свойствами (вкладывание и вынимание, разбирание на части, открывание и
закрывание, подбор по форме и размеру);
 поддерживать интерес ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные
моменты;
 устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, чётко исполнять их и следить
за их выполнением всеми детьми;
 взрослым эмоционально положительно настраиваться на день работы; переживать его как дар;
радоваться совместности проживания этого дня с детьми. Избегать ситуаций спешки,
поторапливания детей;
 для поддержки инициативы в продуктивной деятельности по указанию ребёнка создавать для
него изображения или лепку, другие изделия; содержать в открытом доступе изобразительные
материалы; поощрять занятия изобразительной деятельностью, выражать одобрение любому
результату труда ребёнка.

2.5. Взаимодействие педагогов с родителями
В основе взаимодействия НСП «Лукоморье» и семьями воспитанников лежит
сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров,
уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных
возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия,
но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние.
Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга,
способствует усилению их взаимоотношений.
Основная цель взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников:
создание содружества «родители - дети - педагоги», в котором все участники образовательного
процесса влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и
самовоспитанию. Достижение цели невозможно без решения следующих задач:
 установления доверительных, партнерских отношений с каждой семьей;
 условий для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;
 оказание психолого – педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и
повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья
детей;
 непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с
семьями воспитанников.
Принципы взаимодействия с семьями воспитанников:

принцип
психологической
комфортности
предполагает
создание
доброжелательной атмосферы в общении с родителями, учёт потребностей каждой семьи,
социально – психологических характеристик и тех ограничений, которые имеются (отсутствие
свободного времени, финансовых ресурсов, доступности Интернет и пр.);

принцип деятельности заключается в выстраивании взаимоотношений
детского сада с родителями в логике взаимного влияния и активности всех участников
образовательного процесса в качестве равноправных партнёров (как в плане принятия
управленческих решений, так и в плане участия в педагогическом процессе);

принцип целостности основан на понимании неразделимости семейного и
общественного институтов воспитания, обеспечении возможности реализации единой,
целостной программы воспитания и развития детей в детском саду и семье. Данный принцип
определяет необходимость согласования стратегии работы с ребёнком в детском саду и его

воспитания в семье, а также выработку тактических действий в совместной воспитательной
деятельности;

принцип минимакса предполагает дифференцированный подход к каждой
семье, разноуровневое тактическое (помощь, взаимодействие) и содержательное
многообразие в общении с родителями;

принцип вариативности предполагает предоставление родителям выбора
содержания общения, форм участия и степени включенности в образовательный процесс;

принцип непрерывности предполагает устранение «разрывов» в воспитании
детей в семье и детском саду за счёт согласования стратегий работы с ребёнком в детском саду
и воспитания в семье, обеспечения преемственности в содержании и тактических действиях
общественного и семейного институтов воспитания;

принцип творчества означает возможность для всех участников
образовательного процесса в проявлении творческой инициативы, ориентацию
педагогического коллектива на творческий подход к процессу взаимодействия с семьёй,
поддержку социальной активности родителей во взаимодействии с детским садом.
Основные формы взаимодействия с семьями воспитанников
Форма
Цель и описание работы
Цель: знакомить родителей с содержанием, задачами и методами
Групповые
родительские собрания воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и
семьи.
Повестка дня групповых родительских собраний может включать
педагогическую беседу по наиболее важной теме на данный момент;
выступление специалиста; сообщения кого-либо из родителей об
опыте семейного воспитания; обсуждение текущих организационных
вопросов.
В течение учебного года рекомендуется проводить 3—4 групповых
собрания, готовят их, как правило, оба воспитателя совместно.
Продолжительность — 1 час.
По окончании собрания родители задают вопросы, которые их
волнуют и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем
и, может быть, высказывают претензии.
Цель: выявление степени удовлетворенности качеством образования
Анкетирование
Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой
Открытые занятия с
детьми для родителей проведения занятий.
Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент
беседы с родителями.
Педагогический совет с Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем
воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных
участием родителей
потребностей.
Возможное участие родителей.
- Анкетирование родителей. Проводится заблаговременно, чтобы
выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой
проблеме.
- Подведение итогов анкетирования.
- Интервью с родителями. Помогает педагогам установить
соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить
обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка
и семью.

- Педагогические ситуации. Обсуждение ситуаций активизирует
родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным
для обеих сторон.
- Телефон доверия. В игровой форме родители могут задать любые
интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде.
Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с
родителями в соответствующей форме.
Педагогические беседы Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному
вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки
с родителями
зрения по этим вопросам.
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей,
она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с
другими формами: беседа при посещении семей, на родительском
собрании, консультации.
Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует
тематику и структуру беседы.
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее
подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем
переходить непосредственно к главным темам.
Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что
Тематические
педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям
консультации
квалифицированный совет.
Консультации
могут
быть
плановыми
и
неплановыми,
индивидуальными и групповыми.
Плановые консультации проводятся систематически: 3—4
консультации в год в каждой возрастной группе. Продолжительность
консультации 30—40 минут. Неплановые возникают нередко во время
общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.
Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее
содержательных ответов педагогов родителям.
Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием
"Круглый стол" с
специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы
родителями
воспитания.
На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно
или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или
другой темы со специалистами.
На собраниях обсуждаются общие организационные вопросы
Общие собрания
совместной работы всего дошкольного учреждения.
родителей
На каждом собрании избираются председатель и секретарь (из
родителей), ведется протокол, выносится решение; обязательна
личная регистрация присутствующих.
Планирует и проводит общее родительское собрание заместитель
директора совместно с советом родителей и старшим воспитателем.
Наглядная информация Требования к оформлению
- Информация, размещенная на стенде для родителей, должна быть
динамичной. Минимум раз в две недели материал должен
обновляться.
- При размещении любого печатного материала на стенде необходима
ссылка на издание.
- Стенд должен быть красочно оформлен. При оформлении стенда
следует использовать не только рисунки и надписи, но и фотографии

