Рабочая программа организации образовательной деятельности по физическому развитию детей 3-7 лет (плавание)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детство»
«Центр развития ребенка» города Калуги
необособленное структурное подразделение «Бережок»
(МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП «Бережок»)
Принята
на заседании педагогического совета
МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги
НСП «Бережок»
(протокол №1 от 31.08.2023)

Утверждена
приказом МБДОУ «Детство» «ЦРР»
г. Калуги НСП «Бережок» №264
от 01.09.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
организации образовательной деятельности
по физическому развитию (плаванию)
детей в возрасте от 3 до 7 лет
в группах общеразвивающей направленности
инструктора по физкультуре
на 2023-2024 учебный год

Составитель: инструктор по
физической культуре
Федоренко Татьяна Алексеевна,
Высшая квалификационная
категория

г.Калуга,
2023
1

Содержание:
Название раздела
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи реализации Программы
1.3 Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы
1.4. Возрастные особенности детей
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности по физическому развитию
детей
2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации
Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников
2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников
2.5. Иные характеристики Программы
III. Организационный раздел
3.1 Описание развивающей предметно-пространственной среды
3.2 Календарно-тематический план
Список используемой литературы
Приложения
Приложение 1. Физкультурное оборудование и инвентарь для
проведения образовательной деятельности
Приложение 2. Обеспечение безопасности занятия по плаванию
Приложение 3. Организация и санитарно – гигиенические условия
Приложение 4. План проведения спортивных мероприятий с детьми
Приложение 5. Критерии по образовательной области «Физическая
культура»

Страницы
3
4
5
5
7
12
14

17
18
20

2

I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Формирование здоровья ребенка, полноценное развития его организма одна из основных
проблем современного общества. Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о
физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии такова концепция дошкольного
образования. Для решения этой задачи необходимо еще с самых юных лет формировать здоровый образ
жизни, используя все средства физического воспитания, формировать жизненно необходимые
двигательные умения и навыки.
Плавание является уникальным видом физических упражнений, превосходным средством для
развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает
существенное влияние на состояние его здоровья. Ведь умение плавать приобретенное в детстве
сохраняется на всю жизнь. И от того насколько будет эффективней процесс обучения, зависит
сознательное отношение подрастающего поколения к себе, к своему здоровью.
Обучение плаванию в дошкольном учреждении осуществляется на основе программы Т.И.
Осокиной «Обучение плаванию в детском саду». Эта одна из базовых программ, в которой
представлена система работы по обучению плаванию детей 2-7 лет, а также раскрыты вопросы,
касающиеся организации и методики обучения в различных условиях.
Ведущая цель программы – создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и
обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями дошкольников.
Важными задачами программы является освоение основных навыков плавания, воспитание
психофизических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, силы и др.), воспитание привычки и
любви к пользованию водой, потребности в дальнейших занятиях плаванием, формирование стойких
гигиенических навыков.
В программе выделена закономерность поэтапного формирования соответствующих навыков
плавания на основе использования системы упражнений и игр. Оздоровительные, воспитательные и
образовательные задачи физического воспитания решаются на основе приобретения нового
социального опыта - освоения водной среды обитания, которая предъявляет особые требования к
двигательным способностям ребенка. Предусматриваются основные требования к организации
проведения плавания, обеспечению мер безопасности и выполнению необходимых санитарногигиенических правил.
В НСП «Бережок» проводится целенаправленная работа по обучению детей плаванию, которая
включает следующие формы:
- образовательную деятельность по плаванию;
- развлечения, праздники на воде.
Основное содержание программы составляют физические упражнения и игры, освоение
которых помогают детям научиться плавать способами кроль на груди, кроль на спине.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО).
 Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении
федеральной образовательной программы дошкольного образования» (далее – ФОП ДО).
 Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010г.№ 2106 «Об утверждении и введении в
3

действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья
обучающихся, воспитанников».
 Единый квалификационный справочник № 761
 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении
СанПиН» 1.2.3685-21).
Программа ориентирует на поддержание положительного эмоционального отношения детей к
занятиям на всех этапах обучения, - стремлению к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли им
удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо, плавать.
Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью,
знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.
1.2 Цель и задачи реализации Программы
Цель данной программы: способствовать оздоровлению детей посредством поэтапного
формирования соответствующих навыков плавания на основе использования системы упражнений и
игр. В программе выделены оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического
воспитания, которые решаются на основе приобретения нового социального опыта - освоения водной
среды обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям ребенка.
Основные задачи программы:


Укрепить здоровье детей, содействовать их гармоничному психофизическому развитию;



Содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма;


Совершенствовать опорно-двигательный аппарат, формирование правильной осанки,
повышение работоспособности организма.


Формировать теоретические и практические основы освоения водного пространства;



Учить плавательным навыкам и умениям.



Расширять спектр двигательных умений и навыков в воде;



Развивать творческое самовыражение в игровых действиях вводе.



Воспитывать нравственно - волевые качества, настойчивость, смелость, выдержку, силу

воли;

Формировать устойчивый интерес к занятиям по плаванию, обеспечить, эмоциональное
благополучие при выполнении упражнений в водной среде.
Принципы формирования и подходы к формированию программы
Систематичности - занятия проводятся в определённой системе, регулярные занятия
несравненно больший эффект, чем эпизодические; Доступности, сознательности – формирование
устойчивого интереса детей, как к процессу обучения, так и к конкретной задаче на каждом занятии;
Наглядности – создание у детей полного представления о разучиваемых движениях и
способствование лучшему их усвоению;
Комплексности и интегрированности – решение оздоровительных задач в системе всего учебновоспитательного процесса; Личностной ориентации – учёт разно-уровневого развития и состояния
здоровья каждого
4

