Парциальная образовательная программа социально гуманитарной направленности Моя малая Родина

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детство» «Центр
развития ребенка» города Калуги
необособленное структурное подразделение «Журавушка»
(МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП «Журавушка»)

Принята педагогическим советом
(протокол от 31.08.2023 №1)

Утверждена
приказом МБДОУ «Детство» «ЦРР»
г. Калуги № 392-од от 31.08.2023

Согласовано Советом родителей
(протокол от 31.08.2023 №1)

Парциальная
образовательная программа
социально-гуманитарной направленности
«Моя малая Родина»
(МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП «Журавушка»)

г. Калуга,
2023

2

Оглавление
парциальной образовательной программы
социально-гуманитарной направленности
«Моя малая Родина»
(МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП «Журавушка»)
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы
Принципы и подходы к формированию Программы
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в
том числе характеристики особенностей развития детей
младенческого, раннего и дошкольного возраста
1.2
Планируемые результаты освоения Программы
2.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1
Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка, представленными в пяти
образовательных областях федеральной программы и с учетом,
используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию
данного содержания
2.2
Описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации Программы, с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников, специфики их образовательных
потребностей и интересов
2.3
Описание образовательной деятельности по профессиональной
коррекции нарушений развития детей
2.4
Особенности образовательной деятельности разных видов и
культурных практик
2.5
Способы и направления поддержки детской инициативы
2.6
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
2.7
Иные характеристики содержания Программы
3.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1
Описание материально – технического обеспечения Программы
3.2
Описание обеспеченности методическими материалами, средствами
обучения и воспитания
3.3.
Распорядок и/или режим дня воспитанников
3.4
Описание особенностей традиционных событий, праздников,
мероприятий
3.5.
Описание особенностей организации развивающей предметнопространственной среды
Дополнительный раздел
Краткая презентация Программы
Приложение 1. Комплексно-тематическое планирование
1.
1.
1.1.1
1.1.2
1.1.3

3
3
5
6
7

8
9
9

11

12
12
12
13
14
14
14
15
17
18
19
20

3

1. Целевой раздел
1 . Пояснительная записка
Программа «Моя малая Родина» направлена на углубление знаний обучающихся и формирование
ценностного отношения к Калуге и Калужскому краю, развитие социально значимой личности,
воспитанной на основе социокультурных, духовных, нравственных ценностей, принятых в
российском обществе и государстве.
Представленная Программа является моделью реализации части Основной Образовательной
Программы Дошкольного Образования, формируемой участниками образовательных отношений.
Программа разработана с учетом ФГОС ДО, учитывая опыт образовательных организаций и
обусловлена нормативными документами:
1. Закон «Об образовании РФ».
2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от
17 октября 2013 г. № 1155 г. Москвы «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
5. Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России от 13 марта 1995 г.
№ 32-ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 года).
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 «О
национальной доктрине образования в Российской Федерации».
7. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом
Министерства просвещения Российской Федерации № 1028 от 25.11.2022 г.
Считаем, что эффективными формами работы с детьми дошкольного возраста по данной
программе являются экскурсии, игры-путешествия, квесты и совместные презентации обучающихся
и взрослых (педагогов, родителей), а также участие в природоохранных и экологических акциях.
Экскурсии доставляют радость не только дошкольникам, но и взрослым. Экскурсии можно проводить
не только за пределами учреждения, но и с использованием современных технологий, например, с
использованием мультимедийной установки или даже обычного ноутбука. Любое занятие так же
можно превратить в прогулку, путешествие или экскурсию. На экскурсиях (обычных или
виртуальных) обучающиеся имеют возможность не только получать и накапливать знания, но и быть
активными участниками образовательного процесса: собирать, накапливать и систематизировать
материал, совместно с взрослым создавать демонстрационные и дидактические материалы, устраивать
выставки и презентации, участвовать в различных акциях, мероприятиях.
По данной программе можно работать с детьми дошкольного возраста со второй младшей
группы, т.е. с детьми с 3-х до 7 лет. Обучающиеся изучают темы в соответствии со своими

4

возрастными и индивидуальными особенностями. В 2023/2024 учебном году в НСП функционируют
4 общеобразовательных группы, 2 группы компенсирующей направленности, укомплектованных по
возрасту:
2 младшая группа (3-4 лет) - 1;
старшая группа (5-6 лет) - 2;
разновозрастная группа компенсирующей направленности (3-5 лет) – 1;
разновозрастная группа компенсирующей направленности (5-7 лет) – 1;
подготовительная к школе группа (6-7 лет) - 1.

Актуальность программы
Современный мир — это мир компьютеров и гаджетов, которые зачастую становятся для
ребёнка друзьями, интересными игрушками, помогают скрасить досуг и заменяют ему ближайшее
окружение. А ближайшее окружение — это и есть не что иное, как формирование основ любви,
интереса, уважения к своей семье, дому, родному городу, его истории, традициям, быту. Обращение
к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. К сожалению,
в последнее время обозначилась проблема недостаточных элементарных знаний дошкольников о
городе, в котором они живут, в котором проходит их детство. Часто наблюдаются такие моменты,
когда ребёнок 6-7 лет не знает, как называется улица, на которой он живёт, не может назвать главные
улицы города, парки, элементарные достопримечательности города.
Калугу можно назвать многонациональным городом, в котором живут и работают люди
практически всех национальностей, а они тоже имеют право знать историю города, традиции и быт
калужан. Именно поэтому наши интересы обратились к формированию у детей дошкольного
возраста ценностного отношения к Калуге и Калужской области. В связи с чем, основной принцип
программы «Моя малая Родина» - это принцип непрерывности и системности образования
дошкольников.
Новизна программы
В процессе изучения программы, дошкольники получат не только первичные представления о
городе Калуге и Калужском крае, но и о главных достопримечательностях, памятниках архитектуры,
традициях, быте, истории, растительном и животном мире. Особое внимание уделяется взаимосвязи
животного и растительного мира, формированию сознания о том, что человек - важная составляющая
всех процессов: экологических, биологических, социальных. От того, как будет вести себя человек в
жизни,

природе,

обществе

зависит

сохранение

и

преумножение

наших

богатств:

достопримечательностей, природы, животных.
Программа состоит из четырёх разделов, каждый раздел - это своего рода «страничка», по которой
можно пройти совместно с взрослыми. Каждая страничка имеет своё название, направление
деятельности, содержание, темы, формы работы, образовательный маршрут, продукт деятельности:
«Историческая страничка», «Познавательная страничка», «Исследовательская страничка»,
«Литературная страничка».

