Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детство» «Центр развития ребенка» города Калуги необособленное структурное подразделение «Журавушка» (МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП «Журавушка») Принята педагогическим советом (протокол от 31.08.2023 №1) Согласовано Советом родителей (протокол от 31.08.2023 №1) Утверждена приказом МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП «Росинка», «Журавушка» № 123 от 31.08.2023 Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата Фамилия, имя ребенка:______________ Дата рождения:_____________________ Возрастная группа:__________________ Учебный год: 2023/2024 учебный год Срок реализации: сентябрь 2023/август 2024 года Заключение ТМПК: рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Специалисты по сопровождению: Инструктор по физкультуре – Сулим Е.В. Педагог- психолог - Крамарова Ю.С. Учитель-логопед – Баженова И.С. Музыкальной руководитель – Масло Т.В. г. Калуга, 2023 Введение Настоящая программа является частью Адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата (далее НОДА), разработанной в соответствии с: Федеральным законом от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384), с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. N 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный N 53776).), Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022г. №1022 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 2023г. №72149) Федеральной образовательной программой дошкольного образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. №1028(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 декабря 2022г. №71847) 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации программы Цель: проектирование социальных ситуаций развития воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и развивающей предметно пространственной среды, обеспечивающих коррекцию недостатков в физическом и(или) психическом развитии, максимальное всестороннее развитие на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности, учёта возможностей каждого ребёнка, обеспечивающих готовность к обучению в школе и позитивную социализацию. Задачи: -охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; -приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные 2 идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; -создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; -создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей детей с НОДА; независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; -обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка с НОДА, его инициативности, самостоятельности и ответственности; -коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с НОДА, направленной на формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности, которые служат средством становления у них целостной системы знаний, умений, навыков, появления психологических новообразований, обеспечивающих позитивную социализацию; -обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с НОДА и обеспечения их безопасности; -создание современной развивающей предметно-пространственной среды, комфортной для детей с НОДА, их родителей (законных представителей) и педагогического коллектива; -формирование предпосылок учебной деятельности, достижение детьми на этапе завершения дошкольного образования уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Обучение и воспитание детей с НОДА осуществляется в НСП в соответствии ФАОП ДО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особых образовательных потребностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и индивидуальных особенностей воспитанников: возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития 3 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы В основу разработки индивидуальной программы для обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата заложены принципы и подходы, которые прописаны в АОП ДО НСП. Дифференцированный подход для детей с НОДА предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это предусматривает возможность создания с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития образовательной программы. Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с НОДА возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. 1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики. На основе проведенного диагностического исследования и наблюдений можно сделать вывод, что в структуре нарушения развития отмечаются недостатки: низкий уровень развития способов действий, мелкой моторики, недостаточный объем знаний об окружающем мире, отсутствие проявления инициативы на фронтальных занятиях. При этом у (Ф.И.-ребенка) отмечается высокая мотивация и работоспособность в индивидуальном подходе, умение понять простейшие случаи классификации, он владеет такими основными понятиями как большой, маленький, вверх, вниз и др. Ребенок достаточно четко выговаривает слова, отвечает на вопросы взрослых, но с трудом удерживает в памяти и выполняет более двух заданий. (Ф.