Рабочая программа учителя - логопеда Кузнецовой Е.И. для детей в возрасте от 3 до 7 лет, нуждающихся в особых образовательных услугах

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детство» «Центр развития ребёнка» города Калуги
необособленное структурное подразделение «Мозаика»

Принята
на заседании педагогического совета
протокол от «30» августа 2023 г. № 1

Утверждена
приложение №4 к приказу
от 31.08.2023 № 360

Рабочая программа учителя-логопеда
для детей в возрасте от 3 до 7 лет, нуждающихся в особых
образовательных услугах, дошкольной образовательной
организации
(срок реализации от 3-х месяцев до 1 года)

разработана учителем – логопедом:
Кузнецовой Е.И.

г. Калуга,
2023

СОДЕРЖАНИЕ
Наименование раздела
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи рабочей программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
1.2. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики
1.2.1. Характеристики особенностей развития детей с нарушениями речи
1.3. Предполагаемые результаты освоения программы детьми с ФНР
1.4. Предполагаемые результаты освоения программы детьми с ФФНР
2.
Содержательный раздел
2.1. Описание коррекционной работы с детьми с фонематическим недоразвитием
(ФНР)
2.2. Описание коррекционной работы с детьми с фонетико – фонематическим недоразвитием (ФФНР)
2.3. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей
программы
2.4. Особенности взаимодействия учителя – логопеда с педагогами и специалистами
НСП «Мозаика»
2.5. Особенности взаимодействия учителя – логопеда с семьями воспитанников
3.
Организационный раздел
3.1. Психолого – педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
3.1.1. Особенности организации коррекционной работы
3.1.2. Особенности организации развивающей предметно – пространственной
среды
3.1.3. Обеспечение методическими материалами, средствами обучения и воспитания
3.2. График работы учителя – логопеда, циклограмма рабочего времени
3.3. Система оценки результатов освоения рабочей программы

Стр.

1.

3
4
4
5
5
7
8
8
9
14
15
17
18
18
21
22
23
27

2

1.

Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.
Рабочая программа учителя - логопеда рассчитана на 2023/2024 учебный год и предназначена для детей 5(4,5) – 7 лет с нарушениями речи (ФН, ФФНР и др.), зачисленных решением
ППк на индивидуальные занятия.
Рабочая программа учителя – логопеда разработана:
- в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного
Образования от 17 октября 2013 г. N 1155 (далее в программе ФГОС ДО);
- в соответствии Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12
№ 273-ФЗ;
- на основе основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП «Мозаика»;
- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- на основании приказа Министерства образования и науки Калужской области от 16.03.16 №
07-022/ 778-16 «Об оказании коррекционно-развивающей помощи обучающимся в образовательных организациях»;
- на основе парциальных программ:
Т. Б.Филичева, Г. В.Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетикофонематическим недоразвитием. Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов
с нарушениями речи. М.:МГОПИ,1993.-72с;
Программа коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта/сост. О. Н. Киреева. - СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –
ПРЕСС», 2016. – 112 с.;
- в соответствии с имеющимися условиями необособленного структурного подразделения «Мозаика» города Калуги;
- региональными особенностями Калужской области;
- социальным заказом родителей.
Для обеспечения высокой результативности коррекционно-развивающей работы с воспитанниками частично используются современные методические разработки: В.К. Воробьевой,
О.С. Гомзяк, О.В. Егоровой, Л.А. Комаровой, В.В. Коноваленко, Н.Ю. Костылевой, Е.Н. Спивак.

3

1.1.1. Цели и задачи программы
Цель: создание условий для формирования полноценной фонетической и лексикограмматической системы языка, развития фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи (ФНР, ФФНР и др. речевыми патологиями), зачисленных на индивидуальные занятия.
Задачи:
• обеспечить своевременное выявление, преодоление и предупреждение речевых нарушений у воспитанников НСП;
• оказывать консультативную помощь родителям по преодолению речевых нарушений;
• создавать необходимые условия для всестороннего развития ребенка с речевыми нарушениями для обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив
сверстников;
• устранять недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах,
обусловленных особенностями речевого дефекта у детей с нарушением речи.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и опирается на следующие принципы:
1. Принцип научности и системности – данный принцип является базовым для всех видов
образовательной деятельности. Содержание учебного материала научно обоснованно и практически апробировано;
2. Принцип всестороннего развития личности ребенка. Реализация этого принципа актуальна в связи с решением задачи обеспечения интеллектуального, личностного и физического
развития ребёнка, осуществления необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка, воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности в целях успешной социализации ребёнка
в обществе;
3. Принцип активности и сознательности реализовывается на каждом занятии с детьми,
имеющими ФН, ФФН;
4. Принцип комплексности и интегративности. Успех коррекционного воздействия становится возможным только при наличии комплексного психолого-медико-педагогического подхода, который выражается в следующем:
• коррекционная помощь,
• психологическая помощь,
• взаимосвязь в работе всех специалистов НСП;
5. Принцип учета возрастных особенностей и доступности материала. Данная программа
составлена с учетом речевых и возрастных особенностей детей с ФН и ФФН;
6. Принцип наглядности особенно важен в работе с детьми, имеющими речевые нарушения;
7. Принцип учета индивидуального и дифференцированного подхода. В состав одной подгруппы включаются дети с одинаковым дефектом и одного возраста. Речевой материал для занятий подбирается логопедом с учетом речевых особенностей детей;

4

8. Принцип учета зоны ближайшего развития. Учебный материал, предлагаемый детям на
занятиях должен содержать посильную трудность, которую дети преодолевают самостоятельно
либо с помощью логопеда (данный принцип разработан Л.С. Выготским);
9. Принцип связи речи с другими психическими процессами. Этот принцип раскрывает
взаимосвязь формирования отдельных компонентов речи с другими психическими процессами
(восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления);
10. Принцип воспитывающего характера обучения. На каждом занятии решаются не только образовательные и коррекционные, но и воспитательные задачи;
11. Принцип ведущей роли учителя-логопеда в организации и координации коррекционной работы.

