Парциальная образовательная программа Путешествие с WeДошей для детей в возрасте от 3 до 5 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детство»
«Центр развития ребенка» города Калуги
необособленное структурное подразделение «Улыбка»
(МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП «Улыбка»)

Принята
педагогическим советом
(протокол №1 от 31.08.2023)

Утверждена
приказом МБДОУ «Детство» «ЦРР»
г. Калуги НСП «Улыбка» № 157
от 31.08.2023

Согласована
Советом родителей
(протокол №1 от 31.08.2023)

Парциальная образовательная программа
«Путешествие с WeДошей»
для детей в возрасте от 3 до 5 лет.
(новая редакция)

г. Калуга,
2023

2

Парциальная образовательная программа «Путешествие с WeДошей» разработана с
учетом требований ФГОС ДО и включена в основную общеобразовательную программу образовательную программу дошкольного образования МБДОУ «Детство» «ЦРР» г.
Калуги НСП «Улыбка», в часть, формируемую участниками образовательного процесса,
парциальная программа охватывает детей в возрасте от 3 до 5 лет. Содержание парциальной
программы углубляет, обогащает образовательные области познавательное и
художественно-эстетическое развитие и составляет 15 % от общего объёма основной
общеобразовательной программы МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП «Улыбка»

[Введите текст]

3

Оглавление
I. Целевой раздел

3

1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цель и задачи реализации Программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.1.3. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста
1.2. Планируемые результаты освоения Программы

3
3
5
6
10

II. Содержательный раздел

11

2.1. Описание образовательной деятельности
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников

11
12

III раздел. Организационный

13

3.1. Особенности организации совместной и самостоятельной деятельности
3.2. Описание материально- технического обеспечения Программы
3.3. Особенности организации развивающей предметно – пространственной
среды

13
14
15

13
13

Приложение №1 (Перспективное планирование для воспитанников второй младшей
группы)
Приложение №2 (Перспективное планирование для воспитанников средней
группы)

[Введите текст]

4

I Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Инновационной деятельностью в рамках статуса «Сетевой инновационной
площадки» РФ в сотрудничестве с «НИИ Дошкольного Образования «Воспитатели
России» по проекту «ТехноМир: развитие без границ», который направлен на
формирование системы работы по техническому направлению с привлечением
родительского сообщества и с учетом предприятий регионов РФ коллектив НСП
«Улыбка» занимается с 2018 года.
Научно-консультативное сопровождение площадки: Пономарева Елена Юрьевна,
к.и.н., директор АНО ДПО «Институт образовательных технологий», федеральный
эксперт ВОО «Воспитатели России»; Тимофеева Тамара Владимировна, старший
воспитатель СПДС «Вишенка» ГБОУ лицея 16 г. о. Жигулевск, Почётный работник
общего образования РФ, Федеральный эксперт ВОО «Воспитатели России».
Одним из значимых направлений познавательно-исследовательской деятельности
является детское техническое творчество, а одной из наиболее инновационных областей в
этой сфере — образовательная робототехника, объединяющая классические подходы к
изучению основ техники и моделирование, программирование, информационные
технологи.
Программа «Путешествие с We Doшей» (далее - Программа) научно-технической
направленности, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования,
математики, моделирования, развитие их информационной и технологической культуры.
Программа соответствует уровню основного общего образования, направлена на
формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение
образования; приобретение опыта продуктивной творческой деятельности. Данная программа
разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования и включена в часть основной образовательной
программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного
процесса.
1.1.1. Цель и задачи реализации Программы
Цель программы – развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста
и вовлечение их в техническое творчество по средством лего конструирования.
Задачи программы:
Младший возраст (3-4 года)

Учить называть детали лего конструктора.

Учить простейшему анализу сооружённых построек (выделять форму,
величину, цвет деталей).

Конструировать по образцу и условиям.

Развивать зрительно – моторную координацию при соединении деталей
конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий.

Учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его
конструктивное решение.