воспитанника, умение адаптировать содержание к категориям разного возраста;
Сопровождения – систематическое наблюдение за развитием ребёнка и оказание ему
своевременной помощи в случаях опережения и отставания в развитии.
Содержание материала каждого занятия направлено на решение нескольких задач, которые
взаимосвязаны и взаимобуславливают друг друга, объединяясь в одну общую. Содержание занятий
строится в порядке возрастающей трудности, постепенного увеличения нагрузки, с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей детей. При повторении упражнений, использовать задания одного типа,
но разного содержания. Упражнения должны опережать имеющийся у детей в данный момент уровень
умений и навыков, хотя индивидуальные данные каждого ребёнка могут внести свои коррективы.
1.3 Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы
Рабочая программа построена на основе программы Т.И. Осокиной «Обучение плаванию в
детском саду». Это одна из базовых программ, в которой представлена система работы по обучению
плаванию детей 2-7 лет, а также раскрыты вопросы, касающиеся организации и методики в различных
условиях, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации – автор Осокиной.
Программа адаптирована для детей дошкольного возраста – младшего, среднего, старшего и
подготовительного дошкольный возраста.
Непосредственную образовательную деятельность по плаванию проводит инструктор по
физической культуре, имеющий специальное образование. Большая роль в подготовке и проведении
непосредственно образовательную деятельность по плаванию отводится воспитателем групп.
Воспитатели групп работают в тесном контакте с инструктором и медицинским персоналом. Они ведут
работу в своей группе: следят за выполнением расписания образовательную деятельность и готовят
подгруппы к ним, знакомят с правилами поведения в бассейне, непосредственно во время занятий, учат
быстро одеваться и раздеваться. Вместе с медсестрой определяет, кому из детей необходим щадящий
режим или освобождение от занятий, поддерживает тесную связь с родителями.
Занятия проводятся по подгруппам (8-10 человек), средний возраст-20 мин., старший возраст 25 мин., подготовительный к школе возраст - 25 мин. Структура занятий традиционная и состоит из
вводной, основной, заключительной частей. Занятия проводятся круглый год. Количество занятий: в
неделю – 2 раз; в месяц – 8; в год – 96; их количество в год может варьироваться в зависимости от
праздничных и карантинных дней.
Перед каждым занятием медицинская сестра бассейна осматривает детей и ведёт контроль за
самочувствием каждого ребёнка.
1.4 Возрастные особенности детей
Занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на всестороннее развитие
ребенка. Формируется и развивается внутренний мир ребенка - его мысли, чувства, нравственные
качества. Двигательная деятельность считается как фактор развития человека.
Существует прямая связь между занятиями физической культурой и умственным развитием
ребенка. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима
для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях
дошкольного образовательного учреждения. В результате двигательной деятельности дети учатся
понимать некоторые явления, происходящие в окружающем мире и организме человека. Прежде всего,
это относится к представлениям о времени, пространстве, продолжительности движений и т.д. Простое
решение двигательной задачи как выполнить упражнение быстрее, что нужно сделать, чтобы исправить
5

ошибку - представляет собой цепь умственных операций, которые включают наблюдение, обобщение,
сравнение. Выполняя задачи различной степени трудности, дети приобретают опыт творческой
деятельности.
В развитии мышц выделяются несколько «узловых» периодов. Один из них - возраст шесть лет,
когда у детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но по- прежнему слабыми
остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. На шестом году жизни заметно улучшается
устойчивость равновесия, столь необходимая при выполнении большинства движений.
Резервные возможности сердечно - сосудистой и дыхательной системы у детей заметно
расширяется. Исследования по определению общей выносливости у дошкольников (на примере беговых
и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечно - сосудистой и дыхательной
систем у детей достаточно высоки. Динамика нервной системы облегчает освоение детьми движений,
физических упражнений, так как двигательные стереотипы не только намного легче формируются, но и
возможна их модификация, то есть улучшение качества двигательной деятельности дошкольников.
Возрастные особенности детей от 2 до 3 лет
Хорошо управляет своим телом при ходьбе и беге, подъемах и наклонах. Ребенок с
удовольствием учится новым упражнениям и движениям – прыгает с высоты, кувыркается, лазает на
лестницы, скачет на одной ноге, ездить самостоятельно на велосипеде. Он превращается в маленького
скалолаза, потому что научился ловко забираться на все возможные препятствия. Ребенок стремится
довести этот навык до совершенства, в связи, с чем требует к себе повышенного внимания, так как
чувство опасности ему незнакомо, и многие не смотря на шишки, продолжают бесстрашно покорять
новые вершины.
Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет
Детям этого возраста характерно физическое развитие и бурный рост. У них велика
потребность в движении, им трудно усидеть на месте. У детей активно развивается двигательная
деятельность, в том числе ходьба, бег, лазание. Не следует ограничивать в движении детей в этом
возрасте, но вместе с тем движения ещё не скоординированы, нет быстроты реакции, поэтому важно
стимулировать активность, но не заострять внимания на качестве. Важнейшая особенность этого
возраста - осознание самого себя, как отдельного человека со своими желаниями и возможностями.
Ребенок в этот момент ощущает себя самостоятельным, возникает противоречие между желанием
делать самому и возможностями ребенка.
Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет
В течение пятого года жизни происходит значительный сдвиг в развитии мускулатуры, в том
числе - нервно- психической регуляции ее функций. К пяти годам заметно увеличивается масса
мускулатуры, особенно резко нарастает мускулатура нижних конечностей, возрастают сила и
работоспособность мышц. Сердечно - сосудистая система, при условии соблюдения адекватности
нагрузок, сравнительно лучше приспособлена к потребностям растущего организма, чем дыхательная. У
пятилетнего ребенка происходят существенные перестройки в работе всей нервной системы главным
образом ее высшего отдела мозга. Тем не менее, на пятом году жизни движения ребенка становятся
более уверенными и координированными.
Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет
Шестой год жизни ребёнка характеризуется замедлением скорости роста тела. Тело растёт
неравномерно – длина ног и верхней части тела растёт медленно, а скорость роста длины рук и
диаметра тела увеличивается. Развитие опорно-двигательной системы ребёнка ещё несовершенно
(скелет, суставно – связочный аппарат, мускулатура). Позвоночный столб ребёнка шестого года жизни
6

чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым
развитием сухожилий, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях,
например, при частом поднятии ребёнок тяжестей, нарушается осанка. У ребёнка преобладает тонус
мышц – разгибателей, что не даёт возможности при длинном статическом положении долго
удерживать спину прямой. Сердечно – сосудистая система ещё не достигает полного развития. Общее
физическое развитие и динамика функциональной зрелости системы дыхания идёт неравномерно. У
детей возрастает осознанность освоения более сложных основных движений. Это позволяет повысить
требования к качеству их выполнения, больше внимания уделять развитию физических и морально –
волевых качеств (быстрота, ловкость, выносливость, дисциплинированность), дружеских
взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу, сопереживать его успехам и неудачам, быть
заботливым и внимательным друг к другу).
Старший дошкольный возраст от 6 до 7 лет
Седьмой год жизни ребёнка характеризуется продолжением активного формирования осанки и
свода стопы. Так как костная ткань богата органическими элементами, то скелет старших дошкольников
всё ещё эластичен и подвержен деформации. Это может стать причиной травм не только конечностей,
но и позвоночника. К семи годам у ребёнка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей,
но по-прежнему слабы мелкие мышцы. У детей ярко выражен грудной тип дыхания. Лёгочная ткань
имеет большое количество лимфатических сосудов и респираторных бронхиол, поэтому для детей
этого возраста характерны болезни, связанные с воспалительными процессами в лёгких. Резервные
возможности сердечно–сосудистой и дыхательной системы у детей достаточно высоки. Динамика
нервной системы облегчает освоение детьми движений, физических упражнений, улучшается качество
двигательной деятельности дошкольников. Движения ребёнка становятся более координированными и
точными. Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. В
двигательной деятельности формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля. Дети проявляют
волевые усилия при выполнении заданий, для них важен результат. Появляется возможность на основе
закладывающейся произвольности сформировать у детей потребность заниматься физическими
упражнениями, развивать самостоятельность, инициативу в освоении новых видов движений.
1.5 Планируемые результаты освоения Программы
Реализация Программы позволит:
Уверенно и безбоязненно держаться на воде; Укрепить здоровье детей, снизить заболеваемость;
Расширить спектр двигательных умений и навыков в воде (передвижения – ходьба, бег,
прыжки; погружение – с открытыми, закрытыми глазами; плавание – с предметами, с опорой и без неё;
скольжение, лежание на воде, усвоение и совершенствование техники способов плавания).
Развить эмоциональное и двигательное раскрепощение в воде;
Заложить прочную основу для дальнейшей образовательной деятельности по обучению
плаванию, привить интерес, любовь к воде.
Для обеспечения нормального физического и психического развития ребенка трудно
переоценить значение двигательной активности с первых дней его жизни. Специфика детского возраста
создает неограниченные условия для закладки возможно большего потенциала моторики. В этом
смысле плавание является наиболее оптимальным видом физической активности. Человек рождается со
способностью ходить, но плавать необходимо учиться. Очень важно, чтобы первые впечатления
ребенка от знакомства со свойствами водной среды были положительными, необходимо сделать
пребывание ребенка в воде приятным.
7

На занятиях по плаванию закрепляются уже имеющиеся у детей умения и навыки в беге,
прыжках, ходьбе. Но основной задачей занятий плаванием является формирование нового навыка скольжения на воде. Этот навык - базовое движение в плавании, а его формирование во многом зависит
от развития двигательных способностей, среди которых ведущее место занимают гибкость,
координация движений, мышечная сила и выносливость в мышечной работе. В процессе занятий
плаванием дети обогащаются не только двигательным опытом, но и эстетическим, эмоциональным,
волевым, нравственным, спортивным, укрепляют навыки общения, что формирует у них уверенность в
своих силах, служит основой для успешного овладения школьной программой.
Вторая младшая группа.
Во второй младшей группе продолжается период освоения детей в воде. Начинается этап,
связанный с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде
достаточно надежно, легко и свободно передвигаться в ней, совершать различные, целенаправленные
движения. В то же время дети знакомятся с некоторыми свойствами воды - сопротивлением,
поддерживающей силой и др.
Задачи обучения:
- Продолжать учить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться.
- Учить, не бояться, входить в воду и выходить из нее самостоятельно.
- Знакомить с некоторыми свойствами воды.
- Обучать различным передвижениям в воде, погружению.
- Учить простейшим приемам выдоха в воду, обучать выдоху на границе воды ивоздуха.
- Учить различным прыжкам в воде.
- Делать попытки лежать на воде.
- Учить простейшим плавательным движениям ног.
Гигиенические
навыки: пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться и
вытираться; принимать душ, знать личные вещи.
Правила поведения: соблюдать основные правила поведения.К концу года дети могут.
- Погружать лицо и голову в воду
- Ходить вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до бедер или до груди спомощью
рук.
- Бегать вперед и назад (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»).
- Выполнять упражнение «Крокодильчик» с работой ног.
- Выполнять вдох над водой и выдох в воду.
- Пытаться выполнять выдох с погружением в воду.
- Прыгать по бассейну с продвижением вперед.
- Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.
- Пытаться лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине.
- Пытаться скользить по поверхности воды.
Средняя группа.
К средней группе дети уже достаточно освоились в воде. Начинается новый этап: приобретение
навыков плавания, таких как ныряние, лежание, скольжение, прыжки в воду, контролируемое дыхание,
которые помогают чувствовать себя в воде достаточно надежно. Обучение нацелено на формирование
умения находиться в воде в без опорном положении. Двигательные навыки, приобретенные в младшем
возрасте, закрепляются уже на большой глубине. Упражнения усложняются, начинается применение
8

плавательных и физических упражнений в воде под музыку. Повышаются требования к
самостоятельности, организованности.
Задачи обучения:
- Продолжать учить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться.
- Продолжать знакомить со свойствами воды.
- Продолжать обучать передвижениям в воде.
- Учить погружаться в воду.
Учить простейшим приемам выдоха в воду, обучать выдоху на границе воды ивоздуха.
- Обучать выдоху в воду.
- Учить открывать глаза в воде.
- Учить различным прыжкам в воде.
- Обучать кратковременному лежанию и скольжению на воде.
- Учить выполнять плавательные движения ногами.
Гигиенические
навыки: пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться и
вытираться; принимать душ, знать личные вещи.
Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать их; реагировать назамечания
преподавателя, выполнять его команды.
К концу года дети могут.
- Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.
- Бегать парами.
- Пытаться проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку.
- Делать попытку доставать предметы со дна.
- Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
- Выполнять упражнение на дыхание «Ветерок».
- Выполнять серию прыжков продвижением вперед, простейший прыжок ногами вперед.
- Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.
- Скользить на груди, выполнять упражнения в паре «На буксире».
- Выполнять упражнения «Звездочка», «Медуза».
Старшая группа.
К старшей группе дети хорошо передвигаются в воде. Продолжается закрепление основных
навыков плавания.
Задачи обучения:
Продолжать знакомить со свойствами воды.
- Разучивать технику способов плавания кроль на груди и на спине.
- Продолжать обучать лежанию на груди и на спине.
- Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под
водой.
- Научить выдоху в воду.
- Учить более уверенно, держаться на воде, скользить по ней на груди.
- Учить различным прыжкам в воду, научить прыжку ногами вперед.
- Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди.
- Разучивать попеременные и одновременные движения руками.
9

Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ,
знать личные вещи.
Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать их; реагировать на
замечания преподавателя, выполнять его требования. К концу года дети могут.
- Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.
- Бегать парами.
- Нырять в обруч, проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку.
- Доставать предметы со дна, выполнять игровое упражнение «Ловец».
- Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
- Выполнять серии выдохов в воду, упражнение на задержку дыхания «Кто дольше».
- Выполнять прыжок ногами вперед, пытаться соскакивать в воду головой вперед.
- Скользить на груди с работой ног, с работой рук.
- Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
- Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди.
- Выполнять упражнения «Звездочка» на груди, на спине.
- Выполнять упражнение «Поплавок».
Подготовительная к школе группа
В подготовительной к школе группе завершается обучение в детском саду. Но это не означает,
что дети полностью овладевают технически правильными способами плавания. Большинство из них
осваивает плавание кролем на груди и на спине в общих чертах. Их движения еще недостаточно слитны
и точны, наблюдается нарушение ритма. Конечной целью не является обучение спортивному плаванию.
Дети должны освоиться с водой, преодолеть водобоязнь, получить азы техники плавания. Главное
необходимо научить маленьких пловцов пользоваться приобретенными навыками в различных
сочетаниях и в самых разнообразных упражнениях, заложив прочную основу для дальнейших занятий,
выработать привычку к навыкам здорового образа жизни. На этом этапе продолжается усвоение и
совершенствование плавательных движений. В играх и упражнениях воспитывается самостоятельность,
организованность, решительность, уверенность в своих силах, инициативность, умение творчески
использовать приобретенные навыки.
Задачи обучения.
- Продолжать знакомить со свойствами воды.
- Разучивать технику способов плавания кроль на груди и кроль на спине.
- Продолжать обучать лежанию, скольжению на груди и на спине.
- Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под
водой.
- Научить выдоху в воду.
- Учить уверенно, держаться на воде, скользить по ней на груди более продолжительное
время.
- Учить различным прыжкам в воду, научить прыжку ногами вперед, головой вперед.
- Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди и наспине.
- Учить попеременные и одновременные движения руками во время скольжения нагруди и на
спине.
- Учить сочетать движения руками и ногами при скольжении на груди и на спине.
Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться;
10

принимать душ, знать личные вещи.
Правила поведения: знать основные правила поведения и сознательно их выполнять.К концу
года дети могут.
- Погружаться в воду, открывать глаза в воде.
- Поднимать со дна предметы с открыванием глаз под водой.
- Нырять в обруч, проплывать тоннель, мост.
- Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
- Выполнять серии выдохов в воду, ритмичный вдох - выдох в сочетании с движениями ног,
дышать в положении лежа на груди с поворотом головы в сторону с неподвижной опорой
- Выполнять прыжок ногами вперед, головой вперед.
- Скользить на груди и на спине с работой ног, с работой рук.
- Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
- Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди и на спине.
- Выполнять упражнения «Звездочка» на груди, на спине,
- Плавать на груди с работой рук, с работой ног.
- Пытаться плавать способом на груди и на спине.
II.Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности по физическому развития ребёнка
Правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает разностороннее
развивающее влияние на детей и имеет высокий образовательно-воспитательный эффект. Увеличивается
объем не только двигательных умений и навыков, но и знаний, развиваются физические качества и
умственные способности детей, воспитываются нравственные и эстетические чувства, волевые
качества, вырабатывается осознанное и ответственное отношение к своим поступкам, к
взаимоотношениям со сверстниками.
Цели начального обучения плаванию дошкольников.
- Научить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде.
- Максимально использовать все факторы, способствующие укреплению здоровья детей иих
физическому развитию.
- Заложить прочную основу для дальнейшей образовательной деятельности по обучению
плаванию, привить интерес, любовь к воде.
Задачи обучения.
- Учить, не бояться входить в воду, играть и плескаться в ней.
- Учить передвигаться по дну бассейна различными способами.
- Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза; передвигаться и ориентироваться под
водой.
- Учить выдоху в воде.
- Учить лежать в воде на груди и на спине.
- Учить скольжению в воде на груди и на спине.
- Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди и наспине.
- Учить выполнять попеременные и одновременные движения руками во время
скольжения на груди и на спине.
- Учить сочетать движения руками и ногами при скольжении на груди и на спине.
11

- Учить различным прыжкам в воду.
Характеристика основных навыков плавания
Навык
Ныряние

Характеристика
Помогает обрести чувство уверенности, учит произвольно,
сознательно уходить под воду, ориентироваться там и
передвигаться, знакомят с подъемной силой.

Прыжки в воду

Вырабатывают умение владеть своим телом в воде, чувствовать на
него действие разных сил, развивают решительность,
самообладание и мужество.

Лежание

Позволяет почувствовать статистическую подъемную силу,
удерживать тело в состоянии равновесия, учит преодолевать
чувство страха.

Скольжение

Позволяет почувствовать не только статистическую, но и
динамическую подъемную силу, учит продвигаться и
ориентироваться в воде, работать попеременно руками и ногами,
проплывать большие расстояния, совершенствует другие навыки,
способствует развитию выносливости.

Контролируемое
дыхание

Ритмичное правильное дыхание, согласованное с ритмом
движений, учит преодолевать давление воды, развивает
дыхательную мускулатуру, он тесно взаимосвязан со всеми
навыками.

Закономерность поэтапного формирования навыков плавания
I этап

Результат (задачи)

Возраст детей (условно)

Знакомство с водой, ее свойствами. Освоение с водой
(безбоязненное и уверенное передвигаться по дну с
помощью и самостоятельно, совершать простейшие
действия, играть).

Ранний и младший
дошкольный возраст.

II этап

12

Результат (задачи)

Возраст детей (условно)

Приобретение детьми умение и навыков, которые
помогают чувствовать себя в воде достаточно надежно
(всплывать, лежать, скользить, самостоятельно
выполнять вдох-выдох в воду).

Младший и средний
дошкольный возраст.

III этап
Результат (задачи)

Возраст детей (условно)

Обучение плаванию определенным способом
(согласованность движений рук, ног, дыхания).

Старший дошкольный
возраст.

IV этап
Результат (задачи)

Продолжение усвоения и совершенствования техники
способа плавания, простых поворотов, элементарных
прыжков в воду.

Возраст детей (условно)

Старший дошкольный и
младший школьный возраст.

