Рабочая программа инструктора по физической культуре для воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет НСП Журавушка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детство»
«Центр развития ребенка» города Калуги
необособленное структурное подразделение «Журавушка»
(МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП «Журавушка»)

Принята на педагогическом совете
№1 от 31.08.2023
Протокол № 1 от 31.08.2023

Утверждена
Приказом МБДОУ «Детство» «ЦРР» г.
Калуги НСП «Росинка» «Журавушка»
№ 123 от 31.08.2023

Рабочая программа
инструктора по физической культуре для
воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет по
образовательной области «Физическое
развитие»
НСП «Журавушка»
на 2023-2024 учебный год

Составила: Сулим Е.В.
(высшая категория)

Калуга, 2023

№
п/п
1.
1.1
1.1.1

Содержание

страницы

Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи (обязательная часть и часть формируемая участниками
образовательных отношений)

3
4
4

Принципы и подходы в организации образовательного
процесса(обязательная часть и часть формируемая участниками
образовательных отношений)
Значимые для разработки и реализации рабочей программы
характеристики.

5

1.1.4
1.2
2.
2.1
2.2

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
Планируемые результаты освоения Программы.
Содержательный раздел
Учебный план реализации Программы в группе
Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка (обязательная часть и часть
формируемая участниками образовательных отношений)

7
7
8
11
13

2.3

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик

14

2.4
2.5

Способы и направления поддержки детской инициативы
Описание образовательной деятельности по профессиональной

14
15

1.1.2

1.1.3

6

коррекции нарушений развития детей Коррекционно-развивающее
2.6
2.7
2.8
3.
3.1
3.2

3.3
3.4

направление
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
Планирование воспитательно – образовательного процесса
Перспективное планирование
Организационный раздел
Организация развивающей предметно – пространственной среды
Описание обеспечения методическими материалами и средствами
обучения и воспитания (обязательная часть и часть, формируемая
участниками образовательных отношений)
Расписание занятий (непрерывной образовательной деятельности.)
Организация учебно – воспитательного процесса ( приложение)

1.Целевой раздел.

15
17
17
53
48
48

34

Пояснительная записка.
•
•

•
•

Рабочая программа разработана на основе:
- Федеральным законом “ О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» № 479-ФЗ от 04.08.2023г.
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (утвержденный приказом от 17.10.2013г. N 1155 Министерства
образования и науки Российской Федерации)
Санитарных правил СП 2.4.3648-20 “ Санитарно -Эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи”

•

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013г. № 544н
«Об утверждении профессионального стандарта Педагог»
•
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
муниципального автономного дошкольного учреждения детского сада № 9 •
Положение о рабочей программе педагога МАДОУ № 9.
РП разработана на основе комплексной образовательной программы
дошкольного образования «Детство» /
Анисимова М.С., Хабарова Т.В. Двигательная деятельность 3-5 лет. – СПб.: ООО
«Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2017.- 160 с.
Часть ООПДО, формируемая участниками образовательных отношений,
представлена:
- программа «Мой друг – тренажер».
1.1.1 Цели и задачи (обязательная часть и часть формируемая участниками
образовательных отношений)
Цель – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития
способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в
разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на
развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности,
социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение,
деятельность и отношение ребенка к миру.
Задачи:
‒
укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование
основ его двигательной и гигиенической культуры;
‒
целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов
деятельности;
‒
обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс
социализации– индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей
и способностей; ‒ развитие на основе разного образовательного содержания

эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к
проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
Задачи части ООПДО, формируемой участниками образовательных отношений:
Воспитывать чувство ответственного отношения к своему здоровью, развитию
сенсорных и моторный функций.
1.1.2 Принципы и подходы в организации образовательного процесса
(обязательная часть и часть формируемая участниками образовательных
отношений)
‒
полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого,
раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
‒
построения образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в
выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного
образования;
‒
содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
‒
‒

поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничества с семьёй;