1.2. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики
1.2.1. Характеристики особенностей развития детей с нарушениями речи
На индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем–логопедом зачисляются дети с ФНР (фонетическое недоразвитие речи), с ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи).
Общая характеристика речи детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)
Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) - расстройство речи, проявляющееся в нарушениях
звукопроизношения, связанное либо с анатомическими дефектами артикуляторного аппарата,
либо с неблагоприятными условиями развития речи, либо с нарушениями фонематического
восприятия или движений артикуляторных органов при сохранном слухе.
При ФНР нарушается произношение лишь согласных звуков и, как правило, сложных по
артикуляции.
Звукопроизношение характеризуется нарушением не более двух групп звуков. Чаще
всего нарушаются свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары); Ц, шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ;
сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары).
Внешние дефекты звукопроизношения могут быть выражены в одном из следующих вариантах:
•

отсутствие звука лапа – апа;

•

замена одного звука другим лапа – япа – ляпа – гапа;

• смешение звуков (проявляется в том, что один и тот же звук может одновременно иметь
несколько звуков-заменителей, т.е. смешиваться с другими) япа, маляко;

искаженное произнесение звуков (такое, которое не соответствует языковым нормам
родного языка, например, картавость).
•

Во всех случаях нарушения речи имеются нарушения артикуляционной моторики. Нарушения артикуляционной моторики сочетаются с недостаточным развитием общей и мелкой моторики пальцев рук.
Фонематический слух, как правило, нарушен негрубо, звуко-слоговая структура
слов (ритмический контур, ударность, число слогов) в основном сохранна, имеются некоторые
незначительные проблемы в лексико-грамматическом развитии.
Для детей с ФНР характерно неустойчивое внимание, отвлекаемость, низкая познавательная активность. Объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой, при этом ребенку
понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал. Отмечаются
5

особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием нагляднообразного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений.
Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие
чего может быть замедленным и восприятие учебного материала, выполнение заданий с ошибками.
Речь звучит некрасиво и неправильно. Раннее выявление детей с ФНР является необходимым условием для успешной коррекции. Недостатки звукопроизношения в дошкольном возрасте могут привести к нарушению письма и чтения. Дети с ФНР нуждаются в коррекционноразвивающей работе в условиях индивидуальных занятий с учителем - логопедом, которая учитывает все логопедические, физиологические и психолого-педагогические особенности дошкольников с фонетически недоразвитием речи. Процесс коррекции звукопроизношения у детей с ФН занимает более краткие сроки, чем у детей с ФФН и составляет от 3-х до 6-ти месяцев. К школьному возрасту речь детей соответствует возрастной норме. Они имеют достаточные представления о звуковом составе слова, правильно соотносят звуки и буквы и не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками произношения соответствующих звуков.
Общая характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования
произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и
произношения фонем. Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового
анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна.
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:
•

трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;

• при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
•

невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Основные проявления, характеризующие ФФН:
недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с»,
«ч», «ш» ребенок произносит звук «ть»: «тюмка» вместо «сумка», «тяска» вместо «чашка»,
«тяпка» вместо «шапка»;
•

замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные
звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л», «ш» заменяется на «ф». «Табака» вместо «собака»,
«лыба» вместо «рыба», «фуба» вместо «шуба»;
•

• смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произ-

6

носить звуки «р», «л» и «с» изолированно, но в речевых высказываниях вместо «столяр строгает доску» говорит «старял стлагает дошку»;
•

другие недостатки произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной, боковой и

т.д.
При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая
структура слова и произношение слов со стечением согласных. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия выражается в:
•

нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;

•

неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

•

затруднениях при анализе звукового состава речи.

У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших психических процессов:
• внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться
на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;
• объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится
больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;
• отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий
и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.

Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:
•

поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;

• могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях
дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного
времени;

возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-,
четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;
•
•

в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.

Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (далее ТПМПК) рекомендует детям с ФФН срок обучения не менее года, т.к. ФФН – это более сложное нарушение речи
по сравнению с ФН и требует более углубленной и продолжительной коррекционной работы
(те же рекомендации по срокам обучения детей с ФФН в программе Т.Б. Филичевой,
Г.В.Чиркиной, Т.В.Тумановой, С.А. Мироновой, А.В. Лагутиной «Коррекция нарушений речи.
Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с
нарушениями речи»).

7

1.3. Предполагаемые результаты освоения программы детьми с ФН
Дети к концу обучения должны:
• овладеть навыками правильного звукопроизношения;
• уметь различать правильное и дефектное произношение звуков, которые подлежали
коррекции;
• овладеть навыками звукослогового анализа и синтеза слов (5-6 лет);
• овладеть навыками звукобуквенного анализа и синтеза слов (6-7 лет).

1.4. Предполагаемые результаты освоения программы детьми с
ФФНР
Дети к концу обучения должны:
• Овладеть навыками правильного звукопроизношения;
• Иметь достаточный уровень сформированности фонематического восприятия и фонематических представлений;
• Овладеть навыками звукослогового анализа и синтеза слов (для детей 5- 6 лет);
• Овладеть навыками звукобуквенного анализа и синтеза слов различной звукослоговой
структуры (для детей 6-7 лет);
• Овладеть навыками выразительного интонационного оформления речи;
• Овладеть навыками произношения слов различного звукослогового состава.