2.2 Описание форм, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников
Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста
Рациональная методика обучения плаванию базируется на общих педагогических принципах:
принцип сознательности и активности – предполагает устойчивый интерес иактивное
участие в занятиях плаванием;
принцип наглядности – предполагает использование наглядных пособий, ориентиров,
образных выражений, заданий предметного характера, которые создают условия более четкого
ощущения, воспитания, представления движений в воде и их совершенствование;
принцип доступности – предполагает постепенное возрастание требований,
соответствующих психологической, физической, координационной готовности к обучению;
принцип индивидуального подхода – обеспечивает учет индивидуальных способностей и
возможностей ребенка в процессе обучения;
принцип постепенности в повышении требований – предполагает определенную
методическую последовательность в освоении навыка плавания – от легкого к трудному, от простого к
сложному; применение широкого круга упражнений, движений и использование игрового метода для
разнообразия процесса обучения. Методы обучения.
Словесные: объяснения, в форме образных выражений и сравнений, рассказ, беседы,
13

команды, распоряжения и указания.
Наглядные: показ изучаемого движения в целостном виде, с разделением на части; анализ
его с помощью наглядных пособий, видеосюжетов, жестов.
Практические: предусматривают многократное повторение движений сначала по
элементам, а затем полностью; обучение в облегченных или усложненных условиях, изучение
движений в игровой и соревновательной деятельности, выполнение контрастных движений.
Навыки плавания формируются у детей, закрепляются и совершенствуются при
использовании различных средств обучения плаванию.
1. Общеразвивающие и специальные упражнения «суша»:
комплекс подводящих упражнений;
элементы «сухого плавания».
2. Подготовительные упражнения на воде, упражнения, знакомящие детей с водой и ее
свойствами:
передвижение по дну и простейшие действия в воде;
погружение в воду, в том числе с головой;
упражнение на дыхание;
открывание глаз в воде;
всплывание и лежание на поверхности воды;
скольжение по поверхности воды.
3. Упражнения для разучивания техники плавании «с опорой и без»:
движение рук и ног;
дыхание пловца;
согласование движений рук, ног, дыхания;
плавание в координации движений.
4. Простейшие спады и прыжки в воду:
спады;
прыжки на месте и с продвижением;
прыжки ногами вперед;
прыжки головой вперед.
5. Игры и игровые упражнения способствующие:
развитию умения передвигаться в воде;
овладению навыком погружения и открывания глаз;
овладению выдохам в воду;
развитию умения всплывать;
овладению лежанием;
овладению скольжением;
развитию умения выполнять прыжки в воду;
развитию физического качества.
Основной принцип обучения детей – учить плавать технически правильно, для того чтобы
заложить прочную основу для дальнейших занятий, то есть учить детей техничным, экономичным и
целесообразным движениям, а значит наиболее полезным для здоровья. Способы спортивного плавания
лучше всего подходят для этого. Обучение начинают с кроля на груди и на спине.
Технику спортивных способов плавания осваивают в таком порядке: формируют представление
о спортивном способе в целом; разучивают отдельные движения; соединяются разученные движения.
Последовательность постановки задач, подбора упражнений и приемов обучения такова: разучивание
14

движений ног; разучивание движений рук; разучивание способа плавания в целом; совершенствование
плавания в полной координации.
Каждый элемент техники изучается в следующем порядке:
- ознакомление с движением на суше;
- изучение движений с неподвижной опорой;
- изучение движений с подвижной опорой;
- изучение движений в воде без опоры.
Большую роль в формировании двигательных навыков плавания играет также использование
вспомогательного материала и оборудования. Оно помогает разнообразить приемы и методы обучения,
виды упражнений, снять психологическую монотонность, постоянно повторяющихся движений,
рационально использовать обучающее пространство, повышают интерес к занятиям, позволяют
использовать дифференцированный подход в обучении. Оборудование должно быть разнообразным,
ярким, интересным, удобным в обращении и самое главное безопасным. Бассейн также должен быть
оформлен таким образом, чтобы вызывать у ребенка положительное настроение, желание окунуться в этот
загадочный и пока непонятный мир воды, чтобы ему самому захотелось научиться плавать.
При последовательном решении задач и с использованием различных средств выше
перечисленных у детей меньше формируются ошибки в плавании, а незначительные погрешности легко
можно исправить в дальнейшем обучении.
№
п/п

Формы работы

1. Диагностика

Цель
- Выявление у ребенка уровня

Сроки
исполнения
1 раза в год

инструктор по
физ-ре на бассейн,
медсестра

и навыков;
- формирование потребности в
двигательной активности.

2 раза в нед.
мл.гр -15мин.
ср.гр – 20 мин.
ст.гр – 25мин.
под.гр – 30мин

инструктор по
физ-ре на бассейн

физической подготовленности.
2. ООД

Ответственные

- Развитие двигательных умений

3.

Развлечения

Создание условий для развития
эмоциональности ребёнка;
совершенствовании двигательных
умений и развития физических
качеств.

2 раза в год
мл.гр -15мин.
ср.гр – 20 мин.
ст.гр – 25мин.
под.гр – 30мин

инструктор по
физ-ре на бассейн,
воспитатели

4.

Праздники

Приобщение детей к здоровому
образу жизни, к регулярным
занятиям плавания и
физкультурой.
Создать условия для совместной
деятельности детей разных
групп.

1 раза в год
60мин

инструктор по
физ-ре на бассейн,
воспитатели

1 раз в год
40мин

инструктор по
физ-ре на бассейн,
воспитатели

5. Совместные
мероприятия
( эстафеты
на воде)

15

2.4 Взаимодействие с семьями воспитанников
Задачи взаимодействия инструктора по физическому развитию с семьями дошкольников:

разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для
родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую
литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития
ребенка.

ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к
физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего
делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной
активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес), совместными
подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка;
покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.);
совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и
мультипликационных фильмов.

информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на
разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных
задач.

знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском
саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств,
воспитания потребности в двигательной деятельности.

создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической
культурой и спортом. Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных
праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе).
Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка.

информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка
(спокойное общение, питание, закаливание, движения). Рассказывать о действии негативных
факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред
здоровью малыша. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье
ребенка.

ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной
сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и
мультипликационных фильмов.

знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду.

разъяснять важность посещения детьми секций, студий, ориентированных на
оздоровление дошкольников. Совместно с родителями и при участии медико-психологической
службы детского сада создавать индивидуальные программы оздоровления детей и поддерживать
семью в их реализации.

16

Формы работы
№
п/п
1.

2.

3.

4.

5.