5

Отличительная особенность программы
Отличительная особенность программы состоит в её практической значимости: вовлечение детей,
родителей, педагогов в поисково-исследовательскую, творческую деятельность; реализацию
индивидуального

подхода;

использование

методик,

позволяющих

управлять

процессом

формирования знаний о Калуге и Калужском крае, а так же в развитии сетевого взаимодействия с
учётом расположения детского сада. Изучать материал можно как в организованной деятельности,
посредством включения в непрерывную образовательную деятельность, так и во время прогулки, в
самостоятельной и совместной с взрослым деятельности. Программой предусмотрено проведение
праздников, как в учреждении, так и за его пределами, изготовление творческих продуктов: поделки,
рисунки, раскраски, проекты, коллажи и многое другое. Большое внимание уделяется развитию
экологического сознания у детей дошкольного возраста: в НСП создана реальная и виртуальная
экологическая тропа, обучающиеся имеют возможность участвовать в экологических акциях,
конкурсах, экологических проектах.
Программа может быть использована при организации образовательной деятельности с детьми
дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях, дополнительном образовании
детей, в частных и семейных детских садах.
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель программы: «Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к
Калуге и Калужскому краю».
Задачи программы:
Образовательные:
•

расширять представления детей дошкольного возраста о городе Калуге и Калужской
области;

•

формировать познавательный интерес к изучению достопримечательностей, традиций,
быта, истории, растительного и животного мира Калуги и Калужской области;

•

формировать знания у дошкольников о человеке как важной составляющей экологических,
биологических, социальных процессов.
Развивающие:

•

развивать интеллектуальные и творческие способности;

•

развивать чувство ответственности, активности и самостоятельности;

•

развивать желание участвовать в творческих конкурсах и проектах, экологических акциях.
Воспитательные:

•

воспитывать нравственно-патриотические чувства;

•

воспитывать социальную активность, гражданскую позицию через изучение родного края;

6
•

воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру;

•

воспитывать культуру общения и поведения в социуме.

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 4 года обучения с детьми 3-7 лет,
учитывая индивидуальные и возрастные особенности обучающихся.
1.1.2 Основные принципы и подходы к формированию Программы
⎯

принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

⎯

принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса
образования детей дошкольного возраста;

⎯

принцип

интеграции

возможностями

и

образовательных

особенностями

областей

в

дошкольников,

соответствии
спецификой

и

с

возрастными

возможностями

образовательных областей;
⎯

комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

⎯

принцип наглядности;

⎯

принцип энциклопедичности;

⎯

принцип единства с семьей;

⎯

принцип сетевого взаимодействия с социумом.

⎯

полноценное проживание ребенком всех этапов детства (раннего дошкольного возраста),
обогащение (амплификация) детского развития;

⎯

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом образования;

⎯

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;

⎯

содействие

и

сотрудничество

совершеннолетних

членов

детей

семьи,

и

родителей

принимающих

(законных

участие

в

представителей),

воспитании

детей

младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников
(далее вместе - взрослые);
⎯

признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

⎯

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

⎯

сотрудничество НСП «Журавушка» с семьей;

⎯

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

⎯

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных
видах деятельности;

7

⎯

возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития);

⎯

учёт этнокультурной ситуации развития детей;

1.1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том
числе характеристики особенностей развития детей младенческого, раннего и
дошкольного возраста

Значимой характеристикой для разработки и реализации ООП ДО (части, формируемой
участниками образовательных отношений) является определение приоритетного направления
деятельности НСП «Журавушка».
Приоритетным направлением деятельности НСП «Журавушка» является социальнокоммуникативное развитие детей дошкольного возраста, которое определено с учетом специфики
созданных материально-технических условий и развивающей предметно-пространственной среды.
Углубленная работа по данному направлению обусловлена актуальностью

организации

деятельности по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей,
формированию нравственных ориентиров, сохранению исторических и национально-культурных
традиций и достижений, формирующих мировоззрение граждан России. Данная актуальность
отражена в государственной политике и нормативно-правовых документах федерального уровня.
Современная ситуация в обществе предъявляет высокие требования к личностному развитию
подрастающего поколения, которые отражены в «Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года». Базой формирования перечисленных ценностей являются
глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле и
природе, чувство прекрасного. А одно из наиболее сильных средств воздействия на чувства
человека – это любовь к Родине. В процессе изучения родного края, дошкольники получают не только
первичные представления о городе Калуге и Калужском крае, но и о главных достопримечательностях,
памятниках архитектуры, традициях, быте, истории, растительном и животном мире. Особое
внимание уделяется взаимосвязи животного и растительного мира, формированию сознания о том, что
человек - важная составляющая всех процессов: экологических, биологических, социальных. От того,
как будет вести себя человек в жизни, природе, обществе зависит сохранение и преумножение наших
богатств: достопримечательностей, природы, животных.
Выбор приоритетного направления обусловлен и социальным запросом родителей
(законных представителей) на социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.
Образовательная

деятельность

по

реализации

части,

формируемой

участниками

образовательных отношений, строится на основе авторской образовательной программы «Моя

8

малая Родина».
По данной программе можно работать с детьми дошкольного возраста со второй младшей
группы, т.е. с детьми с 3-х до 7 лет. Обучающиеся изучают темы в соответствии со своими
возрастными и индивидуальными особенностями. В 2023/2024 учебном году в НСП функционируют
4 общеобразовательных группы, 2 группы компенсирующей направленности, укомплектованных по
возрасту:
2 младшая группа (3-4 лет) - 1;
старшая группа (5-6 лет) - 2;
разновозрастная группа компенсирующей направленности (3-5 лет) – 1;
разновозрастная группа компенсирующей направленности (5-7 лет) – 1;
подготовительная к школе группа (6-7 лет) - 1.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы.
У ребёнка преобладает эмоционально-положительное отношение к городу Калуге и Калужскому
краю. Он хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и на
центральных улицах города. Знает названия улиц, достопримечательности города. Знает и соблюдает
правила поведения в городе, общественных местах. Ребёнок проявляет любознательность, интерес,
задаёт вопросы. С удовольствием включается в любую деятельность со сверстниками и взрослыми, в
том числе проектную, связанную с познаниями о городе и крае. Участвует в социально значимых
акциях. Отражает свои впечатления о городе, крае в предпочитаемой деятельности. Переживает
эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами жителей города Калуги и Калужской
области, стремится выразить позитивное отношение к людям пожилого возраста.
Система оценки результатов освоения программы.
Механизм отслеживания результатов:
— анализ детской деятельности (рассказы о городе, крае, творческие работы, детские проекты,
сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры);
— наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения,
проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в НСП и общественных местах)
— анкетирование родителей.
Отслеживание результатов формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения
к Калуге и Калужскому краю осуществляется через блок диагностических методик. Уровни усвоения
программы низкий, средний, высокий.