2.Содержательный раздел
2.1. Описание коррекционной работы с детьми с фонетическим недоразвитием речи (далее ФН)
Цель коррекционной работы с детьми, имеющими ФН – формирование полноценной
фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия на базе звуков, подлежащих коррекции.
Задачи коррекционной работы с детьми, имеющими ФН:
1. Формировать интерес к коррекционной образовательной деятельности;
2. Коррекция звукопроизношения;
3. Совершенствовать фонематическую систему языка;
4. Развивать высшие психические функции (внимание, воображение, память, мышление).
Направления и этапы работы по коррекции ФН у детей 5-6 и 6-7 лет
Коррекция произношения

Развитие фонематической системы языка

Разучивание комплексов ар-

Учить ребенка узнавать на слух нормативное произношение
8

тикуляционной и дыхательной гимнастики.

звука.

Формирование правильных
артикуляционных укладов.

Учить ребенка определять наличие заданного звука в слове.

Постановка звуков, подлежащих коррекции.

Учить ребенка давать характеристику звука.

Автоматизация звуков в
слогах.

Учить ребенка определять место заданного звука в слове.

Автоматизация звуков в
словах.

Совершенствование навыков звукослогового анализа и синтеза
(5лет) и звукобуквенного анализа и синтеза (6 лет).

Автоматизация звуков в
словосочетаниях.

Дифференциация пар звуков по твердости-мягкости (если таковые пары имеются).

Автоматизация звуков во
фразовой речи, текстах, стихотворениях и скороговорках и др.

Дифференциация пар звуков по звонкости-глухости (если таковые пары имеются).

2.2. Описание коррекционной работы
фонематическим недоразвитием (далее ФФНР)

с

детьми

с

фонетико-

Цель коррекционной работы с детьми, имеющими ФФНР – формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия на базе звуков, подлежащих коррекции.
Задачи коррекционной работы с детьми, имеющими ФФНР:
• формировать интерес к коррекционной образовательной деятельности.
• формировать полноценные произносительные навыки;
• совершенствовать фонематическое восприятие, фонематические представления, доступные возрасту формы звукового анализа и синтеза;
• осуществлять подготовку к обучению грамоте и овладению элементами грамоты, с целью профилактики дислексии и дисграфии;
• совершенствовать просодическую сторону речи;
•

развивать высшие психические функции (внимание, воображение, память, мышление).

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, которая обеспечивает восприятие фонемного состава
языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, которые отличаются тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в
речи ребенка различным образом:
• заменой звуков более простыми по артикуляции;
• трудностями различения звуков;
• особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

9

Ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков
речи, что влечѐт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов
языка и речи.
Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп,
тембр, мелодика. Словарь, грамматический строй, звукослоговая структура слов и связная речь
детей с ФФН близки к N.
Направления и этапы работы по коррекции ФФНР у детей 5-6 и 6-7 лет
Коррекция произношения

Развитие фонематического слуха и
восприятия

Разучивание комУзнавание на слух
плексов артикуляци- неречевых звуков.
онной и дыхательной
Различение слов,
гимнастики.
близких по звуковому составу.
Дифференциация
слогов.
Учить ребенка узнавать на слух нормативное произношение звука.

Формирование
навыков звукослогового и звукобуквенного анализа и синтеза

Совершенствование
просодической стороны речи

Формирование понятия «звук».

Различение одинаковых звукокомплексов
по высоте, силе и темпу.

Формирование понятия «гласные
звуки».
Учить ребенка
определять место
заданного гласного звука в звукокомплексе (типа:
а-у-и, и-а-у).

Формирование правильных артикуляционных укладов.

Учить ребенка
определять наличие
заданного звука в
слове.

Формирование понятия «согласный
звук».

Учить детей различать
высокий, средний или
низкий тембр голоса
или регистр инструмента.

Постановка звуков,
подлежащих коррекции.

Учить ребенка узнавать правильно звучащее слово среди
видоизмененных с
опорой на картинку.

Анализ и синтез
обратного слога
типа: ап, ум.

Учить детей воспроизводить ритмический
рисунок при отхлопывании.

Автоматизация звуков в слогах.

Учить ребенка узнавать правильно звучащее слово среди
видоизмененных без
опоры на картинку.

Учить ребенка
определять место
заданного согласного звука в слове.

Учить детей узнавать
по тембру своё имя
(«Кто позвал?»), а затем сокращенного
звукокомплекса).

Автоматизация зву-

Учить ребенка да-

Анализ и синтез

Учить детей различать

Формирование понятий «слог, слово», деление слов
на слоги, выделение ударного
гласного.

10

ков в словах.

вать характеристику
звука.

прямого слога типа: пу, ма.

далеко или близко
находится звучащий
объект (игра «Громкотихо»).

Автоматизация звуков в словосочетаниях.

Учить ребенка отличать на слух и по
артикуляции гласный звук от согласного.

Анализ и синтез
односложных слов
типа: кот, мак.

Учить детей воспроизводить изменения характера, тембра и эмоционального окраски
одного и того же звука.

Совершенствование
навыков звукослогового анализа и
синтеза (5 лет) и
звукобуквенного
анализа и синтеза (6
лет).

Анализ и синтез
Учить детей изменять
двусложных слов с один и тот же звукооткрытым слогом. комплекс по высоте и
силе.

Автоматизация звуков в текстах и стихотворениях.

Дифференциация
пар звуков по твердости-мягкости (если таковые пары
имеются).

Анализ и синтез
трехсложных слов
с открытыми слогами (типа: ку-бики).

Учить детей воспроизводить ритмический
рисунок слова при отхлопывании.

Автоматизация звуков в потешках, скороговорках, чистоговорках и пословицах.

Дифференциация
пар звуков по звонкости-глухости (если таковые пары
имеются).

Анализ и синтез
двусложных слов с
закрытым слогом
(типа: кош-ка,
миш-ка).

Учить детей узнавать
вопросительную, восклицательную, побудительную и повествовательную интонацию во фразовой речи.

Автоматизация звуков во фразовой речи, текстах, стихотворениях и скороговорках и др.

(К концу года для
детей старшей
группы).

Анализ и синтез
двусложных слов с
закрытым слогом
(типа: за-мок, батон).

(К концу года для
детей подготовительной группы).