‒
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
‒
формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка
в различных видах деятельности;
‒
возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий,
требований, методов возрасту и особенностям
развития); ‒ учёта этнокультурной ситуации
развития детей.
Часть ООПДО, формируемая участниками образовательных отношений,
представлена: ‒
Гуманистической направленности, уважения к уникальности
и своеобразия каждого ребенка.
‒
Взаимовлияния личностей взрослых и детей, предполагающего
взаимодействия, сотрудничества педагогов-детей-родителей.
‒
Принцип единства психики и деятельности отражает связь внутреннего
содержания психики ребенка через развитие его внешней активности.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации рабочей программы
характеристики. Возрастные и индивидуальные особенности.
Режим работы- пятидневный, с 7.30 до 17.30, с 10- часовым пребыванием детей в
учреждении; выходные дни- суббота, воскресенье.
Общее количество воспитанников в группах:
Средняя группа:3 гр. – чел; 5 гр.- чел.
Группа , возраст
1
2
3
Старшая группа № 3
Старшая группа № 5
Старший дошкольный возраст (5-6 лет). Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и
другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи
и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.
В
этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные
изменения — формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять
к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут,
не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную
работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.п.). Это становится
возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и
обязательности их выполнения. В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в
представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только
характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего в данный отрезок
времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в
будущем («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду, как принцесса» и т. д.).
В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в
значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени
проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся
существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость
взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью
того или иного ребёнка в игре.
В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной
принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества,
особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).
Существенные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором
существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При
распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и
попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование
действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу
самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр»
выделяются сцена и гримёрная). Игровые действия становятся разнообразными.
Более совершенной становится крупная моторика. Ребёнок этого возраста способен к
освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом
даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной

рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и
девочек (у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные,
уравновешенные), в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребёнка.
1.2 Планируемые результаты освоения Программы.
• К шести годам проявляет интерес к физическим упражнениям. Ребенок правильно
выполняет физические упражнения, проявляет самоконтроль и самооценку. Может
самостоятельно придумать и выполнить несложные физические упражнения.

2. Содержательный раздел.
2.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план специально-организованной
деятельности на неделю.

Двигательная деятельность (ОО «Физическое развитие»)
НСП «Журавушка»
Понедельник
Врем
я

Групп
а

9:009:15

Вторник
Врем
я

Групп
а

Среда
Врем
я

Групп
а

№1

9:009:15

№1

9:259:40

№2

9:259:40

9:4010:10

№4

10:10
10:30

Четверг
Врем
я

Групп
а

Пятница
Врем
я

Группа

№2

9:259:40

№1

9:4010:10

№4

9:5010:05

№2

№3

10:10
10:30

№3

10:10
10:30

№3

10:30
11:00

№5

10:30
10:55

№6

11:20
11:45

№6*

11:35
12:00

№6

11:35
12:05

№5

11:45
12:15

№4*

11:45
12:15

№5*(сами
)

2.2 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребенка (обязательная часть и часть формируемая участниками
образовательных отношений).
Старшая группа (Шестой год жизни)
Задачи образовательной деятельности
Развивать умения осознанного, активного, с
должным мышечным напряжением выполнения
всех видов упражнений (основных движений,
общера: развивающих упражнений, спортивных
упражнений).
Развивать умение анализировать
(контролировать и оценивать) свои движения и
движения товарищей.
Формировать первоначальные
представления и умения в спортивны играх и
упражнениях. - Развивать творчество в
двигательной деятельности.
Воспитывать у детей стремление
самостоятельно организовывать и приводить
подвижные игры и упражнения со сверстниками
и малышами.
Развивать у детей физические качества:
координацию, гибкость, общую выносливость,
быстроту реакции, скорость одиночных
движений, максимальную частоту движений,
силу.
Формировать представления о здоровье,
его ценности, полезных привычках,
укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и
охраны здоровья.
Формировать осознанную потребность в
двигательной активности физическом
совершенствовании, развивать устойчивый
интерес к правилам и нормам здорового образа
жизни, здоровьесберегающего и
здоровьеформирующего поведения. - Развивать
самостоятельность детей в
выполнении культурно-гигиенических навыков
и жизненно важных привычек здорового образа
жизни.
Развивать умения элементарно описывать

Результаты образовательной деятельности.
Достижения ребенка (что нас радует)
-•
Двигательный опыт ребенка богат
(объем освоенных основных движений,
общеразвивающих, спортивных упражнений). •
В двигательной деятельности ребенок
проявляет хорошую выносливость, быстроту,
силу, координацию, гибкость.
•
В поведении четко выражена
потребность в двигательной деятельности и
физическом совершенствовании.
•
Ребенок проявляет стойкий интерес к
новым и знакомым физическим упражнениям,
избирательность и инициативу при выполнении
упражнений.
•
Имеет представления о некоторых видах
спорта.
•
Уверенно, точно, в заданном темпе и
ритме, выразительно выполнять упражнения,
способен творчески составить несложные
комбинации (варианты) из знакомых
упражнений.
•
Проявляет необходимый самоконтроль и
самооценку, способен самостоятельно
привлечь внимание других детей и
организовать знакомую подвижную
игру. • Мотивирован на сбережение и
укрепление своего здоровья и здоровья
окружающих его людей.
•
Умеет практически решать некоторые
задачи здорового образа жизни и безопасного
поведения.
•
Готов оказать элементарную помощь
самому себе и другому (промыть ранку,
обработать ее, обратиться к взрослому за
помощью).

