Аннотация ООПДО МБДОУ Детство ЦРР г. Калуги НСП Кораблик

Аннотация Основной образовательной Программы дошкольного образования
МБДОУ «Детство» «Центр развития ребёнка» НСП «Кораблик»
Основная образовательная Программа дошкольного образования МБДОУ «Детство» «ЦРР»
г. Калуги НСП «Кораблик» (далее МБДОУ «Детство» ЦРР г. Калуги НСП «Кораблик») разработана в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 (далее ФГОС ДО) и Федеральной
образовательной программой дошкольного образования, утверждённой приказом от 25 ноября 2022 №1028 (далее ФОП
ДО). Программа состоит из обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений. Обе
части являются взаимодополняющими и необходимыми. Обязательная часть программы соответствует ФОП ДО,
обеспечивает развитие детей в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное
развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Данная часть Программы
составляет 60% от общего объёма Программы, часть Программы, формируемая участниками образовательных
отношений разработана с учётом образовательных потребностей, интересов детей, возможностей педагогического
коллектива, социальных запросов родителей (законных представителей), с учётом особенностей микрорайона, в
котором расположен НСП «Кораблик» составляет 40% от общего объёма Программы. Образовательная деятельность
по реализации этой части Программы строиться на основе Примерной парциальной образовательной Программы
«Поликультурное детство», разработанной авторами Примерной основной образовательной программой дошкольного
образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) и образовательной программой дошкольного образования «Детство» / Т. И.
Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.- 352 с.
(далее Парциальная Программа). Программа углубляет, обогащает содержание обязательной части Программы по
образовательной области социально-коммуникативное развитие. Программа реализуется на государственном языке
Российской Федерации. По тексту Программы, в часть, формируемую участниками образовательных отношений в
Программе выделено курсивом.
Цель Программы — повышение социального статуса дошкольного образования, обеспечение государством
равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, обеспечение
государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к
условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения,
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного
образования, разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национальнокультурных традиций.
Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации
Программа рассчитана на 5 лет обучения:
1 год - группа воспитанников в возрасте от 2 до 3 лет
2 год – группа воспитанников в возрасте от 3 до 4 лет;
3 год – группа воспитанников в возрасте от 4 до 5 лет;
4 год – группа воспитанников в возрасте от 5 до 6 лет;
5 год – группа воспитанников в возрасте от 6 лет до окончания образовательных отношений.
Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей,
воспитывающихся в образовательном учреждении.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. В
обязательной части Программы определены образовательные задачи и содержание образовательной деятельности по
пяти образовательным областям: физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и
художественно-эстетическое развитие. Описаны формы, способы, методы и средства реализации программы с
учетом возрастных и индивидуальных возможностей воспитанников. Раскрыта организация коррекционной работы
с детьми в рамках медико-психолого-педагогического консилиума и логопедического пункта ДОУ.
Соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений
определено, как 60% и 40%.

Программа ориентирована на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства
независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других
особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных
программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и
начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными

особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности
и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного
образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных
потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и
физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
10) обеспечение единых для РФ содержания ДО и планируемых результатов
освоения образовательной программы ДО;
11) приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа –
жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов
России;
12) создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и
поступков на основе осмысления ценностей; построение (структурирование) содержания образовательной работы на
основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
13) создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
14) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
15) обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и
художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
16) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их
безопасности;
17) достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного
освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Программа части, формируемой участниками образовательных отношений осуществляет решение следующих
задач:

1.Воспитывать уважение к людям разных национальностей, их культуре. Поддерживать интерес к
народной культуре своей страны (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм,
игрушкам).
2.Развивать представление о том, что Россия — большая многонациональна страна, все люди которой
хотят жить в мире и согласии.
3.Познакомить с расовым составом жителей нашей планеты, помочь понять многообразие ее этнического
состава, объяснить, что в каждой стране живут люди разных национальностей.
4.Объяснять значение позитивного общения, сотрудничества с людьми разных стран и этносов.
5.Способствовать выражению отношения к жизни разных народов, к событиям истории в играх, рисунках,
рассказах, вопросах.
6.Воспитывать у детей миролюбие, принятие и понимание других людей (детей и взрослых) независимо от их расовой
и национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры.