9

2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка, представленными в пяти образовательных областях федеральной программы и с
учетом, используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного
содержания
Общие положения
Реализация программы предусматривает нестандартность форм организации и проведения
образовательной деятельности, которые позволяют развивать у дошкольников интерес к изучению
города Калуги и Калужского края, раскрывать творческий потенциал каждого обучающегося:
- целевые экскурсии и прогулки по городу и памятным местам;
- праздники и развлечения;
- тематические выставки, конкурсы;
- мини конференции, литературные вечера;
- встречи с участниками исторических событий города Калуги и Калужского края;
- познавательно-исследовательская деятельность;
- сетевое взаимодействие с социумом;
-виртуальные экскурсии
Программа предполагает изучение материала по разделам. В программе четыре раздела. Каждый
раздел - это своего рода «страничка», по которой можно пройти совместно с взрослыми. Каждая
страничка имеет своё название, направление деятельности, содержание, темы, формы работы,
образовательный маршрут, продукт деятельности. Многие темы в разделах соответствуют
определённым

событиям.

Содержание

программы

постоянно

пополняется

методическими

разработками, авторскими разработками педагогов, электронными образовательными ресурсами,
проектами, иллюстрациями.
Предполагаемый алгоритм изучения тем разделов «страничек»:
1. Ознакомление дошкольников с темой (введение в тему).
2. Разработка образовательного маршрута по определённой теме (цель, задачи, форма
проведения).
3. Реализация запланированного маршрута (в соответствии с формой образовательного
маршрута).
4. Анализ и обобщение материала по данной теме.
5. Продукт деятельности.
«Историческая страничка» предлагает детям узнать историю зарождения города, края.

10

Познакомит детей с прошлым и настоящим Калуги и Калужского края, Калугой космической,
памятниками архитектуры, музеями, людьми, прославившими Калужский край через познавательное
чтение, беседы, виртуальные экскурсии, целевые прогулки и экскурсии по городу.
«Познавательная

страничка» предлагает детям познакомиться с бытом, народными

промыслами, традициями калужан, народными играми, праздниками, растительным и животным
миром, побывать в виртуальном мире экскурсий, являясь не просто слушателем, а активным
участником.
«Исследовательская

страничка» - страничка совместного творчества, познавательно-

исследовательской деятельности, проектной деятельности. Этот раздел предоставит возможность
обучающимся совместно с взрослыми (родителями, законными представителями; педагогами)
проводить исследования, создавать проекты в разных формах (лэпбук, миникнига, буклет, плакат...).
«Литературная страничка» познакомит детей с городом и краем через стихотворные и
фольклорные жанры, театрализованную деятельность, совместную досуговую деятельность,
литературные чтения, литературные вечера.
Содержание образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Задачи:
-формировать познавательный интерес к ближайшему окружению («Я», «Мой дом», «Моя семья»;
-учить узнавать, различать, называть диких и домашних животных, некоторых видов птиц,
обитающих в Калужской области.
-развивать интерес к окружающему миру через наблюдение;
-воспитывать чувство уважения к взрослым (маме, папе, бабушке, дедушке).
Содержание образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (4-5 лет)
Задачи:
- расширять кругозор детей, умение взаимодействовать друг с другом;
-формировать

познавательный

интерес

к

городу

Калуге

и

Калужскому

краю,

его

достопримечательностям;
-развивать творческие способности;
-содействовать становлению желания принимать участие в традициях города, края, социальнозначимых акциях совместно с взрослыми;
-воспитывать чувство гордости, бережного отношения к городу Калуге и Калужскому краю.
Содержание образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6
лет) Задачи:
-продолжать формировать познавательный интерес к городу Калуге и Калужскому краю, его

11

достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего;
-развивать творческие способности, умение взаимодействовать в команде;
-содействовать становлению желания принимать участие в традициях города, края, социальнозначимых акциях совместно с взрослыми;
-расширять представления о символике города и края;
-воспитывать чувство гордости, бережного отношения к городу Калуге и Калужскому
краю.
Содержание образовательной деятельности с детьми подготовительного к школе возраста (67лет)
Задачи:
-продолжать формировать познавательный интерес к городу Калуге и Калужскому краю, его
достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего;
-развивать

творческие

способности,

умение

принимать

самостоятельные

решения,

взаимодействовать в команде, помогать друг другу;
-содействовать становлению желания принимать участие в традициях города, края, социальнозначимых акциях совместно с взрослыми;
-расширять представления о символике города и края;
-воспитывать чувство гордости, патриотизма, бережного отношения к городу
Калуге и Калужскому краю;
-воспитывать гордость за человека труда, фронтовиков, участников боевых сражений,
уважение к старшему поколению города Калуги и Калужского края.
2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы, с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов
Формы организации образовательной деятельности в части, формируемой участниками
образовательных отношений.
- занятие
- виртуальная экскурсия
- беседы по картинам
Методы и приёмы при ознакомлении детей с историей Калужского края
-

Использование методик, позволяющих управлять процессом формирования знаний о Калуге и
Калужском крае, а также в развитии сетевого взаимодействия с учётом расположения детского
сада.

-

Вовлечение детей, родителей, педагогов в поисково-исследовательскую, творческую
деятельность; реализацию индивидуального подхода;

12

-

Изучение материала можно как в организованной деятельности, посредством включения в
непрерывную образовательную деятельность, так и во время прогулки, в самостоятельной и
совместной с взрослым деятельности.

-

Проведение праздников, как в учреждении, так и за его пределами, изготовление творческих
продуктов: поделки, рисунки, раскраски, проекты, коллажи и многое другое.
Средства реализации части, формируемой участниками образовательных отношений.