Оформлять свой замысел путём предварительного называния будущей
постройки

Развивать и поддерживать замысел в процессе развёртывания
конструктивной деятельности

Формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных
постройках по замыслу.
Средний возраст (4-5 лет)

Расширять и обогащать практический опыт детей в процессе
конструирования.
[Введите текст]

5


Учить определять изображённый на схеме предмет, указывать его функцию.

Формировать представление о способе пространственного расположения
деталей и их соединения.

Учить сравнивать графические модели, находить сходства и различия.

Формировать умение строить по схеме.

Учить сооружать постройки с перекрытиями, делать постройку прочной,
точно соединять детали между собой.

Конструировать по замыслу

Учить заранее обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели
деятельности

Сравнивать полученную постройку с задуманной

Развивать способность к контролю за качеством и результатом работы.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Развивать критическое мышление как трёхступенчатый процесс,
направленный на формирование:
- умений получать необходимую информацию;
- умений её анализировать;
- умений применять полученную информацию в практической деятельности

Способствовать
формированию
умения
самостоятельно
решать
познавательные задачи в процессе конструирования моделей;

Развивать мелкую моторику рук;

Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других
людей и его результатам.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа основывается на следующих принципах:
1) принцип научности – возможность усвоения знаний на уровне первоначальных,
дифференцированных и обобщённых представлений; стимулирование познавательного
интереса детей к конструктивной деятельности; формирование основ научного
мировоззрения;
2) принцип прогностичности ориентирует на осознанное восприятия детьми
предлагаемого содержания; проявление потребностей и мотивов к конструктивной
деятельности;
3) принцип доступности обеспечивает адаптацию научного знания к специфике
особенностей личностного развития детей дошкольного возраста;
4) принцип последовательности и концентричности обеспечивает возвращение к ранее
пройденным темам на более высоком уровне формирования знаний;
5) принцип интегративности предусматривает возможность использования содержания
конструктивной деятельности в разных образовательных областях; реализовывать его в
разных видах деятельности;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
7) принцип возрастной адекватности дошкольного образования соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития.
В основу программы положены такие подходы как:
 системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно
самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их
взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с детьми
рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели
образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы
и формы педагогического процесса и материальная база.
[Введите текст]

6





личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной
и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода
предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс
саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого
соответствующих условий.
деятельностный подход, деятельность – основа, средство и решающее условие
развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и
организации деятельности детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта
познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей
выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию,
контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

1.1.3. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст (3—4 года). На рубеже трех лет любимым
выражением ребенка становится «Я сам!» Отделение себя от взрослого и вместе с тем
желание быть как взрослый — характерное противоречие кризиса трех лет.
Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями
таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю,
доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к
эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать другому ребенку.
В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и
поступки ситуативны, их последствия ребенок чаще всего не представляет, нормативно
развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное
отношение к окружающему.
Дети 3—4-х лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные
с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»).
В 3 года ребенок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом
возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей,
взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.
У развивающегося трехлетнего человека есть все возможности овладения
навыками самообслуживания (становление предпосылок трудовой деятельности) —
самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком,
расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвертого года
жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время
еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на
определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных
компонентов которого является уровень развития моторной координации.
В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная
активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает
осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений
стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести
движение и др.).
Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах
предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у
ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы
основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, синий,
зеленый). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал,
квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные
ошибки. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов (палочек,
кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший.
[Введите текст]