11

Индивидуальный маршрут образовательной деятельности
для детей 5-6 и 6-7 лет с ФН

норма
массовая
общеобразовательная
школа

см. этап
коррекция звукопроизношения
ППК НСП
«Мозаика»

см. интегральные показатели

ФН
см. этап
развитие фонематического восприятия
и формирование фонематической системы языка

ППК (НСП
«Мозаика»)

норма
группа общеразвивающей направленности
МБДОУ

12

Индивидуальный маршрут образовательной деятельности
для детей 5-6 и 6-7 лет с ФФН
коррекция
произношения

продление срока обучения
(индивидуальные занятия с
логопедом МБДОУ, логопункт школы)

развитие фонематического слуха и
восприятия
ППК НСП
«Мозаика»

ФФН
совершенствование
звуко-слоговой
структуры

формирование
навыков звукослогового и звукобуквенного анализа и
синтеза
совершенствование
просодической
стороны речи

интегральные
показатели

ППК
НСП «Мозаика»

N - группа общеразвивающей направленности
МБДОУ
N - выпущен в общеобразовательную
школу
13

2.3. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы
Все формы носят интегративный характер, т. е. позволяют решать задачи двух и более
образовательных областей, развития двух и более видов детской деятельности.
Программа составлена с учетом основных форм организации обучения – подгрупповая,
подвижными микрогруппами и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой
работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из
основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.
Формы организации классифицируются в зависимости от: количества воспитанников
(индивидуальные, подвижные микрогруппы, подгрупповые); ведущего метода и/или совокупности методов в целом (ознакомительное, формирование или закрепление определённых навыков и др.).
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой
стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др.
На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный
контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.
На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого
изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок
подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий. Индивидуальная работа по
коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:
• уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговой
сочетаниях;
• вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
• первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях;
• совершенствование мимической моторики;
• совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика);
• развитие артикуляционного и голосового аппарата;
• развитие просодической стороны речи;
• формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
• уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации
звуковой стороны речи;
• формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
• развитие диалогической и монологической речи.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником
НСП включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения. По
мере формирования у детей произносительных навыков, для автоматизации произношения,
учитель-логопед может объединять детей как в подгруппы, так и в подвижные микрогруппы.
14

Работа в подвижных микрогруппах представляет логопеду возможность варьировать цели и содержание занятий в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников. В начале года, когда большее количество
времени отводится на постановку звуков, как правило, объединяют детей, имеющих более или
менее однородные дефекты произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков, возрастает возможность включать упражнения, направленные
на расширение словаря и овладение грамматически правильной речью, целесообразно перегруппировывать детей с учетом всего объема речевой работы.
Данный подход помогает дифференцированно работать с детьми, недостатки которых
выражены в основном в звуковой стороне речи. Работа в подвижных микрогруппахпо коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:
− закрепление навыков произношения изученных звуков;
− отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
− воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно
произносимых звуков;
− расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
− закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на
индивидуальных занятиях звуков.
Методы реализации рабочей программы:
• наглядные: - непосредственное наблюдение и его разновидности; -опосредованное
наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам);
• словесные: -чтение и рассказывание художественных произведений; -заучивание
наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок и др. - пересказ;
- обобщающая беседа; - рассказывание без опоры на наглядный материал;
• практические: - дидактические игры и упражнения; - игры-драматизации и инсценировки; - хороводные игры и элементы логоритмики
Средства реализации рабочей программы — совокупность материальных и идеальных
объектов:
• демонстрационные (применяемые взрослым) и раздаточные (используемые детьми);
• визуальные (для зрительного восприятия),
• аудийные (для слухового восприятия),
• аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия);
• естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);
• реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные);

2.4. Особенности взаимодействия учителя – логопеда с педагогами и
специалистами НСП «Мозаика»
Для комплексного воздействия предусматривается вовлечение в коррекционный процесс
специалистов НСП «Мозаика», прежде всего воспитателей. Преемственность в работе с воспитателями позволяет осуществлять контроль речевой деятельности детей в процессе непрерывной образовательной деятельности и в образовательной деятельности в режимных моментах. В
процессе реализации общеобразовательной программы воспитатели групп развивают фонематическое восприятие, мелкую моторику пальцев рук, формируют навыки звукового анализа и
синтеза, расширяют словарный запас, совершенствуют грамматический строй речи и связную
речь.
15

Задачи субъектов коррекционно-воспитательной работы.
Учитель-логопед:
• Постановка диафрагмально-речевого дыхания;
• Формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
• Коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
• Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
• Совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
• Обучение умению связно выражать свои мысли;
• Развитие психологической базы речи;
• Совершенствование мелкой моторики;
• Логопедизация непрерывной образовательной деятельности и режимных моментов.
Музыкальный руководитель.
Развитие и формирование:
• Слухового внимания и памяти;
• Оптико-пространственных представлений;
• Зрительной ориентировки на собеседника;
• Координации движений;
• Умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;
Воспитание:
• Темпа и ритма дыхания и речи;
• Орального праксиса;
• Просодики;
• Фонематического слуха;
• Закрепление правильно произносимых звуков. Активизация словарного запаса.
Инструктор по физической культуре.
Развитие:
• Оптико-пространственных представлений и навыков;
• Зрительной ориентировки на говорящего;
• Координации движений;
• Мелкой моторики пальцев рук.
Педагог – психолог.
Использование психогимнастики с целью коррекции психических процессов детей с
нарушениями речи. Формирование психофизической основы речи путем развития процессов
восприятия, внимания, мышления. Закрепление правильно произносимых звуков с помощью
подвижных игр и самомассажа с речевым сопровождением.

16

Воспитатели группы:
• Формирование пассивного и активного словаря, расширение кругозора;
• Развитие связной речи;
• Автоматизация и дифференциация поставленных звуков по заданию логопеда;
• Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;
• Развитие графических навыков;
• Развитие артикуляционной и мелкой моторики;
• Развитие познавательных способностей.