Тематические
выставки

Семейные мастерские

детей группы и родителей. При оформлении стендов не нужно
злоупотреблять декоративными элементами.
Педагог использует папки – передвижки.
- Соотношение текста и иллюстраций в папках-передвижках должно
быть примерно 2:6 (2 части — текст, 6 — иллюстрации), они должны
в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести до них
нужную информацию.
Наглядная информация может быть оформлена в виде буклетов,
памяток.
Тематические выставки создаются как для всего детского сада, так и
для родителей одной группы. К их оформлению привлекаются
родители: поручить подбор материала по определенной теме, найти
вырезки из газет и журналов, сделать выкройки игрушек-самоделок,
совместно с ребенком изготовить поделку, рисунок и тд.
Цель: развитие детско-родительских отношений на основе
совместной деятельности, творческого союза родителей (законных
представителей) и ребенка, их тесное общение, где раскрываются
таланты детей, потребность участия в воспитании ребенка совместно
с ДОУ.
Каждая встреча в творческой мастерской требует предварительной
подготовки (проведение воспитателями бесед с детьми, подготовка
выступления совместно с родителями, заготовка материала).
Непременным условием организации творческой мастерской является
создание положительной атмосферы, когда дети и родители чувствует
себя раскрепощенно, комфортно и свободно.

Для оперативного консультационной и информационной помощи родителей, а также
для активного вовлечения их в образовательный процесс используются дистанционные
технологии. С этой целью используются следующие формы дистанционного взаимодействия
с родителями:
− Обмен информацией через групповые чаты в мессенджерах, в социальных сетях,
электронную почту
− консультационные материалы, размещенные на официальном сайте учреждения
− тематические видео-консультации, мастер-классы для родителей
− онлайн-консультации на площадке zoom, или любой другой удобной площадке по
согласованию педагога с родителями
Взаимодействие педагогов с родителями детей разных возрастных групп соответствует
Комплексной образовательной программе дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г.
Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ОО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019, – стр.

209-228
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в части
Программы, формируемой участниками образовательных отношений, представлены в
таблице.
Направления развития /программа/
возрастная категория детей
Социально-коммуникативное
развитие:
парциальная программа Л. Л. Тимофеевой
Формирование культуры безопасности у детей

Взаимодействие с семьей

родительские
собрания
на
темы
культуры безопасного поведения;
беседы, консультации по ОБЖ, ПДД;

от 3 до 8 лет. Парциальная программа. —
СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВОПРЕСС», 2019. — 117 с.

Социально-коммуникативное
развитие:
парциальная образовательная программа
дошкольного образования по социальнокоммуникативному развитию и социальному
воспитанию «Дорогою добра»/Коломийченко
Л.В. – ООО «ТЦ Сфера», 2021

рекомендации, памятки по теме;
папки-передвижки, буклеты на темы:
«Безопасность
в
общении».
«Безопасность в природе» и т.д.
семинары-практикумы;
совместные мероприятия;
выставки, конкурсы
 анкетирование;
 педагогическая
гостиная,
круглые
столы;
 выпуск
совместных
альбомов,
плакатов;
 выставки рисунков;
 информационные
проспекты
для
родителей

Планирование работы с родителями в группе раннего возраста научебный
год
год;

Сентябрь
- Знакомство родителей с задачами воспитания детей на учебный

Выборы родительского комитета;
Анкетирование
«Мой
ребёнок,
какой
он?»
(знакомство
с
семьями вновьприбывших воспитанников, пожелания по работе группы).
- Консультации: «По пути в детский сад пешком и на детском
транспорте(коляска, велосипед, санки): наша безопасность», «Режим дня: за и против»,
«Как помочь малышу адаптироваться к новым условиям жизни».
Октябрь
- Помощь родителей в оформлении творческой выставки «Осень»
- Папка-передвижка «Если ребенок не хочет посещать детский сад»;
- Консультации с родителями вновь прибывших детей: «Как помочьмалышу
адаптироваться к новым условиям жизни»;
- Первое родительское собрание с приглашением специалистов ДОУ.
Ноябрь
- Советы специалистов
«Игрушка для моего ребёнка» (педагогпсихолог),
«Как уберечь здоровье малыша в осенний период!» (мед.работник),
- Консультации: «Мой малыш – мой помощник! Следует ли ребёнкураннего
возраста давать поручения?»;
- Папка-передвижка
«Осенняя
Камчатка:
что почитать,
во что
поиграть, с чем познакомить».
Декабрь
- Папка-передвижка «Одежда зимой должна быть правильной»;
- Консультации: «Безопасность детей в быту, дома и в группе»;
- Советы специалистов:
«Почитайте
детям», «Почитайте
сами!»
(учитель-логопед);