свое самочувствие и привлекать внимание
взрослого в случае недомогания.
Часть ООПДО, формируемая участниками образовательных отношений,
представлена: - профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата,
простудных заболеваний посредством занятий на тренажерах;
Обучение определённым двигательным умениям и навыкам, а также приемам
страховки при работе с тренажерами.
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
программы.
При реализации образовательной программы педагог:
продумывает содержание и организацию совместного образа жизни детей,
условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка;
-

определяет единые для всех детей правила сосуществования детского
общества, включающие равенство прав, взаимную доброжелательность и
внимание друг к другу, готовность прийти на помощь, поддержать;

соблюдает гуманистические принципы педагогического сопровождения
развития детей, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому
ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской
самостоятельности, инициативы;
осуществляет развивающее взаимодействие с детьми, основанное на
современных педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»;
«Посмотри, как я это делаю»;
«Научи меня, помоги мне сделать это»;
-

сочетает совместную с ребенком деятельность (игры, труд, наблюдения и пр.)
и самостоятельную деятельность детей;
ежедневно планирует образовательные ситуации, обогащающие практический
и
познавательный опыт детей, эмоции и представления о мире; создает развивающую предметно-пространственную среду; наблюдает, как развиваются самостоятельность каждого ребенка и
взаимоотношения детей;
-

сотрудничает с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и
развития малышей.
Основной образовательной единицей педагогического процесса является
непрерывная образовательная деятельность (образовательная игровая ситуация, игры
– занятия, практикумы, тренинги), т.е. такая форма совместной деятельности
педагога и детей, которая планируется и организуется педагогом с целью решения
определенных задач развития и воспитания с учетом возрастных особенностей и
интересов детей. Планируя развивающую ситуацию, воспитателю необходимо
-

согласовывать содержание разных разделов программы, добиваться комплексности,
взаимосвязи образовательных областей. Старшая и подготовительная группы
В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется игровой опыт детей. Детям
становится доступна вся игровая палитра: игры с готовым содержанием и правилами,
игровое экспериментирование, спортивные, подвижные и музыкальные игры.
Модель организации физического воспитания
Формы организации

Младшая группа

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ходе выполнения режимных
моментов деятельности детского сада
1.1. Утренняя гимнастика
Ежедневно 810 минут
1.2.Физкультминутки
Ежедневно по мере необходимости (до 3-х
минут)
1.3. Игры и физические упражнения на
Ежедневно 15прогулке
20 минут
1.4 Закаливающие процедуры
Ежедневно после дневного сна
1.5 Дыхательная гимнастика
Ежедневно после дневного сна
2. Физкультурные занятия
2.1 Физкультурные занятия в спортивном
2 раза в неделю по
зале
25 минут
2.2 Физкультурные занятия на воздухе
1 раз в неделю
25 минут
3.Спортивный досуг
3.1 Самостоятельная двигательная
Ежедневно под руководством воспитателя,
деятельность
продолжительность определяется в
соответствии с индивидуальными
особенностями ребенка
3.2 Спортивные праздники
2 раза в год
3.3 Физкультурные досуги и развлечения
1 раз в месяц
3.4 Дни здоровья
1 раз в квартал
2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик.
Старшая и подготовительная группы
1.

Переход в старшую, и, особенно, подготовительную группу связан с
изменением статуса дошкольников в детском саду. В общей семье воспитанников
детского сада они становятся самыми старшими. Воспитатель помогает детям
осознать и эмоционально прочувствовать свое новое положение в детском саду.
Такие мотивы, как: «Мы заботимся о малышах», «Мы - помощники воспитателя»,
«Мы хотим узнать новое о мире и многому научиться», «Мы готовимся к школе»,
направляют активность старших дошкольников на решение новых, значимых для
их развития задач.
Опираясь на характерную для старших дошкольников
потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых, воспитатель

обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы,
творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно
применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи,
развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое
дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений.
Воспитатель придерживается следующих правил. Не нужно при первых же
затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к
самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь
должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы,
активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Всегда необходимо
предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач,
нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать
детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать
у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных
действий.
Следует отметить, что на седьмом году жизни нередко возникают сложности
в поведении и общении ребенка со взрослыми. Старшие дошкольники перестают
быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для
окружающих. Ребенок порой ведет себя вызывающе, манерничает, кого-то
изображает, кому-то подражает. Он как бы примеряет на себя разные модели
поведения, заявляя взрослому о своей индивидуальности, о своем праве быть таким,
каким он хочет.
Психологи связывают это с проявлением «кризиса семи лет».
Появление подобных особенностей в поведении должно стать для близких
взрослых сигналом к перемене стиля общения с ребенком. Надо относиться к нему с
большим вниманием, уважением, доверием, активно поддерживать стремление к
самостоятельности. Старшие дошкольники очень чувствительны к оценкам
взрослых. Они остро переживают, если взрослый выражает сомнение в их
самостоятельности, ограничивает свободу. Необходимо поддерживать в детях
ощущение своего взросления, вселять уверенность в своих силах.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми универсальных
умений: поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее
достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции
цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем в разных видах
деятельности. При этом воспитатель использует средства, помогающие
дошкольникам планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные
схемы, наглядные модели, пооперационные карты.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача
воспитателя — развивать интерес к творчеству. Этому способствует создание
творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной
деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Все это — обязательные

элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в
увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема
самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения.
Старшие дошкольники с удовольствием откликаются на предложение
поставить спектакль по мотивам знакомых сказок, подготовить концерт для
малышей или придумать и записать в «волшебную книгу» придуманные ими
истории, а затем оформить обложку и иллюстрации. Такие самодельные книги
становятся предметом любви и гордости детей. Вместе с воспитателем они
перечитывают свои сочинения, обсуждают их, придумывают новые продолжения
историй.
Для развития детской инициативы и творчества воспитатель проводит
отдельные дни необычно – как «День космических путешествий», «День волшебных
превращений», «День лесных обитателей». В такие дни виды деятельности и
режимные процессы организуются в соответствии с выбранным тематическим
замыслом и принятыми ролями: «космонавты» готовят космический корабль,
снаряжение, готовят космический завтрак, расшифровывают послания инопланетян,
отправляются в путешествие по незнакомой планете и пр. В общей игровой,
интересной, совместной деятельности решаются многие важные образовательные
задачи.
2.4 Способы и направления поддержки детской инициативы.
Средняя группа.
Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает
новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни.
Развитие самостоятельности в познании способствуют освоение детьми системы
разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа,
сравнения, умения наблюдать. Воспитатель специально насыщает жизнь детей
проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям
необходимо самостоятельно применить освоенные приемы (определить, влажный
или сухой песок, годится ли он для постройки; отобрать брусочки такой ширины,
чтобы по ним одновременно проезжали 2 или 3 машины и пр.). В своих
познавательных интересах ребенок средней группы начинается выходить за рамки
конкретной ситуации. Возраст «Почемучек» проявляется в многочисленных
вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «для чего?». Развивающееся
мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения
между объектами пробуждают широкий интерес к окружающему миру. Нередко
ребенок многократно обращается к воспитателю с одними и теми же вопросами,
чтобы докопаться до волнующей его истины, и от воспитателя требуется большое
терпение. Чтобы снова и снова давать ответы. Доброжелательное, заинтересованное
отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность на равных
обсуждать их помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую

познавательную активность в нужное русло – укрепляет доверие дошкольников к
взрослому.
В свободной деятельности дети по желанию выбирают интересные занятия в
организованных в группе центрах активности. Это – центы игры, театрализации,
искусства. Науки, строительства, математики, двигательной деятельности. Во время
занятий и в свободной детской деятельности воспитатель создает различные
ситуации, побуждающие детей проявлять инициативу, активность, совместно найти
правильное решение проблемы (примеры таких ситуаций приведены в конкретных
разделах данного пособия). По мере того как дети учатся решать возникающие
перед ними задачи, у них развивается самостоятельность и уверенность в себе. Дети
испытывают большое удовлетворение, когда им удается выполнить без помощи
взрослого действия, которые еще совсем недавно их затрудняли. Эти маленькие
победы воспитатель всегда высоко оценивает.
У детей средней группы идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы;
Чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от
общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство
симпатии, привязанности. Поддерживая их, воспитатель специально создает
ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения,
внимания к окружающим. Это ситуации взаимной поддержки и взаимной помощи
детей, проявления внимания к старшим, заботы о животных, бережное отношения к
вещам и игрушкам: «Помоги другу», «Поделись с другими», « Нашим животным с
нами хорошо», «Мы помощники в группе» и др. Воспитатель пробуждает
эмоциональную отзывчивость детей, направляет ее на сочувствие сверстникам,
элементарную взаимопомощь.
В
средней группе активно развивается детская самостоятельность. Постепенно
совершенствуются умения дошкольников самостоятельно действовать по
собственному замыслу. Сначала эти замыслы не отличаются устойчивостью и легко
меняются под влиянием внешних обстоятельств. Поэтому воспитателю необходимо
развивать целенаправленность действий, помогать детям устанавливать связь между
целью деятельности и ее результатом, учить находить и исправлять ошибки.
Помощниками в этом могут стать картинки, фотографии, модели, наглядно, «по
шагам» демонстрирующие детям очередность выполнения действий от постановки
цели к результату. Это может быть последовательность процесса создания
постройки, выполнения аппликации, бытового труда и пр.
В
режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает
по мере необходимости, дополнительно развивающие проблемно-игровые или
практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт,
проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.
2.5 Коррекционно-развивающее направление.
Психолого-медико–педагогический консилиум МАДОУ № 9 (ПМПк)
осуществляет свою деятельность на основании «Положения о психолого-медико-