2.5. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников
Одной из важнейших задач организации в НСП коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда является привлечение родителей к активному сотрудничеству, т.к. только в
процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку,
который испытывает трудности в своем развитии.
В нашем НСП создаются условия, имитирующие домашние, к образовательновоспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в непрерывной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием
единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания (на платформе zoom), семинары, мастер-классы (представлены на
канале YouTube)
На 2023/2024 учебный год учителем-логопедом составлен план взаимодействия с семьями воспитанников, посещающих индивидуальные занятия с учителем - логопедом, в котором
отражены все формы и методы взаимодействия
Родители привлекаются к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на утренних и вечерних приемах и еженедельно согласно графику работы в письменной форме в специальных
тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для
того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем
развитии. Методические рекомендации, данные в тетрадях для домашних работ, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во
что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят дошкольнику возможность занять
активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы
с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе.
Задания тетрадей подобраны в соответствии с изучаемыми в группах детского сада лексическими темами и требованиями программы. Работа с детьми 5-7 летнего возраста строится на
систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки
детей к обучению в школе.
Кроме методических рекомендаций в специальных тетрадях, учитель-логопед постоянно
обновляет перекидную панель «Советы логопеда» в коридоре НСП, а также регулярно обновляются страницы в Инстаграмм, YouTube канале, и на официальном сайте НСП, где собраны
различные материалы, которые помогают родителям организовать развивающее общение с ре17

бенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные
произведения для чтения и заучивания.
Без постоянного и тесного взаимодействия с семьями воспитанников коррекционная логопедическая работа будет не полной и недостаточно эффективной. Поэтому интеграция детского сада и семьи – одно из основных условий работы учителя-логопеда. Модель взаимодействия с семьями детей, имеющими нарушения речи, представлена на схеме.

Модель взаимодействия учителя – логопеда с родителями

УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД

РОДИТЕЛИ

Диагностика уровня
развития речевого развития, составление индивидуального плана
работы

Знакомство с результатами диагностического
обследования

Формирование психологической базы речи

Двигательные игры и
упражнения на развитие
психических процессов

Развитие общей, мелкой
и артикуляционной моторики

Артикуляционная гимнастика, пальчиковая
гимнастика, игры и
упражнения на координацию речи и движения

Устные и письменные
консультации

Участие в мероприятиях
группы и НСП

III. Организационный раздел программы
3.1.
ребенка

Психолого – педагогические условия, обеспечивающие развитие

3.1.1. Особенности организации коррекционной работы
Учителем-логопедом назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов по подготовке учителей-логопедов, приравненных к высшему дефектологическому образованию.
На коррекционные занятия принимаются дети с диагнозом с диагнозом ФН с 5-6 лет на
срок коррекционного обучения от 3 до 6 месяцев (до одного года при диагнозе дизартрия), с
диагнозом ФФН с 5-6 лет на 1 год, посещающие учреждение и не получающие логопедическую
помощь в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями. Кор18

рекционные занятия проводятся 2 раза в неделю с диагнозами ФФН и 1-2 раза в неделю с диагнозом ФН.
Дети со сложной речевой патологией: с тяжелой формой заикания, ОНР I и ОНР II – подлежат обучению в специализированных группах компенсирующей направленности.
На коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, в первую очередь должны
быть зачислены дети подготовительного дошкольного возраста в связи с тем, что у этих детей
остается всего 1 год для подготовки к школе, а также дети младшего дошкольного возраста,
нуждающиеся в более точной диагностике (для выявления ведущего дефекта) и требующие
длительной коррекционной работы.
Зачисление ребенка на коррекционные занятия производится на основании заключения т
психолого-педагогической консилиума, в котором указывается речевое заключение и срок обучения и заявления родителей (или законных представителей ребенка).
Утверждение списочного состава детей, зачисленных в логопункт на текущий учебный
год, осуществляется руководителем учреждения по положению на 1 сентября. Прием детей в
логопункт осуществляется в течение всего учебного года по мере освобождения мест. Выпуск
детей производится по мере устранения у них речевых дефектов на основании решения ПМПК
учреждения.
Участниками коррекционно-образовательного процесса являются: ребенок, педагогические работники (учитель-логопед, психолог, воспитатели, другие специалисты), родители (законные представители). Формами организации коррекционной работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия.
Индивидуальные занятия проводятся:
- с детьми, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи, фонетикофонематическое или фонематическое недоразвитие речи – не менее 2- 3 раза в неделю;
- с детьми, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением подвижности органов
речевого аппарата (стертая дизартрия) – не менее 2-3 раз в неделю;
- с детьми, имеющими фонетические дефекты – не менее 1-2 раз в неделю.
Подгрупповые занятия организуются на этапе автоматизации звука с детьми одного возраста, имеющими сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Состав
подгрупп может меняться в зависимости от этапа обучения.
Подгрупповые занятия проводятся:
- с детьми, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи, фонетикофонематическое или фонематическое недоразвитие речи не менее 2 раза в неделю;
- с детьми, имеющими фонетические дефекты не менее 1-2 раз в неделю.
Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями и составляет:
для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин;
для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин;
для детей от 6-ти до 7-ми лет — не более 30 мин.
В 2023/2024 учебном году на занятия зачислены 50 детей с различными речевыми нарушениями на разные сроки обучения.
Распределение по диагнозам
DS
Кол-во
детей