-

- Совместная деятельность
детей, их родителей
и воспитателей
«Вместе Ёлку нарядим!»;
Январь
- Оформление фотовыставки «Как мы встретили новый год!»
- Консультации: «Роль семьи в воспитании детей!»
- Советы специалистов:
«Ребёнок
в движении»
(инструктор
по
физической культуре);
- Родительское собрание «За чашкой чая». Знакомство родителейс РППС
группы (Дары Фрёбеля).
Февраль
- Консультации: «Трудовая деятельность малыша. Что можно, что
нельзя»,
Советы специалистов: «Хвалить или ругать» (педагог-психолог);
Совместная
деятельность детей,
их родителей
и воспитателей
«Подарок дляпапы»: мастер-класс для мам и бабушек от воспитателей.
Март
- Участие в конкурсе рисунков к 8 Марта «Мой папа рисует маму, аяпомогаю»
(мастер-класс от воспитателей и ПДО для пап);
- Папка-передвижка
«Этот
непредсказуемый
март.
Бережём
здоровье»;
- Советы специалистов «Самостоятельность малыша»;
Апрель
- Советы специалистов:
«Не жадина, а собственник»
(педагогпсихолог);
- Папка-передвижка «Давайте экспериментировать!»
Май
- Родительское собрание «Подводим итоги года»;
- Консультации: «Сто тысяч почему»;
- Папка-передвижка «Этот День Победы!

-

III. Организационный раздел программы
1.1.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие
ребенка

1.1.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная

среда (далее –

РППС)

детского сада в целом и группы в частности должна соответствовать Санитарноэпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций.
Программа не диктует жесткие требования к организации РППС и оставляет за
Учреждением

право

самостоятельного

проектирования

развивающей

предметно-

пространственной среды на основе поставленных целей и задач.
При

проектировании

РППС

педагоги

учитывают

особенности

образовательной

деятельности, социокультурные, климатические и другие условия, требования используемых
образовательной

Программой

«Детство»,

возможности

и

потребности

участников

образовательной деятельности (воспитанников, их родителей (законных представителей),
педагогов и специалистов ДОУ, участников сетевого взаимодействия).
РППС должна обеспечивать и гарантировать:
-

охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального

благополучия воспитанников;
-

формирование положительной самооценки каждого ребёнка, уверенности в

собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом;
-

максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы,

прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы,
материалов, оборудования и инвентаря для развития детей раннего возраста в соответствии с
потребностями каждого ребёнка;
-

построение вариативного развивающего образования, ориентированного на

возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения, а также свободу в выражении своих чувств и эмоций;
-

создание условий для привития детям раннего возраста первичных трудовых

навыков, навыков самообслуживания;
-

создание

непрерывного

условий

для

самосовершенствования

ежедневной
и

трудовой

деятельности

профессионального

развития

и

мотивации

педагогических

работников;
-

открытость

дошкольного образования и вовлечение родителей

(законных

представителей) в непосредственно образовательную деятельность, осуществление их поддержки
в вопросах воспитания и образования детей, охраны и укрепления их здоровья, а также поддержки

образовательных инициатив внутри семьи;
-

построение образовательной деятельности на основе взаимодействиявзрослых с

детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого
ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и
индивидуальные
особенности (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного
замедления развития детей);
-

создание равных условий, способствующих реализации программных задач, для

детей, принадлежащих к разным национально- культурным, религиозным общностям и
социальным слоям, имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
Особенности РППС:
Безопасность. Все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению
надежности

и

безопасность

их

использования,

должны

соответствовать

санитарно-

эпидемиологическим правилам и
нормативам и правилам пожарной безопасности;
Содержательная насыщенность. Включение средств обучения (в том числе технические и
информационные), материалов (в том числе расходные), инвентаря, игрового, спортивного
оборудования, обеспечивающего игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность детей; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,
участие в подвижных играх и соревнованиях; возможность самовыражения детей;
Трансформируемость. Возможности трансформации (изменения) РППС в зависимости от
образовательной ситуации, потребностей и возможностей воспитанников, поставленных задач;
Полифункциональность. Возможность разнообразного использования составляющих
РППС (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, игрового материала, дидактических
пособий, природных материалов и т.д.) в разных видах детской активности;
Доступность. Возможность свободного доступа всех воспитанников (в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, обеспечивающим все
основные виды детской активности.
В групповом помещении имеется зонирование:
-

игровая зона (игры и игрушки для детей 1,6 - 2 лет)

-

зона конструирования (конструкторы крупные и среднего размеры из разных

материалов, крупная мозаика);
-

зона театрализованной деятельности (настольный театр, пальчиковый театр,теневой

театр, ширма, инструментарий для игр);
-

спортивный уголок (картотека подвижных игр, картотека физкультминуток,

картотека утренних гимнастик, картотека считалок. Фабричное оборудование: мячи трех
диаметров, массажные коврики Орто, флажки, кольца с лентами, обручи, кегли. Нестандартное
22

оборудование:
- «Шапки – маски», «Дорожки здоров
- «Палочки-моталочки», султанчики и другое);
-

зона сенсорного развития (шумовые цилиндры, звуковые коробочки, цветные

таблички, баночки с крышками, пуговицы, бусины крупные,шершавые таблички и др.);
-

зона

музыкального

развития

(фонотека

детских

песен,

детские

музыкальныеинструменты);
-

ИЗО зона (принадлежности для художественного творчества);

-

книжная зона (литература для детей 2-3 лет)

-

патриотический уголок

-

уголок ПДД (макет светофора, машины полиция и ГАИ, тематическаякукла);

-

уголок природы (картотека прогулок, фонотека звуков природы, видеотека

групповые растении и инвентарь для ухода за ними, календарь природы);
- экспериментальнаязона (правила работы в экспериментальной зоне, простые наборы для
экспериментирования).
.