7

В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры),
групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т. п. На основании опыта у них
складываются некоторые пространственные представления (рядом, перед, на, под).
Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи. Ребенок учится
пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и
наречия).
Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле
сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в
магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет
представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина,
троллейбус, самолет, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач, шофер, дворник),
праздниках (Новый год, день своего рождения), свойствах воды, снега, песка (снег
белый, холодный, вода теплая и вода холодная, лед скользкий, твердый; из влажного
песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет
состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идет дождь). На четвертом году жизни
ребенок различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три
вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых.
Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно, однако его устойчивость
зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может
сосредоточиться в течение 10—15 минут, но привлекательное для него дело может
длиться достаточно долго. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую
эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию,
которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и
песенки, 2—3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его). Мышление трехлетнего
ребенка
является
наглядно-действенным.
Малыш
решает
задачу
путем
непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки,
мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В 3 года воображение только начинает
развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом
и при этом воображает на его месте другой. Палочка вместо ложечки, камешек вместо
мыла, стул — машина для путешествий и т. д.
В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности.
Взрослый для ребенка — носитель определенной общественной функции. Желание
ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают
игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают
первичные умения ролевого поведения. Игра ребенка первой половины четвертого года
жизни — это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей,
отражаются умения, приобретенные в совместных со взрослым играх. Сюжеты игр
простые, неразвернутые, содержащие одну-две роли.
Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним приводит
к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще
всего возникают по поводу игрушек. Постепенно к четырем годам ребенок начинает
согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать
речевые формы вежливого общения.
В 3—4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками
ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему все еще нужны
поддержка и внимание взрослого. Главным средством общения со взрослыми и
сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из
слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок
овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения.
Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи,
понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят
мальчиков.
[Введите текст]

8

В 3—4 года в ситуации взаимодействия со взрослым продолжает формироваться
интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми
произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес.
Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется
изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы
предметов. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил
ребенок. Конструирование носит процессуальный характер. Ребенок может
конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух -трех
частей.
Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и
синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит при
организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и
др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребенок дифференцирует звуковые
свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко — тихо, высоко — низко
и пр.). Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам
музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально ритмическим движениям).
Средний дошкольный возраст (4—5 лет). Дети 4—5 лет все еще не осознают
социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться
обобщенные представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти
годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и
«пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они
могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые
обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления
о том, как положено себя вести девочкам и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют
несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своем
собственном. Таким образом, поведение ребенка 4—5 лет не столь импульсивно и
непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему все еще требуется
напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных
норм и правил.
В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания,
купания, приема пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по
назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой
платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических
навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.
К 4—5 годам ребенок способен элементарно охарактеризовать свое самочувствие,
привлечь внимание взрослого в случае недомогания.
Дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной
принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а
не платьица, у меня короткая прическа»). К пяти годам дети имеют представления об
особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, о видах
отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и
мужских качествах.
К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка с
окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость,
конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно
осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений.
Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4—5 лет продолжают проигрывать действия
с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует
реальной действительности: ребенок сначала режет хлеб и только потом ставит его на
стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста
последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют
[Введите текст]

9

свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и
реальных взаимоотношений. В 4—5 лет сверстники становятся для ребенка более
привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый.
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных
эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования
предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об
основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребенок уже может
произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его
пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным,
целенаправленным и анализирующим.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже
не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется
практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо
отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится все
более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребенок пошел за мячом, то уже
не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития
внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый
необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают
активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные
(прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память
ребенка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображенных на
предъявляемых ему картинках.
В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее
образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в
мультфильмах и т. д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в
игре, рисовании, конструировании.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности
ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со
взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно
стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах
(почему? Зачем? Для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию
познавательного характера.
Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских
ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в
уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребенок пятого года
жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему
тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом,
продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.
Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются
слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия,
сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в
процессе речевого общения, ребенок учится использовать средства интонационной
речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в
зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют
правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой
просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становится более связной и
последовательной.
С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением
роли речи (взрослого и самого ребенка) в управлении поведением ребенка становится
возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом
взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость
поведения ребенка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и
[Введите текст]

