Рабочая программа воспитания МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП Росинка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детство»
«Центр развития ребенка» города Калуги
необособленное структурное подразделение «Росинка»
(МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП «Росинка»)
Принята на педагогическом совете
№1 от 31.08.2023

Утверждена
приказом МБДОУ «Детство» «ЦРР»
г. Калуги НСП «Росинка»,
«Журавушка» № 123 от 31.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги
НСП «Росинка»
на 2023/2024 учебный год

г. Калуга,
2023

Содержание рабочей программы воспитания (далее Программы)
№ п/п
I
1.1
1.2
1.2.1
1.2.2
1.2.3
1.2.4
1.2.5
1.3
1.3.1
1.3.2
1.4
1.4.1
1.4.2
II
2.1
2.1.1
2.1.2
2.1.3
2.1.4
2.1.5
2.1.6
2.2
2.3
2.4
III
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8

Наименование раздела
Пояснительная записка
Целевые ориентиры и планируемые результаты Программывоспитания
Цель Программы воспитания
Методологические основы и принципы построения Программывоспитания.
Уклад образовательной организации
Воспитывающая среда ДОО
Общности (сообщества) ДОО
Социокультурный компонент
Деятельности и культурные практики в ДОО
Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания
Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и
раннего возраста
Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного
возраста
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Потенциал социокультурного пространства для воспитания детей
дошкольноговозраста
Система оценки результатов освоения Программы (особенности проведения
педагогической диагностики)
Содержание Программы воспитания
Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
Патриотическое направление воспитания
Социальное направление воспитания
Познавательное направление воспитания
Физическое и оздоровительное направление воспитания
Трудовое направление воспитания
Этико-эстетическое направление воспитания
Особенности реализации воспитательного процесса
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в процессе реализации Программы воспитания
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Организационные условия реализации Программы воспитания
Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОО
Организация предметно-пространственной среды
Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Нормативно-методическое обеспечение реализации Программывоспитания
Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых
личностных результатов в работе с особыми категориямидетей
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Примерный календарный план воспитательной работы

2

Стр.
3
4
4
4
5
5
6
8
8
8
9
10
12
12
12
13
13
13
14
14
15
15
16
17
19
20
23
23
23
24
25
26
27
28
29

Пояснительная записка
Если не воспитать Человека,
То лучше его не учить.
Он меньше принесёт вреда.
Народная мудрость
Рабочая программа воспитания (далее - Программа) определяет содержание и
организацию воспитательной работы на уровне дошкольного образования в муниципальном
бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детство» «Центр развития ребенка»
города Калуги необособленном подразделении «Росинка» (далее – ДОО).
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;
Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до
2024 года»;
Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.
№ 1155. с учётом:
Примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций,
реализующих образовательные программы дошкольного образования, одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 01 июля 2021 г.
№ 2/21.
- Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ
«Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП «Росинка»
ДОО руководствуется определением понятия «образовательная программа»,
предложенным в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»:
«образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем,
содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который
представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и
методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом
случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы,
форм аттестации».
Программа воспитания является компонентом ООП ДО. Реализация Программы
воспитания основана на взаимодействии с разными субъектами образовательных отношений.
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся в ДОО предполагает
преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего
образования.
К Программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной
работы.

I.

Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы воспитания

1.1. Цель Программы воспитания
Цель воспитания – личностное развитие детей дошкольного возраста и создание условий
для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:
- формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
-овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных
обществом нормах и правилах поведения;
- приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
базовыми национальными ценностями нормами и правилами, принятыми в обществе.
Главной задачей программы является создание организационно-педагогических условий в
части воспитания, личностного развития и социализации детей дошкольного возраста.
Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (от 0 до 3 лет, от 3 до
7 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в
единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми
документами в сфере ДОУ.
1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания
В процессе освоения ценностных ориентаций личность строит определенную траекторию
своего движения, сообразуясь с ценностями самопознания, самооценки и саморазвития.
Методологической основой Программы воспитания является культурно-исторический
подход Л.С. Выготского и системно-деятельностный подход. Программа основывается на
базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащимся в
Федеральном законе «Об образовании в РФ» формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Процесс воспитания в ДОУ основывается на общепедагогических принципах,
изложенных в ФГОС дошкольного образования (Раздел I, пункт 1.2.):
поддержка разнообразия детства;
сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем
развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода
жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком
сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и
детей;
уважение личности ребенка.
Принципы и подходы к формированию Программы
Программа воспитания построена на основе ценностного подхода, предполагающего
присвоение ребенком дошкольного возраста базовых ценностей и опирается на следующие
принципы:
Принцип гуманизма. Каждый ребенок имеет право на признание его в обществе как
личности, как человека, являющегося высшей̆ ценностью, уважение к его персоне, достоинству,
защита его прав на свободу и развитие.
Принцип субъектности. Развитие и воспитание личности ребенка как субъекта
4