23

3.1.2 Обеспечение методическими материалами, средствами обучения и воспитания
Образовательные
области
Учебно – методический комплект
Социально1. Вербенец А. М., Солнцева О. В., Сомкова О. Н. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного
коммуникативное учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство»: учебно-методическое пособие. — СПб.:
развитие
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013 – 272 с.
2. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно- методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2012 – 144 с.
3. Деркунская В. А., Ошкина А. А. Игровая образовательная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.:
Центр педагогического образования, 2014. – 368 с.
4. Деркунская В. А., Харчевникова А. Н. Педагогическое сопровождение сюжетно- ролевых игр детей 4—5 лет. — М.: Центр
Педагогического образования, 2012 – 139 с.
5. Дошкольник 2-3 лет. Как работать по программе «Детство» // Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, З. А. Михайлова. — СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011 – 480 с.
6. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Баббаева, А. Г. Гогоборидзе, О.
В. Солнцева и др. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021 — 320 с.
7. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (Методический комплект программы «Детство»):
Учебно-методическое пособие/ Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Л.С. Римашевская – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016 – 384 с.
Познавательное
1. Королева Л..А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 – 64
развитие
с.
2. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. Учебно-методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015 –
144 с.
3. Михайлова З.А., Е.А. Носова Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и
цветными палочками Кюизенера. -СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2015 – 128 с.
4. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Чеплашкина И.Н. Математика – это интересно. Парциальная программа. – СПб.:
ДЕТСТВО ПРЕСС, 2015 – 64 с.
5. Смоленцева А.А.., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей: Учебно-методическое пособие. –
СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010 – 112 с.
Речевое развитие
1. Образовательная область «Речевое развитие»: Учебно-методическое пособие / Сомкова О.Н.; ред.:А.Г. Гогоберидзе. –
СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2016 – 160 с.
2. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций (младший
и средний возраст) / автор-сост.: О.М. Ельцова. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019 — 224 с.

Художественно
эстетическое
развитие

Физическое
развитие

– 1. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Методический комплект программы «Детство»):
Учебно-методическое пособие/науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016 – 400 с.
2. Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой (с 4 до 5 лет) / Авторы-сост.: О.
М. Ельцова, Н.Л. Шадрова, И. А. Волочаева. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018 — 144 с.
3. Бойчук И. А., Попушина Т. Н.,Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным
творчеством. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013 — 352 с.
4. Яцевич И.Е. Музыкальное развитие дошкольников на основе примерной образовательной программы «Детство».
Содержание, планирование, конспекты, сценарии, методические советы. – СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2015 – 224 с.
1. Образовательная область «Физическое развитие»: Учебно-методическое пособие / Т.С.Грядкина.Н.ред.:А.Г.
Гогоберидзе. – СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2016 – 144 с.
2. Анисомова М. С., Хабарова Т. В., Двигательная деятельность детей 3-5 лет. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017 — 160 с.
3. Воронова Е.К. Программа обучения детей плаванию в детском саду. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010 – 80 с.
4. Мартынова Е.А., Давыдова Н.А., Кислюк Н.Р. Физическое развитие. Планирование работы по освоению
образовательной области детьми 4-7 лет по программе «Детство». – Волгоград: Учитель, 2015 – 246 с.

25

1.2.

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

При планировании образовательного процесса учитывается принцип интеграции
образовательных

областей

и

комплексно-тематический

принцип

построения

образовательного процесса, которые соответствуют принципам системности, сезонности,
возрастной дифференциации.
Примерный перечень событий, праздников, мероприятий, проводимых в младшей
группе представлен в таблице:
Тема
1. «Наш детский
сад. Наша
группа»
(1-2 недели,
адаптационный
период)
1

«Помощь.
Дружба»
(3-4 недели)

3.«Осень.Урожай.
Вкусно-невкусно»
(1-2 недели)

4. «Моя семья.
Хочу-не хочу.
Чего не надо
бояться»
(3-4 недели)

5. «Посуда.

Содержание

Месяц

Адаптировать детей к условиям
Сентябрь
детского сада. Познакомить с
детским садом как ближайшим
социальным окружение ребёнка
(помещением и оборудованием
группы: личный шкафчик,
кроватка, игрушки, и пр.)
Познакомить с детьми,
воспитателем. Способствовать
формированию положительных
эмоций по отношению к детскому
саду, воспитателю, детям.
Формировать элементарные
Октябрь
представления об осени (сезонные
изменения в природе, в одежде
людей, на участке детского сада).
Дать первичные представления о
сборе урожая, о некоторых овощах,
фруктах, ягодах, грибах. Расширять
знания о домашних животных и
птицах. Знакомить с особенностями
поведения лесных зверей и птиц
осенью.
Формировать первоначальные
представления об окружающих
людях: как зовут маму и папу; как
зовут моих воспитателей.
Подводить к представлению о
своём, личном, говорить о своей
семье, кто в нее входит чем
занимается. Учить беречь свои
вещи, искать и находить
потерянное, не расстраиваться, если
сразу что-то не находится.
Помогать осознавать свои желания.
Показывать, что кому нравится, что
делать, если что-то не нравится
(отказываться или преодолевать
себя)
Учить детей называть предметы
Ноябрь

Итоговые
события

Праздник
«Здравствуй,
осень!»
Выставка
детского
творчества. Сбор
осенних листьев и
семян.
Коллективная
работа «Я и моя
семья»