10

поведении.
В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются
на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную
литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные
эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники
начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.
Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная
деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк.
В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу
изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками.
Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности. Дети
замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов ее исполнения.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
К 4 годам:
- имеются представления: о деталях конструктора Lego и способах их соединении
- умеет анализировать созданные лего постройки
- умеет изменять постройки двумя способами: заменяет одни детали другими или
надстраивая их в высоту, длину
- умеет сооружать постройки по собственному замыслу
- сформированы умения обыгрывать постройки и объединять их по сюжету
- развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая
инициатива.
К 5 годам:
- сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет,
выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их
назначением и строением.
- развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
- сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться,
выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое
дело до конца, планировать будущую работу.
-имеются представления: об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и
распределения веса; о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее
отдельных элементов; о связи между формой конструкции и ее функциями.
-ребенок обладает установкой положительного отношения к конструированию из
конструкторов лего, к разным видам технического труда, другим людям и самому себе.
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов.
Диагностика проводится педагогом в конце учебного года. При проведении
диагностики педагог проводит беседы, игры, создает игровые ситуации, сюжетно – ролевые
игры и т.д. и отмечает у каждого ребенка уровень сформированности каждого показателя
основ технической подготовки от 1 до 3, где 1 – показатель сформирован, 2 – показатель
сформирован частично, 3 – показатель не сформирован.
Индивидуальные результаты освоения Программы оцениваются с помощью
наблюдения, после чего в план педагога вносятся коррективы.
Диагностический материал:
Беседа с детьми младшего возраста.
1.Тебе нравиться играть с конструктором Лего? Как называют его детали? (Покажи где
кубик, где кирпичик)
[Введите текст]

11

2. С помощью чего соединяются детали конструктора?
3. Чтобы конструкция была устойчивой, что поставишь в её основание кубик или кирпичик?
4. Построй башню из кирпичиков красного и жёлтого цвета, так чтобы они чередовались
5. Построй ступеньки к горке, пересчитай их.
Беседа с детьми среднего возраста.
1. Как называется этот конструктор?
2. Как называются его детали?
3. Скажи сколько шипов у кубика Лего?
4. По схеме определи название постройки
5. Построй самолёт, используя образец. Пересчитай сколько деталей ушло на постройку.
Диагностическая карта в младшей группе
Фамилия, имя
ребёнка

Называет
цвет
деталей

Называет
детали

Скрепляет
детали
конструктора

Строит
элементарную
постройку по
творческому
замыслу

Строит
по
образцу

Точность
скрепления
и скорость
выполнения

Читает
схему и
строит
по ней

Умеет
рассказать о
постройке

Диагностическая карта в средней группе
Фамилия,
имя ребёнка

Называет
детали

Умеет
скреплять
детали
конструктора

Строит
элементарную
постройку по
творческому
замыслу

Строит
по
образцу

II Содержательный раздел.
2.1. Описание образовательной деятельности.
Образовательная деятельность в НСП «Улыбка» включает:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации
различных видов детской деятельности (занятия проводятся в соответствии с учебным
планом реализации основной образовательной программы дошкольного образования
МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП «Улыбка»).
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов (в
центрах «Строительства», «Проектирования и конструирования», «Экспериментирования
и измерения»)
- самостоятельную деятельность детей (с фиксацией своей деятельности в
«Инженерных книгах»)
- взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной Программы
В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) дети учатся производить простейший
анализ созданных построек, совершенствовать конструктивные умения, элементарные
математические представления (цвет, размер), называть и использовать основные
строительные детали (кубики, кирпичики), сооружать новые постройки, используя
полученные ранее умения. В этом возрасте преобладает такая форма организации обучения
как «конструирование по образцу», «конструирование по замыслу», которая ограничена
возведением несложных построек.
«Конструирование по образцу» заключается в том, что детям предлагаются образцы
построек выполненных из деталей конструктора Lego, Lego Duplo.Показаны способы их
воспроизведения. Эта форма обучения обеспечивает прямую передачу знаний, способов
действий основанных на подражании.
[Введите текст]