собственной жизнедеятельности; воспитание самоуважения, привычки к заботе о себе,
формирование адекватной самооценки и самосознания.
Принцип интеграции. Комплексный и системный подходы к содержанию и организации
образовательного процесса. В основе систематизации содержания работы лежит идея развития
базиса личностной культуры, духовное развитие детей во всех сферах и видах деятельности.
Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов
воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение.
Принцип учета возрастных особенностей. Содержание и методы воспитательной работы
должны соответствовать возрастным особенностям ребенка.
Принципы индивидуального и дифференцированного подходов. Индивидуальный подход к
детям
с
учетом
возможностей,
индивидуального
темпа
развития,
интересов.
Дифференцированный подход реализуется с учетом семейных, национальных традиций ит.п.
Принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях
России, включая культурные особенности региона.
Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет
расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем
нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной
системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность
следования идеалу в жизни.
Принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности
от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного
поведения.
Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной
деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их
освоения.
Принципы инклюзивного образования. Организация образовательного процесса, при
которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Принцип «диалога культур» ориентирует на понимание детьми временной и
исторической последовательности развития материальных и духовных ценностей,
взаимопроникновения и дополняемости культур разных народов.
1.2.1. Уклад образовательной организации
Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми
участниками образовательных отношений: воспитанниками, родителями, педагогами и
другими сотрудниками ДОО.
Уклад – это договор субъектов воспитания, опирающийся на базовые национальные
ценности, содержащий традиции региона и ДОО, задающий культуру поведения сообществ,
описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст.
Уклад определяет специфику и конкретные формы организации распорядка дневного,
недельного, месячного, годового циклов жизни ДОО.
Ценности воспитания, заданные укладом, разделяются всеми субъектами воспитания
(воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками ДОО).
1.2.2. Воспитывающая среда ДОО
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса,
реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами
воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и
5

практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и
структурированность.
1.2.3. Общности (сообщества) ДОО
Профессиональная общность – это единство целей и задач воспитания, реализуемое
всеми сотрудниками ДОО. Сами участники общности должны разделять те ценности,
которые заложены в основу Программы. Основой эффективности такой общности
является рефлексия собственной профессиональной деятельности.
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
– быть примером в формировании ценностных ориентиров, норм общения и
поведения;
– побуждать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные
стремления к общению и взаимодействию;
– поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми
внутри группы сверстников принимала общественную направленность;
–
заботиться о том, чтобы дети постоянно приобретали опыт общения на основе
чувства доброжелательности;
–
содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять
чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к
заболевшему товарищу;
–
воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в
общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость,
доброжелательность и пр.);
–
учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые
сплачивали бы и объединяли ребят;
– воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех
взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели
развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение
усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО. Зачастую поведение ребенка сильно
различается дома и в ДОО. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми
особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые
необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.
Детско-взрослая общность. Детско-взрослые сообщества в ДОУ организуются по
инициативе детей и взрослых на основе социально значимых целей, партнерства и
сотрудничества. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и
сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к
полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников
общности.
Воспитание дошкольников в данном случае происходит в процессе социальной
одобряемой деятельности. В рамках этой деятельности ребенок учится выстраивать
взаимоотношения с другими людьми и свое поведение в соответствии с общим делом. У него
возрастает познавательный интерес к окружающему социальному миру, развивается
эмоционально-личностная сфера, происходит становление ценностных ориентаций.
Цель организации детско-взрослых сообществ: воспитание детей дошкольного возраста в
коллективе посредством практической совместной деятельности, направленной на пользу
общества.
6

Главное – чтобы дети поняли важность своих совместных дел. Полученные социальные
знания должны превратиться в личное убеждение и внутреннюю потребность соблюдать законы
и правила общества, оценивать свои действия и действия других на основе собственного
сформированного социально-личностного опыта.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом
возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых
воспитательных задач.
Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного
развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного
поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть,
трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе
сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие
же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.
Воспитатель воспитывает у детей навыки и привычки поведения, качества,
определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том
или ином сообществе. Поэтому так важно создавать в детских взаимоотношениях дух
доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг
другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной
цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В
детском саду обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с
младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и
приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам
поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать
авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и
ответственности.
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада.
Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды
как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера,
эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная
сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель соблюдает нормы профессиональной этики и поведения:
□ педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей
первым;
□ улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
□ педагог описывает события и ситуации, но не дает им оценки;
□ педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение
детей в детском саду;
□ тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
□ уважительное отношение к личности воспитанника;
□ умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
□ умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
□ уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
□ умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не
торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
□ умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
□ умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
□ соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада;
7

□ знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Педагог имеет право следовать за пожеланиями родителей только с точки зрения
возрастной психологии и педагогики.
1.2.4. Социокультурный контекст
Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек
растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и
поведение человека.
Социокультурные ценности являются определяющими в структурно-содержательной
основе Программы воспитания.
Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей
воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные
особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной программы.
Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального
партнерства образовательной организации.
В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности
как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания.
1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОО
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника,
обозначенных во ФГОС ДО. В соответствии с принципами ДО, сформулированными во ФГОС
ДО (п.3 раздела 1.4 «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений»), и моделью
образовательного процесса. В качестве средств реализации цели воспитания выступают
следующие основные деятельности и культурные практики:
предметно-целевая деятельность (виды деятельности, организуемые взрослым, в
которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее
реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком
инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их
реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная
активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность,
общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).
1.3. Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность
воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому
результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в
виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы
личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат
своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии
человека в будущем.
В МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП «Росинка» не осуществляется оценка
результатов воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры
основной
образовательной
программы
дошкольного
образования
не
подлежат
непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не
8

являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей».
1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и
раннеговозраста (до 3 лет)
Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)
Направлениевоспитания

Ценности

Патриотическое

Родина,
природа

Социальное

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

Познавательное

Знание

Проявляющий
интерес к
окружающему миру и и активность в
поведении и деятельности

Здоровье

Выполняющий действия по
самообслуживанию: моет руки,
самостоятельно ест, ложится спать и
т.д.
Стремящийся быть опрятным.
Проявляющий интерес к физической
активности.
Соблюдающий элементарные
правила безопасности в быту, в
ОО,на природе.