педагогическом консилиуме МАДОУ № 9». ПМПк в своей работе руководствуется
Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Законом РФ от 10.07.1992 №
3266 – 1 «Об образовании» и другими законами Российской федерации,
рекомендациями региональных и муниципальных органов управления образования,
уставом и локальными актами, регулирующими организацию образовательного
процесса в дошкольном
образовательном учреждении, договором между
образовательным учреждением и родителями (законными представителями) детей
(воспитанников), настоящим Положением.
ПМПк создано с целью обеспечения диагностико–коррекционного, психолого
медико– педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии,
исходя из реальных возможностей дошкольного учреждения и в соответствии со
специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными
особенностями, состоянием здоровья детей.
На консилиум направляются дети, имеющие сложные нарушения в речевом и
психофизиологическом развитии. С каждым из их между учреждением и родителями
(законными представителями) воспитанника ДОУ подписывается договор и
заполняется заявление на согласие обследования ребенка. Согласно подписанному
договору ПМПк информирует родителей (законных представителей) воспитанника
об условиях его психолого–медико-педагогического обследования и сопровождения
специалистами консилиума.
Родители, в свою очередь, выражают согласие (в случае несогласия договор не
подписывается)
на
психолого–медико–педагогическое
обследование
и
сопровождение ребенка в соответствии с показаниями в рамках профессиональной
компетенции и этики специалистов консилиума.
Обследование ребенка проводится каждым специалистом индивидуально с учетом
реальной возрастной психофизиологической нагрузки на воспитанника.
На консилиуме выступают все специалисты по каждому из воспитанников,
обозначив индивидуальные трудности детей и предложив свои рекомендации по
проведению дальнейшей коррекционно–развивающей работы. После обсуждения и
анализа представленной информации заполняется коллегиальное заключение ПМПк,
которое содержит обобщенную характеристику структуры нарушения развития
ребенка (без указанного диагноза) с общими рекомендациями.
Затем разрабатывается индивидуальная программа развития для каждого ребенка
в соответствии с возможностями ДОУ. Индивидуальная программа предполагает
совместное определение содержания коррекционно – развивающей работы с учетом
индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, основных ее целей и
направлений.
Коллегиальное заключение комиссии доводится до сведения родителей
(законных представителей) на индивидуальных консультациях в доступной для
понимания форме. Только после этого осуществляется коррекционно–
развивающая работа с детьми.
При направлении ребенка в МБОУ ЦДиК

копия коллегиального заключения консилиума образовательного учреждения
выдается родителям (законным представителям) на руки.
Сформированный пакет документов всех специалистов для ПМПк позволяет
координировать деятельность всех специалистов консилиума, отслеживать
результаты коррекционной работы с детьми, обеспечивая комплексное
сопровождение воспитанников ДОУ, имеющих нарушения в развитии.
2.6 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:
1.
Познакомить родителей с особенностями физического, социальноличностного, познавательного и художественного развития детей младшего
дошкольного возраста и адаптации их к условиям дошкольного учреждения.
2.
Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в
семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению
культурногигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.
3.
Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социальноличностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать
доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам, эмоциональную
отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.
4.
Совместно
с
родителями
способствовать
развитию
детской
самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям
создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.
5.
Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его
любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и
социальном мире.
6.
Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком
дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений
ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.

Направления взаимодействия педагога с
родителями
Педагогический мониторинг
образование
деятельность
родителей
педагога и родителей.
поддержка
2.

педагогическое

6.Работа с педедагогами ДОУ.
1.
Консультация для педагогов: «Подвижная игра, ее
определение и специфика.»

совместное
Педагогическая

Октябрь

2.
3.