ОНР

ФФНР

ФН

Другие нарушения речи

19

Гр. № 11 - 6 человек

0

6 человека

0

-

3 человек

0

-

15 человек

1 человек

Гр.№ 9 – 18 человек

13 человек

1 человек

Гр.№8 – 9 человек

9 человек

1 человек

Гр. № 7 – 3 человека
Гр. № 6 – 14 человек

0

-

Распределение по срокам обучения
Период
обучения

3 месяца

6 месяцев

1 год

2 года

№ группы
Кол-во детей
Группы

-

21 человек

29 человек

№,6,7,8,9,11

Структура индивидуального занятия
• Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной
струи для правильного произношения звуков);
• Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
• Развитие фонематического восприятия;
• Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
• Постановка звуков разными способами;
• Автоматизация звуков в речи;
• Дифференциация звуков в речи;
Некоторые этапы работы можно опускать, если в них нет необходимости.
Коррекционная работа проводится как в часы, свободные от образовательной деятельности в режиме дня, так и во время их проведения, по согласованию с администрацией учреждения и родителями детей (исключение составляет непрерывная образовательная деятельность,
плавание). График занятий может быть составлен в зависимости от занятости детей, как в
первую, так и во вторую половину дня.
Учитель-логопед в течение учебного года проводит обследование всех дошкольников, достигших 3-х летнего возраста, и заносит результаты в журнал обследования речевого развития
воспитанников НСП.
Обследование речи детей и оформление документации осуществляется учителемлогопедом в первые 2-е недели сентября (заполнение речевых карт и составление индивидуального коррекционного марщрута) и в течение первых 2-х недель февраля. Итоговый мониторинг планируется в последние 2 недели мая.
Воспитатели групп под руководством учителя – логопеда проводят работу с детьми по
профилактике недостатков речевого развития в рамках ООП ДО. Воспитатель планирует свою
20

работу с учетом индивидуальных отклонений в формировании речи ребенка, посещающего логопедические занятия.
Родители (законные представители) знакомятся с материалами диагностических обследований ребенка, рекомендациями, ходом и результатами коррекционной работы, получают консультативную помощь.
Учитель-логопед и родители в равной степени несут ответственность за результаты коррекционной работы. Ответственность за посещение воспитанниками занятий несут родители
или законные представители ребенка.

3.1.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Центр речевого и креативного развития
1. Настенное зеркало, зеркало для индивидуальной работы.
2. Детские столы и стулья для индивидуальных и подгрупповых занятий.
3. Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития речевого дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары, «Мыльные пузыри», перышки, ветровые игрушки.
4. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп (слоги, слова,
словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты, словесные игры).
5. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.
6. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи и грамматического строя речи.
7. Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии
сюжетных картинок.
8.Дидактические игры с фонариком на автоматизацию всех групп звуков.
9. Разнообразный счетный материал, камешки Марблс, счетные палочки.
10. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации
звуков всех групп.
11.Игры на развитие мелкой моторики: «Шнуровка», массажные мячики, игра с цветными резинками, счетные палочки, объемный конструктор мозаика, шариковый пластилин, кинетический песок, шарик Су-джок.
12.Межполушарная доска для развития межполушарных связей.
13.Игра «Киндер-сюрприз» для обучения чтению.
14. Касса букв, разрезной алфавит.
15. Карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений.
16.Дидактические игры для развития грамматического строя речи.
17. Игры и пособия для обучения грамоте и формирования готовности к школе.
18. Игра «Домики» с киндер-игрушками для определения положения звука в слове.
19.Магнитная доска, магнитная азбука.
20.Компьютер и развивающие компьютерные игры, интерактивные игры-презентации.
21.Умное зеркало «ArtikMe»
21

Центр сенсорного развития в кабинете логопеда
1. Звучащие игрушки (свистки, дудочки, колокольчики).
2.Сухой бассейн с камнями Марблс.
3. Шариковый пластилин, кинетический песок, шарики Су-джок.
4. «Волшебный мешочек» с мелкими предметами по всем лексическим темам.
5. Игра «Шумовые коробочки»
Центр моторного и конструктивного развития в кабинете логопеда
1. Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем
изучаемым лексическим темам.
2. Разрезные картинки и пазлы.
4. «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями.
5. Массажные мячики разных цветов и размеров.
6. Массажные коврики и дорожки.
7. Мяч среднего размера.
8. Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.
9. Игра «Разноцветные прищепки» для детей всех возрастных групп.
3.1.3. Обеспечение методическими материалами, средствами обучения и воспитания
1.

Боровцова, Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.

2.

Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями
речи. Вопросы дифференциальной диагностики. — СПб: Детство-пресс, 2005. – 144 с.

3.

Волкова, Л.С. и др. Логопедия: 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманитар. изд. центр
ВЛАДОС, 2009. – 703 с.

4.

Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика /Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2012. – 64 с.

5.
6.

Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН, 2016. – 96 с.
Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда /О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2018. – 279 с.

7.

Косинова Е.М. Уроки логопеда: Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет: учебное
издание/Елена Косинова. – Москва: Эксмо: ОЛИСС, 2017. – 64 с.: ил.
Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.:
Просвещение, 1985. – 207с.

8.
9.

Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения /В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – 3-е изд. испр. И доп. – М.:
Издательство ГНОМ, 2011. – 216 с.

10.

Косинова, Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи /Е.М. Косинова. – М: Эксмо:
ОЛИСС, 2011. – 192 с.

11.

Крупенчук, О.И. пальчиковые игры. /О.И. Крупенчук. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2012. –
32 с.
22

12.

Поварова И.А.
Коррекция в играх
М.:АСТ:Астрель:Полиграфиздат, 2012.-222 с.

13.

Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием: Программа и методические рекомендации для
дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. – М.: Школьная пресса, 2002. – 32 с.

14.

Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В., Туманова, Т.В. Коррекция нарушений речи: Программы
дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2010. – 272 с.

15.

Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. – М.: Просвещение, 2014.

16.

Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа логопедической работы по преодолению общего
недоразвития речи у детей – М.: Просвещение, 2014.

3.2.