- дидактические пособия и игры в группах социально-коммуникативного направления
- электронные образовательные ресурсы (медиатека материалов по реализации приоритетного
направления)
2.3 Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции
нарушений развития детей
Данная программа может реализовываться в группах компенсирующей направленности для детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2.4 Особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик
Взаимодействие педагога с детьми при организации различных культурных практик в части,
формируемой участниками образовательных отношений, осуществляется преимущественно во
вторую половину дня и включает рассматривание тематических альбомов, оформление макетов
Калужских достопримечательностей, познавательную деятельность и др. детские практики.
2.5 Способы поддержки детской инициативы
Способы и направления поддержки детской инициативы в части, формируемой участниками
образовательных отношений:
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем.
Каждый дошкольник – маленький исследователь и стремится к активной деятельности. Чем
разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. Поэтому, при организации
краеведческой работы с дошкольниками планируются разнообразные виды деятельности - игровая,
изобразительная, познавательно-исследовательская, чтение. Интеграция различных видов
деятельности, а также включение методов познавательной активности – обеспечивают повышение
интереса к данной теме..
Для поддержки детской инициативы необходимо:
-

создавать положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и
заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для
выражения своего отношения к ребенку;

-

уважать индивидуальные вкусы и привычки обучающихся;

13

-

поощрять желание создавать что - либо по собственному замыслу; обращать внимание
обучающихся на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую они
доставят кому-то (маме, бабушке, папе, другу);

-

вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием
его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта
деятельности;

-

спокойно реагировать на неуспех обучающегося и предлагать несколько вариантов
исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание,
совершенствование деталей. Рассказывать обучающимся о своих трудностях, которые
испытывали при обучении новым видам деятельности;

-

создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая
уважение и признание взрослых и сверстников;

-

обращаться к обучающимся с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его
добиваться таких же результатов сверстников;

-

поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;

-

создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их
интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;

-

при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;

-

проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей,
стараться реализовывать их пожелания и предложения;

-

презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам
(презентации, выставки и др.)

2.6 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Активное вовлечение родителей в педагогический процесс осуществляется через проведение
совместных мероприятий, праздников, тематических консультаций, тематических акций,
досуговых форм. На должном уровне организуется работа педагогами по обобщению семейного
воспитания. Вниманию родителей на представляются выступления детей, тематические выставки
литературы и методических пособий, анкетирование, фото и видео просмотры.

14

2.7. Иные характеристики содержания Программы
Педагогическая диагностика
Оценка результативности работы в части, формируемой участникам образовательных отношений,
проводится с детьми дошкольного возраст и осуществляется по следующим критериям:
— анализ детской деятельности (рассказы о городе, крае, творческие работы, детские проекты,
сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры);
— наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения,
проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в НСП и общественных местах)
— анкетирование родителей.
Отслеживание результатов формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к
Калуге и Калужскому краю осуществляется через блок диагностических методик. Уровни усвоения
программы низкий, средний, высокий.
3.

Организационный раздел

3.1 Описание материально – технического обеспечения Программы
- помещения для занятий, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательноисследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других
детей;
- оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства образования и воспитания,
подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного
возраста,
- мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для
художественного творчества, музыкальные инструменты.
- методические пособия для работы с детьми:
демонстрационные альбомы (Калужская область, знакомство с природой родного края, сказки,
русское декоративно-прикладное искусство, времена года, все работы хороши, наш детский сад. и др.)
картотеки предметных картинок (портретов

знаменитых соотечественников, художники и

композиторы Калужского края, фрукты, овощи, животные, насекомые, народные промыслы,
профессии, орудия труда, инструменты, мебель, посуда, игрушки, школьные принадлежности,
одежда, обувь, головные уборы, деревья, кустарники, грибы, традиционный костюм Калужской
губернии, азбука в картинках, бытовая техника, транспорт, спортивный инвентарь, животные наших
лесов, домашние животные, их детеныши, животные жарких и северных стран, животный мир океана
и др.)
- книги для чтения, хрестоматии,
- электронные образовательные ресурсы

15

- игрушки
3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Для реализации Программы «Моя малая Родина» в детском саду имеются мультимедийные
проекторы. Ноутбуки с выходом в сеть-Интернет, что позволяет расширить кругозор ребёнкадошкольника. Наличие соответствующей культурно-образовательной макро и микросреды является
непременным условием организации работы по формированию ценностного отношения у детей
дошкольного возраста к Калуге и Калужскому краю. Осуществление реализации программы «Моя
малая Родина» предполагается с помощью методического обеспечения, которое постоянно
пополняется коллективом детского сада, детьми и родителями. Образовательная среда группы
пополняется набором иллюстраций достопримечательностей Калуги и калужской области в
соответствии с возрастом и перечнем, тематическими альбомами для изучения истории родного края.
Уголок познавательной деятельности пополняется материалами и играми, расширяющими
представление детей о особенностях Калуги и Калужской области.
Творческие, авторские, методические разработки.
- творческие авторские разработки конспектов непрерывной-образовательной
деятельности;
- совместные проекты;
-беседы с детьми о городе Калуга (конспекты);
-«Калуга военная» (фото, электронные ресурсы );
-памятные места города Калуги (Фото);
-Калужский фольклор;
-картотека подвижных народных игр;
-известные люди города Калуги (биографии);
-стихи о Калуге;
-стихи о Родине;
-животный мир Калужского края (фото с описанием, электронные ресурсы);
-лекарственные растения Калужского края (фото с описанием);
-комплексно-тематическое планирование к изучению программы;
- раскраски для разной возрастной категории дошкольников;
-сказки-шумелки (на бумажном и электронном ресурсах);
-сказки-подражалки (электронный ресурс);
-экологические сказки;
-экологическая тропа НСП с описанием экологических точек (электронный ресурс,
бумажный носитель);

16

-виртуальные экскурсии (видеопрезентации, конспекты)
Программы, фотоальбомы, книги
- Программа «Родники или о чем рассказали Калужские дали» [Текст] / А.Д.Артамонов,
А.Ф.Малышевский. - Калуга, 17 с.
Программа представляет собой сборник рассказов о городе Калуге и других культурных
центрах Калужской области.
- Музейная образовательная программа «Край, в котором ты живёшь» [Текст] /Г.И.Роянова,
И.В.Шмытова, В.А.Бессонов и др. - Калуга, 2008, 64 с.
Программа разработана сотрудниками Калужского краеведческого музея и рассчитана на
детей дошкольного возраста с 5 лет.
- Калужская область в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. (фотоальбом)/ Сост. и
авт. текстов Т.В.Романова. - Калуга: Издательство «Ноосфера», 2015. - 216 с.
В фотоальбоме собраны материалы о калужанах, воевавших в годы Великой Отечественной
войны, отражены события 1941-1945 года, относящиеся к Калужской области: боевые действия,
партизанское и подпольное движение, героический труд калужан в тылу, сведения о Героях
Советского Союза.
- Красная книга Калужской области. - Калуга: Золотая Аллея, 2006. - 608с.:ил.
Содержит сведения о редких растениях, грибах, животных, встречающихся на территории
Калужской области.
- Сокровищница Калужского края, история. Авторский проект Владислава Трефилова. Калуга: Золотая аллея, 2005. - 288 с.
Художественный альбом, составленный из работ лучших фотохудожников Калужской
области. В издании представлена история Калужского края, начиная с каменного века.
Дидактические игры для всех возрастных категорий дошкольников
- пазлы «Животные Калуги и Калужской области»
- дидактическая игра «Дорисуй фрагмент»
- дидактическая игра «Найди лишний фрагмент»
- дидактическая игра «Костюмы Калужской Губернии»
- дидактическая игра «Достопримечательности Калуги»
- дидактическая игра «Символика Калуги и Калужской области»
- дидактическая игра «Символика России»
Лэпбуки: «Лекарственные растения», «Красная книга Калужской области глазами детей»,
«Экологические сказки», «Птицы», «Погода в городе», «Домашние животные», «Дикие
животные Калуги и Калужской области»