12

Перспективное планирование для воспитанников второй младшей группы
представлено в Приложении 1.
В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) продолжается развитие способностей
различать и называть строительные детали Lego Duplo, Lego classic, использовать их с
учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Дети учатся
анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по
величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей
относительно друг друга, самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине).
В этом возрасте прибавляется такая форма организации обучения как «как конструирование
по простейшим чертежам и схемам». Эта форма предполагает из деталей строительного
материала воссоздание внешних и отдельных функциональных особенностей реальных
объектов. В результате такого обучения – формируются мышление и познавательные
способности ребенка.
Перспективное планирование для воспитанников средней группы представлено в
Приложении 2.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методы и средств реализации Программы
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
Формы вариативных форм и способов
-беседа (получение нового материала);
-самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные задания в течение части
занятия или одного-двух занятий);
-ролевая игра;
-соревнование (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по
конструированию);
- разработка творческих проектов и их презентация;
-выставка.
Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или
иной темы.
Методы обучения
Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание нового материала с
привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций,
восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в
процессе разработки собственных моделей)
Систематизирующий (беседа по теме, составление схем и т.д.)
Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений
и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)
Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при
разработке проектов)
Средства реализации программы
Программное обеспечение включает в себя 3 вида конструкторов: Кирпичики LEGO,
Lego Duplo, Lego classic.
Кирпичики LEGO это 1000 разноцветных блоков разной формы предназначены для
конструирования. Прилагаемые к набору карточки дадут идеи для творчества.
Разнообразные по цвету, размеру и конфигурации блоки улучшают цветовое восприятие,
мелкую моторику, распознавание и сопоставление форм и размеров.
Lego Duplo в набор включены универсальные детали, из которых можно построить
любые фигуры архитектуры, животного и окружающего мира. Комплект сопровождают
[Введите текст]

13

несложные схемы сборки, которые помогают детям и педагогу смастерить разные
предметы, сюжетные линии.
Lego classic предназначена для начинающих. Все детали конструкторов
пластмассовые, яркие. Это предварительный, не программируемый этап знакомства с
робототехникой для детей 3-5 лет. Наборы учат основам конструирования, простым
соединениям.
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
Совместная деятельность - взрослого и детей подразумевает особую систему их
взаимоотношений и взаимодействия. Ее сущностные признаки, наличие партнерской
(равноправной) позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество
взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей)
Содержание программы реализуется в различных видах совместной деятельности: игровой,
коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, на
основе моделирования образовательных ситуаций Лего - конструирования, которые дети
решаются в сотрудничестве со взрослым. Игра – как основной вид деятельности,
способствующий развитию самостоятельного мышления и творческих способностей на
основе воображения является продолжением совместной деятельности, переходящей в
самостоятельную детскую инициативу.
Для развития инициативности нужно:
1. Давать простые задания (снимать страх "не справлюсь"), развивать у детей
инициативу.
2. Давать задания интересные или где у ребёнка есть личный интерес что-то
делать.
3. Поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи).
4. Научить, грамотно реагировать на собственные ошибки.
Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно,
получали от этого удовольствие.
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников.
Привлечение родителей расширяет круг общения, повышает мотивацию и интерес
детей.
Формы и виды взаимодействия с родителями: проектная деятельность с
приглашением на презентации технических изделий, фото-видео фиксация с отчетов по
созданию приборов, моделей, механизмов и других технических объектов как в детском
саду, так и дома; мастер – классы, беседы, круглые столы, обмен опытом, дискуссии,
коучинг-сессии, вечера развлечений, соревнования, творческие лаборатории, оформление
инфозон, информационно-наглядного материала, совместное участие в конкурсах разных
уроовней, формление буклетов и т.д.
Традиционные формы взаимодействия устанавливают прямую и обратную
взаимосвязь на уровне учреждения, а интернет ресурсы позволят расширить возможности
коммуникации. Возможность привлечь семейный потенциал, организовав взаимодействие
детей и взрослых на уровне всемирной паутины, позволяет найти единомышленников
различного уровня продвинутости.
III Организационный раздел
3.1. Особенности организации совместной и самостоятельной деятельности
Обучение рассчитано на два года: 1 год - для воспитанников в возрасте от 3 до 4 лет;
2 год – от 4 до 5 лет.
[Введите текст]