и

тренингах/И.А.Поварова.-3-е

изд.-

График работы учителя – логопеда, циклограмма рабочего вре-

мени
График работы учителя-логопеда
на 2023/2024 учебный год
Дни недели
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница

Часы
08.00 – 13.00
15.00 – 18.00
08.00 – 13.00
15.00 – 18.00
08.00 – 13.00
15.00 – 18.00
08.00 – 13.00
15.00 – 18.00
08.00 – 13.00
15.00 – 18.00

Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда
на 2023/2024 учебный год

Дни недели
Индивидуальные занятия с
детьми
Оформление
документации
Консультации
для родителей,
воспитателей
и специалистов

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

08.00-13.00
15.00-18.00

08.00-13.00
15.00-18.00

08.00-13.00
15.00-18.00

08.00-13.00
15.00-18.00

08.00-13.00
15.00-18.00

12.00-12.30
17:00-17.30

12.00-12.30
17:00-17.30

12.00-12.30,
17:00-17:30

12.00-12.30
17:00-17.30

12.00-12.30
17:00-17.30

08:00-09:00

17:00-18:00

23

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Документация учителя – логопеда
Документация учителя-логопеда включает в себя:
журнал обследования речевого развития детей ДОУ с 3-х летнего возраста;
индивидуальные речевые карты на всех зачисленных детей;
индивидуальный план работы с каждым ребенком;
календарно-тематический план подгрупповых и индивидуальных занятий;
перспективный план работы на учебный год, включающий в себя мероприятия с педагогическим коллективом, родителями, самообразование и т.п.;
журнал учета проведения индивидуальных и подгрупповых занятий;
журнал учета консультаций;
индивидуальные рабочие тетради детей;
аналитическую справку по результатам деятельности за учебный год;
паспорт логопедического кабинета.
План работы учителя - логопеда НСП «Мозаика»
на 2023/2024 учебный год

№
п.п.

Содержание работы

Срок исполнения

1.

Обследование речи детей, зачисленных на логопункт

сентябрь 2023

2.

Тематическое планирование работы на 2023-2024
учебный год

сентябрь 2023

3.

Составление и утверждение графика работы

сентябрь 2023

4.

Составление расписания логопедических занятий

сентябрь 2023

5.

Заполнение речевых карт.

сентябрь 2023

6.

Составление планов индивидуальной работы

сентябрь 2023

7.

Проведение индивидуальной и подгрупповой работы с
детьми

в течение года

8.

Ведение журнала посещаемости детей

в течение года

9.

Обследование речи детей НСП «Мозаика» с целью выявления нуждающихся в логопедической помощи

апрель, май 2024

10.

Оформление документации для предоставления на городскую ПМПК

апрель, май 2024

11.

Составление отчета о работе за 2023- 2024 учебный год

май 2024

Взаимосвязь с воспитателями и специалистами
1.

Обсуждение со всеми специалистами группы плана работы на первый период работы

сентябрь 2023

2.

Обсуждение со всеми специалистами группы плана работы на второй период работы

декабрь 2023

3.

Обсуждение со всеми специалистами группы плана работы на третий период работы

март 2024

24

4.

Оснащение развивающего предметного пространства в
групповом помещении

в течение года

5.

Взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности

в течение года

6.

Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям

в течение года

7.

Проведение логопедических «Пятиминуток» с воспитателями логопедической группы

в течение года

8.

Консультации для воспитателей

в течение года

9.

Консультирование по наиболее тяжёлым случаям
нарушения речи детей с логопедами других образовательных организаций и психоневрологом

в течение года

Работа с родителями

в течение года

1.

Проведение индивидуальных занятий с детьми в присутствии родителей

в течение года

2.

Проведение индивидуальных консультаций

в течение года

3.

Оформление родительских уголков по темам:

в течение года

а) Игры и игровые упражнения для развития речи.
б) Звуки, буквы я учу!
в) кинезиологические упражнения
4.

Родительские собрания

в течение года

Пропаганда логопедических знаний
1.

Оформление стенда «Советы логопеда»

январь 2024

Методическая работа
1.

Участие в работе методического объединения логопедов МБДОУ «Детство» «ЦРР» города Калуги

по графику МО

2.

Участие в работе методического объединения логопедов города

по графику МО

3.

Участие в педсоветах и планёрках

в течении года

4.

Работа по оснащению и содержанию логопедического
кабинета: оснащение учебно-дидактическим материалом, канцелярскими принадлежностями, учебнометодической литературой

в течении года

5.

Разработка темы по самообразованию- «Ознакомление
дошкольника с художественными произведениями, как
важный фактор формирования связной речи, норм и
правил родного языка»

в течении года

25

Перспективный план коррекционной работы на месяц
Группа № ___месяц _____________ 20___
Звуки
С,З

С’,З’

Ц

Ш,Ж

Ч

Щ

Л

Л’

Р

К’-Г’
Т`-Д`

Р’

Вид работ
Артикуляционная
гимнастика
Постановка звука
Автоматизация
звука в слогах
Автоматизация
звука в словах и
словосочетаниях
Автоматизация
звука в предложениях, текстах, чистоговорках и
скороговорках.
Дифференциация
звуков

26

3.3. Система оценки результатов освоения рабочей программы
Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОУ
может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.
Установлена следующая периодичность проведения исследований – три раза в год:
•
в начале учебного года – стартовая (сентябрь) диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и определения содержания образовательной и коррекционной работы;
•
в середине учебного года – промежуточная (январь) диагностика проводится с целью
выявления уровня развития детей и корректировки содержания коррекционной работы;
•
на конец учебного года – итоговая (май) – с целью сравнения полученного и желаемого
результата.
Мониторинг проводится в целях:
- определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов коррекционнообразовательного процесса;
- качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осуществления полноценной коррекции недостатков речи у детей
- развития логопедической помощи, своевременного предотвращения неблагоприятных и критических ситуаций.
Мониторинг деятельности учителя-логопеда в условиях временной логопедической
группы реализуется по следующим направлениям:
I направление - работа со всеми воспитанниками. В рамках службы психолого – педагогического сопровождения. Обследуются дети по мере возникновения потребности или по запросу участников педагогического процесса.
II направление - работа с детьми, посещающих индивидуальные занятия с учителем логопедом - выявления динамики речевого развития.
Приёмы диагностического изучения:
• Сбор анамнестических данных
• Беседы с родителями
• Наблюдение за детьми во время занятий, режимных моментах, в игре
• Беседа с детьми
• Беседа с воспитателями
Мониторинг речевого развития проводится с использованием пособий:
•
Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН, 2016. – 96 с.
•
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда/О.Б.Иншакова. – М.:Издательство ВЛАДОС,
2018. – 279 с.: ил.
•
Косинова Е.М. Уроки логопеда: Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет: учебное издание/Елена Косинова. – Москва: Эксмо: ОЛИСС, 2017. – 64 с.: ил.
Результаты логопедического мониторинга заносятся в индивидуальную карту речевого
развития