Цель

Форма
работы
Выступления на
родительских
собраниях

Ознакомление родителей с
физкультурно –
образовательной работой
ДОУ, оздоровительное
значение плавания.
Консультации
Педагогическое просвещение
родителей по вопросам
физического развития и
воспитания детей; разработка
рекомендаций.
Оформление
Информирование родителей о
информационных проведении развлечений на
материалов
воде (фото – газета)
Совместные
мероприятия
детей и взрослых
доу в спортивных
мероприятиях.
День открытых
дверей (для
родителей детей,
вновь приходящих
в детский сад)

Формирование практических
навыков взаимодействия
взрослых с ребенком в
процессе совместной
деятельности.
Ознакомление родителей с
дошкольным учреждением,
его программами и
технологиями работы.

Сроки
исполнения

Ответственные

1 раза в год

инструктор по
физ-ре на
бассейн

1 раз в месяц

инструктор по
физ-ре на
бассейн

В течение
года

инструктор по
физ-ре,
воспитатели

1 раз в год

инструктор по физре на бассейн,
воспитатели,
родители.

1 раз в год

Заведующий, ст.
воспитатель,
инструктор по физре на бассейн

2.4 Иные характеристики Программы
Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения Образовательной
программы является составной частью образовательной программы.
При составлении мониторинга мы опирались на:
 ФГОС ДО (Приказ МО и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»);
 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования»
(приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка
производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки
индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности
педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и
специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты
наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы
17

развития каждого ребенка в ходе:
 коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и
поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и
пр.);
 игровой деятельности;
 познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной
активности);
 проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и
автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
 художественной деятельности;
 физического развития.
Результаты педагогической диагностики использоваться исключительно для решения следующих
образовательных задач:
1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной
траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2. оптимизации работы с группой детей.
Система показателей даёт возможность оценить, насколько эффективно реализуется
образовательная программа.
Оценка освоения результатов детьми образовательной программы осуществляется по
трехбалльной системе в соответствии с уровнем усвоения программы:
 3 балла - высокий уровень (ребёнок самостоятельно справляется с заданием);
 2 балла - средний уровень (справляется с заданием с помощью взрослого);
 1 бал - низкий уровень (ребёнок не справляется с заданием даже с помощью взрослого)
Мониторинг качества образования является одновременно диагностикой профессионального
мастерства педагогов. Разрабатываемые системы тестирования и диагностики развития личности,
диагностические методы тестирования позволяют педагогам строить воспитание и обучение на основе
объективных сведений о воспитанниках.
При решении поставленных в Программе задач педагогический коллектив выстраивает систему
образовательной работы и создает условия, направленные на достижение детьми целевых ориентиров в
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Карты наблюдений детского развития с рекомендациями по выстраиванию индивидуальной
траектории развития каждого ребенка по всем возрастным группам используются согласно издательству
«Мозаика-Синтез».
Срок проведения: 1-2 недели сентября и 1-2 недели апреля.
В апреле проводится комплексная психолого-педагогическая диагностика как адекватная форма оценки
результатов освоения Программы детьми дошкольного возраста.
Ш. Организационный раздел Программы
3.1 Развивающая предметно-пространственная среда
Для проведения физкультурно-оздоровительной работы, непосредственной образовательной
деятельности и спортивных развлечений необходим музыкальный центр и музыкальное сопровождение.
Детские песни и мелодии обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной
активности детей. Все это позволяет организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья
детей, созданию положительного психологического климата в детских коллективах, а также по
всестороннему развитию каждого ребенка.
18

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические
требования. Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания
детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям дошкольников;
его количество определяется из расчета активного участия всех детей в процессе занятий. Важнейшее
требование — безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо
обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку предметов. Во избежание травм они
должны быть хорошо отполированы.
3.2 Календарно-тематический план
Календарно– тематический план для детей второй младшей группы (3-4 лет)
№

Тема занятия

Кол-во
часов

1

Правила поведения в бассейне. Меры безопасности в бассейне

1

2

Ознакомление с водой. Учить не бояться входить в воду, научить
плескаться в ней

1

3

Умывание в воде бассейна. Плескание

1

4

Отработка движения рук в воде

1

5

Игры, связанные с привыканием к воде и взаимодействием с ней

3

6

Передвижения по дну бассейна шагом

1

7

Передвижения по дну бассейна бегом

1

8

Передвижения по дну бассейна прыжками

2

9

Передвижения в воде по дну бассейна изученными ранее способами в
сочетании с движениями рук

3

10

Передвижения в воде на руках по дну бассейна

2

11

Игры в воде, связанные с передвижением по дну бассейна различными
способами

3

12

Опускание лица в воду, стоя на дне

2

13

Открывание глаз в воде, стоя на дне

2

14

Приседания в воде

2

15

Погружения в воду (с опорой)

2
19

16

Погружения в воду (без опоры)

2

17

Погружения с рассматриванием предметов

2

18

Игры, связанные с погружением в воду, передвижением и ориентированием 2
под водой

19

Контрольные занятия

3

Итого:

36

Календарно– тематический план для детей средней группы (4 – 5 лет)
№

Тема занятия

1
2

Правила поведения в бассейне. Меры безопасности в бассейне
Игры в воде, связанные с передвижением по дну бассейна
различными способами
Выдох перед собой в воздух
Выдох на воду
Выдох на границе воды и воздуха
Выдох в воду
Игры с использованием выдоха в воду
Упражнение на всплывание
Лежание на груди
Лежание на спине
Игры, связанные с лежанием на груди и спине с помощью
инструктора
Упражнения на скольжение в воде со вспомогательными снарядами
Выполнение скольжения на груди, отталкиваясь от дна
Выполнение скольжения на груди, отталкиваясь от стенки бассейна
Выполнение скольжения в сочетании с выдохом в воду
Выполнение скольжения в сочетании с движениями рук
Скольжение на спине, отталкиваясь от дна
Скольжение на спине, отталкиваясь от стенки
Контрольные занятия
Итого:

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Кол-во
часов
1
1
1
1
3
1
1
2
3
2
3
2
2
2
2
2
2
2
3
36

Календарно – тематический план для детей старшей группы (5 – 6 лет)
№

Тема занятия

1

Правила поведения в бассейне. Меры безопасного поведения в

Кол-во
часов
1
20

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

19

бассейне
Скольжение на спине в сочетании с дыханием
Скольжение на спине с движениями рук
Движения ног на суше
Движения ног в воде, сидя
Игры, связанные со скольжением на груди и спине
Движения ног в воде, опираясь на руки
Движения ног, лежа на груди с опорой
Движения ног, лежа на спине
Движения ног в скольжении на груди (по типу кроля)
Движения ног в скольжении на спине (по типу кроля)
Движения ног в плавании на груди и спине (по типу кроля) с
подвижной опорой
Игры с использованием скольжения в сочетании с движениями ног
Движения рук на суше
Выполнение гребковых движений рук в скольжении
Выполнение гребковых движений рук в скольжении в сочетании с
выдохом в воду
Игры с использованием скольжения в воде с движениями рук
Развитие и совершенствование координационных возможностей в
воде:
обучение сочетаниям движений рук и ног на задержке дыхания и с
выдохом в воду
Контрольные занятия
Итого:

1
1
1
3
1
1
2
3
2
3
2
2
2
2
2
2
2

3
36

Календарно- тематический план для детей подготовительной группы (6-7 лет)
№

Тема занятия

Кол-во
часов

1

Правила поведения в бассейне. Меры безопасного поведения в
бассейне
Развитие и совершенствование координационных возможностей в
воде:
обучение сочетаниям движений рук и ног на задержке дыхания и с
выдохом в воду
Передвижения по дну различными способами в сочетании с
движениями рук
Плавание на груди с попеременными движениями ног и движениями
рук по типу облегченных и спортивных способов плавания
Плавание на спине с попеременными движениями ног и движениями
рук по типу облегченных и спортивных способов плавания

1

2

3
4
5

1

1
2
3

21

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Игры, связанные с координацией движений рук и ног
Попеременные движения лежа на груди и спине в опорных
положениях в сочетании с дыханием (по типу кроля)
Попеременные движения ног в плавании на груди и спине без опоры в
сочетании с дыханием (по типу кроля)
Движения рук на суше в сочетании с дыханием
Движения рук в воде в опорных положениях в сочетании с дыханием
Плавание за счет движений рук
Плавание облегченными способами в полной координации
Игры с использованием облегченных способов плавания
Обучение спортивным способам плавания (кроль на груди и спине)
Упражнения имитационного характера
Плавание за счет движений ногами на груди и спине, в сочетании с
дыханием (способом кроль)
Плавание за счет движений рук на груди и спине в сочетании с
дыханием
Упражнения, подводящие к плаванию кролем на груди и спине в
полной координации
Контрольные занятия

1
1

Итого:

36

2
3
2
3
2
2
2
2
2
2
1
3

Перечень литературных источников
1. Казаковцева Т.С. Обучение плаванию детей дошкольного возраста в условиях
детского сада
с крытым плавательным бассейном. Киров 1984 г.
2. Осокина Т.И. и др. Обучение плаванию в детском саду: кн. для воспитателей дет. сада и
родителей/ Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л.Богина. - М.: Просвещение, 1991.
3. Большакова И.А. Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного
возраста «Маленький дельфин». - Ижевск, 2002.
4. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления: программнометодическое пособие. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
5. Зеленин В.С. Научим детей плавать. - Ижевск, 1997.
6. Котлярова А., Котлярова Г. Учимся плавать // Дошкольное воспитание. 2005. №
Протченко Т.А., Семенов Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших
школьников. Методическое пособие. – Москва, Айрис - Пресс, 2003.
7. Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек. «Детство-пресс», Санкт –
Петербург.2001г.
8. Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического
воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста».
МоскваЛинка-Пресс, 1999.
9. Ритмическая мозаика (программа по ритмической пластике для детей)/А.И.Буренина. Санкт –
Петербург 2000 г.

22

Приложение 1
Физкультурное оборудование и инвентарь для проведения непосредственной образовательной
деятельности
1. доски для плавания
2. колечки
3. леечки
4. мячи разных размеров
5. тонущие игрушки
6. надувные мячи
7. надувные круги
8. калабашки
9. мостик для подныривания
10. гимнастические палки
11. обручи разных размеров
12. шайбы
13. игрушки для малышей ( пароход ,лодочки, животные и т.д.
14. набор морских игрушек.
Технические средства обучения
Магнитофон
Фонотека
Диски (детские песни и музыка)
Диск (подборка музыкальных композиций для развлечений и праздников на воде)
Театральные костюмы для праздников
Атрибуты
1. сетка для игры в невод
2. корзины для водного баскетбола
3. ориентир для подвижных игр с мячом
4. массажные дорожки
5. атрибуты к дыхательным упражнениям

23

Приложение 2
Обеспечение безопасности НОД по плаванию
До начала организации плавания в бассейне детей надо ознакомить с правилами поведения в
помещении бассейна и на воде. Все взрослые должны знать меры по оказанию помощи на воде и в
любую минуту быть готовыми помочь детям.
В безопасности при организации плавания с детьми дошкольного возраста включает
следующие правила:
непосредственно образовательную деятельность по плаванию проводить в местах,
полностью отвечающих всем требованиям безопасности и гигиены.
не допускать неорганизованного плавания, самовольных прыжков в воду и ныряния.
не разрешать детям толкать друг друга и погружать с головой в воду, садиться друг на
друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу друг другу, громко кричать, звать на помощь, когда
она не требуется.
не проводить непосредственно образовательную деятельность по плаванию с группами,
превышающими 10-12 человек.
допускать детей к непосредственно образовательной деятельности только с разрешения
врача.
приучать детей выходить из воды по неотложной необходимости только с разрешения
преподавателя.
проводить поименно перекличку детей до входа в воду и после выхода из нее.
научить детей пользоваться спасательными средствами.
- во время непосредственно образовательной деятельности внимательно наблюдать за детьми,
видеть всю группу, каждого воспитанника отдельно и быть готовым в случае необходимости быстро
оказать помощь ребенку.
обеспечить обязательное присутствие медсестры при проведении непосредственно
образовательной деятельности по плаванию.
не проводить непосредственно образовательную деятельность раньше, чем через 40 минут
после еды.
при появлении признаков переохлаждения (озноб, «гусиная кожа», посинение губ)
вывести ребенка из воды и дать ему согреться.
соблюдать методическую последовательность обучения.
знать индивидуальные данные физического развития, состояние здоровья и плавательную
подготовку каждого ребенка.
прыжки в воду разрешать детям, умеющим уверенно держаться на поверхности воды.
не злоупотреблять возможностями ребенка, не форсировать увеличения плавательной
дистанции.
-добиваться сознательного выполнения детьми правил обеспечения безопасности
непосредственно образовательной деятельности по плаванию.
В результате освоения программного материала по плаванию:Занимающиеся должны знать:
правила поведения в бассейне. Технику безопасности;
краткий обзор развития плавания;
24

-

краткие сведения о строении и функциях организма;

влияние плавания на организм, занимающихся;
правила ухода за собой и своим телом, оказание первой помощи при проблемах на воде;
о назначении оборудования и инвентаря;
внимательно слушать задание и выполнять его;
входить в воду только по разрешению преподавателя;
спускаться по лестнице спиной к воде;
не стоять без движений в воде;
не мешать друг другу, окунаться;
не наталкиваться друг на друга;
не кричать;
не подавать ложные крики о помощи;
не топить друг друга;
не бегать в помещении бассейна;
проситься выйти по необходимости;
выходить быстро по команде инструктора.
уметь:
правильно выполнять упражнения общей и специальной физической подготовки;
правильно выполнять технику плавания способом кроль на груди и спине, брасс;
выполнять диагностические задания не ниже среднего уровня;
участвовать в спортивных праздниках;
самостоятельно проводить подвижную игру.