14

Совместная деятельность организована педагогами в форме занятий, согласно
расписанию на учебный год. (1 занятие в месяц) с сентября по май.
Продолжительность занятия: 15 минут во 2 младшей группе, 20 минут в средней группе.
Для самостоятельной деятельности отводится время во второй половине дня на период с
сентября по август в младшей группе не реже 2 раз в неделю, в средней не реже 3 раз в
неделю.
3.2. Описание материально – технического обеспечения Программы
Интерактивная доска
Ноутбук
Проектор
Lego – 20 наборов
Lego Duplo – 15 наборов
Конструкторы Lego classic - 24 набора
Схемы построек
Картотека дидактических игр
Образцы построек
Тематические альбомы
3.3. Особенности организации, развивающей предметно – пространственной
среды
В НСП «Улыбка» оборудован и оснащен Лего кабинете, соответствующем
требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет
имеет хорошее освещение и возможность проветриваться.
В кабинете выделяют три зоны:
1 зона – полки с конструкторами (конструкторы размещены в соответствии с
возрастным принципом)
2 зона – рабочая для детей (столы, стулья (по росту и количеству детей); так же в
этой зоне на полу лежит ковёр поскольку некоторые занятия проводятся на нём.
3 зона- рабочая зона педагога (интерактивная доска; демонстрационный столик;
технические средства обучения (ТСО) - компьютер; технологические, креативные карты,
схемы, образцы, чертежи; картотека игр, презентации и учебные фильмы (по темам
занятий).
Вся созданная предметно пространственная среда является безопасной, доступной,
трансформируемой, полифункциональной, вариативной, содержательно – насыщенной.
В групповых помещениях:
Младший возраст (от 3 до 4 лет):
В центре «Строительства» имеются не менее 2-3 видов конструктора
большого и среднего размера, тематические альбомы для рассматривания, образцы
построек, карты- схемы построек
В центре «Маркеров игрового пространства» имеются маркеры игрового
пространства: напольные, настольные; ширма, игровое панно, подиумы на колёсах
мелкие фигурки животных, людей, предметов быта, оборудования, приборов,
предметы-заместители: кубики, палочки, шарики, колечки, крышки и т.д
Средний возраст (от 4 до 5 лет):
в центр «Проектирования и конструирования»: карты построек, схемы чертежи,
алгоритмы сборки механизмов, моделей, дидактические игры
в центре «Строительства»: столы, конструктивный материал: не менее 5-7 вида
конструктора.
[Введите текст]

15

В центре «Информационного насыщения»: энциклопедии, видео фильмы о разных
видах производств, художественная литература технической направленности, книги о
технических открытиях, экспериментах, коллекции открыток «транспорт», «приборы»,
«инструменты» и др. фото детей с экскурсий, шкатулка идей, кейсы иллюстраций
в центре «Экспериментирования и измерения» - измерительные приборы: линейки,
рулетки, весы, гири; шнуры, ленты, резинки чаши разного объема, коллекции материалов,
альбомы с фиксированием хода и результатов экспериментирования, технологические
карты опытов
в центре «Маркеров игрового пространства»: маркеры игрового пространства:
напольные, настольные. Ширма, игровое панно, подиумы на колёсах. Мелкие фигурки
животных, людей, предметов быта, оборудования, приборов и т.д. Предметы-заместители:
кубики, палочки, шарики, колечки, крышки и т.д.
в центре «Достижения результатов»: фото моделей детской деятельности,
инженерные книги, лестница успеха (наградной материал).

