Аннотация ООП ДО МБДОУ "Детство" "ЦРР" г. Калуги НСП "Планета"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детство»
«Центр развития ребенка» города Калуги
необособленное структурное подразделение «Планета»
(МБДОУ «Детство» «ЦРР» г Калуги НСП «Планета»)
Принята
педагогическим советом
(протокол от 31.08.2023 г. № 1)

Утверждена
приказом МБДОУ «Детство»
«ЦРР» г Калуги

№ 392-од от 31.08.2023 г.

Согласована
Советом родителей
(протокол от 31.08.2023 г. № 1 )

Аннотация к основной образовательной
программе дошкольного образования
МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги
НСП «Планета»
(новая редакция)

г. КАЛУГА,
2023

Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ
«Детство» «ЦРР» г.Калуги НСП «Планета» включает целевой, содержательный и
организационный раздел. Разработана на основе Общеобразовательной программы
дошкольного образования МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП «Планета» в
соответствии с:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

Приказ министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022г. №993 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования»

«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30
августа 2013 года №1014);

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
(Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении СанПиН» 1.2.368521).
Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детство»
«ЦРР» г.Калуги НСП «Планета» (далее Программа) разработана в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС),
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013г. №1155, и Федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее ФОП),
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. №
1028.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми.
Обязательная часть программы соответствует ФОП, обеспечивает развитие детей в пяти
образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое
развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Данная часть программы
составляет 40 % от общего объема Программы.
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений разработана с
учетом потребностей и интересов детей, возможностей педагогического коллектива, социального
запроса законных представителей. Образовательная деятельность по реализации части программы,
формируемой участниками образовательных отношений, строится с учетом парциальной программы

Семенковой Е.В., Стахович Л.В., Рыжановской Л.Ю. Образовательная программа «Азы
финансовой культуры для дошкольников», Вита-Пресс, 2019. Данная часть составляет 60 %
от общего объема Программы, углубляет и обогащает содержание Программы по
образовательной области «Познавательное развитие».
2

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Цель Программы: обеспечение развития личности детей в разных видах общения и
деятельности с учетом возрастных и индивидуальных (физиологических и психологических)
особенностей.
Цель Программы реализуются через решение следующих задач:
– охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
– обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в
период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса;
– обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых
в рамках образовательных дошкольного и начального общего образования;
– создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала
каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
– объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирования общей культуры личности детей, развития их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной
деятельности;
– обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и
организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ
различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и
состояния здоровья детей.
– формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и
индивидуальным особенностям детей;
– обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей;
- создание условий для развития любознательности и познавательной мотивации у
детей, посредством изучения культурно-исторических, географических и климатических
особенностей родного города.
- создание условий для формирования у детей основ безопасности в быту, социуме,
природе
создание условий для формирования у детей основ культуры здорового образа
жизни, посредством расширения представлений об отечественных традициях и
социокультурных ценностях
Для формирования Программы использовали следующие принципы дошкольного
образования:
1. Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим
многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни
человека и общества. Многообразие социальных, личностных, культурных, языковых,
этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений,
мнений и способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в
условиях Российской Федерации – государства с огромной территорией, разнообразными
природными условиями, объединяющего многочисленные культуры, народы, этносы.
Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей
3

умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою
идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с
другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и
убеждений, мнений и способов их выражения.
Принимая вызовы современного мира, Программа рассматривает разнообразие как
ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для
обогащения образовательного процесса. Организация выстраивает образовательную
деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития
каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и
способов их выражения; учет этнокультурной ситуации развития детей
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем
развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого
самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап
является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное
проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства),
обогащение (амплификацию) детского развития.
3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных
норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с
другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в
процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание
предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и
детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на
достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности
ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению,
потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой
составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его
эмоционального благополучия и полноценного развития.
5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное
участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в
реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный
вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса,
может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер
коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям
предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и
отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими
возможностями.
6. Сотрудничество Организации с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей,
открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в
образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы.
Сотрудники Организации должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать
проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает
разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в
организационном планах.
7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны
здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование
детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ
дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа
предполагает, что Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями
4

детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению
социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям
(посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и
истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий,
праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей,
оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости
(центры семейного консультирования и др.).
8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение
образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации
образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого
ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его
интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам
ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм
активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за
развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в
сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах
деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и
активности ребенка.
9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом
содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными
особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности
(игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую
активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на
особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном
возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать
психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы,
особенности и склонности.
10. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что
образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом
его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им
тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип
предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С.
Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых
возможностей ребенка.
11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В
соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социальнокоммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое
развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на
образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается
ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов.
Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи:
познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным,
художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т.п. Содержание
образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими
областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям
развития детей раннего и дошкольного возраста
12.Принцип комплексно-тематического построения образовательной деятельности
(В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения
образовательного процесса ФГОС предлагает для мотивации образовательной деятельности
не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе
подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников
5

событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по
«событийному» принципу. Такими событиями являются Российские праздники (Новый год,
День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники
– это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно
готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием
того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие
ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только
активный человек может стать успешным.);

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».