17

Электронные образовательные ресурсы
1.

Губернская Калуга в старинной открытке. [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: http://www.etoretro.ru/pic64147.htm
2.

Достопримечательности Калуги: архитектура, парки, скульптуры.

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://smilekaluga.ru/
3.

Калужский пряник: прошлое и настоящее. [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: http://kompas-kaluga.ru/historyitem/3084/
4.

Конспект викторины «Знаете ли вы свой город?» [Электронный ресурс].-

Режим доступа: https://educontest.net/ru/
5.

Местергази Т.М. Жизнь дворян до и после 1917 года в письмах моих предков.

- Калуга: Издательство "Фридгельм", 2015. 136 с.
6.

Сценарий викторины для школьников на тему «Мой родной край».

[Электронный

ресурс].

- Режим доступа:

http://ped-

kopilka.ru/vneklasnajarabota/viktoriny/scenarii-viktoriny-dlja-shkolnikov-na-temu-moi-rodnoi-krai.html
7.

Улица Воскресенская: музей под открытым небом./Сост. И.В. Маркина, А.С.

Днепровский, М.А. Ефименкова. - Калуга,2015.-160 с.
3.3. Распорядок и/или режим дня воспитанников
Примерный режим дня воспитанников
Холодный период (1 сентября по 31 мая)
Режимные моменты
Прием,
игры,
утренняя
гимнастика,
индивидуальное
общение,
самостоятельная
деятельность
Подготовка к завтраку, завтрак
Самостоятельная деятельность, игры
Занятия (общая длительность, включая перерывы)
Второй завтрак
Подготовка к прогулке, прогулка
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду
Обед
Подготовка ко сну, сон
Постепенный
подъем,
гигиенические
оздоровительные процедуры

Время
1 младшая
группа
2-3 года

2 младшая
группа
3-4 года

7.00 – 8.00

7.00 – 8.10

7.00 – 8.20

7.00 – 8.25

8.00 – 8.30

8.10 – 8.50

8.20 – 8.45

8.25 – 8.50

8.30–8.45

8.30 – 8.45

8.50 – 9.00

8.45 – 9.00

8.50 – 9.00

8.45 – 9.00

8.45 – 9.15
9.15-9.25
9.25–11.10
11.10– 11.35
11.35– 12.00

8.50 – 09.30
09.30-09.40
09.40– 11.20
11.20– 11.40
11.40– 12.30

9.00 - 09.50
09.50-10.00
10.00–11.40
11.40– 12.10
12.10– 12.30

9.00 – 09.50
09.50-10.00
10.00 –11.50
11.50 –12.15
12.15 –12.30

9.00 – 10.50
10.55-11.05
11.05– 12.05
12.05– 12.15
12.15– 12.30

12.00– 15.00

12.30– 15.00

12.30– 15.00

12.30–15.00

12.30– 15.00

15.00– 15.25

15.00– 15.22

15.00– 15.30

15.00 –15.20

15.00– 15.20

15.25– 16.00

15.25– 16.00

15.30 - 16.00

15.20 –16.00

15.20 - 15.40

16.00 - 16.15

16.00- 16.30

16.00 – 16.30

16.00 - 16.30

15.40 – 16.30

16.15 – 17.15
17.15 – 19.00

16.30 – 18.30
18.30 – 19.00

16.30 – 18.30
18.30 – 19.00

16.30 –18.30
18.30 –19.00

16.30 – 18.30
18.30 – 19.00

средняя
группа
4-5 лет

и

Полдник
Самостоятельная и совместная деятельность, игры
Подготовка к прогулке, прогулка
Возвращение с прогулки, игры, самостоятельная
деятельность,
уход домой

старшая
группа
5-6 лет

Подготовительная
группа
6-7 лет
7.00 – 8.30

18

Примерный режим дня воспитанников
Теплый период (1 июня по 31 августа)
Режимные моменты
Приём, игры, утренняя гимнастика,
прогулка
Возвращение с прогулки, игры,
подготовка к завтраку
Завтрак
Подготовка к прогулке, выход на
прогулку
Прогулка, занятия на прогулке
Возвращение с прогулки, водные
процедуры
Подготовка к обеду, обед
Подготовка ко сну, дневной сон
Постепенный подъём, игры
Подготовка к полднику, полдник
Подготовка к прогулке, прогулка,
игры, уход детей домой

Время
1 младшая
группа
2.3 года

2 младшая
группа
3-4 года

7.00 – 8.00

7.00 - 8.10

средняя
группа
4-5 лет
7.00 - 8.15

старшая
группа
5-6 лет
7.00 - 8.20

Подготовительная
группа
6-7 лет
7.00 - 8.30

8.00 – 8.20

8.10 - 8.25

8.15 - 8.25

8.20 - 8.35

8.30 - 8.40

8.20 – 8.50

8.25 - 8.45

8.25 - 8.45

8.35 - 8.50

8.40 - 8.50

8.50 – 9.30

9.00 – 9.30

9.00 - 9.30

9.00 – 9.15

9.00 – 9.10

9.30 – 11.10

9.30 - 11.30

9.30 – 11.50

9.15 - 12.15

9.10 - 12.20

11.10 – 11.30

11.30 - 12.10

11.50 - 12.15

12.15 - 12.20

12.20 - 12.30

11.30 – 12.15
12.15 - 15.15
15.15 – 15.40

12.10 - 12.45
12.45 - 15.15
15.15 - 15.30

12.15 - 12.50
12.50 - 15.20
15.20 - 15.25

12.20 – 12.50
12.50 - 15.20
15.20 - 15.25

12.30 – 12.50
12.50 - 15.20
15.20 - 15.25

15.40 – 16.10

15.30 - 15.55

15.25 - 15.50

15.25 - 15.45

15.25 - 15.45

16.10 - 19.00

15.55-19.00

15.50-19.00

15.45-19.00

15.45 - 19.00

3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятии
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Месяц