Мебель. Дом.
Вещи»
(1-3 недели)

6. «Любимые
занятия»
(4 – я неделя)

7. «Зима»
(1 – я неделя)

8. «Погода»
(2 – я неделя)

посуды, ощупывать их пальцами
показывать детали, подбирать
пары, объяснять, для чего какой
предмет нужен. Прививать навыки
аккуратного отношения к еде:
бережно ставить предметы на
стол, стараться не проливать и
не просыпать содержимое.
Формировать навыки аккуратного
отношения к бытовым предметам и
продуктам питания. Закреплять
представления об устройстве дома,
назначении разных помещений.
Пояснять, что у каждой вещи есть
своё место, что её нужно убирать на
место. Воспитывать бережное
отношение к посуде, мебели, вещам
и еде.
Воспитывать стремление пробовать
новые занятия, пытаться сделать
так же, как у других. Побуждать
вспоминать о своих занятиях,
реальных умениях. Поддерживать
желание научиться что-либо делать,
осваивать новые способы
активности. Развивать
коммуникативные навыки в
общении с детьми и взрослыми.
Вызвать интерес к беседам о
любимых занятиях, реальных
умениях.
Знакомить с зимними занятиями
Декабрь
(забавами) и популярными видами
спорта. Учить находить признаки
зимы, ее приметы, описывать
зимние забавы и виды спорта.
Развивать интерес к животным.
Воспитывать заботливое
отношение к домашним питомцам,
птицам (корм в кормушках).
Показать взаимосвязь между
явлениями погоды,
соответствующей одеждой и
правилами поведения на улице.
Воспитывать интерес к природе и
положительное отношение к любой
погоде. Учить распознавать и
называть погодные явления,
соотносить между собой,
воспитывать интерес и
положительное отношение к разной
погоде (если надета
соответствующая одежда).

Выставка
детского
творчества
«Рисуем зиму»

Советовать детям, как правильно
27

одеваться и вести себя зимой в
холод и летом в жару. Учить их не
бояться темноты, но быть
осторожными в темноте. Показать
источники света, объяснить, откуда
идет свет, когда бывает темно, как
сделать так, чтобы стало светло или
темно. Учить различать горячие,
холодные, теплые и прохладные
предметы (материалы), употреблять
понятия «жарко», «холодно»,
«душно», «горячо».
9.«Холодногорячо. Свет и
темнота»
(3-я неделя)

Показать, чем праздники
отличаются от будней, какие
праздники мы празднуем, какое
настроение в какой праздник.
Показать детям, как одни чувства
могут сменяться другими, что мы
сочувствуем людям, радуемся и
огорчаемся вместе с ними.

Праздник
«Здравствуй,
Дедушка Мороз!»

10. «Праздник»
(4-я неделя)
11. «Домики
животных. На
земле и под
землей»
(2-4 недели)

12.«Работа.
Доктор.
Пожарный.
Спорт»
(1-4 недели)

Формировать представление о
защитных функциях жилища, о
целесообразном устройстве жилья,
о значении жилища и его
«умном» устройстве. Учить детей
быть заботливыми, думать о
потребностях животных,
понимать, что у всех бывают
разные дома. Рассказать о
различиях жизни на земле и под
землей, находить и описывать
особенности подземного жилья,
воспитывать любознательность,
готовность к неожиданным
поворотам событий, спокойно
относиться к образу жизни,
отличному от своего.
Рассказать, что взрослым
необходимо работать, что есть
разные профессии. Прививать
уважение к труду взрослых и
других детей. Учить детей
принимать решения в важных
ситуациях, вести себя
осмотрительно, доверять врачам и

Январь

Февраль

28

пожарным. Воспитывать
сочувствие, сострадание,
стремление помочь, поделиться с
тем, у кого нет еды, воды, игрушек,
стать другом другому ребёнку.
Рассказать о значении спорта,
познакомить с названиями
нескольких видов спорта. Учить
сравнивать достижения
спортсменов по высоте, длине,
силе. Воспитывать положительное
отношение к спорту, желание
заниматься спортом.
Познакомить детей с приметами
13.«Весна»
(1-я неделя)
весны, проследить, как меняется
природа. Узнавать и называть
приметы весны. Наблюдать, как
меняется природа, и рассказывать
об увиденном. Развивать желание
радоваться весне, теплу, солнышку,
побуждению природы ото сна.
Знакомить с играми и занятиями
людей (детей и взрослых) в
весенний период.
14. «На воде и под Расширять представление о воде и
водой. Плавает – ее значении в жизни людей,
животных. Воспитывать
не плавает»
(2-3-я недели)
эмоциональное отношение к воде,
потребность беречь воду. Пояснить,
откуда берется вода, куда она
уходит. Познакомить детей с
названиями разных водоёмов и
предметов водного спорта.
Знакомить с правилами поведения
на берегу водоёмов и в воде.
15. «Город (мой Рассказать детям о городе и его
город). Мусор» особенностях, как обеспечена
(4-я неделя
жизнь его обитателей, учить
марта, 1-я неделя правильному поведению в городе,
апреля)
на улицах. Раскрыть причинноследственные связи: как и почему
мусор загрязняет природу.
Развивать стремление
поддерживать чистоту в доме,
стараться наводить порядок в своих
вещах, убирать мусор, не портить
вещи. Беречь природу.
16.«Автомобили. Рассказать какую роль играют
Поездка. Летает машины в жизни человека. Какие
части есть у машин, какие разные
- не летает»
(2-4 недели)
профессии бывают у водителей,
учить правильно вести себя рядом с
транспортом и на транспорте, быть
внимательным, не мешать

Март

Праздник
«Мамочке,
любимой
песенку, споём!»
Коллективная
работа
«Весна
пришла!»