И.-ребенка) может некоторое время играть самостоятельно, может включиться в игру с другими детьми, соблюдает очередь, когда этого требует ситуация, способен слушать других, не перебивая. Ребенок легко сосредотачивается, достаточно легко переносит ожидание, может произнести за взрослым три слова и заметить отсутствие картинки из серии, но с трудом пересказывает небольшую историю, с помощью взрослого складывает картинку из 4 частей кубика, может идентифицировать схожие и различные формы. (Ф.И.-ребенка) обладает хорошим аппетитом, засыпает спокойно, но часто жалуется на усталость. Резких перепадов настроения нет, мимика и интонирование богаты. 1.2. Планируемые результаты освоения Программы В результате реализации программы предполагается, что ребенок повысит свой уровень развития сенсомоторной сферы, произойдет коррекция статико-локомоторной недостаточности, расшириться игровой и поведенческий репертуар, активизируется восприятие память, речь, 4 внимание и мышление, что в дальнейшем поможет мальчику активно включаться в образовательный процесс во фронтальном режиме. II. Содержательный раздел 2.1. Описание образовательной деятельности с учетом используемых вариативных образовательных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания Цели, задачи и содержание образовательной деятельности программы реализуются в процессе организованной образовательной деятельности с ребенком в индивидуальной форме. Для реализации программы необходимо взаимодействие с педагогами и родителями (законными представителями) ребенка, которое происходит по следующим направлениям: 2.1.1. Диагностическая работа Диагностическая работа проводится в начале и конце коррекционноразвивающих занятий в виде индивидуального изучения психомоторики ребенка, а также методом наблюдения во всех видах деятельности. 2.1.2. Развивающая и коррекционная работа Коррекционно-развивающая работа представлена циклом индивидуальных занятий, которые предполагает активное воздействие на развитие личности и индивидуальности воспитанника и обеспечение соответствия этого развития возрастным нормативам. Содержание и структура занятия и других видов деятельности находятся в соответствии с возрастными закономерностями, индивидуальными особенностями детей, целью и задачами каждого занятия, которое состоит из трех частей. 5 Сентябрь, октябрь, ноябрь Темы: День знаний. Школа. Мой родной город Краски осени (осень в стихах русских поэтов, художников); Посуда. Продукты питания; Мебель. Бытовые приборы; Я и моя семья; Труд взрослых; Моя страна. День народного единства; Домашние животные. Дикие животные. Подготовка животных к зиме. Животный мир морей и океанов. Специалисты Воспитатели Воспитатели, Учительлогопед Воспитатели Воспитатели Образовательные области Познавательное развитие Коррекционно - развивающие задачи Формировать первичные представления об объектах окружающего мира; Расширять представления детей о школе и профессии учителя; Развивать познавательный интерес, логическое мышление; Упражнять в делении множеств на части, определять их равенство или неравенство; Упражнять в умении различать и называть объемные геометрические фигуры; Упражнять в счете в прямом и обратном порядке в пределах 10. Речевое развитие Способствовать развитию речи как средству общения; Расширять и обогащать активный словарь; Помогать правильно строить высказывания; Приобщать к поэзии и развивать поэтический слух; Развивать умение описывать картину в определенной последовательности и называть фамилии художников; Совершенствовать интонационную выразительность речи; Формировать умение выражать свое отношение к прочитанному Художественно-Закреплять приемы оттягивания, сплющивания при передачи характерных особенностей; эстетическое развитие Совершенствовать умения изображать (лепка) предметы по памяти и с натуры; Вызывать положительный откликк своим изготовленным работам, а также работам сверстников. ХудожественноЗакреплять умения составлять нужные оттенки цветов на палитре, используя для эстетическое развитие смешивания белила и акварель; Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия; (рисование) Развивать умения рассказывать о том, что нарисовали; Развивать эстетическое отношение к Воспитатели Музыкальный руководитель окружающему миру; ХудожественноВоспитывать самостоятельность и развивать творческие способности; эстетическое развитие Совершенствовать навыки пользования (аппликация) ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать кольца; развивать чувство ритма и цвета. ХудожественноВосприятие музыки эстетическое развитие воспринимать и различать (музыкальная деятельность) Учить эмоциональное содержание и характер музыкальных произведений: ласковый, спокойный, нежный; веселый, задорный); шутливый. Музыкально-речевая деятельность Продолжать развивать певческие умения. Побуждать ребенка петь соло и хором с