4.
5.

Консультация для педагогов : «Здоровьесберегающие
технологии в ДОУ»
Консультация для педагогов :" Взаимодействие инструктора
по физкультуре с педагогами ДОУ по вопросам физического
воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей"
Мастер - класс для педагогов: " Ягоды и фрукты".
Нестандартное оборудование по физкультуре.
Консультации педагогов

Декабрь
Февраль

Апрель
По заявке в
течении года

2.7 Планирование воспитательно- образовательного процесса.
№
1.
1.1

Мероприятия
Организационно – методическая работа
Посещение городских объединений
физическому развитию

Срок проведения

1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7

Составление месячных планов работы
Подбор методической литературы
Оформление методических пособий по диагностике
Составление конспектов НОД
Написание справок по диагностированию
Подготовка к выступлению на родительских собраниях,
педсоветах, семинарах для родителей и педагогов

1.8
1.9
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

Оформление отчетной документации
Участие в методических семинарах, конференциях
Работа с детьми
НОД (по плану)
Студии (по плану)
Индивидуальная работа
Подгрупповая работа
Вечера развлечений

инструкторов

по В течение года

Физкультурный досуг «Обруч» (старшая группа)
Физкультурный досуг(средняя группа)
Физкультурный досуг «Зимние забавы» (старшая группа)
Физкультурный досуг «Здравствуй, зимушка- зима!»
(старшая группа)
Физкультурный
досуг
с
элементами
спортивного
ориентирования (старшая группа)
3.6

Спортивные праздники
Туристический слет посвященный Дню города
Зимние олимпийские игры (подготовит. гр.)

Ежемесячно
В течение года
Сентябрь
В течение года
Сентябрь, май
По заявке
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года

Октябрь
Декабрь
Февраль
Апрель

Сентябрь октябрь
Январь

4.
4.1
4.2
4.3
5.
5.1
5.2
6.
6.1
6.2

Диагностическая работа
Анкетирование родителей
Диагностика детей
Заполнение паспортов здоровья
Коррекционная работа
Индивидуальная работа
Подгрупповая работа
Консультативная работа
Индивидуальное консультирование педагогов
Индивидуальное консультирование родителей

Сентябрь, Май
Сентябрь, Май
Сентябрь, Май
В течение года

В течение года по
мере поступления
заявок

2.8 Перспективное планирование.
Физическое развитие
Пояснительная записка
(старшая группа)
Старшие дошкольники быстро растут. Именно в этот период происходит
ростовой скачок, зримо увеличивается длина конечностей, изменяются пропорции
тела. Поэтому необходимы постоянный контроль позы и осанки детей, использование
общеразвивающих физических упражнений, укрепляющих мышечную систему, а
также специальные меры для предупреждения развития плоскостопия и
функциональных отклонений осанки. Движения детей старшего дошкольного возраста
становятся все более осознанными и носят преднамеренный характер. У них
развивается способность понимать задачу, поставленную педагогом, самостоятельно
выполнять указания педагога, определяющие заданный способ. Дети обращают
внимание на особенности разучиваемых упражнений, пытаются выяснить, почему
следует проделывать их так, а не иначе. Во время объяснения у ребенка возникает
мысленное представление о движении, его направлении, последовательности
составных частей. Дети научаются постепенно планировать свои практические и
игровые действия, стремясь к их результативности.
Двигательная деятельность детей становится все более интенсивной. Дети уже
достаточно хорошо владеют основными движениями, им знакомы различные
гимнастические упражнения, подвижные игры, начинается формирование
разнообразных способов выполнения многих видов спортивных упражнений.
Усиливаются проявления самостоятельности, возникают творческие поиски новых
способов действий. Начинают создаваться небольшие группировки по интересам к
тому или иному виду упражнений. В двигательной деятельности большое внимание
следует уделять развитию движений и физических качеств детей. Целесообразно
рационально организовать двигательный режим, разнообразить двигательную
деятельность детей в течение дня. Педагогу важно поддержать попытки ребенка в
правильной организации собственной деятельности, учить элементам разминки и
релаксации с помощью специальных атрибутов.
В двигательной деятельности у детей складываются более сложные формы
общения со взрослыми и между собой. У них развивается чувство уважения к
старшим, стремление подражать им. У некоторых детей появляется желание помочь
другому, научить его. При этом существенное значение имеет направленность на
достижение коллективного результата в движении, игре. Однако в этом возрасте