Мартапрель

Апрель

29

17.«Путешествие»
(1-2-я неделя)

18. «Деревня.
Наше лето»
(3-4 неделя)

водителю. Рассказать, на каких
видах транспорта можно
отправиться в поездку. Учить
узнавать и называть виды
наземного транспорта. Учить вести
себя в транспорте.
Выяснить, какие предметы летают
или не летают. Описывать, что над
чем и куда летит.
Расширять представления о
способах познания окружающего
мира (в т.ч. прогулки,
путешествия). Развивать умение
планировать свой рассказ, думать о
том, что рассказать сначала, что
потом, о чем упомянуть.
Формировать умение вести себя на
прогулке, соблюдая правила
безопасности.

Май

Дать представление о летней
погоде, о летних занятиях детей.
Пояснить, чем деревня (сельская
местность) отличается от города,
чем занимаются сельские жители.
Вызвать интерес к жизни других
людей, домашних и диких
животных.

30

3.3. Режим дня, учебный план, календарный учебный график
Режим ежедневной организации жизни и деятельности воспитанников на холодный
период года
Возрастная группа

1,6-2 года

Утренний прием детей. Взаимодействие с семьями воспитанников.
Самостоятельная деятельность воспитанников. Организованная
совместная деятельность педагога с воспитанниками в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями детей.
07:00-07:45

Утренняя гимнастика.
07:45-07:55
Подготовка к завтраку: приобщение детей к общепринятым нормам и
правилам поведения во время приема пищи; завтрак
08:15-09:00
Самостоятельная деятельность воспитанников
Организованная образовательная деятельность
09:00 -9:10
09:20-09:30
Второй завтрак
(Согласно утвержденному 10 меню)

09:30-9:55

Подготовка к прогулке: приобщение детей к общепринятым нормам
самообслуживания
09:55-10:20
Прогулка (наблюдение, игры, труд, экспериментирование)
10:20-11:20
В том числе игры средней и высокой подвижности
20 минут
Возвращение с прогулки: приобщение детей к общепринятым нормам
коммуникации и самообслуживания
11:20-11:40
Подготовка к обеду: приобщение детей к общепринятым нормам
поведения во время приема пищи; обед
11:40-12:20
Подготовка ко сну: приобщение детей к общепринятым нормам
самообслуживания; сон
Постепенный подъем: приобщение детей к общепринятым нормам
самообслуживания, гигиенические процедуры, профилактическая
гимнастика, воздушные процедуры

12:20-15:30
15:30-15:50
31

В том числе игры и упражнения малой интенсивности на дыхание,
профилактику нарушений ОДА
Подготовка к полднику (уплотненный полдник): приобщение детей к
общепринятым нормам поведения во время приема пищи; уплотненный
полдник
Организованная образовательная деятельность
Совместная деятельность педагога с воспитанниками в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников;
Подготовка к прогулке: приобщение детей к общепринятым нормам
самообслуживания; прогулка (наблюдение труд, игры)
В том числе, игры средней и высокой подвижности
Взаимодействие с семьями воспитанников. Уход воспитанников из
детского сада в сопровождении родителей (законных представителей)

5 мин
15:50-16:10
16:05-16:25
17:15-19:00
20 мин
До 19:00

Режим ежедневной организации жизни и деятельности воспитанников на теплый
период года (июнь-август)
Возрастная группа
1,6-2 года
Утренний прием детей. Взаимодействие с семьями воспитанников.
Самостоятельная деятельность воспитанников. Организованная
совместная деятельность педагога с воспитанниками в соответствии
с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
07:00-07:45
Утренняя гимнастика на открытом воздухе

07:50-08:00

Подготовка к завтраку: приобщение детей к общепринятым нормам
и правилам поведения во время приема пищи; завтрак
08:15-09:00
Самостоятельная деятельность воспитанников
Организованная
совместная
деятельность
педагога
с
воспитанниками в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями детей. Самостоятельная деятельность воспитанников 09:00 -9:30
Второй завтрак
(Согласно утвержденному 10 меню)
09:30-9:55
Подготовка к прогулке: приобщение детей к общепринятым нормам
самообслуживания
09:55-10:20
Прогулка (наблюдение, игры, труд, экспериментирование)
10:20-11:20
В том числе игры средней и высокой подвижности
20 минут
Возвращение с прогулки: приобщение детей к общепринятым
нормам коммуникации и самообслуживания
11:20-11:40
Подготовка к обеду: приобщение детей к общепринятым нормам
поведения во время приема пищи; обед
11:40-12:20
32

Подготовка ко сну: приобщение детей к общепринятым нормам
самообслуживания; сон
Постепенный подъем: приобщение детей к общепринятым нормам
самообслуживания, гигиенические процедуры, профилактическая
гимнастика, воздушные процедуры
В том числе игры и упражнения малой интенсивности на дыхание,
профилактику нарушений ОДА
Подготовка к полднику (уплотненный полдник): приобщение детей
к общепринятым нормам поведения во время приема пищи;
уплотненный полдник
Совместная деятельность педагога с воспитанниками в соответствии
с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников;
Подготовка к прогулке: приобщение детей к общепринятым нормам
самообслуживания; прогулка (наблюдение труд, игры)
Взаимодействие с семьями воспитанников. Уход воспитанников из
детского
сада
в
сопровождении
родителей
(законных
представителей)

12:20-15:30
15:30-15:50
5 мин
15:50-16:10
16:10-16:35
17:15-19:00
До 19:00

Режим дня на время карантина
Действует на период наложения карантина, устанавливается по рекомендации
медицинской организации, обслуживающей ДОУ (Санэпидемстанция).
•

Во время карантина режим группы и организация учебно-воспитательной работы согласуется
с врачом с учётом типа заболевания и организации профилактических мероприятий.