удовольствием в полный голос, своевременно' начинать и оканчивать пение, реагировать на начало и окончание звучания, выделять вступление, начинать петь по сигналу музыкального руководителя, пропевать по возможности все слова песни или подпевать взрослому. Музыкально-ритмическая деятельность Продолжать закреплять умения, приобретенные за первые года обучения. Совершенствовать умения ритмично двигаться под музыку, изменять движения в соответствии со сменой динамики и частей в музыкальном произведении, останавливаться с окончанием музыки. Продолжать учить двигаться в соответствии с различным характером звучания. Инструментальная деятельность Продолжать вызывать интерес детей к игре на детских музыкальных инструментах. Закреплять умение играть на погремушке, бубне и др. Знакомить со звучанием колокольчиков, треугольников, ксилофона, дудочки. Инструктор физической по Физическое развитие Расширять представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья) и 7 культуре факторах, разрушающих здоровье; Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека; Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения; Развивать равновесие и координацию движения; Развивать быстроту, силу, выносливость; Воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах. Воспитатели, Педагогпсихолог Социальнокоммуникативное развитие Формировать навыки безопасного поведения на улицах города и села;Развивать эмоциональную сферу детей; Формировать основы безопасного поведения; Активизировать совместную деятельность родителей и детей, становление самостоятельности. Декабрь, январь, февраль Темы: Зима - это здорово. Новогодний калейдоскоп; Народные игрушки. Головной убор. Одежда; Животные жарких стран; Комнатные растения. Зимний огород; Наша армия. День защитника Отечества; Масленица. Специалисты Образовательные области Коррекционно - развивающие задачи Воспитатели, Познавательное развитие Развивать умения устанавливать Педагогпростейшие связи между явлениями живой и неживой природы; Познакомить с психолог древними народными праздниками (Рождество, Святки, Масленица) объяснить их происхождение и значение; Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы; Продолжать развивать умения отвечать на вопросы «сколько», «который по счету?»; Упражнять в различии и назывании знакомых геометрических фигур; Продолжать знакомить и различать материалы, из которых созданы различные предметы. Воспитатели, Речевое развитие Формировать развитие всех компонентов устной речи: лексической стороны, Учительграмматического строя, произносительной стороны речи, связной (диалогической и 8 логопед Воспитатели Художественно-эстетическое развитие (лепка) Воспитатели Художественноэстетическое (рисование) развитие Художественноэстетическое (аппликация) развитие Воспитатели Музыкальный руководитель Художественноэстетическое развитие (музыкальная деятельность) монологической форм); Обогащать активный словарь; Продолжать развивать навык рассматривания картины, умение составлять рассказ по картине; Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения; Развивать умение придумывать самостоятельно сюжет, используя выразительные средства при описании зимы. Развивать эстетическое отношение к окружающему миру; Закреплять умение передавать образ предметов, состоящие из шаров разной величины; Развивать умение передавать относительную величину частей; Продолжать развивать навык реализовывания самостоятельной деятельности: задумывать содержание своей работы по мотивам сказок; Закреплять умение рисовать кистью и красками; Развивать умение передавать в рисунке несложный сюжет, выделяя главное; Формировать умение работать с трафаретом; Совершенствовать умение передавать в рисунке сказочных героев; Закреплять умение делать эскиз своей работы простым карандашом. Практиковать в технике обрывной аппликации; Развивать чувство формы и композиции; Развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры; Практиковать умение при анализе своей работы и других детей выбирать наиболее и интересные, выразительные и объяснять свой выбор. Восприятие музыки Воспитывать умение вслушиваться в звучание песен и инструментальных пьес, дослушивать до конца, различать маршевую и песенную музыку, чувствовать настроение 9 Инструктор физической культуре Воспитатели, Педагогпсихолог по Физическое развитие Социальнокоммуникативное развитие музыки. Музыкально-речевая деятельность Учить петь выразительно, соблюдая паузы, ослабляя и усиливая силу голоса. Закреплять навыки правильного звуко- произношения в процессе пения. Музыкально-ритмическая деятельность Развиваем координацию, плавность, выразительность движений. Помогаем детям почувствовать сильную долю при выполнении движений под музыку 2/4, 3/4, 4/4. Совершенствуем умения выполнять музыкально-ритмические движения в разных темпах: ходьба по кругу по одному, парами, тройками; расхождение и свободная ходьба по залу; бег на носках по кругу по одному или парами; кружение на месте по одному и в паре; хлопки; прыжки на месте на двух ногах; «пружинка» с поворотом вправо, влево, прямо; выставление поочередно ног на носок и пятку. Инструментальная деятельность Продолжаем учить детей правильно держать инструменты и извлекать звуки. Учим различать инструменты по внешнему виду и по звучанию. Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях; Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале; Продолжать учить ребенка самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество; Развивать умение подниматься на невысокие предметы и спускаться с них; Формировать умение ползать в определенном темпе; Развивать волевые качества в своих поступках и следовать положительному примеру; Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; Воспитывать коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему, высказывать свою точку зрения, слушать сверстников, поддерживать беседу; Воспитывать интерес, любовь, уважение к истории и культуре родного народа. 10 Март, апрель, май Темы: Весна шагает по планете; Международный женский день; Весна шагает по планете; Птицы; Быть здоровыми хотим! Космос; Первоцветы; Фольклорный праздник; Лесной дом (лес- зеленый наряд планеты); День Победы; Хлеб всему голова; До свидания детский сад. (Подготовительная к школе группа) _ Специалисты Образовательные области Коррекционно - развивающие задачи Воспитатели, Познавательное развитие Развивать любознательность и познавательную мотивацию; Формировать познавательные Педагогдействия; обогащать опыт исследовательских действий по изучению качеств и свойств психолог объектов живой и неживой природы; Формирование элементарных представлений о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года. Продолжать развивать представление о целостной картине мира, расширять кругозор о предметном мире. Воспитатели, Речевое развитие Развивать грамотную речь, при составлении рассказов описательного характера; УчительПовышать уровень коммуникативности; Развивать интонационную выразительность речи, логопед связную речь, артикуляционную моторику; Развивать умение активно участвовать в беседе; Обогащать активный словарь; Формировать умение вести диалог. Воспитатели Художественно-Продолжать способствовать развитию творческих способностей; эстетическое развитие Формировать эстетическое отношение к (лепка) действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства; Развивать чувство композиции: передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движение 11 Воспитатели Воспитатели Музыкальный руководитель Художественноэстетическое (рисование) развитие Художественноэстетическое развитие (аппликация) Художественноэстетическое развитие (музыкальная деятельность) деталей; Продолжать формировать умения использовать разные способы лепки. Воспитывать аккуратность, старательность; Развивать умение правильно располагать изображение на листе, упражнять в рисовании красками; Упражнять в умении использовать в работе нетрадиционную технику рисования. Обогащать сенсорный опыт; Создать условия для совместного творчества в ходе использования готовых деталей; Продолжать развивать чувство композиции; детское творчество, эстетический вкус. Восприятие музыки Продолжать формировать представления детей о музыкальных жанрах и средствах музыкальной выразительности, развивать слуховое внимание и сосредоточение на музыку в процессе музыкально - дидактических игр. Музыкально-речевая деятельность Учить петь выразительно, соблюдая паузы, ослабляя и усиливая силу голоса. Закреплять навыки правильного звуко-произношения в процессе пения. Музыкально-ритмическая деятельность Совершенствовать умения выполнять музыкальноритмические движения в разных темпах: движение приставными шагами по кругу, подскоки; движения с предметами в двух или одной руке в сочетании с бегом, ходьбой, прыжками. Развивать выразительность движений, воображение детей, способность передавать характерные особенности в инсценировках песен, стихов, сказок и рассказов с музыкальным сопровождением. Использовать все разученные музыкально ритмические движения в свободной деятельности. Инструментальная деятельность Побуждать детей играть на детских музыкальных инструментах в сопровождении пианино. Учить детей выделять сильную и слабую доли в размере 2/4, 3/4, 4/4. Учить согласовывать 12 Инструктор физической культуре Воспитатели, Педагогпсихолог по Физическое развитие Социальнокоммуникативное развитие начало и окончание игры на детских музыкальных инструментах с началом и окончанием звучания музыки. Поддерживать интерес к различным видам спорта, сообщать некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны; Знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения; Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур; Упражнять в подбрасывании вверх мяча и ловле его; Развивать умение бросать мяч в горизонтальную цель; Развивать навыки действия с мячом в паре. Вызывать желание подражать взрослым в достойном поведении; Продолжать развивать игровые умения; Воспитывать желание и готовность помогать взрослым и друг другу; Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний в процессе общения с природой; Формировать представления о том, что мужчины внимательно и уважительно относятся к женщинам; Формировать потребности радовать своих близких добрыми делами. 