нередко поведение детей обусловливает возникающие мотивы соперничества,
соревнования.
Оценка ребенком движений, как своих, так и товарищей, приобретает более
развернутый и обоснованный характер, что обусловливает большую ее объективность.
Стремясь к правильной оценке, дети начинают понимать связь между способом
движения и полученным результатом. Они начинают упражняться в движениях по
своей инициативе, многократно повторять их без напоминания педагога, пытаясь
освоить то, что не получается. При этом они довольно настойчиво преодолевают
трудности.
Старший дошкольный возраст — начало активного социального развития. В
этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами. Взрослым
необходимо учитывать и поддерживать проявления индивидуальности в ребенке.
Важно развивать у ребенка представления о собственных возможностях и силах, учить
познавать себя, используя самонаблюдение. Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал
себя принятым в обществе, это дает ему необходимое для полноценного личностного
развития ощущение уверенности и защищенности. Необходимо поддерживать в детях
ощущение своего взросления, вселять уверенность в своих силах. Поэтому,
взаимодействуя с детьми, педагогу целесообразно придерживается следующих правил:
1) подходить к каждому ребенку с «оптимистической гипотезой», верить в его успех,
всегда поддерживать положительные действия и намерения; 2) развивать в детях
чувство самоуважения, потребность в совершении социально одобряемых,
справедливых действий и поступков; 3) признавать право каждого ребенка на
проявление творчества, поддерживать и поощрять самостоятельность и инициативу,
чаще ставить детей перед необходимостью самостоятельно сделать выбор решения; 4)
обеспечивать нарастание стремления детей к освоению новых умений, способов
деятельности.
Старший дошкольный возраст — это важный возраст для развития детской
самостоятельности. В двигательной деятельности целесообразно соблюдать ряд
требований, способствующих ее развитию:
<
создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к
активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте; <
постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие
сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую
инициативу; <
тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать
трудности, доводить начатое дело до конца;
<
поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных
самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого
ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества;
<
содействовать освоению умений детей поставить цель (или принять ее от
взрослого), обдумать путь и средства ее достижения, осуществить свой замысел и
оценить полученный результат с позиции цели;
<
широко использовать ситуацию выбора, что создает почву для
самовыражения каждого ребенка.
В образовательной программе дошкольного образования «Детство» обозначен
ряд задач образовательной деятельности по физическому развитию детей старшего
дошкольного возраста, которые целесообразно решать каждому педагогу в практике
собственной деятельности .
Задачи образовательной деятельности с детьми 5—6 лет ° Развивать умения
осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения всех видов
упражнений (основных движений, общеразвивающих и спортивных упражнений).

•
Развивать умение анализировать (контролировать и оценивать) свои
движения и движения товарищей.
•
Формировать первоначальные представления и умения в спортивных
играх и упражнениях.
•
Развивать творчество в двигательной деятельности.
•
Воспитывать у детей стремление самостоятельно организовывать и
проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами.
•
Развивать физические качества: координацию, гибкость, общую
выносливость, быстроту реакции, скорость одиночных движений, максимальную
частоту движений, силу.

Физкультурные досуги в старшей группе
Сентябрь

Физкультурный досуг «Осенние старты» (стр.27,1)

Октябрь

Физкультурный досуг «Обруч» (стр.26, 1)

Ноябрь

Физкультурный досуг «Мой веселый, звонкий мяч» (стр.81, 1)

Декабрь

Физкультурный досуг «Зимние забавы» (стр.96,1)

Январь

Физкультурный досуг «Ура! Зимние каникулы!» (стр.112,1)

Февраль

Физкультурный досуг «Здравствуй, зимушка- зима!» (стр.133,1)

Март
Апрель
Май

Физкультурный досуг «Проводы русской зимы» (стр.163, 1)
Физкультурный досуг с элементами спортивного ориентирования
(стр.209,1)
Физкультурный досуг «Мы ловкие и быстрые» (стр.224,1)

3.Организационый
3.1 Организация развивающей предметно – пространственной среды
Компоненты построения предметно-пространственной среды.
Модель построения предметно-пространственной среды включает три
компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и изменение
во времени. К наполнению развивающей среды (предметному содержанию) относятся:
игры, предметы и игровые материалы, учебно-игровое оборудование.
Пространственная организация.
Предусмотренная возможность трансформации и изменения расположения
некоторых игровых оборудование в центре по мере необходимости, использования
пространство образующих материалов.