7.Воспитывать негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме, в том числе по национальному
признаку.
8.Способствовать развитию основ патриотических и гражданских чувств, развитию этнической
идентичности ребенка.
9.Воспитывать чувство привязанности ребенка к родному краю, гордости за историю своей страны, ее
народ, культуру, уважение к обычаям, традициям своего и других народов.
10.Поддерживать у детей интерес к культуре родной страны, своего этноса и других народов и
национальностей.
11.Обогатить представления об особенностях русской народной культуры, о культуре разных этносов в
соответствии с региональными особенностями проживания ребенка, о культуре ближайших соседей России,
чьи представите ли проживают на ее территории.
12.Познакомить с некоторыми особенностями жизни и культуры разных этносов мира, которые отражены
в их искусстве.
13.Обеспечить познание детьми общности нравственно-этических и эстетических ценностей, понимание

причин различий в проявлениях материальной и духовной культуры.
14.Развивать способность к толерантному общению, позитивному взаимодействию с людьми разных стран
и этносов.
15.Обеспечить накопление опыта субъекта деятельности и поведения в процессе освоения культуры разных
видов, в частности народной культуры и искусства.
Планируемые результаты освоения Программы
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте


























ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в
действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата
своих действий;
использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых
предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими; владеет простейшими навыками
самообслуживания, стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
владеет активной речью, включенной в общение, может обращаться с вопросами и просьбами, понимает
речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях, появляются игры, в
которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им;
проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку;
эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
у ребенка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения, начинает осваивать
бег, прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого,
выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам, с желанием играет в подвижные игры;
ребенок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет простейшими навыками
самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и др.);
ребенок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение;
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; играет рядом;
ребенок понимает и выполняет простые поручения взрослого;
ребенок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
ребенок способен направлять свои действия на достижение простой, самостоятельно поставленной цели;
знает, с помощью каких средств и в какой последовательности продвигаться к цели;
ребенок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые предложения из 4-х
слов и более, включенные в общение; может обращаться с вопросами и просьбами;
ребенок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым;
ребенок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них;
ребенок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в основных
пространственных и временных отношениях;
ребенок осуществляет поисковые и обследовательские действия;
ребенок знает основные особенности внешнего облика человека, его деятельности; свое имя, имена близких;
демонстрирует первоначальные представления о родном городе (селе);
ребенок имеет представления об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и их
особенностях, проявляет положительное отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за
явлениями природы, старается не причинять вред живым объектам;
ребенок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные движения;
ребенок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства;
ребенок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и конструирования: может
выполнять уже довольно сложные постройки (гараж, дорогу к нему, забор) и играть с ними; рисует дорожки,
дождик, шарики; лепит палочки, колечки, лепешки;
ребенок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и назначение многих
предметов, находящихся в его повседневном обиходе;
ребенок в играх отображает действия окружающих («готовит обед», «ухаживает за больным» и др.),
воспроизводит не только их последовательность и взаимосвязь, но и социальные отношения (ласково
обращается с куклой, делает ей замечания), заранее определяет цель («Я буду лечить куклу»).
Целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного образования



ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и
самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской
деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности;






























ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим
людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать
интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно
проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и
прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и
реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может
использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого
высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются
предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными
движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам
в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может
соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям
природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями
детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы,
естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений,
опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
у ребенка сформированы основные психофизические и нравственно-волевые качества;
ребенок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать свои
движение и управлять ими;
ребенок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены;
ребенок результативно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, основные движения,
спортивные), участвует в туристских пеших прогулках, осваивает простейшие туристические навыки,
ориентируется на местности;
ребенок проявляет элементы творчества в двигательной деятельности;
ребенок проявляет морально-волевые качества, самоконтроль и может осуществлять анализ своей
двигательной деятельности;
ребенок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в ходе занятий физической
культурой и ознакомлением с достижениями российского спорта;
ребенок имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в двигательной деятельности; о
том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его;
ребенок владеет навыками личной гигиены, может заботливо относиться к своему здоровью и здоровью
окружающих, стремится оказать помощь и поддержку другим людям;
ребенок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности,
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
ребенок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способен
понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; старается
разрешать возникающие конфликты конструктивными способами;
ребенок способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать свое поведение и
осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать свои
ценностные ориентации;
ребенок стремится сохранять позитивную самооценку;
ребенок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе;
у ребенка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью;
ребенок способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию (сочувствие, сопереживание,
содействие);
ребенок способен к осуществлению социальной навигации как ориентации в социуме и соблюдению правил
безопасности в реальном и цифровом взаимодействии;
ребенок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи;
применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать
собственные решения и проявлять инициативу;
ребенок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослыми и сверстниками, использует
формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми

умениями;
 ребенок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров, имеет
предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам познавательного характера, определяет
характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев;
 ребенок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет:
элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории, искусства и спорта,
информатики и инженерии и т.п.; о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к
определенному полу; составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об
обществе, его национально-культурных ценностях; государстве и принадлежности к нему;
 ребенок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется
субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно придумывать объяснения
явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; строить смысловую
картину окружающей реальности, использует основные культурные способы деятельности;
 ребенок имеет представление о жизни людей в России, имеет некоторые представления о важных
исторических событиях Отечества; имеет представление о многообразии стран и народов мира;
 ребенок способен применять в жизненных и игровых ситуациях знания о количестве, форме, величине
предметов, пространстве и времени, умения считать, измерять, сравнивать, вычислять и др.;
 ребенок имеет разнообразные познавательные умения: определяет противоречия, формулирует задачу
исследования, использует разные способы и средства проверки предположений: сравнение с эталонами,
классификацию, систематизацию, некоторые цифровые средства и др.;
 ребенок имеет представление о некоторых наиболее ярких представителях живой природы России и
планеты, их отличительных признаках, среде обитания, потребностях живой природы, росте и развитии
живых существ; свойствах неживой природы, сезонных изменениях в природе, наблюдает за погодой,
живыми объектами, имеет сформированный познавательный интерес к природе, осознанно соблюдает
правила поведения в природе, знает способы охраны природы, демонстрирует заботливое отношение к ней;
 ребенок способен воспринимать и понимать произведения различных видов искусства, имеет предпочтения
в области музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности;
 ребенок выражает интерес к культурным традициям народа в процессе знакомства с различными видами и
жанрами искусства; обладает начальными знаниями об искусстве;
 ребенок владеет умениями, навыками и средствами художественной выразительности в различных видах
деятельности и искусства; использует различные технические приемы в свободной художественной
деятельности;
 ребенок участвует в создании индивидуальных и коллективных творческих работ, тематических композиций
к праздничным утренникам и развлечениям, художественных проектах;
 ребенок самостоятельно выбирает технику и выразительные средства для наиболее точной передачи образа и
своего замысла, способен создавать сложные объекты и композиции, преобразовывать и использовать с
учетом игровой ситуации;
 ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, предлагает и
объясняет замысел игры, комбинирует сюжеты на основе реальных, вымышленных событий, выполняет
несколько ролей в одной игре, подбирает разные средства для создания игровых образов, согласовывает свои
интересы с интересами партнеров по игре, управляет персонажами в режиссерской игре;
 ребенок проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами, к развивающим и
познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами может объяснить содержание и правила
игры другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками;
 ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному
обучению.
В качестве целевых ориентиров позитивной социализации детей-мигрантов могут рассматриваться:







воспитанники умеют общаться на русском языке, как с педагогом, так и со сверстниками, интерес к
рече творчеству, к поиску речевых комбинаций и вариантов при решении поставленной внеречевой
задачи;
активность как отдельных детей, так и группы в целом, при чем активность не внешняя, моторная, а
внутренняя, творческая, направленная на достижение намеченной цели и выражающаяся в
количестве и качестве речевых продуктов, взаимодействии между детьми, отношении друг к другу
как участнику процесса овладения речевой деятельностью, активностью, которая является, прежде
всего, следствием отношения к происходящему в группе;
самостоятельность речевых продуктов, как по форме, так и по содержанию, стремление выполнять
речевую задачу по-своему, отказ от подсказок педагога, творческое преодоление речевых
трудностей; в самостоятельной речи находят выражение основные показатели речевого умения;
инициативность, предполагающую внутреннюю вовлеченность и мобилизованность личности, что
является показателем произвольности речи;





гибкость речи, умение приспосабливаться к меняющейся ситуации, лёгкое включение речи в новые
формы общения; речевая находчивость, умение преодолевать языковые затруднения, находить
синонимичные пути выражения задуманной мысли, мобилизации речевых ресурсов;
психологическая раскованность, отсутствие боязни вступить в контакт, высказать своё мнение,
показаться смешным, сделать ошибку и т.д.;
интерес к традициям, истории, обычаям России как залог взаимопонимания – это понимание языка
народа плюс уважение к культуре и традициям.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».