13 2.1.3. Консультационная работа Цель: Обеспечение непрерывного специального индивидуального сопровождения родителей и педагогов по вопросам реализации условий обучения и воспитания в семье. Развитие знаний родителей и педагогов по организации полноценного развития и социализации ребенка. Характеристика работы: 1.Консультативная помощь родителям и педагогов в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с НОДА. 2. Выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с ребенком с НОДА, единых для всех участников образовательного процесса. 3. Индивидуальны беседы с родителями и педагогов по всем вопросам пребывания ребенка с НОДА в НСП (состояние здоровья, участие в жизни группы, овладение различными навыками самообслуживания, достижения детей в разных видах деятельности и др.) 2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника. Формы, способы и методы реализации программы описаны в АОП ДО. 2.3. Особенности образовательной деятельности в разных видах и культурных практик. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и ребенка, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Непосредственно образовательная деятельность основана на организации видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования. Игровая деятельность представлена дидактическими и развивающими, малоподвижными играми, игровыми проблемными ситуациями и пр. Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи. Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя познание детьми объектов предметного и социального мира и решение проблемных ситуаций. Продуктивная деятельность направлена на выполнение заданий по развитию графомоторных навыков и пространственного ориентирования. Двигательная деятельность организуется в процессе занятий как упражнение на развитие межполушарного взаимодействия и вестибулярномоторной активности, а так же кинезиологические упражнения. Для реализации программы используются те же разнообразные культурные практики, что и для реализации основной образовательной Программы детского сада. 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы. Приоритетной сферой проявления детской инициативы в 3 года является исследовательская деятельность. Для поддержки детской инициативы необходимо: 1. Предоставлять ребенку самостоятельность во всем, что не представляет опасности для его жизни и здоровья, помогая ему реализовывать собственные замыслы. 2. Отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи ребенка. 3. Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность. 4. Формировать у мальчика или девочки привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия, приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями (в иных случаях – просить помощи у сверстников и взрослых), знакомить ребенка с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности. 5. Побуждать ребенка к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру). 6. Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты. 7. Устанавливать простые и понятные ребенку нормы жизни группы. 8. Проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и потарапливания ребенка. 9. Для поддержания инициативы в продуктивной деятельности по указанию ребенка создавать для него изображения или поделку. 10. Содержать в доступном месте все игрушки и материалы. 11. Поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка. 2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников. Организация процесса взаимодействия основана на тех же принципах, теоретических и методологических основах, методах и формах, что и в ИАОП ДО и реализуется педагогом - психологам во время индивидуальных и групповых консультации. 15 III. Организационный раздел. 3.1. Материально-техническое обеспечение программы. Развивающая предметно-пространственная среда НСП, описанная в АОП ДО, обеспечивает максимальную реализацию программы и построена на тех же принципах. 3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Методические материалы и средства обучения и воспитания описаны в АОП ДО. 3.3. Описание распорядка и режима проведения. Еженедельные занятия по программе проводятся в первой и второй половине дня и длятся от 10 до 30 минут в зависимости от возраста детей с использованием физминуток, кинезиологических упражнений. 3.4. Особенности пространственной среды. организации развивающей предметно- Развивающая среда нашего НСП — это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка с ОВЗ, она построена с соблюдением общих требований, которые подробно описаны в АОП ДО и полностью соответствуют требованиям реализации коррекционно-развивающей программы. 16