В спорт зале создана уютная естественную обстановку, гармоничная по
цветовому и пространственному решению. Преобладают светлые пастельные тона для
оформления стен, подобранна оборудования естественных оттенков.
В процессе проектирования среды продуманны варианты ее изменения.
Условно можно выделить следующие линии:
•
времени (обогащение центров новыми материалами и изменение
организации пространства в течение года);
•
освоенности (с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и уже
освоенного);
•
стратегического и оперативного изменения (по мере решения
конкретных задач и развертывания определенного вида деятельности).
Особенности организации предметно-развивающей среды спортивного зала.
Насыщенная
развивающая,
предметно-пространственная
среда
становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и
разностороннего развития каждого ребенка.
Вся организация педагогического процесса детского сада предполагает свободу
передвижения ребенка по всему зданию, а не только в пределах своего спорт зала.
Детям должны быть доступны все функциональные пространства детского сада,
включая те, которые предназначены для взрослых. Конечно, доступ в помещения для
взрослых, например в методический кабинет, кухню или прачечную, должен быть
ограничен, но не закрыт, так как труд взрослых всегда интересен детям. Способность
детей-выпускников свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им
легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.
Если позволяют условия учреждения, можно обустроить места для
самостоятельной деятельности детей не только в спортивном зале, но и в спальнях,
раздевалках, холлах. Все это способствует эмоциональному раскрепощению, укрепляет
чувство уверенности в себе и защищенности.
Предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших
полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и
способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. «Спортивный зал», обеспечивающей
двигательную активность и организацию здоровьесберегающую деятельность детей.
Есть ряд показателей, по которым воспитатель может оценить качество
созданной в спортивном зале развивающей предметно-игровой среды и степень ее
влияния на детей:
низкий уровень шума в зале (так называемый «рабочий шум»), при этом голос
воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.
положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость,
желание посещать детский сад.
Организация развивающей предметно – пространственной среды для
физкультурного зала.
Тип оборудования
Наименование
Размеры, масса
Кол- во
Для ходьбы, бега,
Балансиры разного
2
равновесия.
типа
Бревно
гимнастическое
напольное
Доска гладкая с
зацепами

Длина 240 см
Ширина верней
поверхности 10
см. высота 15 см.
Длина 250 см
Ширина

1

2

20 см Высота 3 см
Доска с ребристой
поверхностью
Дорожка- балансир
(лестница
веревочная
напольная)
Дорожка- змейка (
канат)
Коврик массажный

Длина 150 см
Ширина
20 см Высота 3 см
Длина 23 см
Ширина
33 см Диаметр 5
см
Длина 200 см
Диаметр
6 см
75 * 70 см

Модуль мягкий (
Комплект из 6-8
сегментов)
Скамейка
гимнастическая

Батут детский
Гимнастический
набор: обручи,
рейки, палки,
подставки, зажим
Скакалка короткая
Дорожка - мат
Мат
гимнастический
Мат
гимнастический

Для
катания, Кегли (набор)
бросания, ловли
Кольцеброс ( набор)
Мешочек с грузом
малый

1

2

5
2

Длина 200- 300 см
Ширина 30 см

Тренажер « беговая
дорожка»
Для прыжков

2

3
1

Диаметр 100 см

1
2

Длина 120 – 150
Длина 180 см
Длина 200 см
Ширина
100 Высота 7 см
Диаметр 100 см
(Апельсиновая
долька)

7
2
2

4

3
2
Масса 150 – 200 гр 8

Мяч для минибаскетбола

18-20 см

Мяч для массажа

Диаметр 6-7 см, 10

5
По 5

Для ползания и
лазанья

Для
общеразвивающих
упражнений

Дуга большая

Высота 50 см, ширина 50
см.

Дуга малая

Высота 30-40 см,
ширина 50 см.

5

Стенка
гимнастическая
деревянная
Канат
Кольцо плоское

Высота 270,
ширина пролета
75,80, 90
200-250 см
Диаметр 18 см

1

Мяч малый

6-8 см

10

Мяч набивной
Палка
гимнастическая
короткая
Палка
гимнастическая
Лента короткая

Тренажеры

5

1
5
10

Длина 50 -70 см

10

Длина 100 см

10

Длина 50см

15

Сухой бассейн с
мячами
Вело- тренажер

1
2
2
2

Тренажер «штанга»
Тренажер « лыжи»

3.2.Описание обеспечения методическими материалами материалами и
средствами обучения и воспитания.
Направление развития
ребенка

Методическое обеспечение

Физическая культура
(Старшая группа)

1. Анисимова М. С., Хабарова Т. В. Двигательная
деятельность детей 5-7лет. СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 160с. – (Методический комплект
программы « Детство»).

3.3 Расписание занятий.2023-2024 год.
Понедельник Вторник
Среда
11.55- 12.15
11.55- 12.15
3 группа
3 группа

Четверг
11.55-12.15 5
группа(ТНР)

Пятница
9.55- 10.15
5 группа (ТНР)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».