27

Индивидуальная карта речевого развития (5-6, 6-7 лет)
1.Фамилия,имя___________________________________________2.Возраст_______________________________
3.Сведения о родителях:__________________________________________________________________________
4.Заключение ТПМПК, ППк______________________________________________________________________
5.Обследование артикуляционного аппарата: губы _____ подвижность языка_________________ прикус,
зубы _________________ состояние нёба___________________ состояние уздечки_______________ саливация________
6.

Состояние

тонкая

моторики:

моторика

_____________________«ведущая

ру-

ка_____________________________
7. Ознакомительная беседа с ребенком: Как тебя зовут? _______________________
Сколько

тебе

лет?______________________________________________

Где

ты

жи-

вешь?_______________________ Как зовут твоих родителей?___________________________ Кем работает твоя
мама?__________________________
8. Общее звучание речи: темп_______________ голос_______________ внятность_________
9. Звукопроизношение. Гласные____________
Согласные: М, П, Б________________Н, Д, Т_____________Г, К, X____________В,Ф_______
Свистящие

с

сь

3

Шипящие

ш

ж

ч

Сонорные

л

ль

р

ц

зь
ч

щ
рь

й

10. Фонематический слух : дифференциация звуков:
Б-П

Т-Д

В-Ф

К-Г-Х

м-н

В слогах

па-ба-па

та-да-та

ва-фа-ва

ка-га-ха

ма-на-ма

В словах

почка-бочка

точка-дочка

вас-фас

код-год-ход

моль- ноль

11. Фонематический анализ
выделить

окна

утка

аист

кот

первый звук
последний звук
гласный звук
12. Слоговая структура: повторение ритмического рисунка хлопков: 1-1-1________2-2-2 _________1-21__________
Произношение слов сложной слоговой структуры.
пуговица

велосипед

канава

пододеяльник

библиотека

13. Состояние грамматического строя:______________________________________
Обр-ие сущ-х мн. ч.__________________________________________________________

28

мост

утенок

стул

окно

ведро

ухо

Образ-ие сущ-х мн. ч., Р.п._____________________________________________________
мост

утенок

стул

окно

ведро

ухо

Употребление предлогов__________________________________________________
5 лет
6 лет

на
на

с(со)
с(со)

в
в

из
из

к
к

от
от

под
под

за
за

из-под,

изза

14. Состояние словаря:_________________________________________________
Объяснение значения слов ______________________________________________
5 лет

6 лет

холодильник
пылесос
Уровень обобщений____________________________________________________
5 лет

6 лет

Свитер, платье, шорты, юбка, колготки
Блюдце, сковорода, ложка, тарелка
Помидор, морковь, репа, капуста
Яблоко, груша, персик, лимон
Кошка, собака, волк, ёж
Голубь, утка, воробей, ласточка
Шкаф, стол, кресло, диван
Автобус, электричка, трамвай, самолёт
Подбор прилагат-х к сущ-м_____________________________________________
5 лет

6 лет

лимон какой?
платье какое?
лиса какая?
Логопедическое заключение:__________________________
Дата обследования:_____________________________________________
Подпись учителя- логопеда:___________________________________________
Дата начала занятий с учителем логопедом:________________________________
Результативность:____________________________________________________________
Дата окончания занятий: ______________________________________________
Подпись родителей: _________

29

Критерии оценки развития речи детей с ФН
Направления
работы
Фонетическая
сторона речи

Низкий уровень

У детей с данным
речевым заключением низкий уровень не предполаСформированность гается
фонематических
процессов

Средний уровень

Высокий уровень

Звуки поставлены, но
дети нуждаются в
контроле за произношением.
Овладел основами
звукобуквенного анализа и синтеза.
Встречаются единичные ошибки.

Звукопроизношение в
норме, в контроле за
произношением не
нуждается.
В совершенстве владеет
навыками звукобуквенного анализа.
Успешно справляются с
заданиями повышенной
сложности (кроссворды, ребусы).

Критерии оценки развития речи детей с ФФН
Направления работы

Низкий уровень

Средний уровень

Не предполагается низкого
уровня

Звуки поставлены, но
дети нуждаются в контроле за произношением со стороны взрослого.

Звукопроизношение в
норме, в контроле за
произношением не
нуждаются.

Сформированность Частично овлафонематических
дели навыками
процессов
звукобуквенного
анализа и синтеза, но нуждаются в наводящих
вопросах и др.
помощи.

Овладели основами

В совершенстве владеют навыками звукобуквенного анализа.
Успешно справляются с
заданиями повышенной
сложности (кроссворды, ребусы)

Сформированность Справляются с
звуко-слоговой
произношением
структуры слов.
слов, состоящих
из нескольких
прямых слогов.
Допускают
ошибки в словах со стечением согласных.

Частично овладели
произношением слов
сложной звукослоговой структуры.

Фонетическая
сторона речи

звукобуквенного анализа и синтеза.
Встречаются единичные ошибки.

Высокий уровень

Произносят слова
сложной звукослоговой структуры
правильно.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».