25

Приложение 3
Организация и санитарно – гигиенические условия
Успешность обучения дошкольников практическим навыкам плавания и степень его
оздоровительного влияния зависят от того, насколько четко и правильно соблюдаются все основные
требования к его организации, обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые
санитарно – гигиенические правила.
Режим дня, включающий непосредственно образовательную деятельность по плаванию
предусматривает достаточное пребывание детей на воздухе, полноценное проведение
общеобразовательной деятельности, приёма пищи, сна, всех других форм, физ.культ. – оздоровительной
и воспитательной работы. Обязательно учитывается время приёма пищи.
Непосредственно образовательная деятельность по плаванию должна проходить не ранее, чем
через 40 минут после еды. Занятия проходят по установленному расписанию, группы делятся на
подгруппы в зависимости от возраста детей и от конкретных условий.
Обучение плаванию проводятся 1 раз в неделю, длительность ООД:Младшая группа -15 минут;
Средняя группа – 20 минут;Старшая группа - 25 минут;
Подготовительная группа - 30 минут.
Санитарно-гигиенические условия проведения ООД по плаванию включают следующее:
освещенные и проветриваемые помещения;
текущая и генеральная дезинфекция помещений и инвентаря;
дезинфекция ванны после ООД;
анализ качества воды и дезинфекции помещений и оборудования контролирует медсестра.
Санитарные нормы температурного режима в бассейне
Возрастная группа
Младшая
Средняя
Старшая
Подготовительная

Температура
воды (°С)
34 - 33
33 - 32
30 - 32
30 - 32

Температура
воздуха (°С)
27
27
25 - 27
25 - 27

Глубина
бассейна (м)
0,3 -0,4
0,4 -0,6
0,7-0,8
0,7-0,8

26

Приложение 4
План проведения спортивных мероприятий с детьми
Сентябрь : «Голубые дорожки» ст. возр.
«В гости к кукле Маше» мл.возр.
Ноябрь:
«Моем ручки моем лапки, в гостях у котика Царапки» мл.возр.
«Быстрее, выше, сильнее» ст.возр.
Январь: «Водные забавы» всех возрастов.
Март:
«Волшебная водичка» мл.возр.
«Веселые старты» ст. возр.
Май:
Акции «Учимся самомассажу стоп»
Беседа «Правила поведения на воде»
Акция «Учимся правильно дышать»
Июль:
Праздник «День здоровья»
Август:
«День Нептуна»

27

Приложение 5
Критерии по образовательной области «Физическая культура»
При реализации программы проводится мониторинг физического развития детей,
который связан с оценкой эффективности педагогических действий по физическому
развитию на детей и лежит в основе дальнейшего планирования. Диагностика проводится 1
раз в год: май.
Контрольные упражнения, критерии оценки плавательной подготовленности
(Казаковцева Т.С., кандидат педагогических наук г. Киров, Д/в №1 1991г.)
3 - 4 года
Контрольные упражнения
1.
2.
3.
4.

Критерии
оценки
2,8
1,5
2,7
3,8

Передвижение на руках по дну, с опущенным в воду лицом (сек.)
Скольжение на груди с предметом (м)
Скольжение на груди с движением ног (м)
Лежание на груди на мелководье (сек)
4 - 5 лет
Контрольные упражнения

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Критерии
оценки
5.7
4-10
3,8 – 9,1
1,5 – 2,7
2,5 – 3,8
3,0 – 4,1

Передвижение на руках по дну, с опущенным в воду лицом (сек.)
Погружение с выдохом в воду (раз)
Лежание на груди («Медуза») (сек.)
Скольжение на груди без предмета (м)
Скольжение на груди с движением рук (м)
Скольжение на груди с движением рук и ног (м)
5-6, 6-7 лет

№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Контрольные упражнения
Погружение с выдохом в воду (сек.)
Количество выдохов
Лежание на груди (сек.)
Лежание на спине (сек.)
Скольжение на груди (м)
Скольжение на спине (м)
Скольжение на груди с движениями ног (м)
Скольжение на спине с движениями ног (м)
Плавание «кроль» на груди (м)
Плавание на спине (м)

М
5- 6
лет

результат
Д
М
5-6
6-7
лет
лет

Д
6-7
лет

2,8
10
7,6
7,3
2,7
3,2
3,5
3,4
5,3
3,9

2,9
10
6,2
5,1
2,6
2,5
3,3
3,3
2,4
3,3

4,3
21
13,3
10,6
4,5
3,6
10,2
9,8
19.8
19,1

4,5
22
12,9
12,9
4,5
3,7
10,4
10
33,8
32,0

28

№
п/п

Плавательные
движения

Высокий
Без ошибок.

Уровень развития
Средний
Кисти не
соединены. Ноги
врозь. Носки не
оттянуты.

1.

Скольжение на
груди

2.

Скольжение на
спине

Без ошибок.

Кисти рук не
соединены. Руки
согнуты. Носки не
оттянуты

3.

Движение ногами
при плавании
Кролем на груди,
спине.
Движение руками
при плавании
Кролем на груди,
спине.
Плавание Кролем на
груди, спине в
полной
координации.

Практически без
ошибок. Имеются
нарушения в ритме
движения ногами.
Без ошибок.

Неправильное
положение тела на
воде.

Практически без
ошибок.
Неритмичное
дыхание.

Руки и ноги
согнуты.

4.

5.

Пальцы рук не
соединены.

Низкий
Чрезмерное
прогибание
туловища
(высокий подъем
головы и плеч).
Сгибание
туловища в
поясничной
области
(скольжение
«сидя»). Голова
сильно
запрокинута назад.
Сильное сгибание
ног, стопы не
повёрнуты во
внутрь.
Руки согнуты.
Неполный гребок.
Нет согласования
движений рук, ног
и дыхания.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».