Физическое и
оздоровительное

Показатели
Проявляющий привязанность,
любовь к
семье, близким, окружающему миру
Способный понять и принять, что
такое «хорошо» и «плохо».
Проявляющий интерес к другим
детям и способный бесконфликтно
играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!».
Доброжелательный, проявляющий
сочувствие, доброту.
Испытывающий чувство
удовольствия вслучае одобрения и
чувство
огорчения в случае неодобрения со
стороны взрослых.
Способный к самостоятельным
(свободным) активным действиям в
общении. Способный общаться с
другими людьми с помощью
вербальных и невербальных средств
общения.

9

Трудовое

Этико- эстетическое

Труд

Поддерживающий элементарный
порядок
в окружающей обстановке.
Стремящийся помогать взрослому в
доступных действиях. Стремящийся
ксамостоятельности
в самообслуживании, в быту, в
игре,в продуктивных видах
деятельности

Культура икрасота

Эмоционально отзывчивый к
красоте.Проявляющий
интерес и
желание заниматься продуктивными
видами деятельности.

1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста
(до 8 лет)
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)
Направление
Ценности
Показатели
воспитания

Патриотическое

Социальное

Родина,природа

Любящий свою малую родину и имеющий
представление о своей стране,
испытывающий чувство привязанности к
родному дому, семье,близким людям.

Человек, семья,
дружба,
сотрудничеств
о

Различающий основные проявлениядобра и
зла, принимающий и уважающий ценности
семьи и общества, правдивый, искренний,
способный к сочувствию заботе, к
нравственному поступку, проявляющий
задатки чувства долга: ответственность за
свои действия и поведение; принимающий и
уважающий различия между людьми.
Освоивший основы речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный,
умеющий слушать и слышать собеседника,
способный взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками на основе общих интересов и
дел.

10

Познавательное

Физическое и
оздоровительное

Трудовое

Этико- эстетическое

Знание

Любознательный, наблюдательный,
испытывающий потребность в
самовыражении, в том числе творческом,
проявляющий инициативу активность,
самостоятельность, игровой, в
познавательной, коммуникативной и
продуктивных видах деятельности и в
самообслуживании, обладающий первичной
картиной мира на основе традиционных
ценностей российского
общества

Здоровье

Владеющий основными навыками личной и
общественной гигиены,стремящийся
соблюдать правила безопасного поведения в
быту, социуме (в том числе в цифровой
среде), природе.

Труд

Понимающий ценность труда всемье и в
обществе на основеуважения к людям труда,
результатам их деятельности, проявляющий
трудолюбие при выполнении поручений и
в
самостоятельной деятельности

Культура икрасота

Способный воспринимать и чувствовать
прекрасное в быту, природе, поступках,
искусстве, стремящийся к отображению
прекрасного в продуктивных видах
деятельности, обладающий зачатками
художественно-эстетического вкуса.

Планируемые результаты
На этапе окончания дошкольного детства ребенок:
• любит свою семью, принимает ее ценности;
• проявляет интерес к истории своей страны, своего края, своего народа и его
традициям; эмоционально реагирует на государственные символы;
• осознает свои качества, индивидуальные особенности и возможности, способен к
дифференцированной самооценке;
• имеет позитивное мировосприятие, проявляет оптимизм, обладает чувством
эмоционального благополучия и комфорта;
• относится положительно к себе и ближайшему окружению, проявляет заботу и
внимание к другим людям;
• деятелен и активен, способен организовать игровую деятельность;
• мотивирован к осуществлению познавательной и творческой деятельности, способенк
самостоятельному поиску решений в новой для него ситуации;
• принимает адекватную полу гендерную роль и проявляет готовностьк ее выполнению;
• способен к разным формам общения со взрослым (деловому, познавательному,
11

личностному);
• отзывчив, доброжелателен, готов к совместной деятельности со сверстниками;
• осознает и принимает элементарные общественные нормы и правила поведения;
• стремится к выполнению социальных норм и правил безопасного и здорового образа
жизни;
• владеет устными средствами вербального и основами невербального общения,
достаточными для эффективной коммуникации и взаимодействия со взрослыми и
сверстниками;
• способен к регуляции своего поведения и своей деятельности на основе становления
способности предвосхищать и прогнозировать чувства и эмоции – эстетические чувства
(чувство прекрасного), моральные чувства (гордость, стыд, вина), интеллектуальные чувства
(радость познания).
1.4. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
1.4.1. Потенциал социокультурного пространства для воспитания детей
дошкольноговозраста
В МБДОУ акцентируется внимание на проведении мероприятий патриотической и
этнокультурной направленности. Осуществляется проектная деятельность, используются
инновационные технологии.
Для воспитанников, нуждающихся в коррекции звукопроизношения и формировании
фонетико-фонематического слуха, организуется логопедическое сопровождение в форме
индивидуально-подгрупповых занятий.
Характеристика особенностей территориального расположения МБДОУ, его социальнокультурного окружения, специфика образовательных запросов родителей и одновременно с
этим наличие достаточных внутренних ресурсов МБДОУ (квалификация педагогического
состава, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение) позволяют в процессе
образовательной деятельности решать следующие (вариативные) задачи.
1. Формировать первичные представления о здоровом образе жизни у детей раннего и
младшего дошкольного возраста.
2. Выполнить миссию МБДОУ как культурно-просветительского центра микрорайона в
условиях отсутствия развитой социокультурной и досуговой инфраструктуры д.Мстихино.
3.
Реализовать образовательный запрос родителей на художественно-эстетическое
воспитание детей средствами музыки, а также организации системы музыкально- ритмической
деятельности.
4. Реализовать образовательный запрос родителей на приобщение детей к истокам
русской народной культуры, изучению истории и культуры малой Родины.
Результаты освоения программы, прогнозируемые в целях удовлетворения интересов
детей и запросов родителей воспитанников представлены в Приложении 3 к ООП ДО МБДОУ.
1.4.2. Система оценки результатов освоения Программы (особенностипроведения
педагогической диагностики)
Результаты достижений по целевым ориентирам Программы воспитания не подлежат
непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются
основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Программой
предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных
достижений, основанная на методе наблюдения за поведением детей. В фокусе педагогической
диагностики находится понимание ребенком смысла конкретной ценности и ее проявление в его
поведении.