Тематические события

Сентябрь

17 сентября – День рождения К.Э. Циолковского

Октябрь

1 октября – День пожилого человека

Ноябрь

4 ноября – День народного единства

Декабрь

30 декабря- День освобождения Калуги от немецко-фашистских
захватчиков

Январь

11 января - Международный день спасибо

Февраль

23 февраля – День Защитника Отечества

Март

8 марта – Международный женский день

Апрель

12 апреля – День космонавтики

Май

9 мая – День Победы

Июнь

1 июня – День защиты детей

Июль

5 июля – День официальных символов Калужской области

Август

Последняя суббота августа – День города Калуги

19

3.5 Особенности организации, развивающей предметно-пространственной среды
Среда группы пополняется набором иллюстраций достопримечательностей Калуги и
калужской области в соответствии с возрастом и перечнем, тематическими альбомами для изучения
истории родного края. Уголок познавательной деятельности пополняется материалами и играми,
расширяющими представление детей о особенностях Калуги и Калужской области.

20

Дополнительный раздел Программы
Краткая презентация Программы
Программа «Моя малая Родина» направлена на углубление знаний обучающихся и
формирование ценностного отношения к Калуге и Калужскому краю, развитие социально
значимой личности, воспитанной на основе социокультурных, духовных, нравственных
ценностей, принятых в российском обществе и государстве.
Представленная Программа является моделью реализации части Основной
Образовательной Программы Дошкольного Образования, формируемой участниками
образовательных отношений. В процессе изучения программы, дошкольники получат не
только первичные представления о городе Калуге и Калужском крае, но и о главных
достопримечательностях,

памятниках

архитектуры,

традициях,

быте,

истории,

растительном и животном мире. Особое внимание уделяется взаимосвязи животного и
растительного мира, формированию сознания о том, что человек - важная составляющая
всех процессов: экологических, биологических, социальных.
Программа предполагает изучение материала по разделам. В программе четыре
раздела. Каждый раздел - это своего рода «страничка», по которой можно пройти
совместно с взрослыми. Каждая страничка имеет своё название, направление деятельности,
содержание, темы, формы работы, образовательный маршрут, продукт деятельности.
Многие темы в разделах соответствуют определённым событиям. Содержание программы
постоянно

пополняется

методическими

разработками,

авторскими

разработками

педагогов, электронными образовательными ресурсами, проектами, иллюстрациями.

21

Приложение 1
Комплексно-тематическое планирование для детей младшего возраста
Месяц/ период

Тема
Содержание образовательной
деятельности

Итоговое
мероприятие

сентябрь
«Наш детский сад»

Цикл бесед «Наша группа»,
«Мы веселые ребята»,
«Игрушки в детском саду»

Совместные
коллажи, газеты

Растения Калуги и Калужской
области

Наблюдение растений на
экологической
тропе
детского сада.
Расширять знания детей о
живой природе Калужского
края.
Закреплять знания правил
безопасного поведения в
природе.

Совместная
детскородительская
выставка
«Осенняя
фантазия»

Октябрь
«Моя семья»

Цикл бесед о семье
Формировать первоначальные Игровая
родственные отношения в
ситуация
семье. Воспитывать уважение «Поможем
к старшим.
бабушке
Наташе»

Калужские ремёсла

Познакомить детей с
ремёслами Калуги и
Калужской области. Показать Игровая
детям деревянную посуду,
ситуация
глиняную, глиняные игрушки. «Знакомство с
Формировать уважительное разными видами
отношение
к
людям посуды,
старшего возраста.
игрушек»

22

Ноябрь
Мой город родной.

Птицы Калужского края

Цикл бесед о городе «Улицы Игровая
ситуация «Мы
города»
Расширять представления о по улице
родном городе, понятиях гуляем»
«улица»,
«адрес»
Воспитывать
чувство
гордости за свой город,
желание соблюдать чистоту на
улицах города.
Расширять
представления
детей
о
птицах. Совместные
Воспитывать
бережное коллажи
отношение
к
птицам,
животным, живой природе,
людям. Дать представления о
значении
птиц
для
окружающей природы.

Декабрь
Традиции, праздники Калуги и
Калужской области.

Закладывать основы
праздничной культуры.
Знакомить с традициями
празднования Нового года и
Рождества в родном городе.
Воспитывать желание
поздравлять своих родных и
близких с праздником.

Игровая
ситуация «У
нарядной ёлки»
Совместная
выставка
«Новогодняя
сказка»

Январь

Дикие животные Калужского края

Познакомить детей с
Виртуальная
животным миром Калужского экскурсия
края. Развивать
познавательный интерес.

Февраль
Мужские профессии

Познакомить
детей
с
профессиями.
Воспитывать Виртуальная
уважение к старшим.
экскурсия

Март
Женские профессии (ремёсла)

Познакомить детей о том,
какими
видами
ремёсел Экскурсия в
занимались
женщины музей «Русская

23

(вышивка,
вязание, изба»
ткачество,
бисероплетение,
шитьё).
Воспитывать
уважение к женщине. маме,
бабушке.
Расширять
гендерные
представления.
Воспитывать бережное и
чуткое отношение к самым
близким людям.
Апрель
«Весна в городе»

Продолжать цикл бесед о
городе: «Улицы города»,
«Наш двор».
Наблюдение на
экологической
тропе за
растениями,
изменениями в
природе

«Праздничный май»

Формировать
понятия
«праздник»,
развивать
желание принимать участие в Совместный
совместных делах
проект
«Украсим
группу, участок
детского сада»

Май

24

Комплексно-тематическое планирование для детей среднего возраста
Месяц/ период

Тема
Содержание образовательной
деятельности

Итоговое
мероприятие

сентябрь
«Наш детский сад»

Цикл бесед «Наша группа»,
«Что такое дружба»,

Совместные
коллажи, газеты

Ситуативный разговор «Зачем
человеку друг?»
Растения Калуги и Калужской
области

Совместная
детскоНаблюдение растений на
родительская
экологической
тропе
выставка
детского сада.
Расширять знания детей о
«Осенняя
живой природе Калужского
фантазия»
края.
Закреплять знания правил
безопасного поведения в
природе.