•

Во время карантинного периода, занятия проходят в стабильном режиме согласно расписанию
занятий.

•
•

Музыкальные, физкультурные занятия проводятся в группе.
Массовые мероприятия (праздники, развлечения) дети не посещают.
Рекомендации:

1. Усилить утренний фильтр детей при приёме в группу.
2. Действовать согласно Порядка действий при карантине.
3. Все образовательные мероприятия, запланированные к проведению в музыкальном зале,
проводятся в групповом помещении.
4.

Для организации образовательных мероприятий в группе используются только те

пособия и игрушки, которые можно обрабатывать обеззараживающими растворами.
Увеличивается количество культурно-гигиенических мероприятий (мытьё рук, личная
гигиена).
Режим дня при неблагоприятных условиях
При температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м/с
продолжительность прогулки сокращается. Прогулки отменяются во время штормового
предупреждения МЧС РФ или выпадения обильных осадков (проливного дождя, града,
сильной метели). Также прогулка может быть отменена по решению администрации детского
33

сада, если на территории дошкольной организации существует угроза жизни и здоровью детей
и сотрудников до её устранения.
Рекомендации:
Мероприятия (или часть мероприятий) с детьми, запланированные для проведения
на улице, по возможности адаптируются к организации в групповом помещении. При
сокращении времени прогулки воспитатель сам определяет (исходя из погодных условий),
какие мероприятия проводятся на прогулочном участке, какие в помещении группы.
Щадящий режим дня (для детей после болезни, ослабленных)
Режимные моменты
Прием, осмотр, игры, зарядка

Подготовка к завтраку,
завтрак

Рекомендации
Ограничить двигательную деятельность за счет
индивидуальных бесед, спокойных игр. Во время
утренней зарядки снижение (исключение нагрузки по
бегу и прыжкам (заменить ходьбой).
Усадить за стол первым. Не заставлять съедать целую
порцию, не любимое блюдо, соблюдать диету.

Организованная
Уменьшить интеллектуальную нагрузку. На
образовательная деятельность физкультурных занятиях ограничить бег, прыжки,
подвижные игры (в это время может наблюдать за
товарищами, помогать воспитателю); разрешить
заниматься в обычной одежде и обуви; во время
гимнастических занятий учить правильно дышать
носом, выполняя соответствующие упражнения;
рекомендовать элементы лечебной дыхательной
гимнастики родителям.
Подготовка к прогулке
Одевать последним, раздевать первым. В зимнее,
осеннее время года особое внимание уделять
соответствию одежды ребёнка, температуре воздуха в
помещении и на воздухе.
Прогулка
Уменьшить двигательную активность за счет
спокойных игр, индивидуальных занятий.
Гигиенические процедуры
Умывание и мытье рук под наблюдением теплой
после прогулки
водой.
Обед
Усадить за стол первым. Не заставлять съедать целую
порцию, не любимое блюдо, соблюдать диету.
Дневной сон
Увеличить продолжительность дневного сна.
Укладывать первым, поднимать последним, по мере
просыпания. Обеспечить спокойную обстановку
перед укладыванием, прослушивание сказок,
спокойной музыки.
Закаливающие мероприятия
Снимается пижама, одевается сухая футболка.
после сна
Полдник
Усадить за стол первым. Не заставлять съедать
целую порцию, не любимое блюдо, соблюдать диету.

34

Самостоятельная
деятельность

Ограничить двигательную активность за счет игр
малой подвижности, развивающих,
театрализованных, сюжетно- ролевых, дидактических
игр.
Организованная
Уменьшить интеллектуальную нагрузку. На
образовательная деятельность физкультурных занятиях ограничить бег, прыжки,
(по подгруппам)
подвижные игры (в это время может наблюдать за
товарищами, помогать воспитателю); разрешить
заниматься в обычной одежде и обуви; во время
гимнастических занятий учить правильно дышать
носом, выполняя соответствующие упражнения;
рекомендовать элементы лечебной дыхательной
гимнастики родителям.
Подготовка к прогулке
Одевать последним, раздевать первым
Игры, самостоятельная
Ограничить двигательную деятельность за счет
деятельность детей,
индивидуальных бесед, спокойных игр. Обеспечить
индивидуальная работа
частый контакт со взрослыми, дать возможность
поиграть с любимой игрушкой, иногда уединиться
для любимого занятия (рисование, разглядывания
картинок). Обеспечить выбор места для игровой
деятельности, удалённой от окон и дверей (игры на
ковре). Не допускать переутомления (учащение
дыхания и пульса, повышение потоотделения,
появление бледности).
Уход домой
Положительная оценка деятельности.