12

2.1.

II.
Содержание Программы воспитания
Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания

Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного
возраста всех образовательных областей, является объединение воспитания и обучения в
целостный образовательный процесс, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого
является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие
Предложенные направления не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти
образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в
целостном образовательном процессе. На их основе определяются региональный и
муниципальный компоненты.
2.1.1. Патриотическое направление воспитания
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к
своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом
(гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к
своему народу.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как
нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей
образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
Задачи патриотического воспитания:
формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку,
культурному наследию своего народа;
воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства
собственного достоинства как представителя своего народа;
воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим
соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам,
родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической
принадлежности;
воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания
единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
При реализации указанных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание
на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и
своегонарода;
организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение
детей кроссийским общенациональным традициям;
формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного
отношения крастениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.

13

2.1.2. Социальное направление воспитания
Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального
направления воспитания.
Выделяются основные задачи социального направления воспитания.
1.
Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи
с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и
детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах
деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков
самих детей в группе в различных ситуациях.
2.
Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в
обществе эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности,
сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.
3.
Развитие способности поставить себя на место другого как проявление
личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.
При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание
на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с
правилами, традиционные народные игры и пр.;
воспитывать у детей навыки поведения в обществе;
учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах
деятельности;
- учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей;
- создавать доброжелательный психологический климат в группе.
2.1.3. Познавательное направление воспитания
Ценность – знания. Цель познавательного направления воспитания – формирование
ценности познания.
Значимым для воспитания является формирование целостной картины мира ребенка, в
которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям,
природе, деятельности человека.
Задачи познавательного направления воспитания:
1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;
2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет- источники,
дискуссии и др.).
Направления деятельности воспитателя:
– совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения,
проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра
доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
– организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и
исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
– организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей
иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию, различного типа
конструкторы и наборы для экспериментирования.

14

2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания
Ценность – здоровье. Цель данного направления – сформировать навыки здорового
образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие
и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности:
выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта,
прогулок.
Задачи по формированию здорового образа жизни:
1) укрепление: закаливание организма, повышение сопротивляемости к воздействию
условий внешней среды, укрепление опорно-двигательного аппарата;
2) развитие: развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и
умениям, формирование представлений в области физической культуры, спорта, здоровья и
безопасного образа жизни;
3)
сохранение: организация сна, здорового питания, воспитание экологической
культуры, обучение безопасности жизнедеятельности и выстраиванию правильного режима дня.
Направления деятельности воспитателя:
–
организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных
народных игр,дворовых игр на территории детского сада;
–
создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
–
введение оздоровительных традиций в ДОО.
Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной
частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников
понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и
здоровью человека, но и нормальным социальным ожиданиям окружающих людей.
Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны
формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОО.
В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых
ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью,
ребенок вводит их в свое бытовое пространство и постепенно они становятся для него
привычкой.
Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, ДОО сосредотачивает свое
внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
–
формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
–
формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и
чистоте тела;
–
формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
–
включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.
Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков ведется в тесном
контакте с семьей.
2.1.5. Трудовое направление воспитания
Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен
принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду
и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей
определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной
стороны.
Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании
ценностного отношения детей к труду и трудолюбию, а также в приобщении ребенка к труду.
15

Можно выделить основные задачи трудового воспитания.
1. Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание
положительного отношения к их труду, а также познание явлений и свойств, связанных с
преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой
деятельности взрослых и труда самих детей.
2. Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание
навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.
3. Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику
напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).
При реализации данных задач сосредоточить свое внимание на нескольких направлениях
воспитательной работы:
– показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни,
использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
– воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания
родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена с
трудолюбием;
– предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они
почувствовали ответственность за свои действия;
– собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее
настроение, формировать стремление к полезной деятельности;
– связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда,
желанием приносить пользу людям.
–
2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания
Ценности – культура и красота.
Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство
–
уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений
является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о
культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением
нравственных представлений.
Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания.
формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
воспитание представлений о значении опрятности и внешней красоты, их влиянии
на внутренний мир человека;
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и пониманияпроизведений
искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны
и других народов;
развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка
действительности;
формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным,
создавать его.
Основные направления воспитательной работы:
учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами,
интересами, удобствами;
воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности,
вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах;
воспитывать культуру речи (называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не
16

перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом);
воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с
игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОО; умение подготовиться к
предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять, и заканчивать ее, после
завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в
порядок свою одежду.
Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного отношения к
красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта, развитие
эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей
внутреннего мира ребенка.
Направления деятельности по эстетическому воспитанию предполагают следующее:
– выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с
воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и
творчества;
– уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их
произведений в жизнь ДОО;
– организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.;
– формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на
русском и родном языке;
– реализацию вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным
направлениям эстетического воспитания.
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса в ДОУ
В перечне особенностей организации воспитательного процесса в ДОО отображаются:
− региональные и территориальные особенности социокультурного окружения ДОО;
− воспитательно значимые проекты и программы, в которых уже участвует ДОО,
дифференцируемые по признакам: федеральные, региональные, территориальные и т. д.;
− воспитательно значимые проекты и программы, в которых ДОО намерена принять
участие, дифференцируемые по признакам: федеральные, региональные, территориальные и т.
д.;
− ключевые элементы уклада ДОО в соответствии со сложившейся моделью
воспитательно значимой деятельности, накопленным опытом, достижениями, следованием
традиции, укладом ее жизни;
− наличие инновационных, опережающих, перспективных технологий воспитательно
значимой деятельности, потенциальных «точек роста»;
− существенные отличия ДОО от других образовательных организаций по признаку
проблемных зон, дефицитов, барьеров, которые преодолеваются благодаря решениям,
отсутствующим или недостаточно выраженным в массовой практике;
− особенности воспитательно значимого взаимодействия с социальными партнерами
ДОО;
− особенности ДОО, связанные с работой с детьми с ограниченными возможностями
здоровья, в том числе с инвалидностью.
Программа учитывает условия, существующие в дошкольном учреждении,
Задачи воспитания реализуются в течение всего времени нахождения ребенка в детском
саду: в процессе НОД, режимных моментов, совместной деятельности с детьми и
индивидуальной работы.
Основные традиции воспитательного процесса в нашем ДОУ:
1.
Стержнем годового цикла воспитательной работы являются общие для всего
детского сада событийные мероприятия, в которых участвуют дети разных возрастов.
17

Межвозрастное взаимодействие дошкольников способствует их взаимообучению и
взаимовоспитанию. Общение младших по возрасту ребят со старшими создает благоприятные
условия для формирования дружеских отношений, положительных эмоций, проявления
уважения, самостоятельности. Это дает больший воспитательный результат, чем прямое
влияние педагога.
2.
Детская художественная литература и народное творчество традиционно
рассматриваются педагогами ДОУ в качестве наиболее доступных и действенных в
воспитательном отношении видов искусства, обеспечивающих развитие личности дошкольника
в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностными установками.
3.
Воспитатели и специалисты ДОУ ориентированы на организацию
разнообразных форм детских сообществ. Это кружки, творческие студии, лаборатории,
детско-взрослые сообщества и др. Данные сообщества обеспечивают полноценный опыт
социализации детей.
4.
Коллективное
планирование,
разработка
и
проведение
общих
мероприятий. В ДОУ существует практика создания творческих групп педагогов, которые
оказывают консультационную, психологическую, информационную и технологическую
поддержку своим коллегам в организации воспитательных мероприятий.
5.
В детском саду создана система методического сопровождения
педагогических инициатив семьи. Организовано единое с родителями образовательное
пространство для обмена опытом, знаниями, идеями, для обсуждения и решения конкретных
воспитательных задач. Именно педагогическая инициатива родителей стала новым этапом
сотрудничества с ними, показателем качества воспитательной работы.
6.
Дополнительным воспитательным ресурсом по приобщению дошкольников к
истории и культуре своей Отчизны и своего родного края являются мини-музеи,
организованные в каждой группе дошкольного учреждения. Музейная педагогика
рассматривается нами как ценность, обладающая исторической и художественной значимостью.
Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко
используется и как самостоятельная форма работы с детьми, и как эффективное средство и
метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается
творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры- драматизации и
инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и игры с правилами
(дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.).
Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности обучающихся. Ее
содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков,
уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских
способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического
руководства. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как
непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя.
Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время
утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с
целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с
отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле, например,
часто болеющими, хуже усваивающими учебный материал при фронтальной работе и т.д.
Воспитательный процесс в МБДОУ организуется в развивающей среде, которая
образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством
собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет не только количественного накопления,
но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности,
функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности,
соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п.
18

Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели
свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем,
придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования
материалами, оборудованием.
Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части нравственного
становления. Воспитательная деятельность направлена на формирование эмоциональной
готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру
труда взрослых людей. Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный
подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений,
личностных симпатий при постановке трудовых заданий, объединении детей в рабочие
подгруппы и т.д.) и моральная мотивация детского труда.
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива
с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания
Необходимость взаимодействия педагогов с родителями традиционно признаётся
важнейшим условием эффективности воспитания детей.
Более того, в соответствии с ФГОС ДО сотрудничества с родителями является одним из
основных принципов дошкольного образования.
Нельзя забывать, что личностные качества (патриотизм, доброжелательность,
сострадание, чуткость, отзывчивость) воспитываются в семье, поэтому участие родителей в
работе ДОУ, в совместных с детьми мероприятиях, их личный пример – все это вместе дает
положительные результаты в воспитании детей,приобщении к социокультурным нормам.
Поэтому активное включение родителей в единый совместный воспитательный процесс
позволяет реализовать все поставленные задачи и значительно повысить уровень партнерских
отношений.
Цель взаимодействия: объединение усилий педагогов ДОУ и семьи по созданию условий
для развития личности ребенка на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и
правил, принятых в российском обществе.
Задачи:
1.
Повысить компетентность родителей в вопросах развития личностных качеств
детей дошкольного возраста.
2.
Оказать психолого-педагогической поддержку родителям в воспитании
ребенка.
3.
Объединить усилия педагогов и семьи по воспитанию дошкольников
посредством совместных мероприятий.
Основные формы и содержание работы с родителями
1.
Анкетирование. Данная форма используется с целью изучения семьи,
выявления образовательных потребностей и запросов родителей. Способствует установлению
контактов, а также для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
2.
Консультации. Это самая распространенная форма психолого-педагогической
поддержки и просвещения родителей. Проводятся индивидуальные и групповые консультации
по различным вопросам воспитания ребенка. Активно применяются консультации-презентации
с использованием ИК-технологий.
3.
Мастер-классы. Активная форма сотрудничества, посредством которой
педагог знакомит с практическими действиями решения той или иной задачи. В результате у
родителей формируются педагогические умения по различным вопросам воспитания детей.
19