Октябрь
«Моя семья»

Цикл бесед о семье
Игровая
Формировать первоначальные ситуация
родственные отношения в
«Семья»
семье. Воспитывать уважение Составление
к старшим.
фотоальбома

Калужские ремёсла

Показать детям деревянную
посуду, глиняную, глиняные
игрушки.
Формировать уважительное Ситуативная
отношение
к
людям беседа «Чем
старшего возраста.
отличается»

25

Ноябрь
Мой город родной.

Птицы Калужского края

Цикл бесед : «Улицы города»,
«Мы калужане» Расширять Совместные
Коллажи,
представления о родном
городе, понятиях «улица»,
«адрес»,
«достопримечательности».
Воспитывать
чувство
гордости за свой город,
желание соблюдать чистоту
на улицах города.
Совместное
Расширять представления
изготовление
детей
о
птицах.
лэпбука
Воспитывать
бережное
отношение
к
птицам,
животным, живой природе,
людям. Дать представления о
значении
птиц
для
окружающей природы.

Декабрь
Традиции, праздники Калуги и
Калужской области.

Продолжать знакомить с
традициями празднования
Нового года и Рождества в
родном городе. Воспитывать
желание поздравлять своих
родных и близких с
праздником.

Совместная
выставка
«Новогодняя
сказка»

Январь

Дикие животные Калужского края

Продолжать знакомить детей Виртуальная
с животным миром
экскурсия
Калужского края. Развивать
познавательный интерес.

Февраль
Традиции Калуги и Калужского Продолжать
формировать
края
представления
детей
о
традициях
Калуги
и Виртуальная
Калужской
области, экскурсия
«Русская изба»
предметах быта, одежды.
Мужские профессии

Познакомить детей с
профессиями. Воспитывать
уважение к старшим.

Виртуальная
экскурсия

26

Март
Женские профессии (ремёсла) Познакомить детей о том, Экскурсия в
Калуги и Калужской области. какими
видами
ремёсел музей «Русская
занимались
женщины изба»
Калужской
губернии
(вышивка,
вязание,
ткачество,
бисероплетение,
шитьё).
Воспитывать
уважение к женщине. маме,
бабушке.
Расширять
гендерные
представления.
Воспитывать бережное и
чуткое отношение к самым
близким людям.
Апрель
«Весна в городе»

Цикл бесед: «Первоцветы»
Наблюдение на
экологической
тропе за
растениями

«Калуга космическая»

Дать детям понятие «Калуга
Коллаж
космическая»
«Звёздное небо»

Май
«Праздничный май»

Формировать
понятия
«праздник»,
развивать
желание принимать участие в
совместных делах.

Совместный
проект
«Украсим
группу»

27

Комплексно-тематическое планирование для детей старшего возраста
Месяц/ период

Тема

Содержание работы

Итоговое
мероприятие

сентябрь
История зарождения земли
Калужской

Формировать представления
детей о зарождении Калуги и Защита проектов
Калужской области. Дать
понятие «губерния»

Виртуальные
Развивать
у
детей экскурсии
познавательную мотивацию,
Растения Калуги и Калужской
интерес к
области
энциклопедиям.
Сказки Калужского
бора

Расширять знания детей о
живой природе Калужского
края.
Закреплять знания правил
безопасного поведения в
природе.

Октябрь
Калужские ремёсла

Калужские пряники

Познакомить детей с
ремёслами Калуги и
Калужской области. Ввести
понятие «ремёсла» Расширять
Виртуальные
представления детей
о
экскурсии,
профессиях
видеопрезентации
прошлого и настоящего
Калуги и Калужской области.
Формировать уважительное
отношение
к
людям
старшего возраста.

Ноябрь
Россия - Родина моя

Расширять
представления Выставка
детей о родной стране, о совместного
государственных праздниках, творчества детей,
воспитывать чувство гордости родителей,
за свою страну, любви к ней. педагогов,
Знакомить детей с гербом, посвящённая «Дню
флагом, мелодией гимна. народного
Рассказывать детям о том, что единства»
Россия
-

28

многонациональная страна.
Птицы Калужского края

Семья

Мой город родной.

Виртуальные
Расширять представления
экскурсии
детей
о
птицах.
Формировать обобщённое
представление о птицах.
Воспитывать
бережное
отношение к птицам,
животным, живой природе,
людям. Дать представления о
значении птиц для
окружающей природы.
Расширять представления
детей о семье. Воспитывать
Праздник,
бережное и чуткое отношение
посвящённый «Дню
к самым близким людям.
матери»
Расширять представления о
родном городе, его
достопримечательностях.
Воспитывать чувство
гордости за свой город.
Знакомить с гербом города.

Декабрь
Познакомить детей с одеждой
Калужской
губернии.
Формировать Защита проектов
представления детей о видах и
Зимние забавы. Народные игры, разнообразии
одежды. Видеопрезентации
традиции, праздники Калуги и Сравнить одежду прошлого и
Калужской области
настоящего.
Развивать
любознательность
и
познавательный
интерес.
Познакомить
детей
с
народными
играми
и
забавами.
Расширять
представления
детей
о
безопасном
поведении
зимой. Закладывать основы
праздничной культуры.
Знакомить с традициями
празднования Нового года и
Рождества в родном городе..
Воспитывать желание
поздравлять своих родных и
близких с праздником.
Одежда Калужской губернии

Январь

Дикие животные Калужского
края

Виртуальная
Познакомить детей с
экскурсия
животным миром Калужского
края. Развивать
познавательный интерес.

Февраль
Традиции Калуги и Калужского Продолжать
формировать
края
представления
детей
о
традициях
и
праздниках
Калуги и Калужской области, Видеопрезентация
предметах быта, одежды.
Март
Женские профессии (ремёсла)
Калуги и Калужской области.

Быт жителей Калужской
губернии

Расширять
представления Экскурсия в музей
детей о том, какими видами «Русская изба».
ремёсел
занимались
женщины
Калужской Виртуальная
губернии
(вышивка, экскурсия.
ткачество, бисероплетение,
шитьё).
Воспитывать
уважение к женщине. маме,
бабушке.
Расширять
гендерные
представления.
Воспитывать бережное и
чуткое отношение к самым
близким людям.
Расширять
представления
детей
об
одежде,
особенностях
одежды
прошлого.
Расширять представление
детей о предметах быта
прошлого Калуги и
Калужской области.
Формировать у детей
обобщённые представления о
посуде. Воспитывать
бережное отношение к
предметам быта (посуде).

Апрель
Космос. Калуга - колыбель
космонавтики

Литературный вечер
«Калуга
Расширять представления
детей о космосе, космическом космическая»
транспорте,

30

жизни космонавтов.
Воспитывать уважение к
людям данной профессии,
чувство гордости за свой
город, область.