[Введите текст]

16
Приложение №1

Перспективное планирование для воспитанников второй младшей группы
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Тема
Знакомство с лего кабинетом
Транспорт (ПДД)
Конструирование
узкой и широкой
дорожки, длинной и
короткой дорожки
Всемирный день
животных
«Домик для зверей»

Новый год
«Новогодняя елочка»
Декабрь
Январь

Зимние забавы
«Лестница для
горки»

Февраль

День защитников
Отечества
«Машины»

Март
Апрель

Май

Международный
женский день
«Цветочек»
День космонавтики
«Ракета»

«Мостик через
речку»

[Введите текст]

Задачи
Познакомить с лего – конструктором.
Развивать навык работы с крупными и средними деталями.
Воспитывать устойчивый интерес к познавательной
деятельности.
Дать представление о способах соединения деталей при
постройке. Закреплять знания цвета и формы; освоение
простых связей и отношений (широкий, узкий, одинаковые
и разные по цвету и размеру)
Развивать умения строить по образцу.
Воспитывать желание трудиться.
Учить строить строить домик по образцу.
Развивать умения пользоваться предэталонами («как
кирпичик», «как крыша»)
Воспитывать умение пользоваться общим набором
деталей.
Развивать интерес к играм и материалам, с которыми
можно практически действовать: накладывать, совмещать,
раскладывать с целью получения какого – либо образа.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Воспитывать бережное отношение к конструктору.
Формировать умение обдумывать содержание будущей
постройки, давать общее описание.
Закреплять освоение простых связей и отношений: больше
(меньше) по размеру, по количеству.
Воспитывать умение пользоваться общим набором
деталей.
Закреплять умения пользоваться эталонами форм: круг,
квадрат, прямоугольник.
Обучить отбору деталей, из которых могут быть
построены части машины.
Воспитывать желание строить и обыгрывать постройку.
Развивать умение детей подбирать нужные детали, по
форме и цвету используя конструктор «LEGO DUPLO».
Закреплять знания об основных цветах.
Воспитывать умение пользоваться одним набором деталей
Обучить отбору деталей, из которых могут быть построена
ракета.
Развивать умения воспринимать, обобщать и уравнивать
группы предметов по свойствам.
Воспитывать умение концентрировать внимание на
создании модели.
Развивать у детей первоначальный интерес к получению
результата.
Обучить детей соотнесению своих построек с имеющимся
образцом.
Воспитывать бережное отношение к конструктору.

17
Приложение №2

Перспективное планирование для воспитанников средней группы
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Тема
Здравствуй, детский
сад!
«Конструирование
по замыслу»
«Ворота в парк»

Ноябрь
«Светофор»
Декабрь

Новый год
«Снеговик»

Январь

«Печка»

Февраль

День защитников
Отечества
«Военная техника.
Самолет»
Перелетные птицы.
«Встречаем птиц»
(Утка)

Март

Апрель

День космонавтики
«Космический
корабль».

Май

«Творческое
конструирование по
замыслу»

[Введите текст]

Задачи
Закреплять навыки, полученные в младшей группе.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Познакомить с конструктором: LEGO CLASSIK.
-Развивать умения анализировать образец постройки –
выделять в нем функционально значимые части (столбики –
опоры и перекладины), называть и показывать детали
конструктора, из которых эти части построены.
Формировать чувства симметрии и умения правильно
чередовать цвет в своих постройках.
Воспитывать умение обыгрывать постройку.
Развивать творческое воображение, закреплять название
деталей, способы их соединения.
Воспитывать желание трудиться.
Развивать способность выделять в предметах их
функциональные части.
Способствовать развитию памяти, вниманию, мышечной
силы.
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Формировать использование числа как показателя
количества.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Закреплять полученные навыки.
Воспитывать умение пользоваться одним набором деталей.
Учить строить самолет используя конструктор «LEGO
DUPLO» выделяя функциональные части; правильно
распределять детали конструктора.
Воспитывать бережное отношение к конструктору.
Продолжать учить пользоваться схематическим
изображением действий.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Воспитывать желание строить и обыгрывать постройку.
Развивать умение анализировать фотографическую схему и
конструировать в соответствии с ней.
Продолжить формировать умение использовать различные
приемы создания конструкций, соединять и комбинировать
детали в процессе конструирования.
Воспитывать умение концентрировать внимание на
создании модели.
Закреплять конструктивные навыки.
Развивать воображение, память, внимание.
Воспитывать желание работать в коллективе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».