4.
Педагогический тренинг. В основе тренинга – проблемные ситуации,
практические задания и развивающие упражнения, которые «погружают» родителей в
конкретную ситуацию, смоделированную в воспитательных целях. Способствуют рефлексии и
самооценке родителей по поводу проведённой деятельности.
5.
«Газета для родителей «Вести из Ромашково». Ежемесячный выпуск, в
котором освещаются различные вопросы жизнедеятельности детей в ДОУ, практические
советы, положительный опыт семейного воспитания.
6.
«Родительская почта». В детском саду организована дистанционная форма
сотрудничества ДОУ с родителями. Взаимодействие происходит в социальных сетях в
«ВКонтакте», «Одноклассники», через мессенджеры и через видеозвонки. Используется
официальный сайт учреждения. Такая форма общения позволяет родителям уточнить различные
вопросы, пополнить педагогические знания, обсудить проблемы.
7.
Праздники, фестивали, конкурсы, соревнования. Периодически проводятся
совместные с родителями мероприятия, которые включают в общее интересное дело всех
участников образовательных отношений. Тем самым оптимизируются отношения родителей и
детей, родителей и педагогов, педагогов и детей.
8.
«Мастерская». В рамках данной формы сотрудничества родители и педагоги
(часто при участии детей) совместно изготавливают атрибуты и пособия для игр, развлечений и
других мероприятий.
9.
Родительские собрания. Посредством собраний координируются действия
родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам обучения,
воспитания, оздоровления и развития детей.
10.
Совместные творческие выставки. Дети и родители создают совместные
работы (рисунки, коллажи, макеты, др.).
11.
Проектная деятельность. Совместные проекты творческие и образовательные,
семейные, индивидуальные укрепляют взаимодействие участников образовательных
отношений.
2.4.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Комплексная программа «Детство», на основе которой реализуется ООП ДО МБДОУ программа с выраженной гуманистической направленностью и ярко выраженной творческой
линией, что определяет выбор приоритетов.
Развитие социально-личностного направления включает:
- психолого-педагогическое сопровождение детей на этапе адаптации к условиям
МБДОУ: мероприятия, направленные на облегчение процесса адаптации; социализацию ребенка
в кругу сверстников; развитие познавательной сферы ребенка, главным образом сенсорное
развитие;
- комплекс мероприятий, направленных на включение детей в систему социальных
отношений, формирование семейной и гражданской принадлежности, воспитание
нравственно-патриотических чувств, др.
Данное направление ориентирует педагогов на ознакомление детей с миром людей и
отношений, с доступными для их понимания переживаниями и проблемами людей (взрослых и
сверстников), с их поступками, эмоциональными состояниями. Они начинают осознавать
смысл социальных, культурных норм поведения и отношений людей в обществе. Так
постепенно формируются социально-ценностные ориентации детей, понятия о гуманном и
негуманном поведении, умение замечать общность настроения природы и человека,
сострадать человеку, животным, растениям, желание участвовать в гуманистически
направленной деятельности.
20

Особое
внимание
уделяется
нравственно-патриотическому
воспитанию
дошкольников, чему способствуют сформировавшиеся традиции МБДОУ (встречи с
участниками Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, старшим
поколением, проведение акций социальной направленности, др.).
Большое внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной
культуры через различные формы организации образовательного процесса (внедрение музейной
педагогики, проведение праздников, экскурсий, изобразительную деятельность, др.).
Развитие художественно-эстетического направления включает: формирование
культурно-ценностных ориентаций и приобщение детей в практической деятельности ко всем
видам народного искусства: музыка, художественная литература, художественное
творчество, развитие творческих способностей. Для развития данного направления
формируется современная развивающая среда: работает изостудия, в группах имеются
«центры творчества», созданы мини-музеи.
Развитие приоритетного направления деятельности по художественно-эстетическому
развитию усиливается за счёт использования парциальной программы по ритмической
пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Ритмическая мозаика»,
А.И.Бурениной, которая направлена на развитие музыкальных-психомоторных способностей
ребёнка (гибкость, пластичность, выразительность движений, др.), его психологическое
раскрепощение.
В образовательном процессе предусмотрено комплексно-тематическое планирование по
формированию и развитию представлений о малой родине (знакомство детей с
Калужским краем), о социокультурных ценностях нашего народа, традициях, истоках русской
народной культуры.
Формирование основ здорового образа жизни. Особое внимание уделено данному
направлению в раннем и младшем дошкольном возрасте
ДОО осуществляет связь с различными образовательными, культурными, иными
организациями, что помогает расширять кругозор детей, способствует их развитию по всем
образовательным областям, формирует коммуникативные навыки, приобщает к
общечеловеческим ценностям.
Наиболее существенные характеристики содержания Программы Цели программы:
1.
Развитие интереса детей к познанию истории и культуры нашего народа,
родного края,формирование духовности, нравственно-патриотических чувств.
2.
Развитие ребёнка, становление гармонически развитой личности средствами
музыки.Содержание работы по ознакомлению с малой родиной.
Программа включает в содержание работы региональный компонент во всех видах
детской деятельности:
средствами
использования
региональных,
муниципальных
программ,
авторизованных программ и опытов работы педагогов МБДОУ города Калуги по
ознакомлению детей с национально-культурными особенностями области, города и
формированию духовно-нравственной культуры;
через изучение и максимальное использование благоприятных климатических,
природных и культурных особенностей региона при проведении физкультурно-оздоровительной
и воспитательно-образовательной работы
Ознакомление с малой родиной осуществляется в группах среднего и старшего
дошкольного возраста в образовательной деятельности в режимных моментах.
Данное направление предусматривает:
• построение программы на местном (Калужская обл., г. Калуга) материале с целью
воспитания уважения к своей малой родине;
21