Создание альбомов

Май
День Победы

Воспитывать детей в духе
Экскурсии к
патриотизма, любви к городу, памятным местам.
в котором они живут, семье. Защита проектов
Расширять знания о героях
Великой
Отечественной
войны, о победе наших
земляков.
Знакомить
с
памятниками героямВеликой
Отечественной
войны,
людьми, в чью честь названы
улицы.

31

Комплексно-тематическое планирование для детей подготовительного к школе
возраста
Месяц/ период

Тема

Содержание работы

Итоговое
мероприятие

сентябрь
История зарождения земли
Калужской

Формировать представления
детей о зарождении Калуги и Защита проектов
Калужской области. Дать
понятие «губерния»

Виртуальные
Развивать
у
детей экскурсии
познавательную мотивацию,
Растения Калуги и Калужской
интерес к
области
энциклопедиям.
Сказки Калужского
бора

Расширять знания детей о
живой природе Калужского
края.
Закреплять знания правил
безопасного поведения в
природе.

Октябрь
Калужские ремёсла
3.4 неделя
Калужские пряники

Ноябрь
1-я неделя

Россия - Родина моя

Познакомить детей с
ремёслами Калуги и
Калужской области. Ввести
понятие «ремёсла» Расширять Виртуальные
экскурсии
представления детей о
профессиях прошлого и
настоящего Калуги и
Калужской области.
Формировать уважительное
отношение
к
людям
старшего возраста.

Выставка
Расширять
представления совместного
детей о родной стране, о творчества детей,
государственных праздниках, родителей,
воспитывать чувство гордости педагогов,
за свою страну, любви к ней. посвящённая «Дню
Знакомить детей с гербом, народного
флагом, мелодией гимна. единства»
Рассказывать детям о том,

32

что
Россия
многонациональная страна.
Птицы Калужского края

Семья

Мой город родной.

Декабрь

Расширять
представления
детей
о
птицах. Виртуальные
Формировать
обобщённое экскурсии
представление о птицах.
Воспитывать
бережное
отношение
к
птицам,
животным, живой природе,
людям. Дать представления о
значении
птиц
для
окружающей природы.
Расширять представления
детей о семье. Воспитывать Праздник,
бережное и чуткое отношение посвящённый «Дню
матери»
к самым близким людям.
Расширять представления о
родном городе, его
достопримечательностях.
Воспитывать чувство
гордости за свой город.
Знакомить с гербом города.

Виртуальное
занятие-экскурсия
«Улица- памятник»
- улица
Воскресенская»

33

Одежда Калужской губернии
Защита проектов
Познакомить детей с одеждой
Калужской
губернии.
Формировать
представления детей о видах и
разнообразии
одежды.
Сравнить одежду прошлого и Виртуальные
настоящего.
Развивать экскурсии
любознательность
и
познавательный
интерес.
Познакомить
детей
с
народными
играми
и
забавами.
Расширять
представления
детей
о
Зимние забавы. Народные игры, безопасном
поведении
традиции, праздники Калуги и зимой. Закладывать основы
Калужской области
праздничной культуры.
Знакомить с традициями
празднования Нового года и
Рождества в родном городе..
Воспитывать желание
поздравлять своих родных и
близких с праздником.

34

Январь

Дикие животные Калужского
края

Познакомить детей с
животным миром Калужского Экскурсия в
края. Развивать
Калужский
познавательный интерес. краеведческий
музей.
Видеопрезентации

Февраль
Традиции Калуги и Калужского Продолжать
формировать
края
представления
детей
о
традициях
и
праздниках
Экскурсия в Дом
Калуги и Калужской области,
Мастеров
предметах быта, одежды.
Март
Женские профессии (ремёсла)
Калуги и Калужской области.

Быт жителей Калужской
губернии

Расширять
представления Экскурсия в музей
детей о том, какими видами «Русская изба».
ремёсел
занимались Виртуальная
женщины
Калужской экскурсия.
губернии
(вышивка,
ткачество, бисероплетение,
шитьё).
Воспитывать
уважение к женщине. маме,
бабушке.
Расширять
гендерные
представления.
Воспитывать бережное и
чуткое отношение к самым
близким людям.
Расширять
представления
детей
об
одежде,
особенностях
одежды
прошлого.
Расширять представление
детей о предметах быта
прошлого Калуги и
Калужской области.
Формировать у детей
обобщённые представления о
посуде. Воспитывать
бережное отношение к
предметам быта (посуде).

Апрель

35

Космос. Калуга - колыбель
космонавтики

Расширять представления
Участие детей в
детей о космосе, космическом городской выставке
транспорте,
«Космос
жизни космонавтов.
Воспитывать уважение к
людям данной профессии,
чувство гордости за свой
город, область.

глазами
детей».
Литературный вечер
«Калуга
космическая»

Май
День Победы

Воспитывать детей в духе
Экскурсии к
патриотизма, любви к городу, памятным местам.
в котором они живут, семье.
Расширять знания о героях Защита проектов
Великой
Отечественной
войны, о победе наших
земляков.
Знакомить
с Выставка поделок,
памятниками героямВеликой рисунков «Великой
Отечественной
войны, Победе
людьми, в чью честь названы посвящается»
улицы.

36

Список литературы
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.: ЦГЛ., 2005
2. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в НСП//
Управление НСП., 2005, №1
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2001-2005 годы»// Внешкольник, 2001, №5
4. Григоренко Г. Влияние знаний о родном крае на игры детей// Дошкольное
воспитание, 1977, №6
5. Данилина Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России: Пособие для
реализации государственной программы «2001-2005 годы». - М.: АРКТИ, 2004
6. Дошкольникам о защитниках Отечества. /Под ред. Л.А. Кондрыкинской, М.: Сфера,
2006
7. Жуковская Р.И., Виноградова И.Ф., Козлова С.А. Родной край, М, 1985
8. Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и
учителей/авторы-составители: Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А.
Щербакова. - М.:АРКТИ, 2003
9. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина.: Практическое пособие для
работников НСП. - М.: АРКТИ, 2003
10. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Моя малая Родина // Управление НСП., 2005, №1
11. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников//
Управление НСП, 2005, №1
12. Мое отечество - Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и
гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста/
Богачева И.В. и др. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005
13. С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ сфера, 2003
14. Сакавичене О.В. Патриотическое воспитание дошкольников // Дошкольное
воспитание, 2006, №2
15. Форталева Н.П. Экскурсии - средство приобщения детей к истории родного края//
Управление НСП. - 2005,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».