Сроки щадящего режима после некоторых острых болезней и обострений хронических
заболеваний для детей, посещающих дошкольные учреждения.
ОРВИ, острый
бронхит, бронхит,
ангина, обострение
хронического
тонзилита

Грипп, острый
гнойный отит,
обострение
хронического отита,
бронхиальная астма
после обострения

20-25 дней

20-30 дней

Острая пневмония,
острые детские
инфекционные
заболевания, в том числе
кишечные,
протекающие в
среднетяжелой форме,
обострение экземы,
сотрясение мозга
средней тяжести,
состояние после
полостных операций,
состояние после
тонзилэктомии
2 месяца (часто до 6
мес.)

Острый нефрит,
менингит
(любой
этиологии)

Более 2 месяцев
(часто
постоянно)

35

Учебный план на 2022/2023 учебный год

37

Примерная модель физического воспитания
Формы организации
От 1,6-2 лет
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ходе выполнения режимных моментов
деятельности детского сада
1.1 Утренняя гимнастика
Ежедневно 10 минут
1.2 Физкультминутки
Ежедневно по мере
необходимости (до 3 минут)
1.3 Игры и физические упражнения на прогулке
Ежедневно 6-10 минут
1.4 Закаливающие процедуры
Ежедневно после дневного сна
1.5 Дыхательная гимнастика
1.6 Занятия на тренажерах, плавание (при наличии 1 – 2 раза в неделю 15-20 минут
условий), спортивные упражнения
Физкультурные занятия
2.1 Физкультурные занятия в спортивном зале
3 раза в неделю по 10 минут
2.3 Ритмическая пластика
1 раз в неделю по 10 минут
Спортивный досуг
3.1 Самостоятельная двигательная деятельность
Ежедневно под руководством
воспитателя (продолжительность
определяется в соответствии с
индивидуальными особенностями
ребенка)
3.3 Физкультурные досуги и развлечения
1 раз в месяц
3.4 Дни здоровья
1 раз в квартал
Календарный учебный график на 2022/2023 учебный год
№п/п
1
2
3
4

Содержание
Начало учебного года
Окончание учебного
года
Продолжительность
учебной недели
Продолжительность
учебного года

5

Режим работы НСП в
учебном году

6

Недельная
образовательная
нагрузка/количество
НОД (день/неделя)
1 половина дня (в день/в
неделю)
2 половина дня (в день/в
неделю)

Возрастные группы
Воспитанники в возрасте от 1,6-2 лет
1 сентября
31 мая
Пятидневная рабочая неделя
36 недель (1 полугодие – 17 недель, 2 полугодие – 19
недель)
Пятидневная рабочая неделя.
Выходные дни: суббота, воскресенье и
праздничные дни в соответствии с
законодательством РФ. Продолжительность работы
12 ежедневно, с 7.00 до 19.00

40 мин/3 ч 20 мин
2/10
-

38

7

Регламентирование
образовательного
процесса, половина дня

8
9

Адаптационный период
Зимние каникулы

10

Летний оздоровительный
период

11

Сроки проведения
педагогического
мониторинга
Праздничные дни

12

Непрерывная образовательная деятельность
осуществляется в группах
воспитанников от 4 до 5 лет – в первой половине
дня
1 июля – 30 сентября
31 декабря – 9 января
1 июня – 31 августа
(организация деятельности осуществляется по
плану на летний оздоровительный период)
1-14 сентября
15-29 апреля
В соответствии с законодательством РФ

39

3.4. Календарно – тематическое планирование, расписание НОД
Календарно – тематическое планирование
Месяц

Неделя

Возрастные группы
1,6-3 лет

Сентябрь

1 неделя
2 неделя
3 неделя

Октябрь
Ноябрь
Декабрь

Помощь. Дружба

4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

Осень. Урожай.
Вкусно-невкусно.
Моя семья.
Хочу – не хочу.

5 неделя

Чего не надо бояться.

1 неделя

Посуда. Мебель.
Дом. Вещи

2 неделя
3 неделя
4 неделя

Любимые занятия

1 неделя

Зима

2 неделя

Погода

3 неделя

Холодно-горячо.
Свет и темнота
Праздник

4 неделя
2 неделя
3 неделя

Январь

Наш детский сад! Наша группа

Домики животных.
На земле и под землей

4 неделя
5 неделя

Февраль

Домики животных.
На земле и под землей
1 неделя

Работа

2 неделя

Доктор

3 неделя

Пожарный

40

Март
Апрель

4 неделя

Спорт

1 неделя

Весна

2 неделя

На воде и под водой

3 неделя

Плавает – не плавает

4 неделя

Мой город. Мусор

1 неделя

Мой город. Мусор

2 неделя

Автомобили.
Поездка.

3 неделя
4 неделя

Летает – не летает

5 неделя

Май

1 неделя

Путешествие

2 неделя
3 неделя

Деревня

4 неделя

Наше лето

3.5. Система оценки результатов освоения рабочей программы
Педагог в ходе своей работы выстраивает индивидуальную траекторию развития каждого
ребенка. Такая работа производится воспитателем в рамках обследования нервнопсихического развития в соответствии с методикой Н.М. Аксариной, Г.В, Пантюхиной, К.Л.
Печоры. Педагоги в естественной обстановке наблюдают за активностью детей, создают
игровые и бытовые ситуации для активности детей, анализируют реальное поведение ребенка.
Родители могут быть партнерами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос
обследования.
Инструментарием для обследования являются карты нервно психического развития детей
раннего возраста (приложение 1).
Результаты обследования выносятся на медико-педагогические совещания, которые
проводятся в соответствии с утвержденным планом (приложение 2). На совещании
коллегиально составляется траектория индивидуального развития.

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».