приобщение ребенка к национальному культурному наследию: народным
художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных
писателей, поэтов, композиторов, художников. Дети совместно с взрослыми познают
традиции
и
обычаи.
Знакомятся
с
природными
особенностями
города,
с
достопримечательностями города и районов;
• Дети старшего дошкольного возраста участвуют в спортивной и культурной жизни
города, в районных, городских, всероссийских соревнованиях, конкурсах, фестивалях, акциях.
Задачи решаются во всех видах детской деятельности, в играх, в труде, в быту, так как
воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его
взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Формами (примерные) подведения итогов реализации программы являются:
—
выставки детских (совместных) работ: «Калуга – мой город родной»,
«Бабушкиноподворье»;
—
фестиваль мастериц (мамы, бабушки): «Марья Искусница»;
—
выставка домашней выпечки: «Национальное блюдо»;
—
спортивный праздник «Игры наших бабушек»;
—
музыкальный досуг: «Танцевальная мозаика»;
—
игры-путешествия, конкурсы, викторины;
—
выставка фотогазет, стенгазет «Дружная семейка»;
—
совместные сочинения детей и родителей: «Путешествие по Калужскому краю»,
др.
•

22

III.
Организационные условия реализации Программы воспитания
3.1.
Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Программа
воспитания
ОО
обеспечивает
формирование
социокультурного
воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего
готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными
принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые
виды совместной деятельности. Уклад ОО направлен на сохранение преемственности
принципов воспитания при переходе с уровня дошкольного образования на уровень начального
общего образования:
1.
Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том
числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства
обучения.
2.
Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к
достижению целевых ориентиров Программы воспитания.
3.
Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
4.
Учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста, в
интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических,
психологических, национальных и пр.).
Условия реализации Программы воспитания (кадровые, материально-технические,
психолого-педагогические, нормативные, организационно-методические и др.) :
3.2.

Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОО

Событие – это единица воспитания. Это форма совместной деятельности ребенка и
взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного
опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность
воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в
значимой для него общности. Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести
воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым.
Подлинно воспитательное событие всегда есть спроектированная взрослым
образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл
реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания.
Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно
возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей,
индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и
подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с
календарным планом воспитательной работы ДОО, группы, ситуацией развития конкретного
ребенка.
Проектирование событий в ДОО возможно в следующих формах:
– разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детсковзрослый спектакль, творческая лаборатория, совместное конструирование, спортивные
соревнование и игры, трудовые акции, праздники, экскурсии, фестиваль искусств и др.);
– проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с
взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, литература,
прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России;
– создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы с
приглашением ветеранов, День пожилого человека с приглашением людей старшего поколения,
«Театр в детском саду» – показ спектакля концертов для детей наших социальных партнёров, и
т. д.).
23

Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической
работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому
педагогу создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать работу с
группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.
3.3.

Организация предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная среда (далее – ППС) отражает федеральную, региональную
специфику, а также специфику ДОО и включает:
оформление помещений и групповых участков;
оборудование;
игрушки.
ППС отражает ценности, на которых строится программа воспитания, и способствовать
их принятию и раскрытию ребенком.
Среда включает знаки и символы государства, региона, города и организации.
Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие
особенности социокультурных условий, в которой находится организация.
Среда должна быть экологичной, природосообразной и безопасной.
Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности.
Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей.
Среда
обеспечивает
ребенку
возможность
познавательного
развития,
экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость
научного познания, формирует научную картину мира.
Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности
труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда,
представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены в
среде.
Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл
здорового образа жизни, физической культуры и спорта.
Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с
особенностями региональной культурной традиции. Вся среда дошкольной организации должна
быть гармоничной и эстетически привлекательной.
Игрушки, материалы и оборудование должны соответствовать возрастным задачам
воспитания детей дошкольного возраста.
Материально-техническое обеспечение реализации Программы воспитания
Наименование

Основные требования

Групповые помещения оснащены детской мебелью, игрушками и
пособиями отвечающей гигиеническим и возрастным особенностям
воспитанников Подбор оборудования осуществляется исходя из того,
что при реализации ООП ДО основной формой работы с детьми и
ведущей деятельностью для них является игра
Участок детскогосада Участки для прогулок, прогулочные веранды, спортивный участок,
ограждение. Материалы и оборудование для двигательной активности,
игровой и познавательной деятельности, «экологическая
тропа»
Группа

24

Музыкальный зал

Обеспечение
разнообразной
двигательной
активности
детей
дошкольного возраста
Спортивный зал
Обеспечение разнообразной двигательной активности и музыкальной
деятельности детей дошкольного возраста
Музеи и мини-музеи Проведение экскурсий, организационно-выставочной деятельности,
мастер-классов, занятий с детьми
Кабинеты
Проведение индивидуальных занятий с учителем-логопедом,
специалистов учитель- занятийкружковой деятельности по дополнительному образованию
логопед
Изостудия

Обеспечение организационно-выставочной деятельности, мастерклассов, проведения творческих занятий, занятий кружковой
деятельности по дополнительному образованию

3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
В ДОУ распределены функциональные обязанности, связанные с организацией и реализацией
воспитательного процесса
Наименование
Функционал, связанный с организацией и реализацией воспитательного
должности
процесса
в
соответствии
со
штатным расписанием
Заведующий ДОУ

- управляет воспитательной деятельностью на уровне ДОУ;
создает условия, позволяющие педагогическому составу
реализовать воспитательную деятельность;
проводит анализ итогов воспитательной деятельности в ДОУ за
учебный год;
регулирование воспитательной деятельности в ДОУ;
создание необходимой для осуществления воспитательной
деятельности инфраструктуры;
контроль за исполнением управленческих решений по
воспитательной деятельности в ДОУ (в том числе осуществляется через
мониторинг качества организации воспитательной деятельности в
ДОУ);
развивает сотрудничества с социальными партнерами

25

Старший воспитатель - формирование мотивации педагогов к участию в разработке и
реализации разнообразных образовательных и социально значимых
проектов;
планирование воспитательной деятельности в ДОУ на учебный
год,включая календарный план воспитательной работы на учебный год;
информирование о наличии возможностей для участия
педагогов ввоспитательной деятельности;
наполнение сайта ДОУ информацией о воспитательной
деятельности;
организация
повышения
психолого-педагогической
квалификациивоспитателей;
организационно-координационная работа при проведении
общесадовых воспитательных мероприятий;
участие обучающихся в районных и городских, конкурсах и т.д.;
организационно-методическое сопровождение воспитательной
деятельности педагогических инициатив;
стимулирование активной воспитательной деятельности
педагогов
Воспитатель
обеспечивает занятие обучающихся творчеством, медиа,
физической культурой;
формирование у обучающихся активной гражданской позиции,
сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных
ценностей в условиях современной жизни, сохранение традиций ДОО;
организация работы по формированию общей культуры
будущегошкольника;
внедрение здорового образа жизни;
внедрение в практику воспитательной деятельности научных
достижений, новых технологий образовательного процесса;
-организация обучающихся в мероприятиях, проводимых
районными, городскими и другими структурами в рамках
воспитательной деятельности
Музыкальный
- развивает художественно-эстетический вкус детей, эмоциональную
руководитель
отзывчивый к красоте, знакомит с миром искусства средстами
музыки
Учитель-логопед
- оказывает коррекционную помощь обучающимся
Педагог-психолог
- организует психолого-педагогическое сопровождение
Младший воспитатель совместно с воспитателем обеспечивает занятие обучающихся
творчеством, трудовой деятельностью;
участвует в организации работы по формированию общей
культурыбудущего школьника
3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
Нормативно-правовое и информационное обеспечение по вопросам воспитания
обучающихся
1.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;

26

2.
Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до
2024 года»;
3.
Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся;
4.
Примерная программа воспитания для образовательных организаций,
реализующих образовательные программы дошкольного образования, одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 01 июля 2021 г.
№ 2/21;
5.
Методические рекомендации по разработке программ воспитания ФГБНУ
«Институт стратегии развития образования Российской академии образования»;
6.
Примерная рабочая программ воспитания для образовательных организаций,
реализующих образовательные программы дошкольного образования, одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 01 июля 2021 г.
№ 2/21.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Основные локальные акты:
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ №
12;
План работы на учебный год;
Календарный учебный график;
Рабочая программа воспитания в ДОУ;
Рабочие программы образовательной деятельности педагогов групп, как часть
основнойобразовательной программы;
Должностные инструкции педагогов, отвечающих за организацию воспитательной
деятельности в ДОУ.
Информационное обеспечение реализации Программы воспитания
Информационное обеспечение образовательного процесса ДОУ включает:
информационные стенды, уголки;
ширмы и папки-передвижки, памятки, буклеты;
фотовыставки, стенгазеты, творческие работы совместной и детской деятельности;
ежемесячный выпуск газеты для родителей «Вести из Ромашково»;
официальный сайт ДОУ в сети Интернет;
группы в сети Интернет.
3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых
личностных результатов в работе с особыми категориями детей
Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной системы принять
любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей (психофизиологических,
социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и
обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.
Инклюзия является ценностной основой уклада ДОО и основанием для проектирования
воспитывающих сред, деятельностей и событий.
На уровне уклада ДОО инклюзивное образование – это идеальная норма для воспитания,
27

реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение,
взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности
должны разделяться всеми участниками образовательных отношений в ДОО.
На уровне воспитывающих сред: ППС строится как максимально доступная для детей с
ОВЗ; событийная воспитывающая среда ДОО обеспечивает возможность включения каждого
ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда
обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов
сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями,
воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании развиваются
на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в
разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает
условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность
и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел
с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает
возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт,
развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация должна
обеспечить переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе
детей и взрослых.
Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях ДОУ являются:
1)
формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности;
2)
формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
3)
обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
семье
ребенка с
особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности
родителей;
4)
налаживание
эмоционально-положительного
взаимодействия
детей с
окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
5)
расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и представлений
об окружающем мире;
6)
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;
7)
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
8)
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

28

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Используемые программы
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет.
Игровая и продуктивная деятельность. - М.: ТЦ Сфера, 2006.- 112с..
Шипицына, Л.М., Защиринская О.В. и др. Азбука общения. Развитие личности ребёнка,
навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998. –384с.
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»/ О.Л.Князева,
М.А.Маханёва 1998 г
3.7.

•
•
•

3.8. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы строится на основе базовых ценностей и
примерного тематического плана основной образовательной программы дошкольного
образования МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП «Росинка». Мероприятия проводятся как
для всего детского сада, так и внутри групп. Мероприятия для всего детского сада
разрабатываются специалистами (музыкальный руководитель, учитель-логопед, ст.
воспитатель). Для мероприятий внутри группы воспитатель самостоятельно разрабатывает
конкретные формы реализации воспитательного цикла.
Календарный план планируется на один учебный год и является приложением к
Программе воспитания.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».